СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по химии для 10 класса. ФГОС.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков химии для учащихся 10 класса (базовый уровень). ФГОС. Учебник-Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по химии для 10 класса. ФГОС.»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ В 10 КЛАССЕ

( базовый уровень)1 час в неделю



Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Д.- демонстрац.

Л.- лаборат.

Требования к уровню подготовки выпускников

Домашнее задание

Дата

план

Дата

факт

п/п

в теме



Предмет органической химии. Строение органических соединений (3 час)




1

1

Предмет органической химии

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения

Д. Коллекция органических веществ и изделий из них


Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

§1,упр.2,5









2

2

Теория строения органических соединений. Изомерия и изомеры

Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Виды изомерии. Причины многообразия органических веществ.

Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Знать/понимать

-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;

-теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова

Уметь

-называтьорганические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре

§2,упр.1,3



3

3

Валентность. Понятие о гомологии и гомологах.

Валентные состояния атома углерода. Гибридизация. Гомологи. Виды гомологии.


Знать/понимать

-химические понятия: валентность, гибридизация, гомология, гомологи;


Конспект





Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12час)




4.


Алканы.Строение,номенклатура,изомерия.

Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура.

Л№3. Изготовление моделей молекул алканов

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

§3,стр.18-20,упр.1-4



5


Химические свойства алканов.

Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств.

Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде


§3,стр.20-23,упр.5-6



6


Непредельные углеводороды. Алкены.

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства.

Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств.

Получение полиэтилена реакцией полимеризации. Применение полиэтилена на основе его свойств

Л№4. Изготовление моделей молекул алкенов

Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия

Д. Коллекция изделий из полиэтилена

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, его применение;

-важнейшие вещества и материалы: пластмассы (полиэтилен), его применение

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать: строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения


§4,упр.4-5




7


Алкадиены. Каучуки

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей.


Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение

§5,упр.1,2



8


Алкины. Ацетилен.

Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена





Л№5. Изготовление модели молекулы ацетилена

Д. Получение и свойства ацетилена


Знать/понимать

строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;

Уметь

-называть: ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств этина от строения

§6,

упр.3,4,6



9


Арены. Бензол

Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола.

Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств

Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде

Знать/понимать

строение молекулы бензола;

Уметь

-характеризовать: химические свойства бензола

-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения

§7,упр.2-4




10


Природный газ


Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа



Уметь

-использовать приобретенные знания для безопасного обращения с природным газом


8,упр.2,5



11


Нефть и способы ее переработки.

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе

Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»


Л№6. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Знать/понимать

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь

-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды

-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов

§9, упр.1-5



12


Каменный уголь и его переработка.

Ископаемый уголь: антрацит, каменный, бурый. Коксование каменного угля. Коксовый газ, аммиачная вода, каменноугольная смола, кокс. Газификация и каталитическое гидрирование каменного угля

Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»


§ 10, упр.1-4



13


Решение задач

Вычисления по химической формуле и химическому уравнению


Уметь

-вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

Карточки



14


Систематизация и обобщение знаний по теме № 2.




Повторить

§1-10



15


Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники»

Химия.Контрольные и проверочные работы.10 класс.К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10класс.Базовый уровень».















Тема 3.Кислород- и азотосодержащие органические соединения и их природные источники (13 час)

16


Одноатомные спирты

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение этанола на основе его свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Л№7. Свойства этилового спирта


Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа спиртов;

-вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола;

Уметь

-называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу спиртов

-характеризовать строение и химические свойства спиртов;

-объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения

§11, упр.2,3,5 (в)



17


Многоатомные спирты

Глицерин как представитель предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе его свойств

Л№8. Свойства глицерина

Знать/понимать

-вещества: глицерин;

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов

§12, упр.3-6



18


Фенол

Получение фенола коксованием каменного угля. Состав и строение молекулы фенола.

Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств.

Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании

Д. Качественные реакции на фенол

Использовать приобретенные знания и умения для

-безопасного обращения с фенолом;

-для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

§13, упр.3-5



19


Альдегиды. Кетоны.

Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Состав,строение,изомерия кетонов.

Д. Окисление спирта в альдегид

Д. Реакция «серебряного зеркала»

Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П)


Л№9. Свойства формальдегида

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа альдегидов;

Уметь

-называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов;

-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида;

-объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов

§14, упр.3,6



20


Карбоновые кислоты

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

Уксусная кислота: состав и строение молекулы, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот.

Л№10. Свойства уксусной кислоты

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот,

Уметь

-называть уксусную кислоту по международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот;

-характеризоватьстроение и химические свойства уксусной кислоты;

-объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот

§15, упр.2,3,7,9



21


Сложные эфиры. Жиры.

Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.

Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров

Д. Коллекция эфирных масел

Л№11. Свойства жиров



Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять -принадлежность веществ к классу сложных эфиров

-принадлежность веществ к классу жиров; мылам;

-характеризовать строение и химические свойства жиров

§16, упр.4,5



22


Углеводы.

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (спиртовое и молочнокислое). Применение глюкозы на основе свойств.

Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза – полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза)

Д. Ознакомление с образцами углеводов


Л№13. Свойства глюкозы


Л№14. Свойства крахмала

Знать/понимать

важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка

Уметь

-объяснятьхимические

явления, происходящие с углеводами в природе

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала

-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы

§17, упр.4,6



23


Амины.Анилин

Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина.

Анилин – ароматический амин: состав и строение, получение из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств.

Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Д. Реакция анилина с бромной водой

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства анилина


§18, упр. 4-6




24


Аминокислоты. Белки.

Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков.

Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.

Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.

Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот

Уметь

-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определятьпринадлежность веществ к классу аминокислот;

- характеризовать строение и химические свойства аминокислот

-характеризовать строение и химические свойства белков;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков

§19, упр.5-7




25


Генетическая связь между классами органических соединений

Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

Д. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П);этанол – этаналь – этановая кислота

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

§ 20, упр.3



26


Практическая работа № 1.

Идентификация органических соединений.

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений


Уметь

-выполнять химический экспериментпо распознаванию важнейших органических веществ

Стр.107



27


Систематизация и обобщение знаний по теме : «Кислород и азотосодержащие органические соединения и их природные источники.»




Повторить §11-20



28


Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Химия.Контрольные и проверочные работы.10 класс.К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10класс.Базовый уровень».





Тема № 4.Органическая химия и общество 5 часов




29


Биотехнология.

Развитие биотехнологии. Три направления биотехнологии: генная инженерия, клеточная инжененрия, биологическая инженерия. ГМО и трансгенная продукция. Клонирование. Иммобилизованные ферменты и их применение.

Д. Видеофрагменты и слайды по биотехнологии и иммобилизованным ферментам.


§ 21



30



Классификация полимеров.Искусственные полимеры

Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Л№16. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон

Знать/понимать

- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы

Уметь

-характеризовать строение полимеров

§22




31



Синтетические полимеры

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная.

Полиэтилен и полипропилен: их получение, свойства и применение.

Классификация волокон. Классификация синтетических волокон, их свойства и применение

Классификация синтетических каучуков. Резина. Термореактивные и термопластичные полимеры.
Применение синтетических каучуков

Д. Коллекция изделий из пластмасс

Знать/понимать

- важнейшие материалы –синтетические полимеры

-синтетические пластмассы

-синтетические волокна

-синтетические каучуки

Уметь

-характеризовать строение полимеров

§23, упр.4-6




32


Практическая работа №2.

Распознавание пластмасс и волокон.



Уметь

-выполнять химический эксперимент

Стр.123



33


Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии

Решение расчетных задач. Выполнение упражнений.



Повторить курс органической химии, §1-23



34


Контрольная работа № 3 по курсу органической химии

Химия.Контрольные и проверочные работы.10 класс.К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10класс.Базовый уровень».