СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по географии ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по физической и социально - экономической географии Донецкого региона  (для специальной общеобразовательной школы - интерната для глухих детей)

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по географии ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ

8 КЛАСС

(52 часов, 1,5 ч в неделю)

Тема

Дата

Примечание

ВВЕДЕНИЕ  - 2 час.

1

Понятие «география родного края». Объект изучения географии родного края. Источники географических знаний.



2

Методы исследования родного края.

Экскурсия в краеведческий музей.



ТЕМА 1. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН И ЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - 13 час.


3

Размеры территории, границы, административные районы, географические координаты крайних точек. Положение области относительно тепловых поясов Земли, материков и частей света, океанов и морей, крупных физико-географических объектов. Влияние географического положения области на ее природу. Оценка географического положения Донецкого региона.



4

Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте границ области, соседей, крайних точек, географического центра».




5

Местное и поясное время. Разница во времени.



6

Практическая работа №2 «Определение поясного и местного времени, определение положения Донецкого региона в пределах часовых поясов»




7

Географические карты. Виды карт, их классификация. Генерализация.



8

Картографические проекции. Искажения на картах.



9

Использование топографии при изучении родного края. Топографические карты. Способы изображения географических объектов и явлений на картах.



10

Объекты топографических карт. Углы и направления на картах



11

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.




12

Археологические исследования территории области. Древние стоянки и памятники археологии. Губернии. Образование Донецкой губернии, городов.



13

Творческая работа. История вашего населенного пункта.




14

Исследование родного края. Первые сведения о землях территории современной области.



15

Современные исследователи родного края.



ТЕМА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ – 7 час.


16

Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Донецкий кряж. Приазовская возвышенность, Приазовская низменность. Могилы. Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте основных форм рельефа»



17

Геологическая и тектоническая карты Донецкого региона. Изменение природных условий территории Донецкого региона в разные эпохи. Особенности тектонического и геологического строения.



18

Тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различие геологического строения. Влияние геологического строения на рельеф. Геологические памятники на территории Донецкого региона.



19

Практическая работа Описание Донецкого кряжа по плану.



20

Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых».



21

Развитие форм рельефа Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф территории области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность.



22

Неблагоприятные физико-географические процессы: ветровая и водная эрозии, оползни, карсты.

Практическая работа № 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого региона».



23

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.



ТЕМА 3. Климатические условия и ресурсы - 7 час.

24

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, ее виды.



25

Влияние общей циркуляции атмосферы. Преобладающие типы воздушных масс, циклоны и антициклоны, атмосферные фронты, их влияние на климат по сезонам.



26

Подстилающая поверхность. Климатические карты.



27

Характеристика климата Донецкого региона. Закономерности распределения климатических показателей по территории (температура, осадки, преобладающие ветры, коэффициент увлажнения). Практическая работа № 6 «Обобщение материалов наблюдений за погодой. Построение графиков температур, диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров».



28

Климатические сезоны. Особенности времен года. Изменение климата во времени.

Погода. Основные показатели погоды, их изменения по сезонам. Прогноз погоды, народные приметы. Особенности времен года.

Творческая работа «Многолетние изменения климата Донецкого региона».



29

Неблагоприятные погодные явления: ливни, град, суховеи, пылевые бури, засухи, гололедица, заморозки, метели, снежные заносы.



30

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Климатические ресурсы: агроклиматические, энергетические, рекреационные климатические ресурсы, их оценка.



ТЕМА 4. Внутренние воды - 5 час

31

Поверхностные воды, их состав. Реки Донецкого региона. Особенности водного режима и питания рек края. Гидрологическая характеристика рек: падение, уклон, расход воды, годовой сток, твердый сток.



32

Озера, водохранилища, каналы, болота. Подземные воды.



33

Практическая работа №7 «Обозначение на контурной карте рек, водохранилищ, каналов Донецкого региона».



34

Водные ресурсы. Использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности и рекреационных целях. Пути рационального использования и охрана вод.



35

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.



ТЕМА 5. Почва - 3 час.

36

Факторы почвообразования. Типы почв Донецкой области, их характеристика. Карта почв. Закономерности распространения почв на территории Донецкого региона.



37

Земельные ресурсы края, их рациональное использование. Проблемы почв: эрозия, химизация, засоление. Мелиоративные мероприятия.



38

Практическая работа №8 «Анализ закономерностей распространения почв на территории Донецкого региона».



ТЕМА 6. Растительный и животный мир Донецкого региона - 5 час.

39

Разнообразие растительного и животного мира родного края. Факторы, влияющие на их распространение. Растительные сообщества.



40

Биологические ресурсы. Красная книга. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Реликты. Эндемики. Лекарственные и ядовитые растения края.




41

Акклиматизация животных. Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование.



42

Творческая работа. «Сбор материалов (фотоматериалы, рисунки) и оформление «Красной книги» родного края».



43

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.




ТЕМА 7. Природные комплексы Донецкого региона - 5 час.

44

Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные, их классификация. Факторы формирования ландшафтов. Особенности взаимодействия природных компонентов в ландшафтах региона. Современные ландшафты.



45

Положение родного края в системе физико-географического районирования. Физико-географическое районирование Донецкого региона.



46

Степная природная зона. Природный комплекс Азовского моря. Практическая работа № 10 «Составление лоции Азовского моря»



47

Практическая работа № 9 «Составление характеристики физико-географических единиц Донецкого региона»



48

Практическая работа. Описание Азовского моря по плану.



49

Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафтов родного края.

Неблагоприятные физико-географические процессы в Донецком регионе: эрозия, оползни, сели, карсты, заболачивание, подтопление и др. Причины их образования, последствия их воздействия. Мероприятия по преодолению этих последствий. .



ТЕМА 8. . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ – 3 час.


50

Проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов.

Природа и человек. Охрана природы. Природоохранные объекты края. Практическая работа №11 «Определение экологического следа»



51

Практическая работа №12 «Обозначение природоохранных объектов на карте Донецкого региона»

Творческая работа. Создание проекта «Пути решения проблем переработки отходов в современном мире».



52

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.


































































СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ

9 КЛАСС

(52 часа, 1,5 ч в неделю)

Тема

Дата

Примечание

ВВЕДЕНИЕ - 2 час.

1

Понятие «Социально-экономическая география родного края». Объект изучения географии родного края.



2

Связь с другими науками. Эконом-географы родного края. Методы географических исследований.




ТЕМА 1. Экономико-географическое положение.- 3 час.

3

Оценка экономико-географического положения Донецкого края.

Практическая работа № 1

«Определение выгодности экономико-географического и политико-географического положения Донецкого края».



4

Административно-территориальное деление. Оценка. Практическая работа № 2

«Обозначение на контурной карте административных единиц региона».



5

Исследовательский проект

Исторический экскурс родного края.



ТЕМА 2. НАСЕЛЕНИЕ Донецкого региона - 9 ЧАС


6

Понятия «естественный прирост населения», «рождаемость», «смертность», «депопуляция», «демографический взрыв».



7

Решение задач на определение рождаемости, смертности, естественного прироста населения.




8

Количество и размещение населения области. Половозрастная структура населения.

Практическая работа № 3

«Изучение динамики количественного состава населения региона».




9

Национальный состав населения области. Особенности быта и религии, обрядов и обычаев местного населения. Изучение традиционных ремесел региона.



10

Практическая работа № 4

«Построение секторной и столбчатой диаграмм национального состава населения региона».




11

Размещение населения. Городское и сельское население. Типы населенных пунктов.

Миграционные процессы. Проблемы региона. Исследовательский проект.

«Составление родословного древа вашей семьи».



12

Трудовые ресурсы и занятость населения. Безработица. Исследовательский проект. «Проблема безработицы и пути ее решения в регионе».



13

Экскурсия. Встреча с работниками социального центра занятости. Ознакомление с работой заведения. Анализ рынка труда в регионе.



14

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.



ТЕМА 3. ХОЗЯЙСТВО ДНР - 17 ЧАС.


15

Производственная и непроизводственная сфера. Типы экономических систем. Отраслевая структура промышленности. Развитие отраслей промышленности в пределах региона. Проблемы и перспективы.



16

Основные социально-экономические показатели развития региона: ВВП, ВНП, НД.



17

Практическая работа № 5

«Определение отраслей специализации. Определение проблем и перспектив их развития».



18

Типы предприятий по форме собственности. Исследовательский проект

«Характеристика промышленного предприятия региона».




19

Топливная промышленность. Отраслевая структура. Сырьевая база.



20

Практическая работа № 6

«Обозначение на контурной карте районов угледобычи и нефте-, газопроводов».




21

Электроэнергетика региона. Виды электростанций.

Практическая работа № 7

«Составление секторной диаграммы производства электроэнергии».




22

Металлургия. Черная, цветная металлургия. Сырьевая база. География размещения.




23

Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте сырьевой базы, основных районов предприятий».



24

Самостоятельная работа. Тема. Тестирование по отраслям промышленности.




25

Роль машиностроения в хозяйстве. Структура отрасли. Факторы размещения. География машиностроения. Крупнейшие центры.



26

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.




27

Химическая промышленность. Природно-сырьевая база. География размещения.




28

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Проблемы и перспективы.




29

Промышленность строительных материалов. Отраслевая структура.




30

Легкая промышленность. Художественные промыслы.




31

Пищевая промышленность. Факторы размещения.



ТЕМА 4. Сельское хозяйство – 4 час.

32

Сельское хозяйство. Отраслевая структура. Значение сельского хозяйства. Природно-географические факторы.



33

Растениеводство. Отраслевая структура. География размещения.



34

Животноводство. Отраслевая структура. География размещения. Аграрные реформы.



35

Практическая работа № 9

«Обозначение на контурной карте основных посевов. Анализ статистических данных о сельскохозяйственной продукции»



ТЕМА 5. Транспорт – 4 час.

36

Транспорт. Роль транспорта.

Виды транспорта. Преимущества и недостатки.



37

Транспортные узлы. Транзитные перевозки. Проблемы и перспективы.



38

Практическая работа № 10

«Нанесение на контурную карту основных транспортных магистралей и транспортных узлов».



39

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.






ТЕМА 6. Социальная сфера- 2 час.

40

Социальная сфера. Отрасли. Проблемы и перспективы.



41

Практическая работа № 11

Нанесение на контурную карту основных научных и культурных объектов Донецкого региона.



ТЕМА 7. Внешние экономические связи – 3 час.

42

Внешние экономические связи. Международное разделение труда. Формы международного сотрудничества. География внешней торговли.




43

Анализ внешнеэкономической деятельности родного края. Инвестиционная деятельность. Специальные экономические зоны.



44

Практическая работа № 12

Анализ статистических данных о внешнеэкономической деятельности региона. Построение столбчатой диаграммы экспорта (импорта) продукции.



ТЕМА 8. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ - 4 час.


45

Понятие «экономический район». Специализация административных районов. Проблемы и перспективы административных районов.



46

Крупные города Донецкого региона.



47

Экономические районы ДНР



48

Экономические районы ДНР



ТЕМА 9. ТОПОНИМИКА – 4 ЧАС.

Топонимика.

49

Топонимика.

Природная топонимика края.



50

Социальная и хозяйственная топонимика края.

Охрана природы региона.



51

Исследовательский проект

«Составление словаря микротопонимов своего населенного пункта»



52

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.