СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по курсу "Проектная мастерская" 1 - 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная мастерская КТП для 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по курсу "Проектная мастерская" 1 - 4 класс»

Пояснительная записка для 1 класса

Цель: Формирование первичных представлений о проектной деятельности, развитие познавательного интереса, творческих способностей и навыков работы в группе через игровые формы.

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить с простейшими понятиями: «проект», «проблема», «цель», «результат». Научить задавать вопросы и выдвигать простые гипотезы.

  • Развивающие: Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику, умение наблюдать и делать простейшие выводы.

  • Воспитательные: Воспитывать умение слушать друг друга, договариваться, работать в команде, радоваться собственному успеху и успеху товарищей.

Основные формы работы: игровая, творческая мастерская, мини-беседа, коллективное обсуждение, экскурсия, выставка.

Итог года: Выставка творческих работ, праздник с презентацией групповых проектов перед родителями.

Ожидаемые результаты (УУД):

  • Личностные: Проявляют интерес к исследованию окружающего мира, стараются быть аккуратными и ответственными.

  • Регулятивные: Могут с помощью учителя определить цель и составить простой план действий.

  • Познавательные: Задают вопросы, наблюдают, сравнивают, делают простые обобщения.

  • Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении, стараются договариваться, помогают друг другу.



Тема занятия

Содержание деятельности

Формируемые УУД (примеры)

Продукт проекта

1

Кто такие «Почемучки»? Знакомство.

Игра «Знакомство». Беседа: «Что такое вопрос?». Игра «Сто вопросов почему» (о предметах в классе). Обсуждение: «Как найти ответ?».

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. Познавательные: умение задавать вопросы.

Коллективный плакат с рисунками и вопросами детей.

2

Что такое проект? На примере сказки.

Чтение отрывка из сказки («Репка», «Колобок»). Обсуждение: какая была проблема? Какую цель ставили герои? Что получилось в итоге? Игра «Угадай проект героя».

Познавательные: умение выделять проблему и цель на знакомом примере. Регулятивные: понимание последовательности действий.

-

3

Учимся наблюдать. На что похожи облака?

Наблюдение за формой облаков по картинкам или в окно. Игра-фантазия «На что это похоже?». Обсуждение, почему у всех разные ассоциации.

Познавательные: развитие наблюдательности, воображения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли и уважать мнение других.

Рисунки-фантазии «Облачный зоопарк».

4

Учимся наблюдать. Тени на стене.

Практическое занятие: создание теней руками (заяц, собака, птица). Наблюдение за тем, как меняется тень.

Познавательные: установление причинно-следственных связей (свет-предмет-тень). Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную.

-

5

Коллективный проект «Наш классный аквариум». Часть 1. Планируем.

Обсуждение: «Кого бы мы хотели поселить в аквариум?». Выбор обитателей (рыбки, осьминожки, русалочки). Распределение: кто кого будет делать (рисовать, лепить, вырезать).

Коммуникативные: умение договариваться, распределять роли. Регулятивные: целеполагание и элементарное планирование.

План-схема будущего аквариума на доске или ватмане.

6

Коллективный проект «Наш классный аквариум». Часть 2. Создаем.

Творческий процесс: дети создают своих обитателей и элементы аквариума (водоросли, камушки) из бумаги, пластилина, крышек.

Личностные: проявление творческой инициативы, старательность. Коммуникативные:

 взаимопомощь.

Заготовки для аквариума.

7

Коллективный проект «Наш классный аквариум». Часть 3. Заселяем.

Совместное оформление большого листа ватмана или коробки. Создание общего аквариума. Обсуждение результата: что понравилось, что было трудно?

Личностные: умение радоваться результату коллективного труда.  Регулятивные: элементарная рефлексия.

Готовый макет аквариума, размещенный в классе.

8

Экскурсия в школьную библиотеку. «Где живут книги?»

Знакомство с библиотекой, правилами поведения. Рассматривание книг. Игра-квест «Найди самую большую/ маленькую/красивую книгу».

Познавательные: поиск и выделение информации. Личностные: воспитание бережного отношения к книгам.

-

9

Проект «Моя любимая буква». Часть 1.

Каждый ребенок выбирает букву, которая ему нравится (первая буква имени, красивая, «добрая»). Рисует ее, украшает.

Познавательные: развитие интереса к языку. Личностные: формирование положительного отношения к учебе.

Индивидуальные красиво оформленные буквы.

10

Проект «Моя любимая буква». Часть 2.

«Оживляем» букву: придумываем, на что она похожа (А – крыша домика, О – бублик). Ищем предметы в классе на эту букву.

Познавательные: развитие ассоциативного мышления.

Рисунки-ассоциации.

11

Проект «Моя любимая буква». Часть 3. Оформляем плакат.

Создание коллективного плаката «Азбука нашего класса». Каждый приклеивает свою букву и рисунок-ассоциацию.

Коммуникативные: умение работать над общим продуктом. Регулятивные: оценка своего вклада в общее дело.

Коллективный плакат «Азбука нашего класса».

12

Мастерская Деда Мороза. Проект «Новогодняя игрушка». Часть 1.

Беседа о предстоящем празднике. Выбор идеи для игрушки (фонарик, цепь, снежинка, шарик). Обучение простым техникам.

Регулятивные: планирование последовательности действий.

-

13

Мастерская Деда Мороза. Проект «Новогодняя игрушка». Часть 2.

Изготовление игрушек (из бумаги, фольги, мишуры). Взаимопомощь.

Личностные: стремление сделать красиво, чтобы порадовать других. Коммуникативные: умение просить помощи и помогать.

Самостоятельно сделанные новогодние игрушки.

14

Украшаем класс. Готовимся к празднику.

Совместное украшение класса, новогодней елки своими игрушками. Фотосессия.

Личностные: чувство сопричастности и радости от общего дела.

Украшенный кабинет.

15

Защита проектов. Расскажи о своей игрушке.

Каждый ребенок пробует рассказать, какую игрушку он сделал, из чего и для кого. Учимся хвалить работы друг друга.

Коммуникативные: формирование умения с помощью учителя рассказать о своей работе. Личностные: формирование адекватной самооценки.

Мини-выставка работ.

16

Проект «Следы на снегу». Зимние загадки.

Рассматривание картинок со следами животных. Игра «Угадай, чей след?». Обсуждение, почему следы разные.

Познавательные: развитие умения сравнивать и анализировать визуальную информацию.

Аппликация «Следы невиданных зверей» (из ваты, бумаги).

17

Проект «Птицы зимой». Часть 1. Наблюдаем.

Наблюдение за птицами на прогулке или по видео. Каких птиц мы видим? Чем они питаются? Как мы можем помочь?

Познавательные: развитие наблюдательности. Личностные: воспитание заботливого отношения к природе.

-

18

Проект «Птицы зимой». Часть 2. Мастерим кормушку.

Конструирование простейшей кормушки из картонной коробки, пакета из-под молока или пластиковой бутылки (под руководством учителя).

Регулятивные: выполнение работы по предложенному алгоритму.

Простые кормушки.

19

Проект «Птицы зимой». Часть 3. «Столовая для пернатых».

Наполнение кормушек кормом. Развешивание на школьном дворе. Назначение «дежурных», которые будут следить за кормушками.

Личностные: чувство ответственности и сопереживания.

Реализованный социальный проект.

20

Проект «Моя мама – лучшая!» (к 8 Марта). Часть 1.

Беседа о мамах. Составление коллективного портрета идеальной мамы (добрая, веселая, красивая). Обсуждение, какой подарок сделать.

Коммуникативные: умение выражать свои чувства. Личностные: воспитание любви и уважения к маме.

Список качеств и идей на доске.

21

Проект «Моя мама – лучшая!». Часть 2. Готовим сюрприз.

Изготовление подарка (открытка-аппликация, цветок из бумаги, браслет из бусин). Написание (с помощью учителя) или рисование пожелания.

Личностные: стремление сделать приятное близкому человеку.

Готовые подарки для мам.

22

Проект-исследование «Проращиваем семена». Часть 1. «Что внутри?»

Рассматривание разных семян (фасоль, горох, пшеница). Замачивание семян. Наблюдение за изменениями. Формулирование предположений: что прорастет быстрее?

Познавательные: умение выдвигать простейшие гипотезы, наблюдать.

Стаканчики с замоченными семенами.

23

Проект-исследование «Проращиваем семена». Часть 2. Наблюдаем за ростом.

Ежедневное (в течение недели) фиксирование изменений с помощью рисунков. Кто заметил первый росток? Сравнение результатов.

Познавательные: фиксация этапов изменения объекта. Регулятивные: проявление настойчивости в достижении цели.

Дневник наблюдений в виде рисунков.

24

Проект-исследование «Проращиваем семена». Часть 3. Делаем выводы.

Обсуждение: у всех ли проросли семена? Какие проросли быстрее? Почему? Создание коллективного «Огорода на окне».

Познавательные: умение на основе наблюдений делать простейшие выводы.

«Огород на окне» в классе.

25

Проект «Космос». Часть 1. Загадки Вселенной.

Рассматривание картинок, видео о космосе. Беседа: что мы знаем? Что хотим узнать? Игра «Собери ракету» (пазл или конструктор).

Познавательные: умение задавать вопросы познавательного характера.

-

26

Проект «Космос». Часть 2. Конструируем ракету.

Коллективное конструирование большой ракеты из бросового материала (большая картонная коробка, пластиковые бутылки) и бумаги.

Коммуникативные: умение договариваться при создании общего продукта. Познавательные: умение создавать модели.

Макет ракеты в натуральную величину.

27

Проект «Космос». Часть 3. Созвездия.

Изучение простых созвездий (Большая Медведица). Игра «Соедини точки» (рисуем созвездия). Лепим звезды и планеты из пластилина.

Познавательные: расширение кругозора.

Индивидуальные или групповые работы «Мое созвездие».

28

Проект «Моя семья». Часть 1. Беседа о семье.

Беседа: что такое семья? Кто входит в мою семью? Чем мы любим заниматься вместе? Рисование «Моя семья».

Коммуникативные: умение рассказывать о себе и своей семье. Личностные: осознание себя частью семьи.

Рисунки «Моя семья».

29

Проект «Моя семья». Часть 2. Создаем семейное древо.

Объяснение понятия «генеалогическое древо» на простом примере. Заполнение шаблона: ребенок, мама, папа, бабушки, дедушки (рисунки или фото).

Познавательные: установление семейных связей. Личностные: чувство гордости за свою семью.

Готовое семейное древо (на листе А4).

30

Проект «Моя семья». Часть 3. Семейные традиции.

Обсуждение: что такое традиция? (совместные ужины, походы в кино, праздники). Дети делятся традициями своих семей.

Коммуникативные: умение слушать других и делиться своим опытом.

-

31

Итоговый проект «Наш класс – дружная семья». Часть 1. Идея.

Обсуждение: чем наш класс похож на семью? Решаем создать общий плакат-коллаж «Наш дружный класс». Сбор материалов (фотографии с мероприятий, общие рисунки).

Личностные: осознание себя частью коллектива. Коммуникативные: умение приходить к общему решению.

Подборка материалов для коллажа.

32

Итоговый проект «Наш класс – дружная семья». Часть 2. Творчество.

Совместное создание коллажа: наклеивание фото, рисунков, подписей. Обсуждение расположения элементов. Распределение ролей: кто что будет рассказывать о наших проектах? (про аквариум, про буквы, про семью). Репетиция презентации.

Коммуникативные: сотрудничество и взаимопомощь. Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану. Личностные: преодоление стеснения.

Большой красочный коллаж. Сценарий выступления.

33

Праздник проектов. Наша копилка достижений.

Выставка всех работ за год. Презентация коллажа и лучших проектов для родителей или других классов. Вручение грамот «Самый любознательный», «Друг проекта», «Лучший художник» и т.д.

Личностные: осознание своих достижений, формирование положительной самооценки.

Фотографии с праздника, портфолио проектов.

Пояснительная записка для 2 класса

Цель: Формирование умения самостоятельно планировать и выполнять краткосрочные проекты под руководством учителя, используя различные источники информации.

Задачи:

  • Образовательные: Научить детей самостоятельно формулировать цель и задачи проекта, составлять простой план работы, находить информацию в предложенных источниках (книги, опрос, наблюдение), представлять результаты.

  • Развивающие: Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию; развивать творческое воображение, логическое мышление и самостоятельность.

  • Воспитательные: Воспитывать ответственность за выполнение своей части работы, умение работать в команде, уважать мнение других, доводить начатое дело до конца.

Основные формы работы: творческая мастерская, мини-исследование, ролевая игра, экскурсия, интервью, коллективное обсуждение, презентация.

Итог года: Защита групповых и индивидуальных проектов на мини-конференции или ярмарке проектов.

Ожидаемые результаты (УУД):

  • Личностные: Проявляют познавательную инициативу, понимают причины успеха/неуспеха своей деятельности.

  • Регулятивные: Могут сформулировать цель, составить план действий (из 2-3 этапов) и следовать ему, адекватно оценить результат.

  • Познавательные: Умеют находить информацию в предложенных источниках, структурировать её, делать выводы на основе простых наблюдений.

  • Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении, договариваются и распределяют роли в группе, представляют результат своей работы.


Календарно-тематическое планирование (34 часа) 2 класс


Тема занятия

Содержание деятельности (что делают дети)

Формируемые УУД

Продукт проекта (материальный результат)

1

Повторяем! Что такое проект? Его этапы.

Игра «Собери этапы проекта» (разрезанные карточки: проблема, цель, план, результат). Разбор примера из любимой книги или мультфильма.

Познавательные: умение структурировать знания, восстанавливать последовательность.

Памятка «Этапы проекта» в тетради.

2

Учимся ставить цель. От проблемы к цели.

Практикум на жизненных ситуациях: «Сломался карандаш - цель: поточить карандаш». Работа в парах: придумать проблему и сформулировать к ней цель.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

-

3

Составляем план. «Что делать сначала?»

Коллективное планирование простого действия (например, «Накрыть на стол»). Игра «План для робота»: составить максимально подробный алгоритм из 3-4 шагов.

Регулятивные: планирование последовательности действий.

Карточки с алгоритмами простых действий.

4

Где искать ответ? Источники информации.

Знакомство с понятиями: книга, журнал, интернет (с помощью взрослых), опрос, наблюдение. Практическое задание: «Найди в учебнике ответ на вопрос...».

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в предложенных источниках.

-

5

Мини-проект «Осенние чудеса». Часть 1.

Сбор природного материала.

Познавательные: умение создавать модели. Коммуникативные: умение договариваться о совместной деятельности.

Сбор природного материала.

6

Мини-проект «Осенние чудеса». Часть 2.

Создание из листьев, шишек, веточек поделок или коллективной композиции («Осенний лес», «Сказочный зверь»). Фиксация этапов работы фотоаппаратом.

Познавательные: умение создавать модели. Коммуникативные: умение договариваться о совместной деятельности.

Выставка поделок из природного материала. Фотоотчет.

7

Учимся задавать вопросы. Игра «Журналист».

Беседа: какие бывают вопросы (открытые/закрытые). Практика: интервьюируем друг друга или учителя на заданную тему («Твое хобби», «Любимый предмет»).

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание, задавать вопросы.

-

8

Проект «Мои домашние обязанности».

Беседа о том, как дети помогают дома. Рисование или составление списка своих обязанностей. Создание плаката «Я – помощник».

Личностные: формирование ответственности, самоуважения за свой труд.

Плакат или «Дневник помощника».

9

Защита мини-проектов. Учимся презентовать.

Подготовка короткого рассказа (2-3 предложения) о своей осенней поделке или домашних обязанностях. Учимся использовать слова: цель, я сделал, получилось.

Коммуникативные: формирование умения устно выступать перед знакомой аудиторией.

-

10

Исследовательский проект «Тайны мыльного пузыря». Часть 1. Гипотеза.

Выдвижение предположений: из чего можно выдуть самые крепкие/большие пузыри? (из магазинного раствора, из мыла, из шампуня). Заполнение таблицы: «Гипотеза – что проверим – результат».

Познавательные: умение выдвигать гипотезы, предлагать способы их проверки.

Лист исследования с таблицей.

11

Исследовательский проект «Тайны мыльного пузыря». Часть 2. Эксперимент.

Проведение опытов с разными растворами. Наблюдение, сравнение результатов (какие пузыри легче надувать, какие дольше живут). Фиксация результатов в таблице.

Познавательные: проведение простейших опытов, фиксация результатов.

 Регулятивные: соблюдение последовательности эксперимента.

Заполненная таблица с выводами.

12

Исследовательский проект «Тайны мыльного пузыря». Часть 3. Выводы.

Анализ таблицы. Формулировка выводов: какой раствор оказался лучшим? Подтвердилась ли наша гипотеза? Оформление результатов на листе А4.

Познавательные: умение на основе наблюдений делать выводы. 

Коммуникативные: умение аргументировать свое мнение.

Научный плакат или стенд с результатами исследования.

13

Проект «Новогодняя открытка своими руками». Часть 1. Дизайн.

Изучение разных видов открыток ( с аппликацией). Выбор техники. Эскизирование. Подбор материалов.

Познавательные: анализ объектов (открыток) с точки зрения дизайна. 

Регулятивные: планирование.

Эскиз будущей открытки.

14

Проект «Новогодняя открытка своими руками». Часть 2. Производство.

Изготовление открытки по собственному эскизу. Написание поздравительного текста.

Личностные: стремление сделать качественный продукт. Регулятивные: контроль и коррекция своей деятельности.

Готовая открытка для родных.

15

Проект «Письмо Деду Морозу» (или «Новогодние традиции мира»).

Обсуждение: о чем пишут в письмах? Какие бывают традиции? Написание письма (реального или вымышленного) или создание плаката о традициях разных стран.

Коммуникативные: умение письменно выражать свои мысли (с помощью учителя). 

Познавательные: расширение кругозора.

Письмо или информационный плакат.

16

Защита проектов. «Мои зимние открытия».

Презентация исследовательских плакатов и новогодних открыток. Ответы на вопросы одноклассников.

Коммуникативные: публичное выступление. Регулятивные: самооценка.

Выставка работ.

17

Социальный проект «Покормите птиц зимой!». Часть 1. Планирование.

Наблюдение за птицами у кормушек. Анализ: все ли кормушки удобны? Всю ли еду птицы едят? Планирование акции: изготовление новых кормушек, сбор правильного корма, создание листовок.

Личностные: развитие эмпатии (сопереживания), социальной ответственности. 

Регулятивные: планирование деятельности.

План акции.

18

Социальный проект «Покормите птиц зимой!». Часть 2. Реализация.

Изготовление простых кормушек (например, из апельсина, из сетки). Сбор корма (семечки, крупы). Создание агитационных листовок с правилами подкормки. Развешивание на территории школы.

Коммуникативные: сотрудничество в группе для достижения общей цели.

Реализованная акция: кормушки, листовки, фотоотчет.

19

Информационный проект «Мое хобби». Часть 1. Сбор информации.

Подготовка рассказа о своем увлечении. Сбор материалов: что показать? (рисунки, поделки, фотографии, грамоты). Подготовка ответов на возможные вопросы.

Познавательные: поиск и структурирование информации о себе.

Папка с материалами для презентации.

20

Информационный проект «Мое хобби». Часть 2. Оформление.

Оформление информации на листе А4 (фото, рисунки, подписи) или создание простой презентации из 2-3 слайдов (в конструкторе типа Canva для образования).

Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания. Познавательные: представление информации в наглядной форме.

Постер или презентация о своем хобби.

21

Защита проектов «Мое хобби».

Краткие выступления (2-3 минуты) о своем увлечении. Использование постера или презентации. Ответы на вопросы.

Коммуникативные: умение ясно и последовательно излагать свои мысли. Личностные: уверенность в себе.

-

22

Проект к 23 февраля «Поздравительная открытка для папы».

Обсуждение: чем увлекаются папы? Какую открытку сделать? (в технике аппликации, рисования, с элементами конструирования). Создание открытки с учетом интересов папы.

Личностные: уважение к членам семьи, стремление сделать персонализированный подарок.

Открытка для папы.

23

Проект к 8 Марта «Цветы для мамы». Часть 1. Изучение техники.

Знакомство с новой техникой (например, квиллинг, торцевание, оригами). Тренировочные упражнения. Выбор цветка для изготовления.

Познавательные: умение осваивать новые способы деятельности.

Пробные работы в новой технике.

24

Проект к 8 Марта «Цветы для мамы». Часть 2. Изготовление подарка.

Создание цветка или букета в освоенной технике. Оформление работы.

Регулятивные: умение следовать намеченному плану, проявлять настойчивость.

Готовый подарок для мамы.

25

Проект «Моя родословная». Создаем генеалогическое древо.

Беседа о семье и предках. Объяснение принципа построения древа. Заполнение шаблона или создание своего с использованием фотографий или рисунков.

Познавательные: установление причинно-следственных связей (генеалогических). Личностные: чувство принадлежности к роду.

Готовое генеалогическое древо семьи.

26

Проект «Наш класс». Выпуск газеты к празднику.

Распределение ролей: журналисты (берут интервью), художники (рисуют), редакторы (верстают). Сбор новостей, интересных фактов из жизни класса. Создание общего плаката-газеты.

Коммуникативные: сотрудничество в распределении ролей и совместной деятельности.

Стенгазета о жизни класса.

27

Итоговый проект. Выбор темы. Мозговой штурм.

Предложение тем на выбор: «Мой район», «Красная книга нашего края», «Создание настольной игры», «Экологический плакат». Обсуждение в группах, выбор темы.

Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение договариваться.

Выбранная тема, сформированные группы.

28

Итоговый проект. Составляем паспорт проекта.

Заполнение шаблона: тема, цель, задачи, гипотеза (если есть), план работы, предполагаемый продукт. Распределение задач внутри группы.

Регулятивные: планирование и целеполагание.

Паспорт проекта группы.

29

Итоговый проект. Сбор информации.

Работа в группах: поиск информации в книгах, интернете (с помощью учителя), проведение опросов, наблюдений (в зависимости от темы).

Познавательные: умение находить информацию в разных источниках и обрабатывать ее.

Черновики, записи, распечатки.

30-31

Итоговый проект. Создание продукта. Часть 1.

Оформление результатов: создание макета, плаката, игры, буклета, презентации. Совместная работа в группе.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, учитывать мнение партнеров. Познавательные: моделирование.

Шаблон готового продукта тпроекта.

31

Итоговый проект. Создание продукта. Часть 2.

Оформление результатов: создание макета, плаката, игры, буклета, презентации. Совместная работа в группе.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, учитывать мнение партнеров. Познавательные: моделирование.

Практически готовый продукт проекта.

32

Итоговый проект. Подготовка к защите.

Написание текста выступления для каждого участника группы. Репетиция. Обсуждение: как представить продукт? Как ответить на вопросы?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, развитие навыков ораторского искусства.

Текст выступления.

33

Генеральная репетиция защиты.

Пробные выступления групп перед классом. Взаимооценка по критериям: понятно, интересно, полно. Советы и рекомендации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли. Личностные: адекватное восприятие критики.

-



Пояснительная записка для 3 класса

Цель: Формирование умения самостоятельно планировать, реализовывать и презентовать завершенный проект, используя различные источники информации и сотрудничая в группе.

Задачи:

  • Образовательные: Научить самостоятельно формулировать проблему, цель, задачи и гипотезу проекта. Отработать навык поиска информации в разных источниках, её анализа, отбора и структурирования. Познакомить с основами публичного выступления.

  • Развивающие: Развивать критическое и абстрактное мышление, исследовательские навыки, умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свой участок работы.

  • Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в команде на общий результат, формировать адекватную самооценку.

Основные формы работы: исследование, ролевая игра, дискуссия, творческая мастерская, экскурсия, интервью, конференция.

Итог года: Публичная защита групповых исследовательских или социальных проектов на школьной конференции с приглашением родителей и учащихся других классов.

Ожидаемые результаты (УУД):

  • Личностные: Осознают личную ответственность за результат проекта, проявляют инициативу и настойчивость.

  • Регулятивные: Самостоятельно составляют план и следуют ему, вносят коррективы, адекватно оценивают процесс и результат.

  • Познавательные: Умеют выбирать источники информации, критически оценивать и систематизировать найденный материал, строить логические рассуждения.

  • Коммуникативные: Эффективно распределяют роли в группе, ведут диалог, аргументируют свою позицию, используют средства наглядности для презентации.





Тема занятия

Содержание деятельности (что делают дети)

Формируемые УУД

Продукт проекта (материальный результат)

1

Что мы знаем о проектах? Актуализация знаний.

Игра «Проектный алфавит» (А – Анализ, Б –и т.д.). Повторение этапов проекта на сложном примере (например, создание парка).

Познавательные: актуализация и структурирование знаний, установление причинно-следственных связей.

Схема-памятка «Сложный проект».

2

От проблемы к гипотезе. Учимся предполагать.

Разбор понятия «гипотеза». Практикум: формулирование гипотез для проблем проекта («Почему желтеют листья?», «Зачем коту усы?»). Игра «Верно/Неверно» (проверка гипотез).

Познавательные: умение выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки. Логические: построение предположений.

-

3

Планируем работу. Декомпозиция задач.

Учимся большую цель делить на маленькие и понятные задачи. Практическое задание: разбить цель «Организовать праздник» на конкретные задачи (написать сценарий, сделать украшения и т.д.).

Регулятивные: планирование, определение последовательности действий.

План проекта с конкретными задачами для каждого участника.

4

Работа с информацией. «Верю/Не верю».

Занятие о критическом мышлении. Как проверить информацию? Правило трех источников. Практика: оценка правдоподобности разных утверждений (из интернета, от друзей).

Познавательные: критическая оценка информации. Коммуникативные: умение обосновывать свое мнение.

Памятка «Как проверить информацию».

5-6

Мини-исследование «История моей фамилии». Часть 1.

Беседа о происхождении фамилий. Составление плана исследования: спросить родителей, поискать в книгах/интернете.

Познавательные: поиск информации в семейных источниках и её интерпретация. Личностные: чувство гордости за свою семью, осознание истории.

Наброски для пректа.

6

Мини-исследование «История моей фамилии». Часть 2.

Проведение исследования. Оформление генеалогической карточки.

Познавательные: поиск информации в семейных источниках и её интерпретация. Личностные: чувство гордости за свою семью, осознание истории.

Генеалогическая карточка или мини-альбом «Моя фамилия».

7

Инструменты презентации: инфорграфика и плакат.

Знакомство с понятием «инфографика» (схемы, диаграммы). Учимся визуализировать представлять информацию. Практика: создать инфографику «Мой режим дня» или «Мои увлечения».

Познавательные: умение преобразовывать текстовую информацию в визуальный формат.

Инфографика на листе А4.

8

Защита мини-проектов «Моя фамилия».

Краткие презентации (2-3 мин) с использованием своей генеалогической карточки или инфографики. Акцент на умение рассказать историю, а не просто зачитать факты.

Коммуникативные: построение монологического высказывания, использование наглядности.

-

9

Выбор темы для группового проекта. Мозговой штурм.

Предложение тем: «Экология», «История», «ЗОЖ», «Культура». Обсуждение в группах, формулирование конкретных тем этих направлений (напр., «Куда девается мусор из нашего класса?»).

Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению.

Сформированные группы, выбранные темы проектов.

10

Составление паспорта проекта.

Подробное заполнение документа: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, план, ожидаемый продукт, список ресурсов.

Регулятивные: планирование и прогнозирование. Познавательные: осознанное построение исследовательской деятельности.

Паспорт проекта – основной документ группы.

11

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос.

Глубокое погружение в методы. Как составить хорошую анкету? Как правильно вести наблюдение? Как запланировать эксперемент? Практикум: составление анкеты по теме своего проекта.

Познавательные: овладение методами исследования.

Разработанный инструментарий для своего проекта (анкета, план эксперимента).

12

Практикум: проводим опрос.

Проведение опроса среди учащихся других классов или учителей по составленной анкете. Сбор данных.

Коммуникативные: развитие социальных навыков, умение взаимодействовать.

Заполненные анкеты.

13

Обработка результатов. Сводим данные в таблицы.

Совместный анализ полученных данных. Статистика: подсчет %, построение столбчатых диаграмм вручную или в Excel (с помощью учителя). Формулирование предварительных выводов.

Познавательные: анализ и синтез информации, представление данных в табличной и графической форме.

Таблицы и диаграммы с результатами опроса/наблюдения.

14

Создание продукта проекта. Часть 1.

Оформление результатов: создание презентации, информационного буклета, макета, социального ролика (на телефоне), плаката с инфографикой. Работа в группах.

Коммуникативные: сотрудничество в группе, разрешение конфликтов.

 Познавательные: моделирование и индивидуализация продукта.

Практически готовый продукт (презентация, буклет, макет и т.д.).

15

Создание продукта проекта. Часть 2.

Оформление результатов: создание презентации, информационного буклета, макета, социального ролика (на телефоне), плаката с инфографикой. Работа в группах.

Коммуникативные: сотрудничество в группе, разрешение конфликтов. Познавательные: моделирование продукта.

Практически готовый продукт (презентация, буклет, макет и т.д.).

16

Написание текста защиты. «Скелет» выступления.

Учимся структурировать речь: приветствие, представление темы, актуальность, цель, ход работы, выводы, демонстрация продукта, заключение. Распределение речи между членами группы.

Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами.

Текст выступления для каждого участника группы.

17

Искусство публичного выступления. Язык тела.

Упражнения на снятие зажимов. Работа с голосом (громкость, темп). Язык жестов. Контакт с аудиторией. Практика: 30-секундное выступление на свободную тему.

Коммуникативные: овладение основами ораторского искусства. Личностные: преодоление страха публичных выступлений.

-

18

Подготовка презентационных материалов.

Группы дорабатывают свои продукты (презентации, плакаты) с учетом полученных знаний о визуальном представлении информации и публичном выступлении.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов представления результатов.

Готовые презентационные материалы.

19

Репетиция защиты проектов. Генеральная проба.

Пробные выступления групп перед классом. Использование всех материалов. Взаимооценка по заранее разработанным критериям (логичность, уверенность, наглядность, тайминг).

Коммуникативные: адекватное восприятие критики, умение задавать вопросы другим группам. Регулятивные: самооценка и коррекция.

Листы взаимооценки.

20

Работа над ошибками. Финальные правки.

Анализ замечаний одноклассников и учителя. Группы вносят коррективы в свои выступления и материалы.

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

Доработанные материалы и тексты выступлений.

21

Социальный проект «Добрые дела» (к примеру, к 23 февраля/8 Марта).

Планирование и реализация маленькой социальной акции: изготовление открыток для ветеранов, для родителей, сбор макулатуры. Акцент на самостоятельное планирование и исполнение.

Личностные: развитие эмпатии, социальной ответственности. Регулятивные: самостоятельное планирование.

Реализованная социальная акция, фотоотчет.

22

Индивидуальные консультации по проектам.

Учитель работает с каждой группой отдельно, помогая решить возникшие проблемы, отвечая на вопросы, оказывая поддержку.

Регулятивные: умение просить помощь, когда это необходимо.

-

23

Итоговая конференция «Я – исследователь». Часть 1.

Публичная защита проектов перед аудиторией (родители, ученики параллельных классов, жюри). Полноценные выступления (5-7 минут), ответы на вопросы.

Коммуникативные: публичное выступление, участие в коллективном обсуждении. Личностные: уверенность в себе.

Оценки жюри, отзывы зрителей.

24

Итоговая конференция «Я – исследователь». Часть 2.

Публичная защита проектов перед аудиторией (родители, ученики параллельных классов, жюри). Полноценные выступления (5-7 минут), ответы на вопросы.

Коммуникативные: публичное выступление, участие в коллективном обсуждении. Личностные: уверенность в себе.

Оценки жюри, отзывы зрителей.

25

Рефлексия. Анализ успехов и неудач.

Коллективное обсуждение: что получилось лучше всего? Что было самым трудным? Что бы сделали иначе? Заполнение индивидуальных карт рефлексии.

Регулятивные: самоанализ и самооценка процесса и результатов.

Индивидуальные карты рефлексии.

26

Создание портфолио проекта.

Оформление всех материалов проекта в единую папку: от паспорта до отзывов с конференции. Осознание проделанного пути.

Познавательные: структурирование и оформление результатов деятельности.

Портфолио группового проекта.

27

Проект «Настольная игра своими руками». Часть 1.

Разработка концепции, правил, игрового поля, карточек. Создание прототипа и его тестирование на других группах. Внесение изменений по результатам теста.

Познавательные: навыки проектирования и моделирования.

 Коммуникативные: умение учитывать обратную связь.

Готовая настольная игра.

27-28

Проект «Настольная игра своими руками». Часть 2.

Разработка концепции, правил, игрового поля, карточек. Создание прототипа и его тестирование на других группах. Внесение изменений по результатам теста.

Познавательные: навыки проектирования и моделирования.  Коммуникативные: умение учитывать обратную связь.

Готовая настольная игра.

29

Презентация настольных игр.

Игротека. Каждая группа представляет свою игру и проводит ее для других.

Коммуникативные: объяснение правил, взаимодействие с игроками.

-

30

Проект «Время для себя». Создание лэпбука.

Знакомство с форматом лэпбука (интерактивная папка). Выбор темы для своего лэпбука («Мое лето», «Мои достижения», «Мой питомец»). Сбор и творческое оформление информации.

Познавательные: обобщение и закрепление материала по теме. Личностные: развитие креативности и самовыражения.

Личный лэпбук.

31

Презентация лэпбуков.

Выставка работ. Рассказы детей о своем лэпбуке, демонстрация его интерактивных элементов.

Коммуникативные: умение увлечь аудиторией своим рассказом.

Выставка лэпбуков.

32

Проект «Школьная газета» (в рамках класса или школы).

Распределение редакционных ролей: главный редактор, журналисты, фотокорреспонденты, верстальщики, корректоры. Создание одного выпуска.

Коммуникативные: ролевое взаимодействие, деловое общение. Личностные: ответственность за свой участок работы.

Выпуск школьной/классной газеты.

33

Творческий отчет «Чему я научился в Проектной мастерской».

Создание интеллект-карты своих умений, приобретенных за год.

Познавательные: самоанализ, структурирование опыта. Регулятивные: осознание своих учебных достижений.

Интеллект-карта личного роста.

34

Итоговое занятие. Планирование проектов на будущее.

Награждение активных участников, вручение сертификатов. Обсуждение идей для проектов в 4 классе. Создание «Банка идей».

Личностные: формирование мотивации к дальнейшей проектной деятельности.

«Банк идей» для 4 класса.



Пояснительная записка для 4 класса

Цель: Систематизация и совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности, подготовка к переходу на следующий уровень образования. Формирование умения самостоятельно инициировать, планировать и реализовывать индивидуальные и групповые проекты социальной и исследовательской направленности.

Задачи:

  • Образовательные: Закрепить умение формулировать гипотезу, ставить цели и задачи, выбирать адекватные методы исследования. Научить основам проектного менеджмента: управление временем, ресурсами, командой.

  • Развивающие: Развивать навыки критического анализа информации, прогнозирования, публичной дискуссии и аргументации. Развивать самостоятельность и инициативность.

  • Воспитательные: Воспитывать социальную ответственность, лидерские качества, умение работать в команде и нести ответственность за общий результат.

Основные формы работы: исследование, социальное проектирование, дискуссия, деловая игра, мастер-класс, конференция, защита проектов.

Итог года: Публичная защита индивидуальных или групповых итоговых проектов на школьной научно-практической конференции. Создание портфолио проектной деятельности за курс начальной школы.

Ожидаемые результаты (УУД):

  • Личностные: Осознают ценность проектной деятельности для решения практических задач, проявляют лидерские качества и инициативу.

  • Регулятивные: Самостоятельно управляют проектом от идеи до реализации: планируют, распределяют ресурсы, контролируют сроки, проводят самооценку и коррекцию.

  • Познавательные: Владеют основами исследования, умеют работать с большими объемами информации, анализировать, обобщать, делать выводы и прогнозы.

  • Коммуникативные: Эффективно работают в команде, владеют навыками публичной дискуссии, аргументации и отстаивания своей точки зрения.


Календарно-тематическое планирование (34 часа)



Тема занятия

Содержание деятельности (что делают дети)

Формируемые УУД

Продукт проекта (материальный результат)

1

Проектная деятельность: чему мы научились за 4 года?

Круглый стол. Составление интеллект-карты "Мои проектные навыки". Обсуждение, чем проект 4-классника отличается от проекта 1-классника. Постановка целей на год.

Регулятивные: самооценка, целеполагание. 

Познавательные: структурирование знаний.

Интеллект-карта "Мои навыки".

2

Выбор темы. Актуальность и социальная значимость проекта.

Мозговой штурм "Проблемы, которые я вижу вокруг себя" (в школе, дома, во дворе). Критерии оценки: актуальность, возможность решения. Выбор тем для индивидуальных/групповых проектов.

Личностные: развитие социальной и гражданской активности.

 Познавательные: анализ и оценка проблемной ситуации.

Список сформулированных проблем и потенциальных тем.

3

Гипотеза как прогноз. Учимся предвидеть результат.

Работа с понятием "гипотеза". Практикум: формулирование гипотез для выбранных тем. Обсуждение: как гипотеза влияет на план исследования?

Познавательные: прогнозирование, выдвижение гипотез.

 Логические: построение предположений.

Сформулированная гипотеза для своего проекта.

4

Проектный менеджмент: план, ресурсы, сроки.

Знакомство с понятиями "дедлайн", "ресурсы" (время, материалы, люди). Составление детального плана-графика работы (календарный план с указанием задач и ответственных).

Регулятивные: планирование, управление временем, распределение ресурсов.

Календарный план проекта (в виде таблицы или диаграммы Ганта).

5

Информационный интенсив. Работа с источниками. Часть 1.

Углубленная работа: поиск в электронном каталоге библиотеки, отбор релевантной информации, конспектирование, составление библиографии. Практикум: "Как отличить научный источник от ненаучного?".

Познавательные: поиск, критический анализ и синтез информации из разных источников.

Карточки с конспектами, список литературы.

6

Информационный интенсив. Работа с источниками. Часть 2.

Углубленная работа: поиск в электронном каталоге библиотеки, отбор релевантной информации, конспектирование, составление библиографии. Практикум: "Как отличить научный источник от ненаучного?".

Познавательные: поиск, критический анализ и синтез информации из разных источников.

Карточки с конспектами, список литературы.

7

Социологический опрос: от создания анкеты до обработки данных.

Разработка анкет для проектов. Правила формулировки вопросов. Проведение опроса. Обработка данных в Excel (построение круговых и столбчатых диаграмм). Анализ результатов.

Познавательные: проведение микроисследования, количественный и качественный анализ данных.

Анкета, таблица с данными, диаграммы.

8

Консультация по индивидуальным планам проектов.

Индивидуальная и групповая работа с учителем. Корректировка планов, гипотез, методов исследования. Обсуждение возникших трудностей.

Регулятивные: коррекция, саморегуляция.

 Коммуникативные: умение четко формулировать проблему для получения помощи.

Скорректированные паспорта проектов.

9

Практический блок: проводим эксперименты и создаем продукт.

Работа над практической частью проектов: проведение экспериментов, создание макетов, написание программ, съемка видео, социальные акции и т.д.

Познавательные: проведение эксперимента, моделирование, создание продукта. 

Регулятивные: осуществление действий по реализации плана.

Результаты экспериментов, черновики, прототипы продукта.

10

Оформление результатов: от черновика к чистовому варианту.

Правила оформления текстового отчета, презентации, исследовательской работы. Структура, шрифты, заголовки, ссылки. Работа над визуальным оформлением продукта.

Познавательные: структурирование и оформление результатов работы.

Текстовый отчет, слайды презентации.

11

Создание портфолио проекта.

Систематизация всех материалов: от первоначальных заметок до финальных результатов. Оформление титульного листа, содержания. Осмысление проделанного пути.

Регулятивные: самоорганизация, оценка процесса.

Папка-портфолио проекта.

12

Написание тезисов для конференции.

Что такое тезисы? Правила их написания: краткость, емкость, отражение основной идеи, методов и результатов. Коллективное составление образца тезисов.

Познавательные: умение кратко и емко излагать суть работы. 

Коммуникативные: владение письменной научной речью (на доступном уровне).

Тезисы проекта (1-2 страницы).

13

Мастер-класс "Искусство презентации: говорим уверенно".

Работа с волнением. Уверенная поза, контакт глазами, управление голосом. Разбор распространенных ошибок. Репетиция ключевых моментов выступления.

Коммуникативные: ораторское мастерство, самопрезентация. 

Личностные: уверенность в себе.

-

14

Создание эффективных слайдов. Визуальный сторителлинг.

Принципы дизайна: минимализм, контраст, шрифты. Правило "1 слайд - 1 идея". Использование инфографики. Анализ хороших и плохих примеров. Практикум: доработка своих слайдов.

Познавательные: визуализация информации.

 Коммуникативные: усиление сообщения с помощью наглядного пособия.

Доработанная презентация.

15

Предзащита проектов. Пробное выступление.

Выступление с полной презентацией перед одноклассниками и педагогами. Жесткий тайминг (5-7 минут). Жесткая, но конструктивная обратная связь от аудитории и учителя.

Коммуникативные: участие в дискуссии, ответы на каверзные вопросы.

 Регулятивные: стрессоустойчивость, умение использовать критику.

Листы с обратной связью.

16

Работа над ошибками. Финальный штрих.

Анализ замечаний. Доработка текста выступления, презентации, продукта. Финальные консультации.

Регулятивные: коррекция деятельности на основе оценки.

Готовый к защите проект.

17

Итоговая конференция "Я - исследователь 202_". Часть 1.

Публичная защита проектов перед жюри (администрация, учителя, родители, ученики). Полноценное выступление (7-10 минут) и ответы на вопросы.

Коммуникативные: монологическая и диалогическая речь, участие в полилоге.

 Личностные: ответственность, уверенность.

Дипломы, сертификаты участников.

18

Итоговая конференция "Я - исследователь 202_". Часть 2.

Публичная защита проектов перед жюри (администрация, учителя, родители, ученики). Полноценное выступление (7-10 минут) и ответы на вопросы.

Коммуникативные: монологическая и диалогическая речь, участие в полилоге. 

Личностные: ответственность, уверенность.

Дипломы, сертификаты участников.

19

Рефлексия конференции. Анализ успехов и точек роста.

Заполнение расширенной карты рефлексии: "Что я узнал?", "Что я сделал?", "Что я чувствую?", "Что буду делать дальше?". Групповое обсуждение итогов.

Регулятивные: самоанализ и самооценка. 

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

Карта личностного роста.

20

Социальный проект "Наследие 4-го класса" (инициативная группа).

Планирование и реализация проекта, полезного для школы: создание библиотечки, озеленение рекреации, организация школьного события, создание видеофильма о школе.

Личностные: лидерство, инициативность, социальная ответственность. 

Регулятивные: управление среднемаштабным проектом.

Реализованный социальный проект.

21

Проект "Портфолио выпускника начальной школы".

Отбор лучших работ за 4 года. Их систематизация и оформление в единое портфолио с разделами. Написание самоанализа "Чему я научился за 4 года".

Познавательные: структурирование опыта, рефлексия. 

Личностные: осознание своего роста и достижений.

Портфолио выпускника начальной школы.

22

Введение в IT-проекты. Создаем простой сайт-визитку о своем проекте.

Знакомство с конструкторами сайтов (Tilda, Wix). Создание простой одностраничной визитки о своем исследовании: текст, фото, видео, результаты.

Познавательные: освоение новых цифровых-инструментов. 

Коммуникативные: представление информации в цифровом-формате.

Ссылка на сайт-визитку проекта.

23

Основы блогинга. Снимаем видео-резюме своего проекта (1-2 мин).

Написание сценария, раскадровка. Правила съемки на смартфон (свет, звук, стабилизация). Монтаж в простом редакторе.

Коммуникативные: создание цифрового контента. 

Познавательные: освоение базовых навыков монтажа.

Видео-резюме проекта.

24

Проект "Мой первый бизнес-план". Деловая игра.

Знакомство с основами экономики. Создание условного бизнес-плана лимонадного киоскаили продажи hand-made открыток: расчет себестоимости, цены, потенциальной прибыли.

Познавательные: развитие финансовой грамотности, прогнозирование.

Мини-бизнес-план на одном листе.

25

Инфопродюсеры. Создание образовательного продукта. Часть 1.

Создание группой познавательной настольной игры, квеста для параллельных классов, экскурсии по школе с путеводителем. Защита своего продукта перед "заказчиком" (другими учениками).

Познавательные: создание и трансляция знаний. 

Коммуникативные: взаимодействие с аудиторией.

Образовательный продукт (игра, квест, путеводитель).

26

Инфопродюсеры. Создание образовательного продукта. Часть 2.

Создание группой познавательной настольной игры, квеста для параллельных классов, экскурсии по школе с путеводителем. Защита своего продукта перед "заказчиком" (другими учениками).

Познавательные: создание и трансляция знаний.

 Коммуникативные: взаимодействие с аудиторией.

Образовательный продукт (игра, квест, путеводитель).

27

Мастер-класс от старшеклассников "Проекты в 5 классе".

Встреча с учащимися средней школы. Обсуждение: чем проектная деятельность отличается в среднем звене? Какие возможности открываются? Ответы на вопросы.

Личностные: формирование мотивации к дальнейшей учебе, снятие тревожности.

-

28

Творческий проект "Моя будущая профессия".

Исследование профессий. Создание презентации, плаката или интервью с представителем профессии о том, какие проектные навыки ему нужны в работе.

Личностные: профессиональное самоопределение на элементарном уровне.

Презентация или постер "Профессия мечты".

29

Работа над итоговым индивидуальным проектом (по выбору). Часть 1.

Применение всех полученных навыков для реализации собственного, инициированного ребенком проекта (творческого, исследовательского, социального). Роль учителя - тьютор, консультант.

Все группы УУД: комплексное применение знаний и умений.

Завершенный индивидуальный проект.

30

Работа над итоговым индивидуальным проектом (по выбору). Часть 2.

Применение всех полученных навыков для реализации собственного, инициированного ребенком проекта (творческого, исследовательского, социального). Роль учителя - тьютор, консультант.

Все группы УУД: комплексное применение знаний и умений.

Завершенный индивидуальный проект.

31

Презентация итоговых индивидуальных проектов.

Творческий отчет о проделанной работе в свободной форме (стендовый доклад, презентация, видеоотчет).

Коммуникативные: адаптация стиля сообщения под аудиторию и формат.

Выставка проектных работ.

32

Круглый стол "Проектная деятельность: мой топ-5 советов будущим четвероклассникам".

Обобщение опыта. Совместная выработка рекомендаций в виде памятки или плаката.

Познавательные: обобщение и систематизация знаний. 

Коммуникативные: умение формулировать и передавать опыт.

Плакат-памятка с советами.

33

Создание "Капсулы времени" для будущих выпускников.

Написание писем-пожеланий самим себе в будущее или будущим ученикам 4 класса. Сбор в капсулу (коробку) самых ярких проектных работ.

Личностные: рефлексия, осмысление пройденного пути.

"Капсула времени".

34

Торжественное закрытие. Вручение портфолио.


Награждение лучших проектов, вручение портфолио выпускника начальной школы. Чаепитие. Планирование проектов на лето.

Личностные: чувство завершенности, празднование успеха.

Портфолио, грамоты, дипломы.