СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по истории для 7 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) и  рабочей программы курса «История России» 6—9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразовательных организаций. Авторы: А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2019.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по истории для 7 класса»

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты

проведения

Материально-техническое оснащение


Универсальные учебные действия (УУД),

проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

план

факт


НОВАЯ ИСТОРИЯ

26





1.

Новое время: понятие и хронологические рамки.

1




Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени в анализе событий.


Европа в конце XV – начале XVII в.

11





2.

Великие географические открытия.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Раскрывать предпосылки Великих географических открытий. Выявлять противоречивость эпохи Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Подготавливать сообщения о знаменитых мореплавателях, используя дополнительные источники информации. Составлять тематическую таблицу. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера.

3.

Политические, экономические и культурные последствия географических открытий.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Раскрывать значение Великих географических открытий. Указывать и анализировать политические, экономические и культурные последствия географических открытий.

4.

Экономическое развитие европейских стран в XV – начале XVII в.

Входной контрольный срез.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактур. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры.

5.

Социальное развитие европейских стран в XV – начале XVII в



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время.


6.

Абсолютные монархии.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах.

7.

Образование национальных государств в Европе.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Объяснять причины появления республик в Европе.

8.

Начало Реформации.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация». Называть причины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации.

9.

Борьба католической церкви против реформационного движения.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Объяснять значение понятий Реформация,

Контрреформация, протестантизм,

лютеранство, кальвинизм. Объяснять

предпосылки и цели реформации.

Характеризовать основные положения

протестантских учений, объяснять, что они

меняли в сознании и жизни людей. Сравнивать

учения М. Лютера и Ж. Кальвина. Составлять

характеристику одного из деятелей Реформации.

Высказывать аргументированное суждение о

значении Реформации для развития капитализма.

10.

Религиозные войны.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Объяснять значение понятий Контрреформация,

религиозные войны, гугеноты. Объяснять

причины Контрреформации. Приводить примеры

религиозных войн, называть их основные

события и итоги. Давать оценку сущности и

последствиям религиозных конфликтов,

высказывать и аргументировать своё отношение к

ним.

11.

Нидерландская революция.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Рассказывать о Реформации и освободительной

войне в Нидерландах, используя информацию

источников. Показывать на карте основные

события. Характеризовать значение

Нидерландской революции для истории страны и

европейской истории.

12.

Международные отношения в раннее Новое время.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Объяснять причины военных конфликтов между

европейскими державами в раннее Новое время.

Показывать на карте основные сражения и итоги

Тридцатилетней войны. Характеризовать

масштабы и последствия военных действий в

ходе Тридцатилетней войны. Высказывать

аргументированное суждение о значении

Вестфальского мира европейской истории.


Страны Европы и Северной Америки в середине XVII - XVIII в.

10





13.

Английская революция XVIIв.: причины, участники, этапы.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Раскрывать значение понятий революция,

протекторат, пуритане, левеллеры, диггеры.

Объяснять причины революции.

Систематизировать материал по истории

Английской революции XVII в. в форме

хронологической таблицы. Показывать на карте

основные события. Сравнивать цели участников

революции. Отбирать материал из источников и

составлять характеристики участников событий.

Высказывать суждение о значении Английской

революции XVII в. для британской и европейской

истории.

14.

О. Кромвель. Итоги и значение революции.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Составлять сообщение об О.Кромвеле и его роли в изменении Англии.


15.

Экономическое развитие Европы в XVII - XVIII в.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Раскрывать значение понятий огораживания,

трёхполье, предпринимательство, новые

дворяне. Обобщать и систематизировать знания

об экономике «старого порядка», об

общественной структуре и положении разных

слоев общества. Высказывать аргументированные

суждения о причинах изменений экономики

«старого порядка»

Раскрывать значение понятий промышленный

переворот, фабрика, буржуазия, наёмные

рабочие, акционерная компания, фермер.

Объяснять предпосылки промышленного

переворота. Рассказывать о появлении первых

«рабочих машин» и об изменениях в экономике и

обществе. Высказывать аргументированное

суждение о значении промышленной революции

в истории.

16.

Социальное развитие Европы в XVII - XVIII в.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Характеризовать основные классы капиталистического общества. Выделять основные понятия по теме и раскрывать их смысл.

17.

Война североамериканских колоний за независимость.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Раскрывать значение понятий война за независи-

мость, Бостонское чаепитие, Декларация

независимости, конституция. Показывать на

карте основные события Войны за независимость

североамериканских колоний.

18.

Образование США.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Объяснять историческое значение образования США. Составлять

характеристики активных участников борьбы за

независимость, «отцов-основателей» США.

19.

Европейская культура XVI- XVIIIв. Развитие науки.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Обобщать и систематизировать знания о

предпосылках возникновения культуры

Возрождения, представлять информацию в форме

таблицы. Раскрывать на примерах взаимосвязь

Раннего и Высокого Возрождения

Характеризовать особенности развития

естественнонаучных знаний. Называть важ-

нейшие научные открытия и технические

изобретения XVI—XVIIIвв., объяснять, в чём

заключалось их значение для того времени и для

последующего развития.

20.

Высокое Возрождение: художники и их произведения.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Раскрывать особенности гуманизма как направления общественной мысли эпохи Возрождения. Называть крупнейших представителей гуманизма,

приводить примеры их деятельности. Характеризовать личности и творчество

представителей Высокого Возрождения.

Составлять характеристику произведения

искусства Высокого Возрождения по плану,

предложенному учителем. Высказывать суждения

о значении творчества деятелей эпохи

Возрождения в Новое время и в современную

Эпоху.

21.

Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе в литературе.

22.

Международные отношения середины XVII - XVIII в.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами.


Страны Востока в XVI - XVIII в.

4





23.

Османская империя.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Характеризовать действия турецких

султанов по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать (классифицировать) факты об истории османских завоеваний, составлять хронологическую таблицу. Анализировать исто-

рическую карту с опорой на легенду.

Характеризовать основные черты, особенности устройства общества. Составлять описание знаменитых архитектурных сооружений

XVI в. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов.

24.

Индия.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Характеризовать действия правителей

государства Великих Моголов по созданию

мощной империи, анализировать

факторы, способствовавшие её упадку.

Группировать факты об истории

проникновения европейцев в Индию,

составлять хронологическую таблицу.

Анализировать историческую карту.

Определять и объяснять (аргументировать)

своё отношение деятельности

Акбара, оценивать его политику

веротерпимости, высказывать суждения о

важности подобной политики.

25.

Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства в Японии.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Характеризовать особенности географического положения и природных условий Китая и Японии, определивших своеобразие их истории и

культуры. Анализировать историческую карту с опорой на легенду. Составлять описание «запретного города» на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литерату-

ры, макетов. Выделять характерные черты государственного устройства Японии, положение императорской власти и системы сёгуната. Выска-

зывать суждения о политике «закрытия» Японии и Китая, обосновывать оценку целесообразности

изоляции государства от торговых и культурных контактов, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками.

26.

Контрольная работа по теме «Европа и Азия в конце XV – начале XVIII в.»

1



Раздаточный материал для выполнения контрольной работы.

Систематизировать знания об эпохе

Нового времени. Высказывать аргументированные суждения о значении наследия Нового времени для

современного мира. Выполнять контрольную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Нового времени.


История России

42






Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке.






27

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Выявлять относительно целостное представление об учебном курсе ,умение преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

28

Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


29

Органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Местничество.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


30

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


31

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Судебник 1550 г.




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


32

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


33

Войны с Крымским ханством.




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


34

Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне.




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


35

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


36

Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах».




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


37

Многонациональный состав населения Русского государства.




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


38

Россия в конце XVI в. Опричнина. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова.




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


39

Результаты и последствия опричнины. Цена реформ.




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


40

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества.




Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


41

Контрольная работа по теме «Россия В XVI – XVII веках».

1






Культурное пространство

2





42

Изменения в картине мира человека в XVI в. и повседневная жизнь. Архитектура. Изобразительное искусство. Летописание и начало книгопечатания.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


43

Религия и суеверия.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта



Смута в России

4





44

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


45

Смутное время начала XVII в. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


46

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


47

Подъем национально-освободительного движения. Первое и второе ополчения.

Итоги и последствия Смутного времени.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


48

Контрольная работа по теме «Смута в России».

1






Россия в XVII веке

12





49

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


50

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Развитие приказного строя.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


51

Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


52

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


53

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


54

Социальная структура российского общества.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


55

Соляной бунт в Москве. Медный бунт. Восстание Степана Разина.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


56

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


57

Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


58

Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


59

Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


60

Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


61

Контрольная работа по теме «Россия в XVII веке».

1






Культурное пространство

5





62

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


63

Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


64

Изменения в картине мира человека в XVII в. и повседневная жизнь. Архитектура. Изобразительное искусство.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта


65

Развитие образования и научных знаний.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта



Региональный компонент

1





66

Наш регион в XVI – XVII вв.

1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта



Итоговые уроки

2





67

Итоговое повторение по теме «Россия в 16 веке».


1



Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

Сопоставлять факты процесса централизации в западной Европе и на Руси.

68

Защита проекта по истории за курс 6 класса.

1




Представлять и защищать проект по истории за курс 6 класса. Защищать проекты (самостоятельно подготовленные доклады, рефераты), представлять сообщения по выбранным темам.

28

Территория, население и хозяйство России в начале 16 в.



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение

29


Формирование единых государств в Европе и России

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

30

Российское государство в первой трети 16 в.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты

31

Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 в.



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

32


Начало правления Ивана 4.




1



Презентация, иллюстрации к учебнику

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты

33

Реформы Избранной рады

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты

34

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 в.



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение

35

Внешняя политика России во второй половине 16 в. Присоединение Казанского и Астраханского ханства.



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение

36

Внешняя политика России во второй половине 16 в. Присоединение Сибирского ханства


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

37

Ливонская война


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

38

Российское общество 16 в: «служилые» и «тяглые».



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

39

Народы России во второй половине 16 в.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

40

Опричнина.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты.

41

Итоги царствования Ивана 4.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты

42


Россия в конце 16 в.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации

Показывать на карте территории самостоятельных центров Руси.

Характеризовать особенности географического положении и социально-политического развития

43

Церковь и государство в 16 в.




1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение

44

Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера, смысловое чтение строить  логическое рассуждение и делать выводы, Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

45

Архитектура, изобразительное искусство, музыка


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира,  творческой деятельности эстетического характера, смысловое чтение строить  логическое рассуждение и делать выводы, Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

46

Контрольная работа по теме «Россия в 16 веке».




1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

опыт оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции


Смутное время. Россия при первых Романовых

20





47

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16-нпчале 17 в.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

48

Смута в Российском государстве


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

49

Смута в Российском государстве


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

50

Народные ополчения


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

51

Окончание смутного времени

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты

52

Экономическое развитие России в 17 в.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

53

Контрольная работа по теме « Смута в Российском государстве»


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

54

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Объяснять смысл понятия централизованное государство.

Указывать хронологические рамки процесса централизации.

Объяснять значение его создания.

Выявлять изменения в политическом устройстве и системе управления на основе различных источников.

55

Изменения в социальной структуре Российского общества.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

56

Народные движения в 17 в.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты


57

Россия в системе международных отношений.



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

58

Отношения России со странами Западной Европы и Востока.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

опыт оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

59

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции


60

Русская православная церковь в 17 в. Реформа патриарха Никона и раскол.





1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российского государства.

Характеризовать отношения церкви с великокняжеской властью.

Объяснять основные понятия темы.

Приводить оценки религиозных деятелей в истории России.

61

Русские путешественники и первопроходцы 17 в.



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты

62

Культура народов России в 17 в.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Составлять систематическую таблицу о достижениях культур России.

Проводить поиск информации для сообщений учащихся о памятниках культуры.

Описывать памятники культуры и другие ее достижения, используя различные источники.

63

Народы России в 17 в.


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты

64

Сословный быт и картина мира русского человека в 17 в.

1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты

65

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 в.



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

66

Контрольная работа по теме «Россия при первых Романовых».



1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

Участвовать в оформлении альбома.

Сопоставлять факты процесса централизации в западной Европе и на Руси.


Итоговые уроки

2





67

Итоговое повторение по теме «Россия в 16 веке».


1



Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

Сопоставлять факты процесса централизации в западной Европе и на Руси.

68

Защита проекта по истории за курс 6 класса.

1




Представлять и защищать проект по истории за курс 6 класса. Защищать проекты (самостоятельно подготовленные доклады, рефераты), представлять сообщения по выбранным темам.



Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке.

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Региональный компонент

Наш регион в XVI – XVII вв.