Кол-во часов | Тема | Формируемые УУД | Сроки прохождения программы |
общее | по разделу | Предметные | Личностные | Метапредметные | плановые | фактич. |
Раздел I. Общая физическая география России (35 часов) |
Тема 1. Введение (1 час) |
1 | 1 | Что изучает физическая география России. | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. | Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | сентябрь | |
Тема 2. Географическое положение России (4 часа) |
2 | 1 | Россия на карте мира. Практическая работа «Обозначение на к/к границ, пограничных государств, крайних точек России» | Знать основные виды границ, понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и называть соседние страны. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | сентябрь | |
3 | 2 | Физико-географическое положение России. | Знать специфику ФГП России. Уметь объяснять существенные признаки объектов. Понимать связь между ФГП и другими компонентами природы. | сентябрь | |
4 | 3 | Часовые пояса России. | Знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | сентябрь | |
5 | 4 | Практическая работа «Определение поясного времени для разных пунктов России». | сентябрь | |
Тема 3. Исследования территории России (3 часа) |
6 | 1 | Этапы изучения территории России. | Знать результаты географических открытий, объекты природы, названные в честь русских землепроходцев. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. | сентябрь | |
7 | 2 | Русские землепроходцы 11-17 вв. | сентябрь | |
8 | 3 | Географические открытия и исследования в России в 18-20 вв. | сентябрь | |
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (4 часа) |
9 | 1 | Геологическое летоисчисление и геологическая карта. Тектоническое строение территории. | Научатся показывать по карте основные формы рельефа России, определять зависимость рельефа от геологического строения территории, причины изменения рельефа во времени. Научатся отмечать положительные и отрицательные действия человека на литосферу, предсказывать последствия этих действий. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | сентябрь | |
10 | 2 | Общие черты рельефа. Практическая работа «Сопоставление фи-зической и тектони-ческой карт и установ-ление зависимости рельефа от строения земной коры». | октябрь | |
11 | 3 | Человек и литосфера. | октябрь | |
12 | 4 | Контрольная работа по теме «Геологическое строение и рельеф» | октябрь | |
Тема 5. Климат и погода (8 часов) |
13 | 1 | Анализ контрольной работы. Климатообразующие факторы. | Научатся определять факторы, определяющие климат России. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | октябрь | |
14 | 2 | Распределение тепла и влаги на территории России. Практическая работа «Выявление закономерностей рас-пределения основных климатических показа-телей в пределах России» | Научатся определять закономерности распространения тепла и влаги на территории России, читать и строить климатограммы. | октябрь | |
15 | 3 | Типы климатов России. | Научатся различать типы климата России по основным показателям, показывать границы климатических поясов; называть основные элементы погоды. Знать характеристики циклонов, антициклонов и атмосферных фронтов. | октябрь | |
16 | 4 | Погода. | |
17 | 5 | Атмосферные вихри. | |
18 | 6 | Практическая работа «Анализ синоптической карты. Составление прогноза погоды» | |
19 | 7 | Атмосфера и человек. | Научатся рассуждать и делать выводы о взаимосвязи человека и климата. | ноябрь | |
20 | 8 | Контрольная работа по теме «Климат и погода» | ноябрь | |
Тема 6. Моря и внутренние воды (6 часов) |
21 | 1 | Анализ контрольной работы. Моря России. Практическая работа «Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России» | Знать моря и реки России и их особенности. Уметь показывать их на карте, составлять описание моря и реки по типовому плану. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение морей, составлять описание реки по предложенному плану. | ноябрь | |
22 | 2 | Реки России. Практическая работа «Определение по картам и статистическим материалам характерных особенностей рек России» | |
23 | 3 | Практическая работа «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования» | Уметь использовать карты и другие источники информации для составления характеристики реки, прогнозировать изменения в результате хозяйственной деятельности. | ноябрь | |
24 | 4 | Озера и болота. | Отработают умения различать внутренние воды, показывать их на картах. | |
25 | 5 | Природные льды. Великое оледенение. | декабрь | |
26 | 6 | Гидросфера и человек. | Отработают умения пользоваться картами, показывать водные ресурсы на физической карте России. | |
Тема 7. Почвы (2 часа) |
27 | 1 | Условия формирования и развития почв. | Научатся определять тип почв по натуральным образцам. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | декабрь | |
28 | 2 | Основные зональные типы почв на территории России. | Научатся читать почвенную карту, определять места распространения зональных типов почв. | |
Тема 8. Природные зоны (7 часов) |
29 | 1 | Природные комплексы России. | Научатся называть и показывать природные зоны России на карте, описывать по типовому плану одну из природных зон. Уметь определять закономерности распределения основных элементов природных комплексов, доказывать их взаимное влияние друг на друга и прогнозировать изменения всех компонентов при изменении одного из них. Научатся различать среди территорий России особо охраняемые природные территории. | Осознавать ценность географических знаний как важнейшего компонента познания научной картины мира. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | декабрь | |
30 | 2 | Природные зоны Арктики и субарктики | |
31 | 3 | Леса умеренного пояса. | |
32 | 4 | Безлесные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность. | |
33 | 5 | Практическая работа «Описание по плану одной из природных зон России». | |
34 | 6 | Ресурсы растительного и животного мира. | январь | |
35 | 7 | Контрольная работа по теме «Природные зоны России». | |
Раздел II. Крупные природные районы России (27 часа) |
36 | 1 | Анализ контрольной работы. Природа арктических островов | Объяснять условия выделения и размещения природных районов, их специфические черты. Уметь показывать природные районы на карте. Определять географические особенности природных районов, характер влияния на них человека. Давать комплексную характеристику Московской области. Знать закономерности формирования рельефа и его современное развитие, особенности почв, растительного и животного мира. Описывать внутренние воды и водные ресурсы Московской области, экологические проблемы. | Понимать роль географии в решении современных практических задач человечества; выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешнсти/ неуспешности учебной деятельности. | Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. | январь | |
37 | 2 | Русская равнина. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | |
38 | 3 | Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины. | |
39 | 4 | ПТК Русской равнины. | |
40 | 5 | Смоленская область как часть Русской равнины. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | февраль | |
41 | 6 | Климат и внутренние воды Смоленской области | |
42 | 7 | Природа Смоленской области. Особо охраняемые природные территории. | |
43 | 8 | Проект «Мой край родной». Разработка маршрута путешествия по Смоленщине. | |
44 | 9 | Северный Кавказ. Геологическая история и рельеф. | |
45 | 10 | Климат, внутренние воды и высотная поясность Северного Кавказа. | |
46 | 11 | Животный и растительный мир. Заповедники и курорты Кавказа. | |
| | Крым. | | |
47 | 12 | Урал- каменный пояс земли Русской. | | |
48 | 13 | Климат и внутренние воды Урала. | март | |
49 | 14 | ПТК Урала. | |
50 | 15 | Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала | |
51 | 16 | Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | |
52 | 17 | Климат и внутренние воды Западной Сибири. | | | март | |
53 | 18 | ПТК Западной Сибири. Практическая работа «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири». | |
54 | 19 | Средняя Сибирь: рельеф и геологическое строение. | апрель | |
55 | 20 | Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири. | |
56 | 21 | Практическая работа «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска». | | |
57 | 22 | Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и климат. | |
58 | 23 | Внутренние воды и ПТК Северо-Восточной Сибири. | |
59 | 24 | Горы Южной Сибири: геологическое строение и рельеф. | |
60 | 25 | Климат и внутренние воды Южной Сибири. | апрель | |
61 | 26 | Байкал- жемчужина России. | |
62 | 27 | ПТК Южной Сибири. | | | |
63 | 28 | Дальний Восток: геологическое строение и рельеф. | май | |
64 | 29 | Климат, внутренние воды и природные зоны Дальнего Востока. | | | | май | |
65 | 30 | ПТК Дальнего Востока. | |
66 | 31 | Повторение по теме «Природа регионов России». | |
67 | 32 | Промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования по теме «Природа регионов России» | |
Раздел III. Природа и человек (3 часа) |
68 | 1 | Анализ контрольной работы. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Определять понятие «рациональное природопользование». Объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека (на конкретных примерах), значение географии в современном мире. | Определять целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. | май | |
69 | 2 | Рациональное природопользование. | май | |
70 | 3 | Роль географии в современном мире. | | |