СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе»

С О Г Л А С О В А Н О: У Т В Е Р Ж Д А Ю:

Заместитель директора по УВР Директор МОУ

__________________________ «ШКОЛА № 56 Г. ДОНЕЦКА»

«_____»___________2020 г. ___________________________

«_____»___________2020 г.














Календарно-тематическое планирование

(рабочая программа)

по геометрия

в 7классе на 2020-2021 уч.г.






Учитель: Мужецкая

Лариса Александровна,

специалист высшей категории, старший учитель









Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математических дисциплин

Протокол № _____ от «___»_____2020г.

Руководитель ШМО __________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарное планирование по учебному предмету геометрия 7 класс составлено на основании: Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, с учетом учебно-методического комплекса Ю.Н. Макарычев и др. «Геометрия 7-9»; Примерных программ по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. /- Москва: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ:

  1. Примерная программа по учебному предмету «Геометрия. 7-9 кл.»/ сост.Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В.–5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 45 с.

  2. Учебник: Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Геометрия 7-9 классы: учеб.для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.

  2. Геометрия: дидактические материалы для 7 класса / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. − М.: Просвещение, 2011.

  3. Геометрия: дидактические материалы для 7 класса. / В.А.Гусев, А.И.Медяник. − М.: Просвещение, 2008.

  4. Изучение геометрии в 7 классе: методические рекомендации: книга для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.].− М.: Просвещение, 2008.

  5. Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по геометрии. 7-9 классы. / Л.Я.Федченко. – Д.,2004.

  6. Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций по геометрии. 7- 9 класс. / Л.Я.Федченко. – Д.,2009



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Примерный учебный план

Недельная нагрузка

Класс

Предмет

Количество часов

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

За год

2 часа

7

геометрия

16

16

20

18

70


Практическая часть программы:

Виды контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Контрольная работа









РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ

С учетом разбиения их на логически завершенные блоки знаний (подтемы). Количество контрольных работ

п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контрольные работы

7 класс

70

8

1

Начальные геометрические сведения

9

1

2

Треугольники

23

3


- Первый признак равенства треугольников

7

1


- Второй и третий признак равенства треугольников

8

1


- Третий признак равенства треугольников

8

1

3

Параллельные прямые

13

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

14

2


- Сумма углов треугольника

7

1


- Соотношения между сторонами и углами треугольника

7

1

5

Обобщение и систематизация программного материала за 7 класс

9

1 (ГКР)

6

Резерв

2


ГКР – годовая контрольная работа.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


1. Начальные геометрические сведения (9 часов)

Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков. Длина отрезка. Единицы измерения. Измерение углов. Градусная мера угла. Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы.

Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов.

Учащиеся должны:

знать

определение прямой, как нужно обозначать точку, прямую;

определение луча и угла;

единицы измерения углов;

определение смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых, их свойства.

уметь

строить точку, прямую, отрезок;

строить и обозначать углы, лучи, определять виды углов;

показать на рисунке внутреннюю область угла, проводить луч, разделяющий угол на два угла;

сравнивать отрезки и углы, строить биссектрису угла;

строить перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

2. Треугольники (23 часа)

Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Перпендикуляр к прямой. Свойства равнобедренного треугольника. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников. Задачи на построение. Окружность. Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение.

Основная цель – ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

Учащиеся должны:

знать

признаки равенства треугольников;

понятие перпендикуляра к прямой;

понятие медианы, биссектрисы и высоты треугольника;

определение равнобедренного треугольника и его свойства;

основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

уметь

пользоваться понятиями медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике при решении задач;

использовать свойства равнобедренного треугольника;

применять задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

3. Параллельные прямые (13 часов)

Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами.

Основная цель – ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Учащиеся должны:

знать

признаки параллельности прямых;

аксиому параллельности прямых;

свойства параллельных прямых.

уметь

применять признаки параллельности прямых

использовать аксиому параллельности прямых;

применять свойства параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач планиметрии, а также в курсе стереометрии.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (14 часов)

Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Соотношение между сторонами и углами. Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель – рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

Учащиеся должны:

знать

понятие суммы углов треугольника;

соотношение между сторонами и углами треугольника;

свойства прямоугольных треугольников;

признаки равенства прямоугольных треугольников.

уметь

решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника;

решать задачи на построение;

использовать свойства прямоугольного треугольника.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

5. Обобщение и систематизация программного материала за год (9 часов)

Учащиеся должны:

знать

определение прямой, как нужно обозначать точку, прямую;

определение луча и угла;

единицы измерения углов;

определение смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых, их свойства;

признаки равенства треугольников;

понятие перпендикуляра к прямой;

понятие медианы, биссектрисы и высоты треугольника;

определение равнобедренного треугольника и его свойства;

основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки;

признаки параллельности прямых;

аксиому параллельности прямых;

свойства параллельных прямых;

понятие суммы углов треугольника;

соотношение между сторонами и углами треугольника;

свойства прямоугольных треугольников;

признаки равенства прямоугольных треугольников.

уметь

строить точку, прямую, отрезок;

строить и обозначать углы, лучи, определять виды углов;

показать на рисунке внутреннюю область угла, проводить луч, разделяющий угол на два угла;

сравнивать отрезки и углы, строить биссектрису угла;

строить перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы.

пользоваться понятиями медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике при решении задач;

использовать свойства равнобедренного треугольника;

применять задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

применять признаки параллельности прямых

использовать аксиому параллельности прямых;

применять свойства параллельных прямых;

решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника;

решать задачи на построение;

использовать свойства прямоугольного треугольника.

6. Резерв (2 часа)


В результате изучения курса геометрии в 7 классе обучающиеся должны

знать / понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

уметь

  • пользоваться математическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(2 часа в неделю, всего 70 часов)


урока

Дата проведения урока

Коррекция

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

дата


І четверть (16 ч.)


Тема 1 (9 часов). НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСИКЕ СВЕДЕНИЯ

1




Вводный урок. Прямая и отрезок. Луч и угол

1

Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера, какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и объяснять утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.

2




Сравнение отрезков и углов.

1

3




Измерение отрезков.

1

4




Измерение углов

1

5




Смежные и вертикальные углы

1

6




Перпендикулярные прямые

1

7




Решение задач

1

8




Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»

1

9




Анализ контрольной работы

1

Тема 2 (23 часа). ТРЕУГОЛЬНИКИ

Тема 2.1 (7 часов). Первый признак равенства треугольников

10




Треугольник. Виды треугольников.

1

Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы.

11

12




Первый признак равенства треугольников

2

13

14




Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

2

15




Контрольная работа №2 по теме «Первый признак равенства треугольников»

1

16




Анализ контрольной работы

1


ІІ четверть (16 часов)


Тема 2.2 (8 часов). Второй признак равенства треугольников



Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых; построение середины отрезка) и более сложные задачи; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.

17

18




Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

2


19




Свойства равнобедренного треугольника

1


20




Второй признак равенства треугольников

1


21

22




Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

2


23




Контрольная работа №3 по теме «Второй признак равенства треугольников»

1

24





Анализ контрольной работы

1


25




Третий признак равенства треугольников

1

26




Решение задач на применение признаков равенства треугольников


1

27




Задачи на построение. Окружность.

1

28




Примеры задач на построение

1

29




Решение задач на построение

1

30




Решение задач

1

31




Контрольная работа №4 по теме «Третий признак равенства треугольников»

1

32




Анализ контрольной работы

1


ІІІ четверть (20 часов)


Тема 3 (13 часов). ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ

33

34

35

36




Признаки параллельности двух прямых

4

Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, односторонними, соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из нее; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности(связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами); объяснять, что такое условие и заключение теоремы, обратная теорема; объяснять, в чем заключается метод доказательства от противного; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.

37

38

39




Аксиома параллельных прямых

3

40

41

42

43




Решение задач

4

44




Контрольная работа №5 по теме «Параллельные прямые»

1

45




Анализ контрольной работы


1

Тема 4 (14 часов). СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА

Тема 4.1 (7 часов). Сумма углов треугольника


Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника

46

47

48




Сумма углов треугольника

3

49




Решение задач


1

50




Контрольная работа №6 по теме «Сумма углов треугольника»

1

51




Анализ контрольной работы


1

52




Итоговое обобщение


1

IV четверть (18 часов)

Тема 4.2 (7 часов). Соотношения между сторонами и углами треугольника



Формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из нее; теорему о неравенстве треугольника; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30 градусов, признаки равенства прямоугольных треугольников)

53




Соотношения между сторонами и углами треугольника

1


54




Неравенство треугольника

1

55




Прямоугольные треугольники

1

56




Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

57




Построение треугольника по трем элементам

1


58




Контрольная работа №7 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

59




Анализ контрольной работы

1

Тема 5 (9 часов). ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ЗА 7 КЛАСС

60

61

62

63

64

65

66




Уроки обобщения и систематизации знаний обучающихся

7


Формулировать и доказывать изученные теоремы: о признаках равенства треугольников; свойства равнобедренного треугольника; о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, о неравенстве треугольника; о свойствах прямоугольных треугольников, о признаках  равенства прямоугольных треугольников; использовать изученный материал при решении задач сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.

67




Годовая контрольная работа

1

68




Анализ контрольной работы

1

РЕЗЕРВ (2 часа)

69

70





2



По плану -70 ч. По факту -______ ч.

Количество обязательных проверочных работ (план - 8, факт -_____)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!