СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Долгосрочная разработка.КТП для работы.Буду пользоваться.
Приложение ООП ООО МБОУ «СОШ №8 г. Горно-Алтайска» Приказ №255 от 31.08.2018 г. |
Рабочая программа
по химии
для 8 классов
Составитель: учитель химии
Лавриненко Т.Н.
г. Горно-Алтайск , 2018 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса по химии для 8-9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М: Дрофа,2015г).
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Нормативная база преподавания предмета.
Рабочая программа по химии построена на основе:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897;
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10»
6.Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
7.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска» (приказ № 255 от 31.08.2018г.)
8.Положение о рабочей программе учителя МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска» (приказ № 190 от 28.08.2015г.);
9.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных школах, реализующих
Концепция программы.
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Рабочая программа учебного курса химии для 8 -9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2010 года).
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно- методический комплект:
Габриелян О.С. Химия. 8,9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2013.
Габриелян О.С.,Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8-9 классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2013.
Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»: учебное пособие/О.С. Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Унакова и др. – М.:Дрофа,2013.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Цели изучения химии в 8-9 классах:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;
2.Воспитывать общечеловеческую культуру;
3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.
Программа рассчитана на 2 года - 136 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часа, практические работы –5 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета химия в 8-9 классах.
Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости здорового образа жизни;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
правильного использования химической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Учебный предмет «Химия» в 8-9 классах, в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет не только формировать у учащихся целостную картину мира, но и пробуждать у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создавать условия для формирования системы ценностей, определяющей готовность: выбирать определенную направленность действий; действовать определенным образом; оценивать свои действия и действия других людей по определенным ценностным критериям.
Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания объектов и явлений природы. Таким образом, познавательная функция учебного предмета «Химия» 8-9 классах заключается в способности его содержания концентрировать в себе как знания о веществах и химических явлениях, так и познавательные ценности:
отношения к:
химическим знаниям как одному из компонентов культуры человека наряду с другими естественнонаучными знаниями, единой развивающейся системе;
окружающему миру как миру веществ и происходящих с ними явлений;
познавательной деятельности (как теоретической, так и экспериментальной) как источнику знаний;
понимания:
объективности и достоверности знаний о веществах и происходящих с ними явлениях;
сложности и бесконечности процесса познания (на примере истории химических открытий);
действия законов природы и необходимости их учета во всех сферах деятельности человека;
значения химических знаний для решения глобальных проблем человечества (энергетической, сырьевой, продовольственной, здоровья и долголетия человека, технологических аварий, глобальной экологии и др.);
важности научных методов познания (наблюдения, моделирования, эксперимента и др.) мира веществ и реакций.
Расширение сфер человеческой деятельности в современном социуме неизбежно влечет за собой необходимость формирования у учащихся культуры труда и быта при изучении любого учебного предмета, которое невозможно без включения соответствующих ценностей труда и быта в содержание учебного предмета «Химия» в 8-9 классах:
отношения к:
трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности;
труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике;
понимания необходимости:
учета открытых и изученных закономерностей, сведений о веществах и их превращениях в трудовой деятельности;
полной реализации физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности;
сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих, в том числе питания с учетом состава и энергетической ценности пищи;
соблюдения правил безопасного использования веществ (лекарственных препаратов, средств бытовой химии, пестицидов, горюче-смазочных материалов и др.) в повседневной жизни;
осознания достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки химии и химического производства для развития современного общества.
Опыт эмоционально-ценностных отношений, который учащиеся получают при изучении курса химии в основной школе, способствует выстраиванию ими своей жизненной позиции.
Содержание учебного предмета в 8-9 классах
включает совокупность нравственных ценностей:
отношения к:
себе (осознание собственного достоинства, чувство общественного долга, дисциплинированность, честность и правдивость, простота и скромность, нетерпимость к несправедливости, признание необходимости самосовершенствования);
другим людям (гуманизм, взаимное уважение между людьми, товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм, забота о других людях, активное реагирование на события федерального, регионального, муниципального уровней, выполнение общественных поручений);
своему труду (добросовестное, ответственное исполнение своих трудовых и учебных обязанностей, развитие творческих начал в трудовой деятельности, признание важности своего труда и результатов труда других людей);
природе (бережное отношение к ее богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению гидросферы, атмосферы, почвы, биосферы, человеческого организма; оценка действия вопреки законам природы, приводящая к возникновению глобальных проблем);
понимания необходимости:
уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских ученых химиков (патриотические чувства).
Образование представлений, формирование понятий в обучении химии происходит в процессе коммуникации с использованием не только естественного языка, но и химических знаков, формул, уравнений химических реакций, обозначающих эти вещества и явления, т. е. большие возможности для формирования у учащихся коммуникативных ценностей:
негативного отношения к:
нарушению норм языка (естественного и химического) в разных источниках информации (литература, СМИ, Интернет);
засорению речи;
понимания необходимости:
принятия различных средств и приемов коммуникации;
получения информации из различных источников;
аргументированной, критической оценки информации, полученной из различных источников;
сообщения точной и достоверной информации;
ясности, доступности, логичности в зависимости от цели, полноты или краткости изложения информации;
стремления понять смысл обращенной к человеку речи (устной и письменной);
ведения диалога для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию, выражения личных оценок и суждений, принятия вывода, который формируется в процессе коммуникации;
предъявления свидетельств своей компетентности и квалификации по рассматриваемому вопросу;
уважения, принятия, поддержки существующих традиций и общих норм языка (естественного и химического);
стремления говорить, используя изучаемые химические термины и понятия, номенклатуру неорганических и органических веществ, символы, формулы, молекулярные и ионные уравнения реакций.
Для формирования духовной личности прежде всего необходимо развивать эстетическое отношение человека к действительности, творчество и сотворчество при восприятии эстетических явлений, которыми в курсе химии могут служить: природа (минералы); изделия, изготавливаемые человеком из различных веществ и материалов (ювелирные украшения, памятники архитектуры и т. д.).
Химия позволяет также формировать потребность
человека в красоте и деятельности по законам красоты, т. е.
эстетические ценности:
позитивное чувственно-ценностное отношение к:
окружающему миру (красота, совершенство и гармония окружающей природы и космоса в целом);
природному миру веществ и их превращений не только с точки зрения потребителя, а как к источнику прекрасного, гармоничного, красивого, подчиняющегося закономерностям, пропорционального (на примере взаимосвязи строения и свойств атомов и веществ);
выполнению учебных задач как к процессу, доставляющему эстетическое удовольствие (красивое, изящное решение или доказательство, простота, в основе которой лежит гармония);
понимание необходимости:
изображения истины, научных знаний в чувственной форме (например, в произведениях искусства, посвященных научным открытиям, ученым, веществам и их превращениям);
принятия трагического как драматической формы выражения конфликта непримиримых противоположностей, их столкновения (на примере выдающихся научных открытий, конфликта чувства и долга, общества и личности, реальности и идеала).
Таким образом, содержание курса химии основной школы позволяет сформировать у учащихся не только познавательные ценности, но и другие компоненты системы ценностей: труда и быта, коммуникативные, нравственные, эстетические.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8-9 классе являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» в 8-9 классах является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Химия» в 8-9 классах являются:
1.В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: «химический элемент» , «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
2. В ценностно - ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ;
В трудовой сфере:
• проводить химический эксперимент;
В сфере безопасности жизнедеятельности:
• оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
• химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ и уравнений химических реакций;
• важнейших химических понятий: химический элемент, атом , молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вешество. классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация , окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основных законов химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
•характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций
ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
* вычислять: массовую долю химического элемента но формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Формы контроля.
Четверть | Практические работы | Контрольные работы |
1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 |
3 | 2 | 1 |
4 | 1 | 1 |
Год | 5 | 4 |
Содержание учебного предмета.
Введение(6 часов)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных простых и сложных веществ.
2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.
Практическая работа №1. «Приёмы
обращения с лабораторным оборудованием»
Тема 1. Атомы химических элементов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.
Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы). Изготовление моделей молекул бинарных соединений. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.
Контрольная работа № 1 по теме: « Атомы химических элементов»
Тема 2. Простые вещества (7 часов)
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов
Д. И.Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота , серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода,
азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметалические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации. Ознакомление с коллекцией металлов. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Контрольная работа № 2 по теме: « Простые вещества»
Тема 3. Соединения химических элементов ( 5 часов)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами аммиака. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. Ознакомление с коллекцией солей.Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток. Ознакомление с образцом горной породы.
Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (16 часов)
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо - и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида
водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Практическая работа № 3. Признаки химических реакций.
Контрольная работа № 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.(12 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями —реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с металлами. Взаимодействие кислот с солями. Взаимодействие щелочей с кислотами. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Взаимодействие щелочей с солями. Получение и свойства нерастворимых оснований. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. Взаимодействие осно́вных оксидов с водой. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.
Практическая работа № 4. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей». Практическая работа № 5.Решение экспериментальных задач.
Итоговая контрольная работа №4 за курс химии 8 класса.
Содержание учебного предмета «Химия» в 9 классе.
Тематическое планирование учебного материала
№ главы | Название главы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
| Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 6 | | №1 |
1. | Металлы | 18 | №1-3 | №2 |
3. | Неметаллы | 28 | №4-6 | №3 |
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ГИА. | 10 | | №4 |
6. | Резерв | 4 | | |
| Итого | 70 | 6 | 4 |
Основное содержание курса 9 класс
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева (10 ч)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации.
Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.
Лабораторные опыты.
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.
5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Тема 1. Металлы (18 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .
Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.
17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Практическая работа №1.Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Тема 2. Неметаллы (28 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода.
Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов.
Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.
Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера.
Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот.
Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).
Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор.
Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод.
Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний.
Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации.
Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка.
25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Практические работы.
№2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».№3 Решение экспериментальных задач по теме«Подгруппа кислорода». 3.№4Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка
к государственной итоговой аттестации (ГИА) (10 ч)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.
Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие
границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксидыи гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Календарно – тематическое планирование по химии по программе О.С.Габриеляна
8 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
КТП
№ урока | Наименование раздела | Тема урока | Число часов | Элементы содержания | Период | |
| Тема 1. Введение |
| (6ч) |
|
| |
1 |
| Вводный инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества. |
| Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.
| 6.09 | |
2 |
| Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. |
| Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. | 7.09 | |
3 |
| Практическая работа №1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием». |
|
| 13.09 | |
4 |
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов. |
| Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах | 14.09 | |
5 |
| Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. |
| Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы..
| 20.09 | |
6 |
| Структура периодической таблицы Д.И.Менделеева. |
| Массовая доля химического элемента.Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы | 21.09 | |
| Тема 2. Атомы химических элементов. |
| 9час |
|
| |
7 |
| Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. |
| Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
| 27.09 |
|
8 |
| Изотопы. |
| Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент».
| 28.09 |
|
9 |
| Строение электронных оболочек атомов. |
| Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
| 4.10 |
|
10 |
| Ионы. Ионная химическая связь. |
| Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. | 5.10 |
|
11 |
| Ковалентная неполярная связь. |
| Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. | 11.10 |
|
12 |
| Ковалентная полярная связь. |
| Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. | 12.10 |
|
13 |
| Металлическая химическая связь. |
| Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. | 18.10 |
|
14 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических элементов» |
|
| 19.10 |
|
15 |
| Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов» |
|
| 25.10 |
|
| Тема 3. Простые вещества. |
| 5ч |
|
|
|
16 |
| Простые вещества-металлы. |
| Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов | 8.11 |
|
17 |
| Простые вещества - неметаллы. Аллотропия. |
| Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. | 9.11 |
|
18 |
| Количество вещества. Моль. Молярная масса. |
| Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 15.11 |
|
19 |
| Молярный объём газов. |
| Молярный объем газообразных веществ. | 16.11 |
|
20 |
| Решение задач по темам: «Молярный объем газов, количество вещества». |
| Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
| 22.11 |
|
| Тема 4. Соединения химических элементов. |
| 15ч |
|
|
|
21 |
| Степень окисления. |
| Степень окисления. Нахождение степени окисления по формуле.
| 23.11 |
|
22 |
| Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды. |
| Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия.
| 29.11 |
|
23 |
| Основания. |
| Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.
| 30.11 |
|
24 |
| Кислоты. |
| Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. | 6.12 |
|
25 |
| Соли. |
| Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. | 7.12 |
|
26 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов». |
|
| 13.12 |
|
27 |
| Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. |
| Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. | 14.12 |
|
28 |
| Чистые вещества и смеси. |
| Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. | 20.12 |
|
29 |
| Методы разделения смесей. |
| Методы разделения смесей. Фильтрование, отстаивание , дистилляция, выпаривание, кристаллизация. | 21.12 |
|
30 |
| Массовая доля компонентов в смеси. |
| Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «массовая доля». | 27.12 |
|
31 |
| Решение задач на нахождение массовой доли компонентов раствора. |
| Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «массовая доля». | 28.12 |
|
32 |
| Практическая работа №2. «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества» |
|
| 17.01 |
|
33 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических элементов». |
|
| 18.01 |
|
34 |
| Контрольная работа №2. по теме: «Соединения химических элементов».
|
|
| 24.01 |
|
| Тема 5. Изменения, происходящие с веществами. |
| 12ч |
|
|
|
35 |
| Физические явления в химии. |
| Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.
| 25.01 |
|
36 |
| Химические явления. Химические реакции. |
| Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
| 31.01 |
|
37 |
| Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. |
| Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
| 1.02 |
|
37 |
| Расчёты по химическим уравнениям. |
| Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. | 7.02 |
|
39 |
| Решение расчетных задач по уравнению реакции. |
| Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей | 8.02 |
|
40 |
| Реакции соединения и разложения. |
| Типы химических реакций. Реакции разложения. Реакции соединения. | 14.02 |
|
41 |
| Реакции замещения и обмена. |
| . Ряд активности мета. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. ллов. | 15.02 |
|
42 |
| Типы химических реакций на примере свойств воды. |
| Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена — гидролиз веществ | 21.02 |
|
43 |
| Скорость химических реакций. Катализаторы. |
| Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. | 22.02 |
|
44 |
| Практическая работа №3. « Признаки химических реакций» |
| Признаки химических реакций | 28.02 |
|
45 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».
|
| Химические и физические явления. Типы химических реакций. | 1.03 |
|
15.0346 |
| Контрольная работа №3. по теме «Изменения, происходящие с веществами».
|
|
| 7.03 |
|
| Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно – восстановительные реакции |
| 22ч |
|
|
|
47 |
| Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. Повторный инструктаж по Т.Б. |
| Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. | 14.03 |
|
48 |
| Электролитическая диссоциация. |
| Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. | 15.03 |
|
49 |
| Основные положения теории электролитической диссоциации.(ТЭД) |
| Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. | 21.03 |
|
50 |
| Ионные уравнения реакций. |
| Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. | 22.03 |
|
51 |
| Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца |
| Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их свойства. Молекулярные и ионные уравнения реакций.
| 4.04 |
|
52 |
| Кислоты, их классификация. |
| Кислоты, их классификация. | 5.04 |
|
53 |
| Свойства кислот. |
| Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. | 11.04 |
|
54 |
| Основания, их классификация. |
| Основания, их классификация | 12.04 |
|
55 |
| Свойства оснований. |
| Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
| 18.04 |
|
56 |
| Оксиды, их классификация и свойства. |
| Оксиды, их классификация и свойства. | 19.04 |
|
57 |
| Соли, их свойства. |
| Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
| 25.04 |
|
58 |
| Генетическая связь между классами неорганических соединений. |
| Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
| 26.04 |
|
59 |
| Практическая работа №4. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей». |
|
| 2.05 |
|
60 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение и растворы». |
|
| 3.05 |
|
61 |
| Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). |
| Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. | 10.05 |
|
62 |
| Составление электронного баланса в ОВР. |
| Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
| 10.05 |
|
63 |
| Свойства простых и сложных веществ в свете ТЭД и ОВР |
| Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций. | 16.05 |
|
64 |
| Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме: «ОВР» |
|
| 17.05 |
|
65 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов, ионные уравнения, ОВР». |
|
| 23.05 |
|
66 |
| Итоговая контрольная работа №4 за курс химии 8 класса |
|
| 24.05 |
|
67 |
| Анализ итоговой контрольной работы.
|
|
| 30.05 |
|
68 |
| Портретная галерея великих химиков |
|
| 30.05 |
|
69 |
| Резерв |
|
|
|
|
70 |
| Резерв |
|
|
|
|
Календарно – тематическое планирование по химии по программе О.С.Габриеляна
8 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
КТП
№ урока | Наименование раздела | Тема урока | Число часов | Элементы содержания | Период |
| Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. |
| 10 |
|
|
1 |
| Характеристикахимического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева |
| Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Характеристика химического элемента по положенияю в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Демонстрация: модели атомов элементов 1-3 –го периодов |
|
2 |
| Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления
|
| Химические свойства оксидов, оснований , кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления- востановления |
|
3 |
| Амфотерные оксиды и гидроксиды
|
| Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходногоэлемента. Лаб.опыт: 1.Получение гидроксида цинка и исследование его свойств |
|
4 |
| Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома
|
| Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома. Физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы химического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Причины изменения свойств химических элементов и их соединений в периодах и группах, главных подгруппах ПСХЭ Д.И. Менделеева, Демонстрация: различные формы таблиц периодической системы. Лаб.опыт: 2.Моделирование построения Периодической системы Д.И. Менделеева |
|
5 |
| Химическая организация живой и неживой природы
|
| Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Демонстрация:Модель строения земного шара в поперечном разрезе |
|
6 |
| Классификация химических реакций по различным основаниям
|
| Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора. Лаб. опыты: 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II)
|
|
7 |
| Понятие о скорости химической реакции |
| Классификация химических реакций по различным основаниям
|
|
8 |
| Катализаторы |
| Понятие о скорости химической реакции |
|
9 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение» |
|
|
|
10 |
| Контрольная работа№1 по теме «Введение» |
| Контроль предметных и метапредметных учебных действий по теме « Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»
|
|
| Тема 1. Металлы. |
| 18 |
|
|
11 |
| Положение элементов-металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы
|
| Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Демонстрации: Образцы сплавов
|
|
12 |
| Химические свойства металлов |
| Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Демонстрации: Взаимодействие металлов с неметаллами. Лаб. опыты: 12.Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами |
|
13 |
| Металлы в природе. Общие способы их получения
|
| Металлы в природе. Общие способы их получения. Лаб. опыты: 13. Ознакомление с рудами железа 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов
|
|
14 |
| Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта |
| Расчетные задачи по уравнениям химических реакций, протекающих с участием металлов и их соединений |
|
15 |
| Понятие о коррозии металлов |
| Коррозия металлов и способы борьбы с ней
|
|
16 |
| Щелочные металлы: общая характеристика |
| Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества |
|
17 |
| Соединения щелочных металлов |
| Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Демонстрации: Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой. Взаимодействие натрия с кислородом |
|
18 |
| Щелочноземельные металлы: общая характеристика |
| Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. |
|
19 |
| Соединения щелочноземельных металлов |
| Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Демонстрации: Взаимодействие кальция с водой. Взаимодействие магния с кислородом. Лаб. опыты: 15. Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств
|
|
20 |
| Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия
|
| Строение атома, физические и химические свойства алюминия как простого вещества |
|
21 |
| Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. |
| Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Лаб. опыты: 17. П о л у ч е н и е гидроксида алюминия и исследование его свойств.
|
|
22 |
| Практическая работа №1 Осуществление цепочки химических превращений |
| Осуществление цепочки химических превращений |
|
23 |
| Железо – элемент VIIIгруппы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе. |
| Расположение железа в ПСХЭД.И. Менделеева и строение его атома. Физические и химические свойства железа — простого вещества |
|
24 |
| Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды Fe +2 и Fe +3. |
| Генетические ряды Fe2+и Fe3+ Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Демонстрации. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лаб. опыты: 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств. |
|
25 |
| Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов |
| Получение и свойства соединений металлов
|
|
26 |
| Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов
|
| Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов
|
|
27 |
| Обобщение знаний по теме «Металлы» |
|
|
|
28 |
| Контрольная работа №2 по теме «Металлы»
|
| Контроль предметных и метапредметных учебных действий по теме «Металлы» |
|
| Тема 3. Неметаллы. |
| 28 |
|
|
29 |
| Общая характеристика неметаллов
|
| Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл»
|
|
30 |
| Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения
|
| Общие химические свойства неметаллов
|
|
31 |
| Водород
|
| Положение водорода в Периодичеcкой системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Лаб. опыты: 20. Получение и распознавание водорода
|
|
32 |
| Вода
|
| Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение. Лаб. опыты: 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды |
|
33 |
| Галогены: общая характеристика |
| Общая характеристика галогенов: строение атомов; простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Демонстрации: Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей
|
|
34 |
| Соединения галогенов |
| Основные соединения галогенов: галогеноводороды, соли галогеноводородных кислот. Демонстрации: Образцы природных соединений хлора. Лаб. опыты: 27. Качественная реакция на галогенид-ионы
|
|
35 |
| Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов» |
| Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»
|
|
36 |
| Кислород
|
| Строение атома и аллотропия кислорода; свойства и применение его аллотропных модификаций. Лаб. опыты: 28. Получение и распознавание кислорода
|
|
37 |
| Сера, ее физичекие и химические свойства
|
| Строение атома и аллотропия серы; свойства и применение ромбической серы. Демонстрации: Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Лаб. опыты: 29. Горение серы на воздухе и в кислороде
|
|
38 |
| Соединения серы
|
| Оксиды серы (IV) и (VI); их получение, свойства и применение |
|
39 |
| Серная кислота как электролит и ее соли |
| Серная кислота как электролит и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Демонстрации: Образцы природных соединений серы. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Лаб. опыты: 30. Свойства разбавленной серной кислоты
|
|
40 |
| Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты
|
| Серная кислота как окислитель. Производство серной кислоты и ее применение
|
|
41 |
| Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» |
| Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
|
|
42 |
| Азот и его свойства
|
| Строение атома и молекулы азота; свойства азота как простого вещества
|
|
43 |
| Аммиак и его соединения. Соли аммония |
| Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Лаб. опыты: 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония
|
|
44 |
| Оксиды азота |
| Оксиды азота(II) и (IV) |
|
45 |
| Азотная кислота как электролит, её применение |
| Азотная кислота как электролит, ее свойства и применение. Демонстрации: Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. Лаб. опыты: 33. Свойства разбавленной азотной кислоты
|
|
46 |
| Азотная кислота как окислитель, её получение |
| Азотная кислота как окислитель. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в с/х продукции. Азотные удобрения Демонстрации: Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Лаб. опыты: 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
|
|
47 |
| Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях |
| Строение атома и аллотропия фосфора, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кис- лота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Демонстрации: Образцы природных соединений фосфора. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. Лаб. опыты: 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов
|
|
48 |
| Углерод
|
| Строение атома и аллотропия углерода, свойства его модификаций и их применение. Демонстрации: Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Лаб. опыты: 37. Горение угля в кислороде
|
|
49 |
| Оксиды углерода
|
| Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение |
|
50 |
| Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения
|
| Угольная кислота. Соли угольной кислоты: кальцит, сода, поташ, их значение и природе и жизни человека. Жесткость воды и способы ее устранения. Демонстрации: Образцы природных соединений углерода. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Лаб. опыты: 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 40. Разложение гидрокарбоната натрия |
|
51 |
| Кремний
|
| Строение атома кремния; кристаллический кремний, его свойства и применение |
|
52 |
| Соединения кремния |
| Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Демонстрации: Образцы природных соединений кремния. Лаб. опыты: 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств
|
|
53 |
| Силикатная промышленность |
| Понятие о силикатной промышленности. Стекло, цемент, керамика. Демонстрации: Образцы стекла, керамики, цемента
|
|
54 |
| Практическая работа №6 Получение, собирание и распознавание газов |
| Получение, собирание и распознавание газов
|
|
55 |
| Обобщение по теме «Неметаллы» |
|
|
|
56 |
| Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» |
| Контроль предметных и метапредметных учебных действий по теме «Неметаллы» |
|
| Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой аттестации (ГИА) |
| 10 |
|
|
57 |
| Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома |
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы.
|
|
58 |
| Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона |
| Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона |
|
59 |
| Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ |
| Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ
|
|
60 |
| Классификация химических реакций по различным признакам.
|
| Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). |
|
61 |
| Скорость химических реакций |
| Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее |
|
62 |
| Классификация неорганических веществ
|
| Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы , состав, классификация |
|
63 |
| Свойства неорганических веществ
|
| Общие химические свойства оксидов и гидроксидов (оснований, кислот, амфотерных гидроксидов), соли в свете ТЭД
|
|
64 |
| Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла |
| Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла
|
|
65 |
| Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии |
| Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии |
|
66 |
| Контрольная работа №4 Решение ГИА |
| Тестирование по вариантам ГИА демоверсии |
|
67 |
| Резерв |
|
|
|
68 |
| Резерв |
|
|
|
52