Календарно-тематическое планирование составлено к рабочей программе по литературе для 5 класса (учебник для 5 класса авторов Полухиной ВП., Коровиной В.Я. и др.: М., Просвещение, 2018).
В 2018-2019 учебном году на изучение литературы в 5 классе отведено 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели).
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание (корректировка КТП) |
1 | Введение. Книга в жизни человека | 1 | | |
-
| Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. | | | | |
2 | Устное народное творчество (фольклор) | 8 | | |
-
| Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | | | | |
-
| Сказка как особый жанр фольклора. Изобразительный характер формул волшебной сказки. | | | | |
-
| «Царевна-лягушка»- встреча с волшебной сказкой. | | | | |
-
| Народная мораль в характерах и поступках героев. | | | | |
-
| Иван-царевич-победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | | | | |
-
| Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | | | | |
-
| Сказка о животных «Журавль и цапля». | | | | |
-
| Бытовая сказка «Солдатская шинель». | | | | |
3 | Древнерусская литература | 4 | | |
-
| Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | | | | |
-
| «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Особенности повествования. | | | | |
-
| Летопись как жанр Древнерусской литературы | | | | |
-
| Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. | | | | |
4 | Русская литература 18 века | 5 | | |
-
| М.В. Ломоносов.Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. | | | | |
-
| Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | | | | |
-
| М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». Анализ стихотворения. Научные истины в поэтической форме. | | | | |
-
| Юмор стихотворения«Случились вместе два Астронома в пиру…». | | | | |
-
| Практическая работа по теме. | | | | |
5 | Русская литература 19 века | 40 | | |
-
| Русские басни. Басня как литературный жанр. | | | | |
-
| И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | | | | |
-
| И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | | | | |
-
| Развитие речи. Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | | | | |
-
| Внеклассное чтение.Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | | | | |
-
| В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | | | | |
-
| «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | | | | |
-
| Баллада В.А. Жуковского «Кубок». | | | | |
-
| А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | | | | |
-
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | | | | |
-
| Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | | | | |
-
| Развитие речи. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | | | | |
-
| Королевич Елисей. Победа добра над злом. | | | | |
-
| Внеклассное чтение. Сопоставление сказок А.С. Пушкина иВ.А. Жуковского. | | | | |
-
| Внеклассное чтение. Сказки А.С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | | | | |
-
| Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | | | | |
-
| Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание. | | | | |
-
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». | | | | |
-
| Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | | | | |
-
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место». | | | | |
-
| Реальное и фантастическое в сюжете повести. | | | | |
-
| Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | | | | |
-
| Контрольная работа № 1 по теме: «Произведения 1-й половины XIXвека». | | | | |
-
| «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красныйнос». | | | | |
-
| Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | | | | |
-
| И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | | | | |
-
| Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя. | | | | |
-
| Герасим и Муму. Счастливый год. | | | | |
-
| Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества. Прощание с Муму. | | | | |
-
| Развитие речи. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму». | | | | |
-
| Развитие речи. Анализ сочинений. Работа над ошибками. | | | | |
-
| А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». | | | | |
-
| Контрольное тестирование за первое полугодие по теме: «Развитие литературы до 2-й половины XIXвека». | | | | |
-
| Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | | | | |
-
| Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев. | | | | |
-
| Тема дружбы в рассказе. Странная дружба Жилина и Дины. | | | | |
-
| Развитие речи. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». | | | | |
-
| А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | | | | |
-
| Речь персонажей как средство их характеристики. | | | | |
-
| Внеклассное чтение. О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора. | | | | |
6 | Русская литература 20 века | 38 | | |
-
| Развитие речи. Русские поэтыХIХ века о Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин. | | | | |
-
| Развитие речи. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | | | | |
-
| И.А. Бунин. Страницы биографии. Рассказ «Косцы». | | | | |
-
| В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. | | | | |
-
| Новые знакомые Васи. Сюжет и композиция повести. | | | | |
-
| Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка. | | | | |
-
| Развитие речи. Подготовка кдомашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | | | | |
-
| С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. | | | | |
-
| С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «С добрым утром!» | | | | |
-
| Развитие речи.Самостоятельная работа по теме: «Картинки из моего детства». | | | | |
-
| П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. | | | | |
-
| Образ хозяйки Медной горы. Развитие речи. Понятие о сказе. Язык сказа. | | | | |
-
| П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка». | | | | |
-
| К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». | | | | |
-
| Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | | | | |
-
| К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | | | | |
-
| Внеклассное чтение. Сказки К. Г. Паустовского. | | | | |
-
| С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | | | | |
-
| Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | | | | |
-
| Развитие речи. Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. | | | | |
-
| А.П. Платонов.Рассказ «Никита». | | | | |
-
| Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | | | | |
-
| В.П. Астафьев: детство писателя. Рассказ «Васюткино озеро». | | | | |
-
| Человек и природа в рассказеВ.П. Астафьева «Васюткино озеро». | | | | |
-
| Развитие речи. Сочинение по теме: « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | | | | |
-
| Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | | | | |
-
| К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». | | | | |
-
| Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | | | | |
-
| Стихотворения И.А. Бунина.«Помню – долгий зимний вечер…». | | | | |
-
| А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...») - анализ лирических произведений. | | | | |
-
| Н.М. Рубцов Дон-Аминадо. «Города и годы» - анализ лирических произведений. | | | | |
-
| Писатели и поэты ХХ века о Родине и о себе. | | | | |
-
| РР Обучение письменному анализу лирических произведений на примере стихотворения Рубцова «Родная деревня», | | | | |
-
| Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики | | | | |
-
| Саша Черный «Игорь- Робинзон». Юмор( развитие понятия) | | | | |
-
| Ю.Ч. Ким Краткий рассказ о поэте, его биографии и его песнях. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | | | | |
-
| Жанровое своеобразие Песни «Рыба-кит». Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания. | | | | |
-
| Контрольное тестирование по литературе 20 века | | | | |
7 | Зарубежная литература | 5 | | |
-
| Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. О творчестве автора .Образ главного героя. | | | | |
-
| Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Образы главных героев. | | | | |
-
| Два мира сказки «Снежная королева». | | | | |
-
| Марк Твен. О писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома. Том Сойер и его друзья. | | | | |
-
| Дж. Лондон. Трудная, но интересная жизнь. «Сказание о Кише». | | | | |
8 | Повторение и обобщение изученного | 1 | | |
-
| Итоговый урок (творческий отчёт). Обобщение изученного в 5 классе. «Путешествие по стране Литературы 5 класса». «Мои любимые произведения». | | | | |