№ | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент Д.- демонстрац. Л.- лаборат. | Требования к уровню подготовки выпускников | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
п/п | в теме |
| | Предмет органической химии. Строение органических соединений (3 час) | | | |
1 | 1 | Предмет органической химии | Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения | Д. Коллекция органических веществ и изделий из них | Знать/понимать -химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения | §1,упр.2,5 | | |
| | | | | |
2 | 2 | Теория строения органических соединений. Изомерия и изомеры | Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Виды изомерии. Причины многообразия органических веществ. | Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений | Знать/понимать -химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи; -теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова Уметь -называтьорганические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре | §2,упр.1,3 | | |
3 | 3 | Валентность. Понятие о гомологии и гомологах. | Валентные состояния атома углерода. Гибридизация. Гомологи. Виды гомологии. | | Знать/понимать -химические понятия: валентность, гибридизация, гомология, гомологи; | Конспект | | |
| | Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12час) | | | |
4. | | Алканы.Строение,номенклатура,изомерия. | Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. | Л№3. Изготовление моделей молекул алканов | Знать/понимать -химические понятия: углеродный скелет; -важнейшие вещества: метан, его применение; | §3,стр.18-20,упр.1-4 | | |
5 | | Химические свойства алканов. | Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств. | Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде | | §3,стр.20-23,упр.5-6 | | |
6 | | Непредельные углеводороды. Алкены. | Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств. Получение полиэтилена реакцией полимеризации. Применение полиэтилена на основе его свойств | Л№4. Изготовление моделей молекул алкенов Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия Д. Коллекция изделий из полиэтилена | Знать/понимать -химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи); -важнейшие вещества: этилен, его применение; -важнейшие вещества и материалы: пластмассы (полиэтилен), его применение Уметь -называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять: принадлежность веществ к классу алкенов -характеризовать: строение и химические свойства этилена; -объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения | §4,упр.4-5 | | |
7 | | Алкадиены. Каучуки | Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. | Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей. | Знать/понимать -важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение | §5,упр.1,2 | | |
8 | | Алкины. Ацетилен. | Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена | Л№5. Изготовление модели молекулы ацетилена Д. Получение и свойства ацетилена | Знать/понимать строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи); -важнейшие вещества: ацетилен, его применение; Уметь -называть: ацетилен по международной номенклатуре; -характеризовать: строение и химические свойства ацетилена; -объяснять: зависимость свойств этина от строения | §6, упр.3,4,6 | | |
9 | | Арены. Бензол | Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств | Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде | Знать/понимать строение молекулы бензола; Уметь -характеризовать: химические свойства бензола -объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения | §7,упр.2-4 | | |
10 | | Природный газ | Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа | | Уметь -использовать приобретенные знания для безопасного обращения с природным газом | 8,упр.2,5 | | |
11 | | Нефть и способы ее переработки. | Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе | Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» Л№6. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | Знать/понимать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами Уметь -объяснять явления, происходящие при переработке нефти; оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды -выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов | §9, упр.1-5 | | |
12 | | Каменный уголь и его переработка. | Ископаемый уголь: антрацит, каменный, бурый. Коксование каменного угля. Коксовый газ, аммиачная вода, каменноугольная смола, кокс. Газификация и каталитическое гидрирование каменного угля | Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» | | § 10, упр.1-4 | | |
13 | | Решение задач | Вычисления по химической формуле и химическому уравнению | | Уметь -вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | Карточки | | |
14 | | Систематизация и обобщение знаний по теме № 2. | | | | Повторить §1-10 | | |
15 | | Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники» | Химия.Контрольные и проверочные работы.10 класс.К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10класс.Базовый уровень». | | | |
| | | | | | | | |
| | Тема 3.Кислород- и азотосодержащие органические соединения и их природные источники (13 час) |
16 | | Одноатомные спирты | Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение этанола на основе его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | Л№7. Свойства этилового спирта | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа спиртов; -вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола; Уметь -называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу спиртов -характеризовать строение и химические свойства спиртов; -объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения | §11, упр.2,3,5 (в) | | |
17 | | Многоатомные спирты | Глицерин как представитель предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе его свойств | Л№8. Свойства глицерина | Знать/понимать -вещества: глицерин; Уметь -выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов | §12, упр.3-6 | | |
18 | | Фенол | Получение фенола коксованием каменного угля. Состав и строение молекулы фенола. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств. | Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании Д. Качественные реакции на фенол | Использовать приобретенные знания и умения для -безопасного обращения с фенолом; -для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы | §13, упр.3-5 | | |
19 | | Альдегиды. Кетоны. | Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства; химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. Состав,строение,изомерия кетонов. | Д. Окисление спирта в альдегид Д. Реакция «серебряного зеркала» Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П) Л№9. Свойства формальдегида | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа альдегидов; Уметь -называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу альдегидов; -характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; -объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов | §14, упр.3,6 | | |
20 | | Карбоновые кислоты | Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Уксусная кислота: состав и строение молекулы, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот. | Л№10. Свойства уксусной кислоты | Знать/понимать -химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот, Уметь -называть уксусную кислоту по международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот; -характеризоватьстроение и химические свойства уксусной кислоты; -объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот | §15, упр.2,3,7,9 | | |
21 | | Сложные эфиры. Жиры. | Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла. | Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров Д. Коллекция эфирных масел Л№11. Свойства жиров | Уметь -называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре -определять -принадлежность веществ к классу сложных эфиров -принадлежность веществ к классу жиров; мылам; -характеризовать строение и химические свойства жиров | §16, упр.4,5 | | |
22 | | Углеводы. | Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (спиртовое и молочнокислое). Применение глюкозы на основе свойств. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза – полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза) | Д. Ознакомление с образцами углеводов Л№13. Свойства глюкозы Л№14. Свойства крахмала | Знать/понимать важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка Уметь -объяснятьхимические явления, происходящие с углеводами в природе -выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала -выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы | §17, упр.4,6 | | |
23 | | Амины.Анилин | Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина. Анилин – ароматический амин: состав и строение, получение из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств. | Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Д. Реакция анилина с бромной водой | Уметь -характеризовать строение и химические свойства анилина | §18, упр. 4-6 | | |
24 | | Аминокислоты. Белки. | Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. | Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот | Уметь -называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; -определятьпринадлежность веществ к классу аминокислот; - характеризовать строение и химические свойства аминокислот -характеризовать строение и химические свойства белков; -выполнять химический эксперимент по распознаванию белков | §19, упр.5-7 | | |
25 | | Генетическая связь между классами органических соединений | Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ. | Д. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П);этанол – этаналь – этановая кислота | Уметь -характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений | § 20, упр.3 | | |
26 | | Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений. | Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений | | Уметь -выполнять химический экспериментпо распознаванию важнейших органических веществ | Стр.107 | | |
27 | | Систематизация и обобщение знаний по теме : «Кислород и азотосодержащие органические соединения и их природные источники.» | | | | Повторить §11-20 | | |
28 | | Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | Химия.Контрольные и проверочные работы.10 класс.К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10класс.Базовый уровень». | | | |
| Тема № 4.Органическая химия и общество 5 часов | | | |
29 | | Биотехнология. | Развитие биотехнологии. Три направления биотехнологии: генная инженерия, клеточная инжененрия, биологическая инженерия. ГМО и трансгенная продукция. Клонирование. Иммобилизованные ферменты и их применение. | Д. Видеофрагменты и слайды по биотехнологии и иммобилизованным ферментам. | | § 21 | | |
30 | | Классификация полимеров.Искусственные полимеры | Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. | Л№16. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон | Знать/понимать - важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы Уметь -характеризовать строение полимеров | §22 | | |
31 | | Синтетические полимеры | Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Полиэтилен и полипропилен: их получение, свойства и применение. Классификация волокон. Классификация синтетических волокон, их свойства и применение Классификация синтетических каучуков. Резина. Термореактивные и термопластичные полимеры. Применение синтетических каучуков | Д. Коллекция изделий из пластмасс | Знать/понимать - важнейшие материалы –синтетические полимеры -синтетические пластмассы -синтетические волокна -синтетические каучуки Уметь -характеризовать строение полимеров | §23, упр.4-6 | | |
32 | | Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон. | | | Уметь -выполнять химический эксперимент | Стр.123 | | |
33 | | Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии | Решение расчетных задач. Выполнение упражнений. | | | Повторить курс органической химии, §1-23 | | |
34 | | Контрольная работа № 3 по курсу органической химии | Химия.Контрольные и проверочные работы.10 класс.К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10класс.Базовый уровень». | | | |