№ п/п | Тема | Основные виды деятельности учащихся | Дидактическое сопровождение | Дата | Корректировка |
| | Виды и жанры изобразительного искусства (15 ч.) | | | |
-
| Необычные музеи. | Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о необычных музеях. Выражать собственное отношение к искусству как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека, основываясь на тексте, фотографиях и видеоматериалах. Получить представления о роли архитектуры, дизайна и изобразительного искусства в жизни человека. | У. с. 4-7 | | |
-
| Анималистический жанр. Школа лепки. «Львица со львёнком» | Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистического жанра. Сравнить изображение одного животного у разных художников. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа. Выполнить задания учебника. Решать творческую задачу: слепить композицию (глина или пластилин). | У. с. 8-13 Т. с. 3-5 | | |
-
| Анималистический жанр. Школа живописи. «Храбрый лев» | Рисовать общий контур животного, проработать морду, лапы, хвост и детали, создающие образ. Соблюдать пропорции фигуры льва и её частей. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно- творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. Выполнить цветовое решение рисунка (акварель). Использовать приёмы акварельной живописи. | У. с. 14-15 | | |
-
| Исторический жанр. Тульский государственный музей оружия. | Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра. При обсуждении в классе выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к героизму защитников Отечества. Знакомиться с музеем оружия в Туле. Выполнить задания учебника. | У. с. 16-17, 20 Т. с. 6-7 | | |
-
| Батальный жанр. Школа живописи и графики. «Богатырь». | Знакомиться с выдающимися произведениями художников-баталистов. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа, отражающего героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Решать творческую задачу: последовательно рисовать богатыря (гуашь); выполнять композицию на предложенную тему (по выбору) | У. с. 18-19, 21 Т. с. 8-9 | | |
-
| Бытовой жанр. | Знакомиться с выдающимися произведениями художников. Участвовать в беседе по картинам. Выражать собственное эмоциональное отношение к классическому и современному искусству. Решать творческую задачу: выбрать сюжет на тему чаепития. Продумать композицию рисунка. Рисовать композицию «Семейное чаепитие» (гуашь). Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям. | У. с. 22-23 | | |
-
| Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Школа графики. Рисование фигуры человека. | Познакомиться с пропорциями фигуры человека. Знать отличия пропорций маленького ребёнка и взрослого. Участвовать в беседе по картинам М. Шагала, К. Малевича, П. Пикассо. Решать творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему движения. | У. с. 24-29 | | |
-
| Портрет. Школа графики. Эмоции на лице. | Познакомиться с пропорциями лица человека: линия глаз, волос, основание носа, расстояние между глазами и др. Участвовать в беседе о выражении лица человека. Научиться передавать (графически) эмоции на лице. | У. с. 30-31 | | |
-
| Пейзаж. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь. | Изучить способы изображения книги во фронтальной и угловой перспективе. Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной перспективы. Рисовать натюрморт с двумя книгами (карандаш, акварель). Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе её выполнения. | У. с. 32-35, 39 | | |
-
| Натюрморт. Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами». | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понижать разницу в изображении природы в разное время суток. Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы. Решать творческую задачу: рисовать на альбомном листе композиции по выбору. | У. с. 36-38 | | |
-
| Школа книжной графики. Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». | Принижать участие в беседе о художниках книги, видах иллюстраций. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к книжной графике как искусству. Учиться у мастеров использовать средства выразительности (линию, штрих, пятно) для наилучшего воплощения замысла. Изучить иллюстрации и порядок работы. Решать творческую задачу: выбрать сюжет из басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Продумать композицию рисунка. Выполнить цветовое решение иллюстрации (акварель). В конце урока участвовать в выставке. Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать достижения в художественно-творческой работе по выбранным критериям (карандаш). | У. с. 40-43 | | |
-
| Школа каллиграфии. «Чудо-звери». | Знакомиться с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведениями каллиграфии. Декорировать с помощью каллиграфических знаков (например, петелек) на тонированной бумаге пером и тушью зайчика или слона. | У. с. 44-47 Т. с. 10 | | |
-
| Компьютерная графика. | Знакомиться с компьютерной графикой как видом искусства. Изучить порядок работы, выполнить задания учебника. Выражать собственное эмоциональное отношение к компьютерной графике как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира. Изучить последовательность выполнения коллажа. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной работы; вносить необходимые коррективы в ходе её выполнения. | У. с. 48-51 | | |
-
| Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка». | Изучить порядок работы. Выполнить на компьютере контурные рисунки «Девочка с собачкой», «Игрушечный мишка». Распечатать рисунки на принтере и раскрасить их. | У. с. 52-53 | | |
-
| Твои творческие достижения. Проверочная работа № 1 «Изобразительное искусство» | Сравнивать произведения графики, классифицировать их по видам и жанрам. Выполнить задания учебника. Сделать фотоколлаж «Ребята и зверята». Использовать для него свои собственные снимки или вырезки из журналов. Продумать интересное размещение объектов композиции. Следить за пропорциональными отношениями. Объяснять причины успеха в творческой деятельности; осуществлять самооценку творческих достижений. | У. с. 54-56 Т. с. 11 | | |
| Проект «Изобразительное искусство» | | У. с. 56-57 | | |
| | Декоративное искусство (7 ч.) | | | |
-
| Художественная керамика и фарфор. | Принимать участие в обсуждении художественных достоинств изделий (керамика и фарфор). Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным керамическим и фарфоровым изделиям как произведениям искусства. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Различать керамику тонкую (фаянс, фарфор) и грубую. Выполнить задания учебника. | У. с. 60-61 Т. с. 12 | | |
-
| Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. | Принижать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из стекла. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из стекла как произведениям искусства. Познакомиться с мастерством стеклодувов. Выполнить задания учебника. Искать информацию о составе стекла и способах изготовления изделий из него. | У. с. 62-65 Т. с. 13 | | |
-
| Декоративные звери и птицы. Школа декора. «Девочка с птицей». «Петушок» | Познакомиться с мифологическими символами петух, лев, медведь и их использованием в декоративном искусстве. Изучить порядок. Решать творческую задачу: лепить, расписывать и декорировать скульптуру «Девочка с птицей» (глина или пластилин) / продумать этапы и расписать декоративную тарелку «Петушок» (по выбору). Планировать совместную работу, согласовывать действия, договариваться о результате и оценивать его. | У. с. 66-69 | | |
-
| Художественный металл. Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь. | Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из металла. Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из металла как произведениям искусства. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выполнить задания учебника. Осуществить поиск информации о видах работ с художественным металлом. Различать в изделиях ковку и литьё. Решать творческую задачу: выполнить эскиз фонарей или нарисовать чугунную ограду с кружевными узорами (карандаш, фломастер, белый или цветной фон). | У. с. 70-75 Т. с. 14 | | |
-
| Художественный текстиль. Школа декора. Украшаем валенки. | Принижать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств текстильных изделий. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Выражать собственное эмоциональное отношение к текстильным художественным изделиям как произведениям искусства. Познакомиться с ручной росписью ткани, традициями и видами батика. Узнать о технологии изготовления валенок. Познакомиться с музеем валенок. Выполнить задания учебника. Различать виды изделий, относящиеся к художественному текстилю. Осуществлять поиск информации о технологии валяния валенок вручную, о старинной обуви. Подготовить сообщение о музее валенок. Привести примеры, в каких народных песнях, пословицах, поговорках, сказках валенки играют главную роль. Решать творческую задачу: нарисовать эскиз арт-объекта из валенок (карандаш, гуашь, коллаж). Составить коллекцию изображений «Сёстры и братья валенка». Подготовить презентацию своей работы. | У. с. 76-81 | | |
-
| Орнамент. Орнаменты народов мира. | Различать виды сетчатого орнамента и его мотивы. Выполнить сетчатый орнамент. Познакомиться самостоятельно с орнаментами народов мира. | У. с. 82- 85 Т. с. 16-19 | | |
-
| Твои творческие достижения. Проверочная работа № 2 «Декоративное искусство» | Сравнить декоративные скульптуры В.А. Смирнова «Пара чая», выполненные в керамике и стекле. Определить их функциональное назначение. Рассказать, как материал помогает художнику выразить декоративную сущность скульптур. Вылепить из глины кашпо в виде черепашки. Использовать разнообразные приёмы декорирования. Сделать декоративный коврик «Стрекозы». Анализировать и оценивать результаты собственной художественно-творческой работы, свои творческие достижения. | У. с. 86-88 Т. с. 20-21 | | |
| Проект «Декоративное искусство» | | У. с. 89 | | |
| | Народное искусство (7 ч.) | | | |
-
| Лаковая миниатюра Школа народного искусства. Палехские деревья. | Познакомиться с лаковой миниатюрой. Выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Выполнить задания учебника. Сравнить изделия миниатюрной живописи Палеха, Мстёры и Холуя. Осуществить поиск информации о мастерах Палеха. Скопировать деревья с изделий палехских мастеров (карандаш, гуашь). | У. с. 92-93 Т. с. 22 | | |
-
| Русское кружево. Вологодские узоры. | Принимать участие в обсуждении по теме урока о вологодском, елецком и михайловском кружеве. Учиться их различать. Выражать собственное эмоциональное отношение к кружевным изделиям как произведениям народного искусства. Выполнить задания учебника. Повторить элементы орнамента вологодского кружева (белая гуашь, цветной фон). Выполнить эскизы изделий из вологодского кружева. | У. с. 94-95 Т. с. 24-25 | | |
-
| Резьба по кости. Холмогорские узоры. | Познакомиться с резьбой по кости мастеров русского Севера. Выражать собственное эмоциональное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Выполнить задания учебника. Решать творческую задачу: нарисовать эскиз карандашницы из кости, украшенной резьбой (белый карандаш на цветном фоне). | У. с. 96-97 Т. с. 23 | | |
-
| Народный костюм. Ансамбль женского костюма. | Принимать участие в обсуждении народного женского костюма. Выполнить задания учебника. Выполнить эскизы русских народных костюмов. Изготовить праздничные женские головные уборы русского Севера. | У. с. 98-100 Т. с. 26,28,29 | | |
-
| Мужской костюм. Одежда разных народов. | Принижать участие в обсуждении народного мужского костюма. Познакомиться с музеем утюга. Поиск информации о технических возможностях и художественных достоинствах старинных утюгов. Выполнить задания учебника. Выполнить эскизы русских народных костюмов. | У. с. 101-103 Т. с. 15, 27, 30, 31 | | |
-
| Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски. С.102-105 | Знакомиться с видами изделий тульских мастеров.Выражать собственное эмоционально - ценностное отношение к традициям своего народа. Выполнить задания учебника. Нарисовать эскиз подарочного пряника в тульских традициях. Решать творческую задачу: слепить из соленого теста пряник-козулю. Расписать его красками (гуашь). Осуществить поиск информации про пряники-козули, традиционно изготавливаемые на русском Севере. | У. с. 104-107 Т. с. 32-33 | | |
-
| Твои творческие достижения. Проверочная работа № 3 «Народное искусство» | Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Выполнить задания учебника. Группировать, сравнивать произведения народного искусства. Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы. Объяснять причины успеха в творческой деятельности. | У. с. 108-110 Т. с. 34-35 | | |
| Проект «Народное искусство» | | У. с. 111 | | |
| | Мир дизайна и архитектуры (5 ч.) | | | |
-
| Промежуточная аттестация. Творческая работа | | | | |
-
| Бионические формы в архитектуре и дизайне. Школа дизайна. | Проследить взаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения. Группировать, сравнивать объекты дизайна и архитектуры по их форме, используя открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Выполнить задания учебника. Решать творческую задачу: выполнить эскизный проект «Природные формы в архитектуре». Нарисовать на альбомном листе: а) дом-цветок; б) дом-зверь; в) дом-дерево (карандаш, акварель, гуашь). Принять участие в обсуждении эстетических качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, использовать материалы учебника, открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Конструировать из плотного картона автомобиль/скамейку для детской комнаты/закладки-разделители/счеты (по выбору). Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям. | У. с. 114-127 Т. с. 36-43 | | |
-
| Школа дизайна. Дизайн костюма. | Принять участие в обсуждении темы «Человек в дизайне», использовать материалы учебника, открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Принять участие в обсуждении эстетических качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, использовать материалы учебника, открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к дизайнерскому костюму как произведению искусства. Решать творческую задачу: выполнить эскизы моделей современной одежды в альбоме на основе бионических форм | У. с. 128-131 Т. с. 44-45 | | |
-
| Фитодизайн. Школа фитодизайна. «Поздравительная открытка» | Анализировать средства выразительности и материалы, применяемые для создания произведений фитодизайна. Решать творческую задачу: конструировать из плотного картона поздравительную открытку, декорировать ее аппликацией или росписью. Оценивать результаты работы. | У. с. 132-135 Т. с. 46-47 | | |
-
| Твои творческие достижения. Презентация творческих работ | Решать творческие задачи: конструировать детскую площадку (бумагопластика, картон)/ составить фигурки девочек из лепестков цветов/ создать фантастические портреты из одежды/конструировать новогоднюю ёлочку: а) из фитоматериалов; б) из бумаги, упаковки, картона. Анализировать причины успеха в творческой деятельности; осуществлять самооценку творческих достижений. | У. с. 136-138 | | |
| Проект «Мир архитектуры и дизайна» | | У. с. 139 | | |