СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическое планирование является частью рабочей программы по географии в основной школе.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса.»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

города Углича

Ярославской области


Рассмотрена

ШМО учителей естественных наук,

географии и физкультуры

Протокол № от ________2016 г.

Рук – ль ШМО_____________/Матвеева Л.Ю./

Утверждена

Приказ по МОУ СОШ № 3

_______ от «___»______2016 г.

Директор школы ___________

/Стрельцова С.В./




поурочное планирование

По географии

Для 5 «А», «Б» классов

(по ФГОС)



Учитель: Веселова Т. В.,

первая квалификационная категория.






Углич, 2016/2017 уч. год.


Тематическое планирование

Наименование разделов (тем)

Всего часов на раздел (тему)

В том числе

Проекты

Практика

Контроль

1

Введение

1




2

Накопление знаний о Земле

5

1

тест

1 - «По следам великих путешественников» (Описание путешествия и построение схемы маршрута)

3

Земля во Вселенной

7

1


1 - «Соседи Солнца» - монопредметный познавательный проект (Презентация, сообщение)

4

Географические модели Земли

10

2

тест


5

Земная кора

11

2


1 - «Тайны природы» (презентация)

6

Итоговый урок

1





ИТОГО

35

6


3


Поурочное планирование

5 «А», «Б» классы 1 четверть

Месяцы

Недели

Часы и числа

Разделы и темы


Виды деятельности ученика

Пр/р

Пров. раб.


Введение - 1ч.

Раздел 1: «Накопление знаний о Земле» - 5 ч.

Раздел 2: «Земля во Вселенной»- 7 ч. (3 ч.+4)

Итого: 9 часов.


сентябрь

1

1.

Что изучает география? Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения

Земли географией по сравнению с другими

науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и

других источниках) о роли географии в современном мире



2

2.

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Работа с картой: определение территорий

древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам

маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий



3

3.

Великие географические открытия.

Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Описание по картам маршрутов путешествий

в разных районах Земли. Обозначение на

контурной карте маршрутов путешествий.

Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации)

о них. Обсуждение значения открытия

Нового света и всей эпохи Великих географических открытий



4

4.

Открытие Австралии и Антарктиды.

Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и

М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и

Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского

Пр/ р №1


октябрь

5

5.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера.

Поиск на иллюстрациях (среди электронных

моделей) и описание способов современных

географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования



6

6.

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом


Тестовый контроль

7

7.

Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как

ориентироваться по звездам.

Поиск на картах звездного неба важнейших

навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде



8

8.

Земля - часть солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты



ноябрь

9

9.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на

Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического

пространства













5 «А», «Б» классы 2 четверть

Месяцы

Недели

Часы и числа

Разделы и темы


Виды деятельности ученика

Пр/р

Пров. раб.


Раздел 2: «Земля во Вселенной»- 7 ч. (3+4 ч.)

Раздел 3: «Географические модели Земли» - 10ч.

(3 ч.+7)

Итого: 7 часов.


ноябрь

10

1.

Осевое вращение Земли. Вращение земли вокруг своей

оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»



11

2.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»



12

3.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму

Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему

«Представление о форме и размерах Земли

в древности». Составление и анализ схемы

«Географические следствия размеров и формы Земли»



13

4.

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»


Работа с итоговыми вопросами по разделу

«Земля во Вселенной» в учебнике. Выполнение и оформление практической работы.

Пр/ р №2


декабрь

14

5.

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса



15

6.

Изображение земной поверхности. Глобус.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Изучение различных видов изображения

земной поверхности: карт, планов, глобуса,

атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности



16

7.

Масштаб и его виды. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу

Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно





5 «А», «Б» классы 3 четверть

Месяцы

Недели

Часы и числа

Разделы и темы


Виды деятельности ученика

Пр/р

Пров. раб.


Раздел 3: «Географические модели Земли» - 10ч.

(3 +7 ч.)

Раздел 4: «Земная кора» - 11ч (3ч.+8)

Итого: 10 часов.


январь

17

1.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Работа с картой и планом местности: анализ

выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек



18

2.

Планы местности и их чтение. План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений по плану местности.

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты



19

3.

Составление плана местности.

Ориентирование на местности по сторонам

горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности

Пр/ р №3


20

4.

Параллели и меридианы. Параллели и меридианы на картах

Сравнение глобуса и карт, выполненных в

разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения



февраль

21

5.

Градусная сеть. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.

Определение расстояний по градусной сети.

Определение по картам географической

широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по

географическим координатам. Сравнение

местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей

Пр/ р №4


22

6.

Географические карты. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Чтение карт различных видов. Определение

зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов



23

7.

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли».

Работа с итоговыми вопросами и заданиями

по разделу «Географические модели Земли» в учебнике. Решение теста по данной теме.


Тестовый контроль

март

24

8.

Внутреннее строение земной породы. Из чего состоит земная кора.

Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой



25

9.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Сравнение свойств горных пород различного

происхождения. Анализ схемы преобразования горных пород



26

10.

Определение горных пород.

Определение горных пород

(в том числе полезных ископаемых) по их

свойствам.

Пр/ р №5



5 «А», «Б» классы 4 четверть

Месяцы

Недели

Часы и числа

Разделы и темы


Виды деятельности ученика

Пр/р

Пров. раб.


Раздел 4: «Земная кора» - 11ч (3+8ч.)

Итоговый урок – 1 ч.

Итого: 9 часов.


апрель

27

1.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Сравнение типов земной коры. Анализ схем

(моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит



28

2.

Разнообразие форм рельефа Земли. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Распознавание на физических картах в

атласе разных форм рельефа. Определение

на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения



29

3.

Движение земной коры. Медленные движения земной

коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Установление с помощью географических

карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры



30

4.

Землетрясения. Вулканизм. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма



май

31

5.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других

источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием



32

6.

Главные формы рельефа суши.

Горы и равнины суши.

Распознавание на физических картах гор и

равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин



33

7.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Выявление особенностей изображения на

картах крупных форм рельефа дна океана.

Сопоставление расположения крупных форм

рельефа дна океана с границами литосферных плит



34

8.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует

на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной

коры.

Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору

Пр/ р №6


35

9.

Итоговый урок по курсу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!