СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектная мастерская КТП для 1-4 классов
Пояснительная записка для 1 класса
Цель: Формирование первичных представлений о проектной деятельности, развитие познавательного интереса, творческих способностей и навыков работы в группе через игровые формы.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с простейшими понятиями: «проект», «проблема», «цель», «результат». Научить задавать вопросы и выдвигать простые гипотезы.
Развивающие: Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику, умение наблюдать и делать простейшие выводы.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать друг друга, договариваться, работать в команде, радоваться собственному успеху и успеху товарищей.
Основные формы работы: игровая, творческая мастерская, мини-беседа, коллективное обсуждение, экскурсия, выставка.
Итог года: Выставка творческих работ, праздник с презентацией групповых проектов перед родителями.
Ожидаемые результаты (УУД):
Личностные: Проявляют интерес к исследованию окружающего мира, стараются быть аккуратными и ответственными.
Регулятивные: Могут с помощью учителя определить цель и составить простой план действий.
Познавательные: Задают вопросы, наблюдают, сравнивают, делают простые обобщения.
Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении, стараются договариваться, помогают друг другу.
№ | Тема занятия | Содержание деятельности | Формируемые УУД (примеры) | Продукт проекта |
1 | Кто такие «Почемучки»? Знакомство. | Игра «Знакомство». Беседа: «Что такое вопрос?». Игра «Сто вопросов почему» (о предметах в классе). Обсуждение: «Как найти ответ?». | Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. Познавательные: умение задавать вопросы. | Коллективный плакат с рисунками и вопросами детей. |
2 | Что такое проект? На примере сказки. | Чтение отрывка из сказки («Репка», «Колобок»). Обсуждение: какая была проблема? Какую цель ставили герои? Что получилось в итоге? Игра «Угадай проект героя». | Познавательные: умение выделять проблему и цель на знакомом примере. Регулятивные: понимание последовательности действий. | - |
3 | Учимся наблюдать. На что похожи облака? | Наблюдение за формой облаков по картинкам или в окно. Игра-фантазия «На что это похоже?». Обсуждение, почему у всех разные ассоциации. | Познавательные: развитие наблюдательности, воображения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли и уважать мнение других. | Рисунки-фантазии «Облачный зоопарк». |
4 | Учимся наблюдать. Тени на стене. | Практическое занятие: создание теней руками (заяц, собака, птица). Наблюдение за тем, как меняется тень. | Познавательные: установление причинно-следственных связей (свет-предмет-тень). Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную. | - |
5 | Коллективный проект «Наш классный аквариум». Часть 1. Планируем. | Обсуждение: «Кого бы мы хотели поселить в аквариум?». Выбор обитателей (рыбки, осьминожки, русалочки). Распределение: кто кого будет делать (рисовать, лепить, вырезать). | Коммуникативные: умение договариваться, распределять роли. Регулятивные: целеполагание и элементарное планирование. | План-схема будущего аквариума на доске или ватмане. |
6 | Коллективный проект «Наш классный аквариум». Часть 2. Создаем. | Творческий процесс: дети создают своих обитателей и элементы аквариума (водоросли, камушки) из бумаги, пластилина, крышек. | Личностные: проявление творческой инициативы, старательность. Коммуникативные: взаимопомощь. | Заготовки для аквариума. |
7 | Коллективный проект «Наш классный аквариум». Часть 3. Заселяем. | Совместное оформление большого листа ватмана или коробки. Создание общего аквариума. Обсуждение результата: что понравилось, что было трудно? | Личностные: умение радоваться результату коллективного труда. Регулятивные: элементарная рефлексия. | Готовый макет аквариума, размещенный в классе. |
8 | Экскурсия в школьную библиотеку. «Где живут книги?» | Знакомство с библиотекой, правилами поведения. Рассматривание книг. Игра-квест «Найди самую большую/ маленькую/красивую книгу». | Познавательные: поиск и выделение информации. Личностные: воспитание бережного отношения к книгам. | - |
9 | Проект «Моя любимая буква». Часть 1. | Каждый ребенок выбирает букву, которая ему нравится (первая буква имени, красивая, «добрая»). Рисует ее, украшает. | Познавательные: развитие интереса к языку. Личностные: формирование положительного отношения к учебе. | Индивидуальные красиво оформленные буквы. |
10 | Проект «Моя любимая буква». Часть 2. | «Оживляем» букву: придумываем, на что она похожа (А – крыша домика, О – бублик). Ищем предметы в классе на эту букву. | Познавательные: развитие ассоциативного мышления. | Рисунки-ассоциации. |
11 | Проект «Моя любимая буква». Часть 3. Оформляем плакат. | Создание коллективного плаката «Азбука нашего класса». Каждый приклеивает свою букву и рисунок-ассоциацию. | Коммуникативные: умение работать над общим продуктом. Регулятивные: оценка своего вклада в общее дело. | Коллективный плакат «Азбука нашего класса». |
12 | Мастерская Деда Мороза. Проект «Новогодняя игрушка». Часть 1. | Беседа о предстоящем празднике. Выбор идеи для игрушки (фонарик, цепь, снежинка, шарик). Обучение простым техникам. | Регулятивные: планирование последовательности действий. | - |
13 | Мастерская Деда Мороза. Проект «Новогодняя игрушка». Часть 2. | Изготовление игрушек (из бумаги, фольги, мишуры). Взаимопомощь. | Личностные: стремление сделать красиво, чтобы порадовать других. Коммуникативные: умение просить помощи и помогать. | Самостоятельно сделанные новогодние игрушки. |
14 | Украшаем класс. Готовимся к празднику. | Совместное украшение класса, новогодней елки своими игрушками. Фотосессия. | Личностные: чувство сопричастности и радости от общего дела. | Украшенный кабинет. |
15 | Защита проектов. Расскажи о своей игрушке. | Каждый ребенок пробует рассказать, какую игрушку он сделал, из чего и для кого. Учимся хвалить работы друг друга. | Коммуникативные: формирование умения с помощью учителя рассказать о своей работе. Личностные: формирование адекватной самооценки. | Мини-выставка работ. |
16 | Проект «Следы на снегу». Зимние загадки. | Рассматривание картинок со следами животных. Игра «Угадай, чей след?». Обсуждение, почему следы разные. | Познавательные: развитие умения сравнивать и анализировать визуальную информацию. | Аппликация «Следы невиданных зверей» (из ваты, бумаги). |
17 | Проект «Птицы зимой». Часть 1. Наблюдаем. | Наблюдение за птицами на прогулке или по видео. Каких птиц мы видим? Чем они питаются? Как мы можем помочь? | Познавательные: развитие наблюдательности. Личностные: воспитание заботливого отношения к природе. | - |
18 | Проект «Птицы зимой». Часть 2. Мастерим кормушку. | Конструирование простейшей кормушки из картонной коробки, пакета из-под молока или пластиковой бутылки (под руководством учителя). | Регулятивные: выполнение работы по предложенному алгоритму. | Простые кормушки. |
19 | Проект «Птицы зимой». Часть 3. «Столовая для пернатых». | Наполнение кормушек кормом. Развешивание на школьном дворе. Назначение «дежурных», которые будут следить за кормушками. | Личностные: чувство ответственности и сопереживания. | Реализованный социальный проект. |
20 | Проект «Моя мама – лучшая!» (к 8 Марта). Часть 1. | Беседа о мамах. Составление коллективного портрета идеальной мамы (добрая, веселая, красивая). Обсуждение, какой подарок сделать. | Коммуникативные: умение выражать свои чувства. Личностные: воспитание любви и уважения к маме. | Список качеств и идей на доске. |
21 | Проект «Моя мама – лучшая!». Часть 2. Готовим сюрприз. | Изготовление подарка (открытка-аппликация, цветок из бумаги, браслет из бусин). Написание (с помощью учителя) или рисование пожелания. | Личностные: стремление сделать приятное близкому человеку. | Готовые подарки для мам. |
22 | Проект-исследование «Проращиваем семена». Часть 1. «Что внутри?» | Рассматривание разных семян (фасоль, горох, пшеница). Замачивание семян. Наблюдение за изменениями. Формулирование предположений: что прорастет быстрее? | Познавательные: умение выдвигать простейшие гипотезы, наблюдать. | Стаканчики с замоченными семенами. |
23 | Проект-исследование «Проращиваем семена». Часть 2. Наблюдаем за ростом. | Ежедневное (в течение недели) фиксирование изменений с помощью рисунков. Кто заметил первый росток? Сравнение результатов. | Познавательные: фиксация этапов изменения объекта. Регулятивные: проявление настойчивости в достижении цели. | Дневник наблюдений в виде рисунков. |
24 | Проект-исследование «Проращиваем семена». Часть 3. Делаем выводы. | Обсуждение: у всех ли проросли семена? Какие проросли быстрее? Почему? Создание коллективного «Огорода на окне». | Познавательные: умение на основе наблюдений делать простейшие выводы. | «Огород на окне» в классе. |
25 | Проект «Космос». Часть 1. Загадки Вселенной. | Рассматривание картинок, видео о космосе. Беседа: что мы знаем? Что хотим узнать? Игра «Собери ракету» (пазл или конструктор). | Познавательные: умение задавать вопросы познавательного характера. | - |
26 | Проект «Космос». Часть 2. Конструируем ракету. | Коллективное конструирование большой ракеты из бросового материала (большая картонная коробка, пластиковые бутылки) и бумаги. | Коммуникативные: умение договариваться при создании общего продукта. Познавательные: умение создавать модели. | Макет ракеты в натуральную величину. |
27 | Проект «Космос». Часть 3. Созвездия. | Изучение простых созвездий (Большая Медведица). Игра «Соедини точки» (рисуем созвездия). Лепим звезды и планеты из пластилина. | Познавательные: расширение кругозора. | Индивидуальные или групповые работы «Мое созвездие». |
28 | Проект «Моя семья». Часть 1. Беседа о семье. | Беседа: что такое семья? Кто входит в мою семью? Чем мы любим заниматься вместе? Рисование «Моя семья». | Коммуникативные: умение рассказывать о себе и своей семье. Личностные: осознание себя частью семьи. | Рисунки «Моя семья». |
29 | Проект «Моя семья». Часть 2. Создаем семейное древо. | Объяснение понятия «генеалогическое древо» на простом примере. Заполнение шаблона: ребенок, мама, папа, бабушки, дедушки (рисунки или фото). | Познавательные: установление семейных связей. Личностные: чувство гордости за свою семью. | Готовое семейное древо (на листе А4). |
30 | Проект «Моя семья». Часть 3. Семейные традиции. | Обсуждение: что такое традиция? (совместные ужины, походы в кино, праздники). Дети делятся традициями своих семей. | Коммуникативные: умение слушать других и делиться своим опытом. | - |
31 | Итоговый проект «Наш класс – дружная семья». Часть 1. Идея. | Обсуждение: чем наш класс похож на семью? Решаем создать общий плакат-коллаж «Наш дружный класс». Сбор материалов (фотографии с мероприятий, общие рисунки). | Личностные: осознание себя частью коллектива. Коммуникативные: умение приходить к общему решению. | Подборка материалов для коллажа. |
32 | Итоговый проект «Наш класс – дружная семья». Часть 2. Творчество. | Совместное создание коллажа: наклеивание фото, рисунков, подписей. Обсуждение расположения элементов. Распределение ролей: кто что будет рассказывать о наших проектах? (про аквариум, про буквы, про семью). Репетиция презентации. | Коммуникативные: сотрудничество и взаимопомощь. Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану. Личностные: преодоление стеснения. | Большой красочный коллаж. Сценарий выступления. |
33 | Праздник проектов. Наша копилка достижений. | Выставка всех работ за год. Презентация коллажа и лучших проектов для родителей или других классов. Вручение грамот «Самый любознательный», «Друг проекта», «Лучший художник» и т.д. | Личностные: осознание своих достижений, формирование положительной самооценки. | Фотографии с праздника, портфолио проектов. |
Пояснительная записка для 2 класса
Цель: Формирование умения самостоятельно планировать и выполнять краткосрочные проекты под руководством учителя, используя различные источники информации.
Задачи:
Образовательные: Научить детей самостоятельно формулировать цель и задачи проекта, составлять простой план работы, находить информацию в предложенных источниках (книги, опрос, наблюдение), представлять результаты.
Развивающие: Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию; развивать творческое воображение, логическое мышление и самостоятельность.
Воспитательные: Воспитывать ответственность за выполнение своей части работы, умение работать в команде, уважать мнение других, доводить начатое дело до конца.
Основные формы работы: творческая мастерская, мини-исследование, ролевая игра, экскурсия, интервью, коллективное обсуждение, презентация.
Итог года: Защита групповых и индивидуальных проектов на мини-конференции или ярмарке проектов.
Ожидаемые результаты (УУД):
Личностные: Проявляют познавательную инициативу, понимают причины успеха/неуспеха своей деятельности.
Регулятивные: Могут сформулировать цель, составить план действий (из 2-3 этапов) и следовать ему, адекватно оценить результат.
Познавательные: Умеют находить информацию в предложенных источниках, структурировать её, делать выводы на основе простых наблюдений.
Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении, договариваются и распределяют роли в группе, представляют результат своей работы.
Календарно-тематическое планирование (34 часа) 2 класс
№ | Тема занятия | Содержание деятельности (что делают дети) | Формируемые УУД | Продукт проекта (материальный результат) |
1 | Повторяем! Что такое проект? Его этапы. | Игра «Собери этапы проекта» (разрезанные карточки: проблема, цель, план, результат). Разбор примера из любимой книги или мультфильма. | Познавательные: умение структурировать знания, восстанавливать последовательность. | Памятка «Этапы проекта» в тетради. |
2 | Учимся ставить цель. От проблемы к цели. | Практикум на жизненных ситуациях: «Сломался карандаш - цель: поточить карандаш». Работа в парах: придумать проблему и сформулировать к ней цель. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. | - |
3 | Составляем план. «Что делать сначала?» | Коллективное планирование простого действия (например, «Накрыть на стол»). Игра «План для робота»: составить максимально подробный алгоритм из 3-4 шагов. | Регулятивные: планирование последовательности действий. | Карточки с алгоритмами простых действий. |
4 | Где искать ответ? Источники информации. | Знакомство с понятиями: книга, журнал, интернет (с помощью взрослых), опрос, наблюдение. Практическое задание: «Найди в учебнике ответ на вопрос...». | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в предложенных источниках. | - |
5 | Мини-проект «Осенние чудеса». Часть 1. | Сбор природного материала. | Познавательные: умение создавать модели. Коммуникативные: умение договариваться о совместной деятельности. | Сбор природного материала. |
6 | Мини-проект «Осенние чудеса». Часть 2. | Создание из листьев, шишек, веточек поделок или коллективной композиции («Осенний лес», «Сказочный зверь»). Фиксация этапов работы фотоаппаратом. | Познавательные: умение создавать модели. Коммуникативные: умение договариваться о совместной деятельности. | Выставка поделок из природного материала. Фотоотчет. |
7 | Учимся задавать вопросы. Игра «Журналист». | Беседа: какие бывают вопросы (открытые/закрытые). Практика: интервьюируем друг друга или учителя на заданную тему («Твое хобби», «Любимый предмет»). | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание, задавать вопросы. | - |
8 | Проект «Мои домашние обязанности». | Беседа о том, как дети помогают дома. Рисование или составление списка своих обязанностей. Создание плаката «Я – помощник». | Личностные: формирование ответственности, самоуважения за свой труд. | Плакат или «Дневник помощника». |
9 | Защита мини-проектов. Учимся презентовать. | Подготовка короткого рассказа (2-3 предложения) о своей осенней поделке или домашних обязанностях. Учимся использовать слова: цель, я сделал, получилось. | Коммуникативные: формирование умения устно выступать перед знакомой аудиторией. | - |
10 | Исследовательский проект «Тайны мыльного пузыря». Часть 1. Гипотеза. | Выдвижение предположений: из чего можно выдуть самые крепкие/большие пузыри? (из магазинного раствора, из мыла, из шампуня). Заполнение таблицы: «Гипотеза – что проверим – результат». | Познавательные: умение выдвигать гипотезы, предлагать способы их проверки. | Лист исследования с таблицей. |
11 | Исследовательский проект «Тайны мыльного пузыря». Часть 2. Эксперимент. | Проведение опытов с разными растворами. Наблюдение, сравнение результатов (какие пузыри легче надувать, какие дольше живут). Фиксация результатов в таблице. | Познавательные: проведение простейших опытов, фиксация результатов. Регулятивные: соблюдение последовательности эксперимента. | Заполненная таблица с выводами. |
12 | Исследовательский проект «Тайны мыльного пузыря». Часть 3. Выводы. | Анализ таблицы. Формулировка выводов: какой раствор оказался лучшим? Подтвердилась ли наша гипотеза? Оформление результатов на листе А4. | Познавательные: умение на основе наблюдений делать выводы. Коммуникативные: умение аргументировать свое мнение. | Научный плакат или стенд с результатами исследования. |
13 | Проект «Новогодняя открытка своими руками». Часть 1. Дизайн. | Изучение разных видов открыток ( с аппликацией). Выбор техники. Эскизирование. Подбор материалов. | Познавательные: анализ объектов (открыток) с точки зрения дизайна. Регулятивные: планирование. | Эскиз будущей открытки. |
14 | Проект «Новогодняя открытка своими руками». Часть 2. Производство. | Изготовление открытки по собственному эскизу. Написание поздравительного текста. | Личностные: стремление сделать качественный продукт. Регулятивные: контроль и коррекция своей деятельности. | Готовая открытка для родных. |
15 | Проект «Письмо Деду Морозу» (или «Новогодние традиции мира»). | Обсуждение: о чем пишут в письмах? Какие бывают традиции? Написание письма (реального или вымышленного) или создание плаката о традициях разных стран. | Коммуникативные: умение письменно выражать свои мысли (с помощью учителя). Познавательные: расширение кругозора. | Письмо или информационный плакат. |
16 | Защита проектов. «Мои зимние открытия». | Презентация исследовательских плакатов и новогодних открыток. Ответы на вопросы одноклассников. | Коммуникативные: публичное выступление. Регулятивные: самооценка. | Выставка работ. |
17 | Социальный проект «Покормите птиц зимой!». Часть 1. Планирование. | Наблюдение за птицами у кормушек. Анализ: все ли кормушки удобны? Всю ли еду птицы едят? Планирование акции: изготовление новых кормушек, сбор правильного корма, создание листовок. | Личностные: развитие эмпатии (сопереживания), социальной ответственности. Регулятивные: планирование деятельности. | План акции. |
18 | Социальный проект «Покормите птиц зимой!». Часть 2. Реализация. | Изготовление простых кормушек (например, из апельсина, из сетки). Сбор корма (семечки, крупы). Создание агитационных листовок с правилами подкормки. Развешивание на территории школы. | Коммуникативные: сотрудничество в группе для достижения общей цели. | Реализованная акция: кормушки, листовки, фотоотчет. |
19 | Информационный проект «Мое хобби». Часть 1. Сбор информации. | Подготовка рассказа о своем увлечении. Сбор материалов: что показать? (рисунки, поделки, фотографии, грамоты). Подготовка ответов на возможные вопросы. | Познавательные: поиск и структурирование информации о себе. | Папка с материалами для презентации. |
20 | Информационный проект «Мое хобби». Часть 2. Оформление. | Оформление информации на листе А4 (фото, рисунки, подписи) или создание простой презентации из 2-3 слайдов (в конструкторе типа Canva для образования). | Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания. Познавательные: представление информации в наглядной форме. | Постер или презентация о своем хобби. |
21 | Защита проектов «Мое хобби». | Краткие выступления (2-3 минуты) о своем увлечении. Использование постера или презентации. Ответы на вопросы. | Коммуникативные: умение ясно и последовательно излагать свои мысли. Личностные: уверенность в себе. | - |
22 | Проект к 23 февраля «Поздравительная открытка для папы». | Обсуждение: чем увлекаются папы? Какую открытку сделать? (в технике аппликации, рисования, с элементами конструирования). Создание открытки с учетом интересов папы. | Личностные: уважение к членам семьи, стремление сделать персонализированный подарок. | Открытка для папы. |
23 | Проект к 8 Марта «Цветы для мамы». Часть 1. Изучение техники. | Знакомство с новой техникой (например, квиллинг, торцевание, оригами). Тренировочные упражнения. Выбор цветка для изготовления. | Познавательные: умение осваивать новые способы деятельности. | Пробные работы в новой технике. |
24 | Проект к 8 Марта «Цветы для мамы». Часть 2. Изготовление подарка. | Создание цветка или букета в освоенной технике. Оформление работы. | Регулятивные: умение следовать намеченному плану, проявлять настойчивость. | Готовый подарок для мамы. |
25 | Проект «Моя родословная». Создаем генеалогическое древо. | Беседа о семье и предках. Объяснение принципа построения древа. Заполнение шаблона или создание своего с использованием фотографий или рисунков. | Познавательные: установление причинно-следственных связей (генеалогических). Личностные: чувство принадлежности к роду. | Готовое генеалогическое древо семьи. |
26 | Проект «Наш класс». Выпуск газеты к празднику. | Распределение ролей: журналисты (берут интервью), художники (рисуют), редакторы (верстают). Сбор новостей, интересных фактов из жизни класса. Создание общего плаката-газеты. | Коммуникативные: сотрудничество в распределении ролей и совместной деятельности. | Стенгазета о жизни класса. |
27 | Итоговый проект. Выбор темы. Мозговой штурм. | Предложение тем на выбор: «Мой район», «Красная книга нашего края», «Создание настольной игры», «Экологический плакат». Обсуждение в группах, выбор темы. | Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение договариваться. | Выбранная тема, сформированные группы. |
28 | Итоговый проект. Составляем паспорт проекта. | Заполнение шаблона: тема, цель, задачи, гипотеза (если есть), план работы, предполагаемый продукт. Распределение задач внутри группы. | Регулятивные: планирование и целеполагание. | Паспорт проекта группы. |
29 | Итоговый проект. Сбор информации. | Работа в группах: поиск информации в книгах, интернете (с помощью учителя), проведение опросов, наблюдений (в зависимости от темы). | Познавательные: умение находить информацию в разных источниках и обрабатывать ее. | Черновики, записи, распечатки. |
30-31 | Итоговый проект. Создание продукта. Часть 1. | Оформление результатов: создание макета, плаката, игры, буклета, презентации. Совместная работа в группе. | Коммуникативные: умение работать в коллективе, учитывать мнение партнеров. Познавательные: моделирование. | Шаблон готового продукта тпроекта. |
31 | Итоговый проект. Создание продукта. Часть 2. | Оформление результатов: создание макета, плаката, игры, буклета, презентации. Совместная работа в группе. | Коммуникативные: умение работать в коллективе, учитывать мнение партнеров. Познавательные: моделирование. | Практически готовый продукт проекта. |
32 | Итоговый проект. Подготовка к защите. | Написание текста выступления для каждого участника группы. Репетиция. Обсуждение: как представить продукт? Как ответить на вопросы? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, развитие навыков ораторского искусства. | Текст выступления. |
33 | Генеральная репетиция защиты. | Пробные выступления групп перед классом. Взаимооценка по критериям: понятно, интересно, полно. Советы и рекомендации. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли. Личностные: адекватное восприятие критики. | - |
Пояснительная записка для 3 класса
Цель: Формирование умения самостоятельно планировать, реализовывать и презентовать завершенный проект, используя различные источники информации и сотрудничая в группе.
Задачи:
Образовательные: Научить самостоятельно формулировать проблему, цель, задачи и гипотезу проекта. Отработать навык поиска информации в разных источниках, её анализа, отбора и структурирования. Познакомить с основами публичного выступления.
Развивающие: Развивать критическое и абстрактное мышление, исследовательские навыки, умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свой участок работы.
Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в команде на общий результат, формировать адекватную самооценку.
Основные формы работы: исследование, ролевая игра, дискуссия, творческая мастерская, экскурсия, интервью, конференция.
Итог года: Публичная защита групповых исследовательских или социальных проектов на школьной конференции с приглашением родителей и учащихся других классов.
Ожидаемые результаты (УУД):
Личностные: Осознают личную ответственность за результат проекта, проявляют инициативу и настойчивость.
Регулятивные: Самостоятельно составляют план и следуют ему, вносят коррективы, адекватно оценивают процесс и результат.
Познавательные: Умеют выбирать источники информации, критически оценивать и систематизировать найденный материал, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: Эффективно распределяют роли в группе, ведут диалог, аргументируют свою позицию, используют средства наглядности для презентации.
№ | Тема занятия | Содержание деятельности (что делают дети) | Формируемые УУД | Продукт проекта (материальный результат) |
1 | Что мы знаем о проектах? Актуализация знаний. | Игра «Проектный алфавит» (А – Анализ, Б –и т.д.). Повторение этапов проекта на сложном примере (например, создание парка). | Познавательные: актуализация и структурирование знаний, установление причинно-следственных связей. | Схема-памятка «Сложный проект». |
2 | От проблемы к гипотезе. Учимся предполагать. | Разбор понятия «гипотеза». Практикум: формулирование гипотез для проблем проекта («Почему желтеют листья?», «Зачем коту усы?»). Игра «Верно/Неверно» (проверка гипотез). | Познавательные: умение выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки. Логические: построение предположений. | - |
3 | Планируем работу. Декомпозиция задач. | Учимся большую цель делить на маленькие и понятные задачи. Практическое задание: разбить цель «Организовать праздник» на конкретные задачи (написать сценарий, сделать украшения и т.д.). | Регулятивные: планирование, определение последовательности действий. | План проекта с конкретными задачами для каждого участника. |
4 | Работа с информацией. «Верю/Не верю». | Занятие о критическом мышлении. Как проверить информацию? Правило трех источников. Практика: оценка правдоподобности разных утверждений (из интернета, от друзей). | Познавательные: критическая оценка информации. Коммуникативные: умение обосновывать свое мнение. | Памятка «Как проверить информацию». |
5-6 | Мини-исследование «История моей фамилии». Часть 1. | Беседа о происхождении фамилий. Составление плана исследования: спросить родителей, поискать в книгах/интернете. | Познавательные: поиск информации в семейных источниках и её интерпретация. Личностные: чувство гордости за свою семью, осознание истории. | Наброски для пректа. |
6 | Мини-исследование «История моей фамилии». Часть 2. | Проведение исследования. Оформление генеалогической карточки. | Познавательные: поиск информации в семейных источниках и её интерпретация. Личностные: чувство гордости за свою семью, осознание истории. | Генеалогическая карточка или мини-альбом «Моя фамилия». |
7 | Инструменты презентации: инфорграфика и плакат. | Знакомство с понятием «инфографика» (схемы, диаграммы). Учимся визуализировать представлять информацию. Практика: создать инфографику «Мой режим дня» или «Мои увлечения». | Познавательные: умение преобразовывать текстовую информацию в визуальный формат. | Инфографика на листе А4. |
8 | Защита мини-проектов «Моя фамилия». | Краткие презентации (2-3 мин) с использованием своей генеалогической карточки или инфографики. Акцент на умение рассказать историю, а не просто зачитать факты. | Коммуникативные: построение монологического высказывания, использование наглядности. | - |
9 | Выбор темы для группового проекта. Мозговой штурм. | Предложение тем: «Экология», «История», «ЗОЖ», «Культура». Обсуждение в группах, формулирование конкретных тем этих направлений (напр., «Куда девается мусор из нашего класса?»). | Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению. | Сформированные группы, выбранные темы проектов. |
10 | Составление паспорта проекта. | Подробное заполнение документа: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, план, ожидаемый продукт, список ресурсов. | Регулятивные: планирование и прогнозирование. Познавательные: осознанное построение исследовательской деятельности. | Паспорт проекта – основной документ группы. |
11 | Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос. | Глубокое погружение в методы. Как составить хорошую анкету? Как правильно вести наблюдение? Как запланировать эксперемент? Практикум: составление анкеты по теме своего проекта. | Познавательные: овладение методами исследования. | Разработанный инструментарий для своего проекта (анкета, план эксперимента). |
12 | Практикум: проводим опрос. | Проведение опроса среди учащихся других классов или учителей по составленной анкете. Сбор данных. | Коммуникативные: развитие социальных навыков, умение взаимодействовать. | Заполненные анкеты. |
13 | Обработка результатов. Сводим данные в таблицы. | Совместный анализ полученных данных. Статистика: подсчет %, построение столбчатых диаграмм вручную или в Excel (с помощью учителя). Формулирование предварительных выводов. | Познавательные: анализ и синтез информации, представление данных в табличной и графической форме. | Таблицы и диаграммы с результатами опроса/наблюдения. |
14 | Создание продукта проекта. Часть 1. | Оформление результатов: создание презентации, информационного буклета, макета, социального ролика (на телефоне), плаката с инфографикой. Работа в группах. | Коммуникативные: сотрудничество в группе, разрешение конфликтов. Познавательные: моделирование и индивидуализация продукта. | Практически готовый продукт (презентация, буклет, макет и т.д.). |
15 | Создание продукта проекта. Часть 2. | Оформление результатов: создание презентации, информационного буклета, макета, социального ролика (на телефоне), плаката с инфографикой. Работа в группах. | Коммуникативные: сотрудничество в группе, разрешение конфликтов. Познавательные: моделирование продукта. | Практически готовый продукт (презентация, буклет, макет и т.д.). |
16 | Написание текста защиты. «Скелет» выступления. | Учимся структурировать речь: приветствие, представление темы, актуальность, цель, ход работы, выводы, демонстрация продукта, заключение. Распределение речи между членами группы. | Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами. | Текст выступления для каждого участника группы. |
17 | Искусство публичного выступления. Язык тела. | Упражнения на снятие зажимов. Работа с голосом (громкость, темп). Язык жестов. Контакт с аудиторией. Практика: 30-секундное выступление на свободную тему. | Коммуникативные: овладение основами ораторского искусства. Личностные: преодоление страха публичных выступлений. | - |
18 | Подготовка презентационных материалов. | Группы дорабатывают свои продукты (презентации, плакаты) с учетом полученных знаний о визуальном представлении информации и публичном выступлении. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов представления результатов. | Готовые презентационные материалы. |
19 | Репетиция защиты проектов. Генеральная проба. | Пробные выступления групп перед классом. Использование всех материалов. Взаимооценка по заранее разработанным критериям (логичность, уверенность, наглядность, тайминг). | Коммуникативные: адекватное восприятие критики, умение задавать вопросы другим группам. Регулятивные: самооценка и коррекция. | Листы взаимооценки. |
20 | Работа над ошибками. Финальные правки. | Анализ замечаний одноклассников и учителя. Группы вносят коррективы в свои выступления и материалы. | Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. | Доработанные материалы и тексты выступлений. |
21 | Социальный проект «Добрые дела» (к примеру, к 23 февраля/8 Марта). | Планирование и реализация маленькой социальной акции: изготовление открыток для ветеранов, для родителей, сбор макулатуры. Акцент на самостоятельное планирование и исполнение. | Личностные: развитие эмпатии, социальной ответственности. Регулятивные: самостоятельное планирование. | Реализованная социальная акция, фотоотчет. |
22 | Индивидуальные консультации по проектам. | Учитель работает с каждой группой отдельно, помогая решить возникшие проблемы, отвечая на вопросы, оказывая поддержку. | Регулятивные: умение просить помощь, когда это необходимо. | - |
23 | Итоговая конференция «Я – исследователь». Часть 1. | Публичная защита проектов перед аудиторией (родители, ученики параллельных классов, жюри). Полноценные выступления (5-7 минут), ответы на вопросы. | Коммуникативные: публичное выступление, участие в коллективном обсуждении. Личностные: уверенность в себе. | Оценки жюри, отзывы зрителей. |
24 | Итоговая конференция «Я – исследователь». Часть 2. | Публичная защита проектов перед аудиторией (родители, ученики параллельных классов, жюри). Полноценные выступления (5-7 минут), ответы на вопросы. | Коммуникативные: публичное выступление, участие в коллективном обсуждении. Личностные: уверенность в себе. | Оценки жюри, отзывы зрителей. |
25 | Рефлексия. Анализ успехов и неудач. | Коллективное обсуждение: что получилось лучше всего? Что было самым трудным? Что бы сделали иначе? Заполнение индивидуальных карт рефлексии. | Регулятивные: самоанализ и самооценка процесса и результатов. | Индивидуальные карты рефлексии. |
26 | Создание портфолио проекта. | Оформление всех материалов проекта в единую папку: от паспорта до отзывов с конференции. Осознание проделанного пути. | Познавательные: структурирование и оформление результатов деятельности. | Портфолио группового проекта. |
27 | Проект «Настольная игра своими руками». Часть 1. | Разработка концепции, правил, игрового поля, карточек. Создание прототипа и его тестирование на других группах. Внесение изменений по результатам теста. | Познавательные: навыки проектирования и моделирования. Коммуникативные: умение учитывать обратную связь. | Готовая настольная игра. |
27-28 | Проект «Настольная игра своими руками». Часть 2. | Разработка концепции, правил, игрового поля, карточек. Создание прототипа и его тестирование на других группах. Внесение изменений по результатам теста. | Познавательные: навыки проектирования и моделирования. Коммуникативные: умение учитывать обратную связь. | Готовая настольная игра. |
29 | Презентация настольных игр. | Игротека. Каждая группа представляет свою игру и проводит ее для других. | Коммуникативные: объяснение правил, взаимодействие с игроками. | - |
30 | Проект «Время для себя». Создание лэпбука. | Знакомство с форматом лэпбука (интерактивная папка). Выбор темы для своего лэпбука («Мое лето», «Мои достижения», «Мой питомец»). Сбор и творческое оформление информации. | Познавательные: обобщение и закрепление материала по теме. Личностные: развитие креативности и самовыражения. | Личный лэпбук. |
31 | Презентация лэпбуков. | Выставка работ. Рассказы детей о своем лэпбуке, демонстрация его интерактивных элементов. | Коммуникативные: умение увлечь аудиторией своим рассказом. | Выставка лэпбуков. |
32 | Проект «Школьная газета» (в рамках класса или школы). | Распределение редакционных ролей: главный редактор, журналисты, фотокорреспонденты, верстальщики, корректоры. Создание одного выпуска. | Коммуникативные: ролевое взаимодействие, деловое общение. Личностные: ответственность за свой участок работы. | Выпуск школьной/классной газеты. |
33 | Творческий отчет «Чему я научился в Проектной мастерской». | Создание интеллект-карты своих умений, приобретенных за год. | Познавательные: самоанализ, структурирование опыта. Регулятивные: осознание своих учебных достижений. | Интеллект-карта личного роста. |
34 | Итоговое занятие. Планирование проектов на будущее. | Награждение активных участников, вручение сертификатов. Обсуждение идей для проектов в 4 классе. Создание «Банка идей». | Личностные: формирование мотивации к дальнейшей проектной деятельности. | «Банк идей» для 4 класса. |
Пояснительная записка для 4 класса
Цель: Систематизация и совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности, подготовка к переходу на следующий уровень образования. Формирование умения самостоятельно инициировать, планировать и реализовывать индивидуальные и групповые проекты социальной и исследовательской направленности.
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение формулировать гипотезу, ставить цели и задачи, выбирать адекватные методы исследования. Научить основам проектного менеджмента: управление временем, ресурсами, командой.
Развивающие: Развивать навыки критического анализа информации, прогнозирования, публичной дискуссии и аргументации. Развивать самостоятельность и инициативность.
Воспитательные: Воспитывать социальную ответственность, лидерские качества, умение работать в команде и нести ответственность за общий результат.
Основные формы работы: исследование, социальное проектирование, дискуссия, деловая игра, мастер-класс, конференция, защита проектов.
Итог года: Публичная защита индивидуальных или групповых итоговых проектов на школьной научно-практической конференции. Создание портфолио проектной деятельности за курс начальной школы.
Ожидаемые результаты (УУД):
Личностные: Осознают ценность проектной деятельности для решения практических задач, проявляют лидерские качества и инициативу.
Регулятивные: Самостоятельно управляют проектом от идеи до реализации: планируют, распределяют ресурсы, контролируют сроки, проводят самооценку и коррекцию.
Познавательные: Владеют основами исследования, умеют работать с большими объемами информации, анализировать, обобщать, делать выводы и прогнозы.
Коммуникативные: Эффективно работают в команде, владеют навыками публичной дискуссии, аргументации и отстаивания своей точки зрения.
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Содержание деятельности (что делают дети) | Формируемые УУД | Продукт проекта (материальный результат) |
1 | Проектная деятельность: чему мы научились за 4 года? | Круглый стол. Составление интеллект-карты "Мои проектные навыки". Обсуждение, чем проект 4-классника отличается от проекта 1-классника. Постановка целей на год. | Регулятивные: самооценка, целеполагание. Познавательные: структурирование знаний. | Интеллект-карта "Мои навыки". |
2 | Выбор темы. Актуальность и социальная значимость проекта. | Мозговой штурм "Проблемы, которые я вижу вокруг себя" (в школе, дома, во дворе). Критерии оценки: актуальность, возможность решения. Выбор тем для индивидуальных/групповых проектов. | Личностные: развитие социальной и гражданской активности. Познавательные: анализ и оценка проблемной ситуации. | Список сформулированных проблем и потенциальных тем. |
3 | Гипотеза как прогноз. Учимся предвидеть результат. | Работа с понятием "гипотеза". Практикум: формулирование гипотез для выбранных тем. Обсуждение: как гипотеза влияет на план исследования? | Познавательные: прогнозирование, выдвижение гипотез. Логические: построение предположений. | Сформулированная гипотеза для своего проекта. |
4 | Проектный менеджмент: план, ресурсы, сроки. | Знакомство с понятиями "дедлайн", "ресурсы" (время, материалы, люди). Составление детального плана-графика работы (календарный план с указанием задач и ответственных). | Регулятивные: планирование, управление временем, распределение ресурсов. | Календарный план проекта (в виде таблицы или диаграммы Ганта). |
5 | Информационный интенсив. Работа с источниками. Часть 1. | Углубленная работа: поиск в электронном каталоге библиотеки, отбор релевантной информации, конспектирование, составление библиографии. Практикум: "Как отличить научный источник от ненаучного?". | Познавательные: поиск, критический анализ и синтез информации из разных источников. | Карточки с конспектами, список литературы. |
6 | Информационный интенсив. Работа с источниками. Часть 2. | Углубленная работа: поиск в электронном каталоге библиотеки, отбор релевантной информации, конспектирование, составление библиографии. Практикум: "Как отличить научный источник от ненаучного?". | Познавательные: поиск, критический анализ и синтез информации из разных источников. | Карточки с конспектами, список литературы. |
7 | Социологический опрос: от создания анкеты до обработки данных. | Разработка анкет для проектов. Правила формулировки вопросов. Проведение опроса. Обработка данных в Excel (построение круговых и столбчатых диаграмм). Анализ результатов. | Познавательные: проведение микроисследования, количественный и качественный анализ данных. | Анкета, таблица с данными, диаграммы. |
8 | Консультация по индивидуальным планам проектов. | Индивидуальная и групповая работа с учителем. Корректировка планов, гипотез, методов исследования. Обсуждение возникших трудностей. | Регулятивные: коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: умение четко формулировать проблему для получения помощи. | Скорректированные паспорта проектов. |
9 | Практический блок: проводим эксперименты и создаем продукт. | Работа над практической частью проектов: проведение экспериментов, создание макетов, написание программ, съемка видео, социальные акции и т.д. | Познавательные: проведение эксперимента, моделирование, создание продукта. Регулятивные: осуществление действий по реализации плана. | Результаты экспериментов, черновики, прототипы продукта. |
10 | Оформление результатов: от черновика к чистовому варианту. | Правила оформления текстового отчета, презентации, исследовательской работы. Структура, шрифты, заголовки, ссылки. Работа над визуальным оформлением продукта. | Познавательные: структурирование и оформление результатов работы. | Текстовый отчет, слайды презентации. |
11 | Создание портфолио проекта. | Систематизация всех материалов: от первоначальных заметок до финальных результатов. Оформление титульного листа, содержания. Осмысление проделанного пути. | Регулятивные: самоорганизация, оценка процесса. | Папка-портфолио проекта. |
12 | Написание тезисов для конференции. | Что такое тезисы? Правила их написания: краткость, емкость, отражение основной идеи, методов и результатов. Коллективное составление образца тезисов. | Познавательные: умение кратко и емко излагать суть работы. Коммуникативные: владение письменной научной речью (на доступном уровне). | Тезисы проекта (1-2 страницы). |
13 | Мастер-класс "Искусство презентации: говорим уверенно". | Работа с волнением. Уверенная поза, контакт глазами, управление голосом. Разбор распространенных ошибок. Репетиция ключевых моментов выступления. | Коммуникативные: ораторское мастерство, самопрезентация. Личностные: уверенность в себе. | - |
14 | Создание эффективных слайдов. Визуальный сторителлинг. | Принципы дизайна: минимализм, контраст, шрифты. Правило "1 слайд - 1 идея". Использование инфографики. Анализ хороших и плохих примеров. Практикум: доработка своих слайдов. | Познавательные: визуализация информации. Коммуникативные: усиление сообщения с помощью наглядного пособия. | Доработанная презентация. |
15 | Предзащита проектов. Пробное выступление. | Выступление с полной презентацией перед одноклассниками и педагогами. Жесткий тайминг (5-7 минут). Жесткая, но конструктивная обратная связь от аудитории и учителя. | Коммуникативные: участие в дискуссии, ответы на каверзные вопросы. Регулятивные: стрессоустойчивость, умение использовать критику. | Листы с обратной связью. |
16 | Работа над ошибками. Финальный штрих. | Анализ замечаний. Доработка текста выступления, презентации, продукта. Финальные консультации. | Регулятивные: коррекция деятельности на основе оценки. | Готовый к защите проект. |
17 | Итоговая конференция "Я - исследователь 202_". Часть 1. | Публичная защита проектов перед жюри (администрация, учителя, родители, ученики). Полноценное выступление (7-10 минут) и ответы на вопросы. | Коммуникативные: монологическая и диалогическая речь, участие в полилоге. Личностные: ответственность, уверенность. | Дипломы, сертификаты участников. |
18 | Итоговая конференция "Я - исследователь 202_". Часть 2. | Публичная защита проектов перед жюри (администрация, учителя, родители, ученики). Полноценное выступление (7-10 минут) и ответы на вопросы. | Коммуникативные: монологическая и диалогическая речь, участие в полилоге. Личностные: ответственность, уверенность. | Дипломы, сертификаты участников. |
19 | Рефлексия конференции. Анализ успехов и точек роста. | Заполнение расширенной карты рефлексии: "Что я узнал?", "Что я сделал?", "Что я чувствую?", "Что буду делать дальше?". Групповое обсуждение итогов. | Регулятивные: самоанализ и самооценка. Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха. | Карта личностного роста. |
20 | Социальный проект "Наследие 4-го класса" (инициативная группа). | Планирование и реализация проекта, полезного для школы: создание библиотечки, озеленение рекреации, организация школьного события, создание видеофильма о школе. | Личностные: лидерство, инициативность, социальная ответственность. Регулятивные: управление среднемаштабным проектом. | Реализованный социальный проект. |
21 | Проект "Портфолио выпускника начальной школы". | Отбор лучших работ за 4 года. Их систематизация и оформление в единое портфолио с разделами. Написание самоанализа "Чему я научился за 4 года". | Познавательные: структурирование опыта, рефлексия. Личностные: осознание своего роста и достижений. | Портфолио выпускника начальной школы. |
22 | Введение в IT-проекты. Создаем простой сайт-визитку о своем проекте. | Знакомство с конструкторами сайтов (Tilda, Wix). Создание простой одностраничной визитки о своем исследовании: текст, фото, видео, результаты. | Познавательные: освоение новых цифровых-инструментов. Коммуникативные: представление информации в цифровом-формате. | Ссылка на сайт-визитку проекта. |
23 | Основы блогинга. Снимаем видео-резюме своего проекта (1-2 мин). | Написание сценария, раскадровка. Правила съемки на смартфон (свет, звук, стабилизация). Монтаж в простом редакторе. | Коммуникативные: создание цифрового контента. Познавательные: освоение базовых навыков монтажа. | Видео-резюме проекта. |
24 | Проект "Мой первый бизнес-план". Деловая игра. | Знакомство с основами экономики. Создание условного бизнес-плана лимонадного киоскаили продажи hand-made открыток: расчет себестоимости, цены, потенциальной прибыли. | Познавательные: развитие финансовой грамотности, прогнозирование. | Мини-бизнес-план на одном листе. |
25 | Инфопродюсеры. Создание образовательного продукта. Часть 1. | Создание группой познавательной настольной игры, квеста для параллельных классов, экскурсии по школе с путеводителем. Защита своего продукта перед "заказчиком" (другими учениками). | Познавательные: создание и трансляция знаний. Коммуникативные: взаимодействие с аудиторией. | Образовательный продукт (игра, квест, путеводитель). |
26 | Инфопродюсеры. Создание образовательного продукта. Часть 2. | Создание группой познавательной настольной игры, квеста для параллельных классов, экскурсии по школе с путеводителем. Защита своего продукта перед "заказчиком" (другими учениками). | Познавательные: создание и трансляция знаний. Коммуникативные: взаимодействие с аудиторией. | Образовательный продукт (игра, квест, путеводитель). |
27 | Мастер-класс от старшеклассников "Проекты в 5 классе". | Встреча с учащимися средней школы. Обсуждение: чем проектная деятельность отличается в среднем звене? Какие возможности открываются? Ответы на вопросы. | Личностные: формирование мотивации к дальнейшей учебе, снятие тревожности. | - |
28 | Творческий проект "Моя будущая профессия". | Исследование профессий. Создание презентации, плаката или интервью с представителем профессии о том, какие проектные навыки ему нужны в работе. | Личностные: профессиональное самоопределение на элементарном уровне. | Презентация или постер "Профессия мечты". |
29 | Работа над итоговым индивидуальным проектом (по выбору). Часть 1. | Применение всех полученных навыков для реализации собственного, инициированного ребенком проекта (творческого, исследовательского, социального). Роль учителя - тьютор, консультант. | Все группы УУД: комплексное применение знаний и умений. | Завершенный индивидуальный проект. |
30 | Работа над итоговым индивидуальным проектом (по выбору). Часть 2. | Применение всех полученных навыков для реализации собственного, инициированного ребенком проекта (творческого, исследовательского, социального). Роль учителя - тьютор, консультант. | Все группы УУД: комплексное применение знаний и умений. | Завершенный индивидуальный проект. |
31 | Презентация итоговых индивидуальных проектов. | Творческий отчет о проделанной работе в свободной форме (стендовый доклад, презентация, видеоотчет). | Коммуникативные: адаптация стиля сообщения под аудиторию и формат. | Выставка проектных работ. |
32 | Круглый стол "Проектная деятельность: мой топ-5 советов будущим четвероклассникам". | Обобщение опыта. Совместная выработка рекомендаций в виде памятки или плаката. | Познавательные: обобщение и систематизация знаний. Коммуникативные: умение формулировать и передавать опыт. | Плакат-памятка с советами. |
33 | Создание "Капсулы времени" для будущих выпускников. | Написание писем-пожеланий самим себе в будущее или будущим ученикам 4 класса. Сбор в капсулу (коробку) самых ярких проектных работ. | Личностные: рефлексия, осмысление пройденного пути. | "Капсула времени". |
34 | Торжественное закрытие. Вручение портфолио.
| Награждение лучших проектов, вручение портфолио выпускника начальной школы. Чаепитие. Планирование проектов на лето. | Личностные: чувство завершенности, празднование успеха. | Портфолио, грамоты, дипломы. |