№ | Тема | Элементы образовательного минимума образования | Требования к уровню подготовки учащихся (результаты обучения) | Практические работы | Формы контроля | Д/З | Дата |
личностные | предметные | метапредметные | 6А | 6Б | |
Гидросфера – водная оболочка Земли – 12 час (11+1) | | | |
1 | Состав и строение гидросферы | Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды, в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека | Регулятивные Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности. | | | §28 | | | |
2 | Мировой океан, его части. Жизнь в океане | Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в океане | Раскрыть понятие» Мировой океан», его составные части Показать значение океана Сформировать представление об островах и полуостровах Познакомить с особенностями дна Мирового океана | Регулятивные Работа с картой, сравнение современной карты с древними Систематизировать информацию о формировании океанов Познавательные Поиск информации по накоплению географических знаний Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого | Практическая работа № 1 «Описание океана или моря на основе анализа географических карт» | | §29 | | | |
3 | Мировой океан: моря, заливы, проливы | | | §30 | | | |
4 | Решение практических задач по карте | Выполнение проектного задания: «составление маршрутного листа путешественника по карте» | | §31 | | | |
5 | Воды океана | Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности | Сформировать знания о свойствах вод: Солености, температуры вод с широтой и глубиной Выявить географические закономерности температуры и солености вод океана Раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане Раскрыть опасные явления в Океане | Познавательные Описание по карте океанов и обозначение их контурной карте Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте коммуникативный Обсуждение значения открытий океанов | | | §32 | | | |
6 | Реки – артерии Земли. Как устроены реки. | Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России. | Сформировать понятие о реках, ее частях, Речной системе, питании реки, смысловое чтение при описании реки Показать роль рек в жизни человека Составлять описание реки по плану на основе анализа карт характеристику равнинной и горной рек | Познавательные Описание по карте крупных рек обозначение их контурной карте коммуникативные Оценить действия партнеров | | | §33 | | | |
7 | Реки. Как работают реки. | Режим рек, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек | Практическая работа № 2 «Описание реки по плану на основе анализа географических карт»» | | §34 | | | |
8 | Озера и болота | Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте | Сформировать понятие «озеро» Классифицировать озера по различным признакам Выяснить, как образуются болота Показать роль озер и болот для жизни на Земле Давать описание озера по плану | Познавательные Описывать озера и болота коммуникативный работа в группах Регулятивные Сравнивать озера различного происхождения | | | §35 | | | |
9 | Урок-практикум: «Источники пресной воды» | Практикум. 1. Описание озера по плану. 2.Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации | Решение практических задач по карте | | §35,к.к. | | | |
10 | Подземные воды и ледники | Подземные воды, их ледники происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники -главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники | Сформировать понятие «подземные воды» Выявить причины образования подземных вод Выявить причины образования ледников Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле | Регулятивные Выявлять закономерности в размещении подземных вод. Участвовать в обсуждении значения ледников коммуникативные Организовывать работу в паре | | | §36 | | | |
11 | Гидросфера и человек | Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы | Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны | Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору коммуникативные | | | §37 | | | |
12 | Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» | Контроль знаний по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» | Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны | Формировать компетентности в общении. | | К/Р №1 | См тетр | | | |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11 час (10+1) |
13 | Состав и строение атмосферы | Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | Показать значение атмосферы в жизни на планете Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав и строение Сформировать понятие о тропосфере как о части атмосферы , наиболее важной для людей Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью Научить замечать и понимать окружающие природные явления | Регулятивные Уметь выделять атмосферу как оболочку Земли и выявлять её особенности. | Практическая работа № 3 «обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды». | | §38 | | | |
14 | Тепло в атмосфере | Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха | Сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности Сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой Вычислять средние температуры и амплитуду температур Устанавливать причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом | Познавательные Определять температуру с помощью термометра, вычислять среднесуточную температуру. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого | | | §39 | | | |
15 | Суточный и годовой ход температуры воздуха | Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюса | | | §40 | | | |
16 | Атмосферное давление | Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой | Сформировать представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления Выяснить, от чего зависит атмосферное давление Измерять атмосферное давление Использовать знания об атмосферном давлении | Познавательные Определять взаимосвязь между давлением и температурой воздуха. коммуникативный Обсуждение значения открытий океанов | | | §41 | | | |
17 | Ветер | Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон | Сформировать понятие « ветер» Раскрыть причины его образования Сформировать понятие о розе ветров и розу ветров на основе данных дневника погоды. | Познавательные Вычерчивать розу ветров по дневнику погоды. коммуникативные Оценить действия партнеров | Практическая работа № 4 «Вычерчивание и анализ розы ветров» | | §42 | | | |
18 | Влага в атмосфере | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и её влияние на погоду. Облака и их виды | Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, понятие «облака» и раскрыть процесс их образования Сформировать зависимости между температурой воздуха и его влажностью Сформировать умение рассчитывать относительную влажность | Регулятивные Делать выводы о значении влажности воздуха для жизни на Земле. коммуникативный работа в группах | | | §43 | | | |
19 | Атмосферные осадки | Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли | | | §44 | | | |
20 | Погода и климат | Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы | Сформировать понятия «погода», и «климат» Сформировать понятие о воздушных массах Выявить закономерность формирования климата от географической широты и движение воздушных масс. Влияние рельефа. Выявить влияние погодных условий на здоровье людей. Формировать умение давать описания погоды и климата | Регулятивные Уметь подбирать критерии для характеристики климата в разных регионах коммуникативные Работа в паре | | | §45 | | | |
21 | Урок-практикум. | Наблюдение за погодой. Карты погоды Практикум. 1. Определение среднесут. температуры воздуха на основании показаний термометра. 2. Построение и анализ розы ветров. 3.Прогноз погоды на ближайшие дни. 4.Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | Формировать обобщение показателей дневника погоды за месяц. | Регулятивные Выявлять закономерности в размещении климатических поясов коммуникативные Организовывать работу в паре | | | §46, см тетр | | | |
22 | Атмосфера и человек | Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности | Показать огромное значение атмосферы для человека. Выявить, как погодные условия влияют на быт и здоровье люде Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений | Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на атмосферу. Формировать компетентности в общении | | | §47 | | | |
23 | Обобщение знаний по теме «Атмосфера-воздушная оболочка Земли» | Контрольно-обобщающий урок | Обобщить знания по теме «Атмосфера-воздушная оболочка Земли» Атмосфера. Состав, строение циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле Погода и климат. Характеристика элементов погоды. | | | | См тетр | | | |
Биосфера – живая оболочка Земли – 3 часа |
24 | Биосфера - живая оболочка Земли | Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | Выяснить значение биосферы Сформировать понятие «биосфера» Раскрыть роль живых организмов в биосфере Выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере Показать необходимость охраны биосферы | Познавательные Выявлять значение биосферы Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | | | §48 | | | |
25 | Почва как особое природное образование | Почва - особый природный слой. Плодородие - важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев -основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв | Сформировать понятие «почва», «типы почв» Раскрыть значение плодородия почв | Познавательные Работа с образцами почв, выявлять причины разной степени плодородия Регулятивные Поиск информации по учебнику Коммуникативные Самостоятельный анализ умение слушать другого | | | §49 | | | |
26 | Размещение живых организмов на Земле | Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек - часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу | Сформировать представление об организмах как компонентах природы Определять значение биосферы Сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете Показать значение биосферы для человека и ее изменение чел-ком | Познавательные Выявлять значение биосферы в жизни Земли. Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | | | §50 | | | |
Географическая оболочка Земли – 6 час |
27 | Свойства и закономерности Географической оболочки | Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); | Сформировать представление о географической оболочке Выяснить строение и свойства географической оболочки Показать значение географической оболочки для жизни человека | Познавательные Выявлять понятие географической оболочки. Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное | | | §51, с166-167 | | | |
28 | Природные комплексы | Понятие «природный комплекс». Зональные и азональные природные комплексы. | Сформировать представление о природной зональности Выяснить как размещаются природные комплексы на Земле Объяснить смену природных зон на Земле Показать разнообразие природных комплексов суши и океанов | Познавательные Объяснять закономерность распределения природных зон. Регулятивные Устанавливать основные приемы работы с учебником | | | §51, с 168-169 | | | |
29 | Природные зоны земли | Природные зоны -зональные природные комплексы. Понятие «природная зона». Смена природных зон от экватора к полюсам. Карта природных зон. Широтная зональность и высотная поясность. | | | §52 | | | |
30 | Культурные ландшафты | Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов | Сформировать понятие «культурный ландшафт» Показать влияние человека на культурные ландшафты | Познавательные Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого | | | §53, проект | | | |
31 | Влияние человека на ландшаф | Обсуждение положительного и отрицат. влияния человека на ландшафт. Подготовка и обсуждение сообщений «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». «Моделирование возможных преобразований природы в результате деятельности человека». | Защита проектов положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу | | См тетр, | | | |
32 | Обобщение по темам: «Биосфера - живая оболочка Земли» и «Географическая оболочка» | Обобщение по разделам «Биосфера –живая оболочка Земли» и «Географическая оболочка» | Контрольно-обобщающий урок | Обобщить знания учащихся Географическая оболочка Земли Широтная и высотная поясность Цикличность ритмичность процессов | | | | См тетр | | | |
33 | Обобщение за курс 6 класса «География Земли» | | | | | | | | | | |
34 | Обобщение. Резерв времени | | | | | | | | | | |