№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Виды учебной деятельности | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
| Как и чем работают художники? «Цветочная поляна» | 1 | Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа). Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги. | Стр. 12-13 Завершить рисунок. | 03.09 | |
| «Радуга на грозовом небе». | 1 | Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Смешение цветных красок с черной и белой. Знакомство с эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман). Материалы: гуашь (пять красок),крупная кисть, большие листы любой бумаги. | Стр. 14-17 | 10.09 | |
3. | «Осенний лес» | 1 | Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага. | Стр. 18-23 Найти репродукции художников на тему осени. | 17.09. | |
4. | «Осенний листопад» | 1 | Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать).Восприятие и изображение красоты осенней природы. Представление о ритме пятен. Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе — 1-3 панно; работа по памяти и впечатлению). Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей. | Стр. 24-27 Завершить аппликацию. | 24.09. | |
5. | «Графика зимнего леса» | 1 | Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Задание: изображение зимнего леса(по впечатлению и памяти). Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага. | Стр. 28-31 | 01.10. | |
6. | «Звери в лесу» | 1 | Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Пересдача характерных особенностей животных. Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти). Материалы: пластилин, стеки. | Стр. 32-37 Понаблюдать за поведением домашних животных. | 08.10. | |
7. | «Звери в лесу» | 1 | Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Пересдача характерных особенностей животных. Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти). Материалы: пластилин, стеки. | Стр. 38-43 Закончить изделие. | 15.10. | |
8. | «Игровая площадка» | 1 | Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению). Материалы: бумага, ножницы, клей. | Стр. 44-47 | 22.10 | |
9. | Реальность и фантазия «Наши друзья: птицы» | 1 | Мастер изображений учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. Задание: изображение любимого животного. Материалы: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага. | Стр. 50-51 | 29.10 | |
10. | «Сказочная птица» | 1 | Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Задание: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений. Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной). | Стр. 52-55 Доработать детали. | 12.11. | |
11. | «Узоры паутины» | 1 | Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб). Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти). Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь, бумага. | Стр. 56-59 | 19.11. | |
12. | «Узоры паутины» | 1 | Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб). Развитие наблюдательности. Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти). Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь, бумага. | Найти иллюстрации с изображением паутины | 26.11. | |
13. | «Обитатели подводного мира» | 1 | Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Задание: конструирование из бумаги подводного мира. Материалы: бумага, ножницы, клей. | Стр. 60-63 | 03.12. | |
14. | «Кружевные узоры» | 1 | Преобразование природных форм, для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. Материалы: любой графический материал (один-два цвета) | Нарисовать закладку для книги. | 10.12. | |
15. | «Кружевные узоры» | 1 | Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм, для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. Материалы: любой графический материал (один-два цвета) | Стр. 63(зад.2) | 17.12. | |
16. | «Подводный мир» | 1 | Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Задание: конструирование из бумаги подводного мира. Материалы: бумага, ножницы, клей. | Стр. 64-67 Добавить детали, завершить работу. | 24.12. | |
17. | Конструируем природные формы. | 1 | Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. Задание: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно. Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей. Выставка творческих работ. | Стр. 68-71 | 14.01. | |
18. | О чем говорит искусство? «Четвероногий герой» | 1 | Выражение и изображение характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина. Задание: изображение животных весёлых, стремительных и угрожающих. Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти. | Стр. 78-87 Понаблюдать за домашними животными. | 21.01. | |
19. | Сказочный мужской образ. | 1 | Изображая, художник выражает своё отношение к нему, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта. Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага. | Стр.88-91 Вспомнить прочитанные сказки. | 28.01. | |
20. | Женский образ русских сказок | 1 | Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Женские качества характер: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага. | Стр.92-95 Рассказать о характере любимого героя. | 04.02. | |
21. | Образ сказочного героя. | 1 | Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме. Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга ). Материалы: пластилин, стеки, дощечки. | Стр. 96-97 Придумать историю об изображенном герое. | 11.02. | |
22. | «С чего начинается Родина?» | 1 | Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество. Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. Материал: Гуашь, кисти (крупная и тонкая). | Стр. 97(зад.1) | 18.02. | |
23. | «Человек и его украшения» | 1 | Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы , но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). | Стр.98-99 Закончить рисунок. | 25.02. | |
24. | «Сказочные персонажи, противоположные по характеру» | 1 | Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни. Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Стр.88-89 | 04.03. | |
25. | «Украшение двух, противоположных по намерению флотов» | 1 | Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). | Стр.100-103 | 11.03. | |
26. | Здание для сказочного героя | 1 | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). | Стр.104-105 Закончить рисунок. | 18.03. | |
27. | Обобщающее повторение по теме «О чем говорит искусство?» | 1 | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). | Стр.106-107 | 25.03 | |
28. | Как говорит искусство? «Огонь в ночи» | 1 | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению). Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги. | Стр.110-111 | 08.04. | |
29. | «Мозаика». («Весенняя земля») | 1 | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Задание: изображение весенней земли (по памяти впечатлению). Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. | Стр.112-113 | 15.04. | |
30. | Графические упражнения. | 1 | Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Задание: изображение весенних ручьев. Материалы: пастель или цветные мелки. | Стр.114-115 | 22.04. | |
31. | «Дерево» | 1 | Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти). Материалы: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги. | Стр.116-119-1 | 29.04. | |
32. | «Птицы» | 1 | Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (индивидуально или коллективно) Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей. | Стр.120-123 Найти предм., в которых выражен контр.объем форм. | 06.05. | |
33. | «Поле цветов» | 1 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы , клей. | Стр.124-127 | 13.05. | |
34. | Обобщающее повторение по теме «Как говорит искусство?» | 1 | Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. | | 20.05. | |
35. | Обобщающее повторение по теме «Как говорит искусство?» | 1 | Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни. | | 27.05 | |