СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование разработано на основе ФГОС основного общего образования и с учетом требований примерной образовательной программы; рассчитано на 68 часов (2 учебных часа в неделю) 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира»

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» в 5 классе



Дата проведения

Тема урока

Содержание урока

Результаты обучения

По плану/

коррекция

Факт

личностные

метапредметные

предметные

Что изучает история (9ч.)

1



Что изучает история. Источники исторических знаний

Что изучает история. Источники исторических знаний.

Осознают свою
идентичность как
гражданина страны, члена
семьи, этнической и
религиозной группы,
локальной и региональной
общности

Познавательные:
устанавливают причинно-
следственные связи и
зависимости между
объектами.
Коммуникативные:
оформляют диалогические
высказывания, понимают
позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Научатся: объяснять, что история - наука о прошлом человечества; давать определения понятиям: история, археологические
раскопки, древнейшие люди, исторический факт.
Получат возможность
научиться
: классифицировать
исторические события по признаку хронологии; высказывать суждения о ценности исторических источников

2



Археология

Вспомогательные исторические науки

Сохраняют мотивацию
учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно понимают причины
успешности/неуспешности
учебной деятельности


Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения
изучаемого материала;
принимают и сохраняют учебную задачу

Научатся: давать определение, что такое исторические источники, архитектурный
памятник, археология.
Получат возможность научиться: характеризовать различные виды исторических источников (вещественные,
устные, письменные); выделять главное в характеристике
источников.

3



Генеалогия. Происхождение имен и фамилий

Вспомогательные исторические науки

Выражают свою позицию
на уровне положительного
отношения к учебному
процессу; проявляют
учебно-познавательный
интерес к новому
материалу и способам
решения новой задачи

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые
средства для решения поставленной задачи.

Регулятивные: умеют
оценивать свою работу на
уроке; анализируют эмоциональное состояние,
полученное от успешной
(неуспешной) деятельности на
уроке

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Научатся: объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий; давать определения понятиям «родословная» и «генеалогия».
Получат возможность научиться: соотносить исторические факты и генеалогию происхождения фамилий

4-5



Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств

Вспомогательные исторические науки

Проявляют
заинтересованность не
только в личном успехе, но
и в решении проблемных
заданий всей группой;
выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно пони-
мают причины
успешности /неуспешности
учебной деятельности

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют
действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Научатся: рассказывать о государственной символике и о
составляющих элементах государственных символов; давать определения государственным символам (флаг, гимн, герб); объяснять назначение герба, флага, гимна государства; показывать на карте территорию Российской
Федерации; называть символы государственной власти РФ;
показывать на карте некоторые субъекты РФ; давать определение понятию «мно-
гонациональное государство».
Получат возможность научиться: соотносить основные
события истории государства с созданием государственных
символов.

6-7



Хронология. Летоисчисление

Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»)

Сохраняют мотивацию
учебной деятельности;
проявляют интерес к
новому учебному материалу; выражают
положительное отношение
к процессу познания;
адекватно понимают
причины допускают
существование различных
точек зрения.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут
диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое
мнение и позицию.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня
усвоения изучаемого
материала; принимают и
сохраняют учебную задачу

Научатся: рассказывать о счете лет в истории; давать определения понятиям: лента
времени, столетие, век,
тысячелетие, история н. э., до н. э.
Получат возможность
научиться:
определять век и вести подсчет исторического времени; устанавливать последовательность счета на
ленте времени по векам и тысячелетиям.

8



Историческая карта

Историческая карта

Оценивают собственную
учебную деятельность, свои
достижения; анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Познавательные: приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в
диалоге, работают с книгой.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное со-
стояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Научатся: давать определения
понятиям: историческая карта,
стороны света, легенда
карты
(условные знаки).
Получат возможность
научиться:
показывать
необходимые объекты на карте, объяснять значение условных знаков, «читать» простую историческую карту с
опорой на легенду; составлять простейший план города или объекта и читать его.

9



Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история»

Обобщение и закрепление полученных знаний и умений

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; принимают и сохраняют
учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Научатся: оперировать основными понятиями: история,
исторические источники,
историческая карта и план,
герб, гимн, флаг, родословная,
исторический период,
всеобщая история, история
России, многонациональная
страна

Жизнь первобытных людей (6ч.)

10



Предки человека

Расселение древнейшего человека. Человек разумный.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся:

комментировать и формулировать понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство»; устно описывать первые орудия труда; сравнивать первобытного и современного человека; характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе.

Получат возможность
научиться
: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

11



Условия жизни и занятия первобытных людей

Условия жизни и занятия первобытных людей.

Объясняют разнообразие исторических реалий

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Научатся: объяснять значение понятий и терминов: родовая община, человек разумный, рубило, копьё, гарпун, мамонт.


Получат возможность
научиться
: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

12



Зарождение искусства и религиозных верований

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира, творческую деятельность эстетического характера

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения; объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников; характеризовать верования первобытных людей.


Получат возможность
научиться
: овладеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

13



Возникновение земледелия и скотоводства

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.

Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; развивают способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте; рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию; Получат возможность
научиться
: охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества

14



От родовой общины к соседской

От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других.

Регулятивные: учатся работать
по предложенному учителем плану

Научатся: выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин; характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

Получат возможность
научиться
: подтверждать выводы примерами, описывать факты

15



Урок повторения и обобщения по теме «Первобытный мир»

Обобщение и закрепление полученных знаний и умений

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Получат возможность научиться: создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения; планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Древний Восток (17ч.)

16



Древний Египет

Древний Египет

Понимают культурное многообразие мира

Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Научатся: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Получат возможность
научиться
: изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников

17 -18



Условия жизни и занятия населения в Древнем Египте

Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Жрецы. Рабы.

Выражают готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Научатся: устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян.

Получат возможность
научиться
: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений

19



Военные походы фараонов

Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы.

Оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.


Научатся: читать историческую карту с опорой на легенду, рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения; показывать на карте места главных событий.

Получат возможность
научиться
: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа


20



Религия древних египтян

Религиозные верования египтян.

Проявляют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные: владеют монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации


Научатся: объяснять смысл основных терминов; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.

Получат возможность
научиться
: устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

21



Культура Древнего Египта

Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира, творческую деятельность эстетического характера

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса; характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Получат возможность
научиться
: систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность


22



Древнее Двуречье

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные: владеют монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации


Научатся: характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Получат возможность
научиться
: комментировать письменность Двуречья и выделять её особенные признаки.

23



Древний Вавилон

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Выражают готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.


Научатся: характеризовать свод законов Хаммурапи.

Получат возможность
научиться
: объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов.


24



Финикия

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Осознают социально-нравственный опыт предше­ствующих поколений

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Научатся: рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.

Получат возможность
научиться
: использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире.


25



Палестина

Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.


Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания



Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами; проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Получат возможность
научиться
: применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

26



Ассирия

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

Получат возможность
научиться
: находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»; определять причины падения Ассирийской державы.


27



Персидская держава

Персидская держава: военные походы, управление империей.


Оценивают поступки, в том числе неоднозначные, как хорошие или плохие, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.


Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Научатся: систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию).

Получат возможность
научиться
: кратко рассказывать легенды о персидских царях.


28



Древняя Индия

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата; показывать на карте основные географические объекты Древней Индии; объяснять, каких животных почитали индийцы и почему.

Получат возможность
научиться
: выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.


29 - 30



Древний Китай

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.


Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: находить на карте и комментировать местоположение Китая; определять и формулировать особенности китайской религии; объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости;

рассказывать об отношениях Китая с соседями; объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Получат возможность
научиться
: выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях.

31



Урок повторения и обобщения по теме «Древний Восток»

Обобщение и закрепление полученных знаний и умений

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Получат возможность научиться: создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения; планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

32



Контрольная работа по теме «Древний Восток»

Систематизация и контроль знаний




Древняя Греция (17ч.)

33



Условия жизни и занятия населения Древней Греции

Население Древней Греции: условия жизни и занятия.

Сохраняют мотивацию
учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно понимают причины
успешности/неуспешности
учебной деятельности


Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Получат возможность
научиться
: применять приемы исторического анализа

34



Крит и Микены

Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.).

Выражают свою позицию
на уровне положительного
отношения к учебному
процессу; проявляют
учебно-познавательный
интерес к новому
материалу и способам
решения новой задачи

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: называть отличительные признаки критской культуры; показывать на карте местоположение Микен.

Получат возможность
научиться
: выделять отличия между микенской и критской культурами.

35-36



Верования древних греков

Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Троянская война. «Илиада» и «Одиссея».


Проявляют
заинтересованность не
только в личном успехе, но
и в решении проблемных
заданий всей группой;
выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно пони-
мают причины
успешности /неуспешности
учебной деятельности

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Научатся: рассказывать легенду о жизни Гомера; кратко раскрывать суть поэмы Гомера «Илиада»; характеризовать образы основных героев «Илиады»;

объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Получат возможность
научиться
: давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла; сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.


37



Утверждение демократии в Афинах

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения; объяснять значение понятий: полис, демос; выделять признаки греческого полиса; характеризовать греческий демос, общество в целом.

Получат возможность
научиться
: показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа; сравнивать законы Драконта и Солона.

38



Древняя Спарта

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Научатся: показывать на карте местоположение Спарты.

Получат возможность
научиться
: характеризовать основные группы населения и их положение.


39



Греческая колонизация

Великая греческая колонизация.

Выражают готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: объяснять причины греческой колонизации, её географию; выделять общее, что связывало греческие колонии.

Получат возможность
научиться
: сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.


40



Олимпийские игры

Спортивные состязания; Олимпийские игры.


Выражают свою позицию
на уровне положительного
отношения к учебному
процессу; проявляют
учебно-познавательный
интерес к новому
материалу и способам
решения новой задачи

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.

Получат возможность
научиться
: применять приемы исторического анализа

41



Греко-персидские войны

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Проявляют
заинтересованность не
только в личном успехе, но
и в решении проблемных
заданий всей группой;
выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно пони-
мают причины
успешности /неуспешности
учебной деятельности

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Научатся: называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.

Получат возможность
научиться
: применять приемы исторического анализа

42



Культура Древней Греции

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Литература. Архитектура и скульптура.

Проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира, творческую деятельность эстетического характера

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
Получат возможность
научиться
: формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

43



Школа и образование в Древней Греции

Школа и образование.

Выражают свою позицию
на уровне положительного
отношения к учебному
процессу; проявляют
учебно-познавательный
интерес к новому
материалу и способам
решения новой задачи

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: сравнивать типы школ и систему обучения в них; последовательно рассказывать о каждой из школ; объяснять назначение каждой из школ.

Получат возможность
научиться
: пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.


44



Древнегреческий театр

Быт и досуг древних греков. Театр.

Проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира, творческую деятельность эстетического характера

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Научатся: называть отличительные признаки комедии и трагедии; комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

Получат возможность
научиться
: оценивать роль современного театра для общества.


45



Афинская демократия при Перикле

Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

Получат возможность
научиться
: применять приемы исторического анализа


46



Возвышение Македонии

Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.


Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии.

Получат возможность
научиться
: характеризовать политические методы Филиппа Македонского.

47



Создание и распад державы Александра Македонского

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.

Проявляют
заинтересованность не
только в личном успехе, но
и в решении проблемных
заданий всей группой;
выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно пони-
мают причины
успешности /неуспешности
учебной деятельности

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Научатся: сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских; объяснять причины потери независимости Грецией; используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Получат возможность
научиться
: характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского; оценивать поступки Александра Македонского, его противников; называть причины распада державы Александра Македонского.

48



Культура эллинистического мира.


Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.


Проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира, творческую деятельность эстетического характера

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира.

Получат возможность
научиться
: сравнивать Александрию и Афины.

49



Контрольная работа по теме «Древняя Греция»

Систематизация и контроль знаний




Древний Рим (16ч.)

50



Древняя Италия

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Сохраняют мотивацию
учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно понимают причины
успешности/неуспешности
учебной деятельности


Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: сравнивать природные условия Греции и Рима; соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции; рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Получат возможность
научиться
: характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.


51



Возникновение Римской республики

Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.


Выражают свою позицию
на уровне положительного
отношения к учебному
процессу; проявляют
учебно-познавательный
интерес к новому
материалу и способам
решения новой задачи

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: исследовать по карте и мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом; характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Получат возможность
научиться
: выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром; сравнивать территориальные приобретения Рима в III и II вв. до н. э.


52



Пунические войны

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.

Проявляют
заинтересованность не
только в личном успехе, но
и в решении проблемных
заданий всей группой;
выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно пони-
мают причины
успешности /неуспешности
учебной деятельности

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Научатся: называть причины карфагенских войн; отмечать цели сторон во второй карфагенской войне; показывать по карте и комментировать поход Ганнибала.

Получат возможность
научиться
: перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.


53



Господство Рима в Средиземноморье

Установление господства Рима в Средиземноморье.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье; характеризовать способы подчинения государств власти Рима. Получат возможность
научиться
: рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, Рима.


54-55



Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака

Рабство в Древнем Риме.


Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: доказывать бесправное положение рабов в Риме; объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах
жизни римлян.

Получат возможность
научиться
: прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших.

56



Реформы братьев Гракхов

Реформы Гракхов.

Выражают готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Научатся: устанавливать причины гражданских войн в Риме.

Получат возможность
научиться
: называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков.


57



Гай Юлий Цезарь

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Проявляют
заинтересованность не
только в личном успехе, но
и в решении проблемных
заданий всей группой;
выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно пони-
мают причины
успешности /неуспешности
учебной деятельности

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: анализировать действия и поступки Юлия Цезаря; объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря.

Получат возможность
научиться
: определять причины поражения сторонников республики.

58



Установление империи в Риме

Установление императорской власти; Октавиан Август.

Объясняют разнообразие исторических реалий

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть; объяснять причины завершения гражданских войн в Риме.
Получат возможность
научиться
: характеризовать правление Октавиана Августа; показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.

59



Римская империя: территория, управление

Римская империя: территория, управление.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое
мнение и позицию.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Научатся: рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях;

анализировать причины крайнего своеволия Нерона; характеризовать период правления императора Траяна; рассказывать о достижениях империи во II в. н. э. Получат возможность
научиться
: выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.


60



Возникновение и распространение христианства в Римской империи.

Возникновение и распространение христианства.

Выражают свою позицию
на уровне положительного
отношения к учебному
процессу; проявляют
учебно-познавательный
интерес к новому
материалу и способам
решения новой задачи

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: рассказывать об условиях появления христианского учения; давать объяснение причинам распространения христианства; комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

Получат возможность
научиться
: объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.


61-62



Культурное наследие Древнего Рима

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.



Проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира, творческую деятельность эстетического характера

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Научатся: Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Получат возможность
научиться
: аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».


63



Разделение Римской империи

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Проявляют
заинтересованность не
только в личном успехе, но
и в решении проблемных
заданий всей группой;
выражают положительное
отношение к процессу
познания; адекватно пони-
мают причины
успешности /неуспешности
учебной деятельности

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Научатся: объяснять причины перемен во внутреннем положении империи; сравнивать положение на границах империи в I в. н. э. и при императоре Константине; обосновывать факт переноса столицы империи.

Получат возможность
научиться
: комментировать последствия утверждения христианства государственной религией;

обозначать причины раздела империи на две части.


64



Падение Западной Римской империи

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.


Выражают свою позицию
на уровне положительного
отношения к учебному
процессу; проявляют
учебно-познавательный
интерес к новому
материалу и способам
решения новой задачи

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое
мнение и позицию.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Научатся: оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.
Получат возможность
научиться
: высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

65



Контрольная работа по теме «Древний Рим»

Систематизация и контроль знаний




Итоговое повторение и обобщение (3ч.)

66



Итоговое повторение

Обобщение и закрепление полученных знаний и умений

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Получат возможность научиться: создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения; планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

67



Итоговая контрольная работа

Систематизация и контроль знаний




68



Анализ итоговой контрольной работы