СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП разработано в соответствии с содержанием рабочей программы. Рассчитано на 2 часа в неделю (68 часов в год).

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс»

п/п

Наименование темы урока

Дата проведения

Формы контроля

план

факт

1

Любите читать. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.



Фронтальная беседа

Из устного народного творчества (5)

2

Русские былины и их герои. «Святогор и тяга земная»



Фронтальный опрос

3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).



Индивидуальный контроль,

4

В художественном мире былины. Тамбовские говоры и их роль в культурной самоидентификации.



Тематический контроль, групповой

5

Русские народные песни.

Обрядовая и необрядовая поэзия. Лиро-эпические песни.



Комбинированный

6

В художественном мире народной песни. Игровой тамбовский фольклор.



Фронтальный, групповой

Из древнерусской литературы (2)

7

Из «Повести временных лет» «…И вспомнил Олег коня своего…»



Тематический контроль, групповой

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.



Индивидуальный контроль

Из русской литературы XVIII века (6)

9

Классицизм как литературное направление 18 века



Тематический контроль, групповой

10

М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия…». Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.



Выразительное чтение наизусть фрагмента

11

Г.Р. Державин «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихо­творении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.



Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос

12

Д.И. Фонвизин Основные этапы жизни и творчества



Устные ответы

13

Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика.



Цитаты-характеристики героев, рассказ о герое


14

Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»



Тематический контроль, групповой

Из литературы XIX века (22)

15

А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Анчар» Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча».



Анализ стихотворений и выразительное чтение наизусть.


16

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина.



Поиск материала по темам: «Творческая ис­тория создания произведения «Песнь о вещем Олеге», «Судьба Олега в летописи и балладе Пушкина»

17

Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Пушкин и духовные традиции тамбовщины..



Отрывок наизусть или подбор цитаты к пунктам плана: 1) Начало боя.

2) Появление Петра.

3)Карл XII.

4) Битва в разгаре.

5) Победа.

6) Пир Петра


18

М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Родина», «Три пальмы». Родина в лирическом и эпическом произведении.



Выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина» , составление словаря лексики стихотворения.

отработка навыка анализа стихотворения;

сочинение–эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина»

19

Проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя.



Устные ответы

20

«Песня про купца Калашникова». Фольклорные элементы. Художественное богатство «Песни...». Пороки и достоинс тва человека в творчес тве М.Ю. Лермонтова («Тамбовская казначейша»).



Индивидуельный

21

Тамбовские дворяне – поэты, писатели, переводчики. Бог, отечество и человек в творчестве Е.А. Боратынского.



Индивидуельный

22

Н.В.Гоголь Тема изображения чиновничества и «маленького человека». Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое.



Сообщение о Гоголе

23

И.С.Тургенев Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева).



Письменный ответ на вопрос

24

«Певцы». Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство.



Письменный ответ на вопрос

25

Н.А.Некрасов Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». «Доля народа» – основная тема произведений,



Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе.


26

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета, проблематика.



Литературная викторина. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

27

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».



Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке.

28

Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.



Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта.

29

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего».



Письменный ответ на вопрос

30

Н.С.Лесков «Левша»: особенность проблематики и центральная идея сказа.



Краткий пересказ.

31

Н.С.Лесков «Левша»: образный мир произведения. Изложение на тему «левша в гостях у англичан».



Написать отзыв о проблематике в сказе Лескова.

32

Ф.И.Тютчев. Философская лирика. «С поляны коршун поднялся», «Фонтан». Темы человека и природы.



Написать отзыв об образах в сказе Лескова.

33

А.А.Фет Русская Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.



Выразительное чтение стихотворения наизусть.


34

Произведения русских поэтов 19 века о России (Языков, Никитин, Майков, Толстой). Любительское литературное творчес тво в Тамбовской губернии пер.

пол. XIX века.



Выразительное чтение стихотворения наизусть.


35

А.П.Чехов «Хамелеон»: Своеобразие сюжета. Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.



Устные ответы

36

А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Контрольная работа «Литература 19 века».



Индивидуельный, письменный

Из литературы ХХ века (18)

37

И.А.Бунин Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии.

1


Выразительное чтение стихотворения наизусть.


Анализ стихотворения

38

Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа

1


Выразительное чтение, различные виды пересказа.


39

А.И. Куприн Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. Сочинение-характеристика литературного героя.

1


Отзыв на эпизод, составление плана ответа.


40

М. Горький Автобиография

1


Выборочный пересказ, чтение всей повести. Обсуждение наиболее запомнившихся эпизодов.

41

М. Горький «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. «Челкаш».

1



42

М. Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

1


Развернутые ответы на вопросы.


43

А. Грин Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.

1


Развернутые ответы на вопросы.

44

В.В.Маяковский Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

1


Выразительное чтение стихотворения наизусть.


45

С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная», «Каждый труд благослови, удача!», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

1


Выразительное чтение стихотворения наизусть. Анализ стихотворений


46

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

1



47

И.С.Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

1


Составление плана рассказа и пересказ по нему.

48

И.С. Шмелёв Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

1



49

М.М. Пришвин « Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

1


Составление тезисов.


50

К.Г. Паустовский Повесть «Мещерская сторона». Мир природы.

1


Пересказ

51

Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского.

1



52

Н.А.Заболоцкий Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

1


Выразительное чтение стихотворения наизусть.


53

А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики поэта.

1


Выразительное чтение стихотворения наизусть.


54

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.

1



55

Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны (Н.П.Майоров, Б.А. Богатков, М. Джалиль, Вс. Н. Лобода)

1


Выразительное чтение стихотворения наизусть.


56

Б.Л. Васильев«Летят мои кони» (фрагмент). «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для идеи произведения; проблема истинного и ложного.

1


Пересказ содержания.

Комментирование эпизода.

57

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Разоблачение равнодушия и лицемерия.

1



58

В.М.Шукшин Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

1


Пересказ

Поэты ХХ века о России (2)

59

Поэты ХХ века о России (Г.Тукай, А.Ахматова, М. Цветаева, И. Северянин, Н. Рубцов, Я.Смеляков)

1


Выразительное чтение стихотворения наизусть.

60

Поэты ХХ века о России (А.Фатьянов, А.Яшин, К.Кулиев, Р.Гамзатов, А.Вознесенский, А.Дементьев)

1


Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы (7+1)

61

У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира



Выразительное чтение стихотворения наизусть.


62

М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.



Выразительное чтение стихотворения наизусть.


63

Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.



Выразительное чтение стихотворения


64

Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.



Пересказ

65

А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев.



Рисунки детей по мотивам «Малень­кого принца». Пересказ

66

А. де Сент-Экзюпери. Основные события и позиция автора.




67

Янка Купала Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.



Письменный развёрнутый ответ на вопрос «В чём жизненный путь поэта схож с биографиями других известных вам писателей?»

68

Итоговая контрольная работа. Подведение итогов


































ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ

(68 часов)



уроков литературы



в 7 классе



2018 - 19 уч.г.



Учитель: Е.А.Ерёмина