№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
план | факт |
| НОВАЯ ИСТОРИЯ | 26 | | | | |
1. | Новое время: понятие и хронологические рамки. | 1 | | | | Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени в анализе событий. |
| Европа в конце XV – начале XVII в. | 11 | | | | |
2. | Великие географические открытия. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать предпосылки Великих географических открытий. Выявлять противоречивость эпохи Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Подготавливать сообщения о знаменитых мореплавателях, используя дополнительные источники информации. Составлять тематическую таблицу. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера. |
3. | Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать значение Великих географических открытий. Указывать и анализировать политические, экономические и культурные последствия географических открытий. |
4. | Экономическое развитие европейских стран в XV – начале XVII в. Входной контрольный срез. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактур. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры. |
5. | Социальное развитие европейских стран в XV – начале XVII в | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. |
6. | Абсолютные монархии. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. |
7. | Образование национальных государств в Европе. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять причины появления республик в Европе. |
8. | Начало Реформации. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация». Называть причины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации. |
9. | Борьба католической церкви против реформационного движения. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять значение понятий Реформация, Контрреформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм. Объяснять предпосылки и цели реформации. Характеризовать основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей. Сравнивать учения М. Лютера и Ж. Кальвина. Составлять характеристику одного из деятелей Реформации. Высказывать аргументированное суждение о значении Реформации для развития капитализма. |
10. | Религиозные войны. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять значение понятий Контрреформация, религиозные войны, гугеноты. Объяснять причины Контрреформации. Приводить примеры религиозных войн, называть их основные события и итоги. Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать своё отношение к ним. |
11. | Нидерландская революция. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Рассказывать о Реформации и освободительной войне в Нидерландах, используя информацию источников. Показывать на карте основные события. Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории. |
12. | Международные отношения в раннее Новое время. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время. Показывать на карте основные сражения и итоги Тридцатилетней войны. Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны. Высказывать аргументированное суждение о значении Вестфальского мира европейской истории. |
| Страны Европы и Северной Америки в середине XVII - XVIII в. | 10 | | | | |
13. | Английская революция XVIIв.: причины, участники, этапы. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать значение понятий революция, протекторат, пуритане, левеллеры, диггеры. Объяснять причины революции. Систематизировать материал по истории Английской революции XVII в. в форме хронологической таблицы. Показывать на карте основные события. Сравнивать цели участников революции. Отбирать материал из источников и составлять характеристики участников событий. Высказывать суждение о значении Английской революции XVII в. для британской и европейской истории. |
14. | О. Кромвель. Итоги и значение революции. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Составлять сообщение об О.Кромвеле и его роли в изменении Англии. |
15. | Экономическое развитие Европы в XVII - XVIII в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать значение понятий огораживания, трёхполье, предпринимательство, новые дворяне. Обобщать и систематизировать знания об экономике «старого порядка», об общественной структуре и положении разных слоев общества. Высказывать аргументированные суждения о причинах изменений экономики «старого порядка» Раскрывать значение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, наёмные рабочие, акционерная компания, фермер. Объяснять предпосылки промышленного переворота. Рассказывать о появлении первых «рабочих машин» и об изменениях в экономике и обществе. Высказывать аргументированное суждение о значении промышленной революции в истории. |
16. | Социальное развитие Европы в XVII - XVIII в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Характеризовать основные классы капиталистического общества. Выделять основные понятия по теме и раскрывать их смысл. |
17. | Война североамериканских колоний за независимость. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать значение понятий война за независи- мость, Бостонское чаепитие, Декларация независимости, конституция. Показывать на карте основные события Войны за независимость североамериканских колоний. |
18. | Образование США. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять историческое значение образования США. Составлять характеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США. |
19. | Европейская культура XVI- XVIIIв. Развитие науки. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Обобщать и систематизировать знания о предпосылках возникновения культуры Возрождения, представлять информацию в форме таблицы. Раскрывать на примерах взаимосвязь Раннего и Высокого Возрождения Характеризовать особенности развития естественнонаучных знаний. Называть важ- нейшие научные открытия и технические изобретения XVI—XVIIIвв., объяснять, в чём заключалось их значение для того времени и для последующего развития. |
20. | Высокое Возрождение: художники и их произведения. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать особенности гуманизма как направления общественной мысли эпохи Возрождения. Называть крупнейших представителей гуманизма, приводить примеры их деятельности. Характеризовать личности и творчество представителей Высокого Возрождения. Составлять характеристику произведения искусства Высокого Возрождения по плану, предложенному учителем. Высказывать суждения о значении творчества деятелей эпохи Возрождения в Новое время и в современную Эпоху. |
21. | Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе в литературе. |
22. | Международные отношения середины XVII - XVIII в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. |
| Страны Востока в XVI - XVIII в. | 4 | | | | |
23. | Османская империя. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Характеризовать действия турецких султанов по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать (классифицировать) факты об истории османских завоеваний, составлять хронологическую таблицу. Анализировать исто- рическую карту с опорой на легенду. Характеризовать основные черты, особенности устройства общества. Составлять описание знаменитых архитектурных сооружений XVI в. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов. |
24. | Индия. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Характеризовать действия правителей государства Великих Моголов по созданию мощной империи, анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать факты об истории проникновения европейцев в Индию, составлять хронологическую таблицу. Анализировать историческую карту. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение деятельности Акбара, оценивать его политику веротерпимости, высказывать суждения о важности подобной политики. |
25. | Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства в Японии. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Характеризовать особенности географического положения и природных условий Китая и Японии, определивших своеобразие их истории и культуры. Анализировать историческую карту с опорой на легенду. Составлять описание «запретного города» на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литерату- ры, макетов. Выделять характерные черты государственного устройства Японии, положение императорской власти и системы сёгуната. Выска- зывать суждения о политике «закрытия» Японии и Китая, обосновывать оценку целесообразности изоляции государства от торговых и культурных контактов, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. |
26. | Контрольная работа по теме «Европа и Азия в конце XV – начале XVIII в.» | 1 | | | Раздаточный материал для выполнения контрольной работы. | Систематизировать знания об эпохе Нового времени. Высказывать аргументированные суждения о значении наследия Нового времени для современного мира. Выполнять контрольную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Нового времени. |
| История России | 42 | | | | |
| Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке. | | | | | |
27 | Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Выявлять относительно целостное представление об учебном курсе ,умение преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
28 | Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
29 | Органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Местничество. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
30 | Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
31 | Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Судебник 1550 г. | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
32 | Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
33 | Войны с Крымским ханством. | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
34 | Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
35 | Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
36 | Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
37 | Многонациональный состав населения Русского государства. | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
38 | Россия в конце XVI в. Опричнина. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
39 | Результаты и последствия опричнины. Цена реформ. | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
40 | Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. | | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
41 | Контрольная работа по теме «Россия В XVI – XVII веках». | 1 | | | | |
| Культурное пространство | 2 | | | | |
42 | Изменения в картине мира человека в XVI в. и повседневная жизнь. Архитектура. Изобразительное искусство. Летописание и начало книгопечатания. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
43 | Религия и суеверия. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
| Смута в России | 4 | | | | |
44 | Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
45 | Смутное время начала XVII в. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
46 | Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
47 | Подъем национально-освободительного движения. Первое и второе ополчения. Итоги и последствия Смутного времени. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
48 | Контрольная работа по теме «Смута в России». | 1 | | | | |
| Россия в XVII веке | 12 | | | | |
49 | Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
50 | Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Развитие приказного строя. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
51 | Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
52 | Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
53 | Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
54 | Социальная структура российского общества. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
55 | Соляной бунт в Москве. Медный бунт. Восстание Степана Разина. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
56 | Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
57 | Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
58 | Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
59 | Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
60 | Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
61 | Контрольная работа по теме «Россия в XVII веке». | 1 | | | | |
| Культурное пространство | 5 | | | | |
62 | Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
63 | Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
64 | Изменения в картине мира человека в XVII в. и повседневная жизнь. Архитектура. Изобразительное искусство. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
65 | Развитие образования и научных знаний. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
| Региональный компонент | 1 | | | | |
66 | Наш регион в XVI – XVII вв. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | |
| Итоговые уроки | 2 | | | | |
67 | Итоговое повторение по теме «Россия в 16 веке». | 1 | | | Дидактический раздаточный материал, иллюстрации, карта | Систематизировать знания по разделу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. Сопоставлять факты процесса централизации в западной Европе и на Руси. |
68 | Защита проекта по истории за курс 6 класса. | 1 | | | | Представлять и защищать проект по истории за курс 6 класса. Защищать проекты (самостоятельно подготовленные доклады, рефераты), представлять сообщения по выбранным темам. |
28 | Территория, население и хозяйство России в начале 16 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение |
29 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. |
30 | Российское государство в первой трети 16 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты |
31 | Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
32 | Начало правления Ивана 4. | 1 | | | Презентация, иллюстрации к учебнику | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты |
33 | Реформы Избранной рады | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты |
34 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение |
35 | Внешняя политика России во второй половине 16 в. Присоединение Казанского и Астраханского ханства. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение |
36 | Внешняя политика России во второй половине 16 в. Присоединение Сибирского ханства | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
37 | Ливонская война | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
38 | Российское общество 16 в: «служилые» и «тяглые». | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции |
39 | Народы России во второй половине 16 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции |
40 | Опричнина. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты. |
41 | Итоги царствования Ивана 4. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты |
42 | Россия в конце 16 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации | Показывать на карте территории самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положении и социально-политического развития |
43 | Церковь и государство в 16 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение |
44 | Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера, смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы, Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
45 | Архитектура, изобразительное искусство, музыка | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера, смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы, Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
46 | Контрольная работа по теме «Россия в 16 веке». | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции |
| Смутное время. Россия при первых Романовых | 20 | | | | |
47 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16-нпчале 17 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции |
48 | Смута в Российском государстве | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
49 | Смута в Российском государстве | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
50 | Народные ополчения | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной |
51 | Окончание смутного времени | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты |
52 | Экономическое развитие России в 17 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции |
53 | Контрольная работа по теме « Смута в Российском государстве» | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
54 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Объяснять смысл понятия централизованное государство. Указывать хронологические рамки процесса централизации. Объяснять значение его создания. Выявлять изменения в политическом устройстве и системе управления на основе различных источников. |
55 | Изменения в социальной структуре Российского общества. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
56 | Народные движения в 17 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты |
57 | Россия в системе международных отношений. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции |
58 | Отношения России со странами Западной Европы и Востока. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции |
59 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции |
60 | Русская православная церковь в 17 в. Реформа патриарха Никона и раскол. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российского государства. Характеризовать отношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять основные понятия темы. Приводить оценки религиозных деятелей в истории России. |
61 | Русские путешественники и первопроходцы 17 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты |
62 | Культура народов России в 17 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Составлять систематическую таблицу о достижениях культур России. Проводить поиск информации для сообщений учащихся о памятниках культуры. Описывать памятники культуры и другие ее достижения, используя различные источники. |
63 | Народы России в 17 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты |
64 | Сословный быт и картина мира русского человека в 17 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, Умение работать в группе. Умение анализировать и обобщать факты |
65 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 в. | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества в целом, Формулировать и обосновывать выводы, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции |
66 | Контрольная работа по теме «Россия при первых Романовых». | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Систематизировать знания по разделу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. Участвовать в оформлении альбома. Сопоставлять факты процесса централизации в западной Европе и на Руси. |
| Итоговые уроки | 2 | | | | |
67 | Итоговое повторение по теме «Россия в 16 веке». | 1 | | | Дидактический раздаточный материал иллюстрации из учебника, карта | Систематизировать знания по разделу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. Сопоставлять факты процесса централизации в западной Европе и на Руси. |
68 | Защита проекта по истории за курс 6 класса. | 1 | | | | Представлять и защищать проект по истории за курс 6 класса. Защищать проекты (самостоятельно подготовленные доклады, рефераты), представлять сообщения по выбранным темам. |
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
Наш регион в XVI – XVII вв.