СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (ФГОС, с УУД, 102 ч.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (ФГОС, с УУД, 102 ч.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мучкапская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено и рекомендовано к утверждению методическим объединением учителей русского языка и литературы

Протокол №1 от 28.08.2019г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______Л.В. Полтинина


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______ Л.Н. Мишина

Приказ №175 от 30.08.2019г.




Календарно – тематическое планирование

по литературе


для 6 класса





Составитель: Обухов А.Н.





2019 год

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе

на 2019 – 2020 учебный год


п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Вид контроля

Дата проведения

Предметные

Метапредмет-ные

Личностные

план

факт

I четверть

Введение – 1 ч.

1

Художественное произведение.

1

Урок открытия нового знания.

Научиться пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.


Формирование у учащихся «стартовой» мотивации к обучению

предварительный



Устное народное творчество - 4 ч.

2

Обрядовый фольклор.

1

Урок чтения и обсуждения произведений

Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи.

Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Формирование у учащихся целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

текущий



3

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

1

Урок чтения и обсуждения произведений

Научиться толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок

Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов задач

Формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

текущий



4

Загадки. Конкурс загадок.

1

Урок общеметодической направленности

Научиться составлять план устного высказывания

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью

Формирование у учащихся этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости

предварительный



5

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество».

1

Урок развивающего контроля.

Уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную

Уметь письменно формулировать и высказывать свою точку зрения.

Формирование у учащихся ценностного отношения к наследию УНТ

тематический



Древнерусская литература - 1 ч.

6

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

1

Урок чтения и изучения произведений

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов

Умение сжато передать содержание, овладение умением выразительного чтения текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин.

Формирование у учащихся внутренней позиции на основе поступков положительного героя

предварительный



Из литературы XVIII века (1час)

7

И.И. Дмитриев. «Муха».

1

Урок чтения и изучения произведений

Научиться находить цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория», «мораль».

Умение выразительно читать басню

Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности

текущий



Из литературы XIX века (50 часов)

Иван Андреевич Крылов (3ч.)

8

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Осёл и соловей».

1

Урок чтения и изучения произведений

Научиться понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, выразительно читать басни по ролям (инсценированное чтение)

Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием,

уметь читать вслух и понимать прочитанное

Формирование у учащихся навыков взаимодействия в группах

текущий



9

И. А. Крылов. «Ларчик».

1

Урок чтения и изучения произведений

Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор).

Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, анализировать стихотворный текст, читать вслух и понимать прочитанное

Формирование у учащихся навыков взаимодействия в группах

текущий



10

Контрольная работа по теме «Басни».

1

Урок развивающего контроля

Уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, понимать аллегорию и мораль басни

Уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию.

текущий



Александр Сергеевич Пушкин (17 ч.)

11

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

1

Урок открытия нового знания

Научиться анализировать текст стихотворения

Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог

текущий



12

Тема и идея стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

1

Урок общеметодической направленности

Научиться анализировать текст стихотворения, правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы.

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

текущий



13

Тема дружбы в стихотворении
«И. И. Пущину».

1

Урок общеметодической направленности

Научиться аргументировать свою точку зрения.

Формирование у учащихся навыков взаимодействия в группах

текущий



14,

15

Лирика А.С.Пушкина.

2

Уроки коррекции знаний и способов действий.

Научиться систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов.

Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

текущий












16

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

1

Урок усвоения

нового материала


Знать сюжет и героев повести Пушкина.

Понимать связь литературного произведения с эпохой его написания. Уметь анализировать роль эпиграфа Научиться определять особенности повествования

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Формирование устойчивого интереса к изучению нового материала

предварительный



17

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести

1

Урок общеметодической направленности

Знать  содержание текста, историю создания.

Уметь  выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов Научиться определять особенности повествования

Уметь осмыслено читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия,

строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

текущий



18

Вн. чтение.

А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Знакомство с другими повестями цикла.

1

Урок внеклассного чтения

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, уметь обосновывать собственное мнение

Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

текущий



19

А.С. Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства в романе.

1

Урок усвоения

нового материала


Представлять картины жизни русского поместного дворянства  20-х годов XIX века, изображенные в романе. Научиться анализировать эпизод

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, планировать алгоритм ответа, уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Формирование познавательного интереса к новому материалу

предварительный



20

Бунт крестьян в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Урок общеметодической направленности

Уметь аргументировать свою точку зрения. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата,

уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

текущий



21

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Урок общеметодической направленности

Уметь давать характеристику герою, понимать причинно-следственные связи поступков героев.

Уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование системы личностных отношений к происходящим в произведении событиям и поступкам героев на основе норм морали нашего общества.

текущий



22

Романтическая история любви Владимира и Маши в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Урок общеметодической направленности

Понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять нравственные ценности, заложенные в тексте романа

Уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, уметь читать вслух и понимать прочитанное

Формирование способности к саморазвитию и критическому отношению к себе

текущий



23

«Дубровский»: композиция романа.

1

Урок общеметодической направленности

Научиться характеризовать героя повести, используя цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя. Понимать позицию автора в романе

Применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.


Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений.

текущий



24

Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Урок-практикум

Уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, следить за изменениями, произошедшими в главном герое. Научиться понимать смысл произведения и видеть главное

Уметь производить поиск и выделение необходимой информации, сопоставлять, анализировать, доказывать, уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, строить доказательный ответ

Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.

текущий



II четверть

25

Авторское отношение к героям романа «Дубровский»

1

Урок общеметодической направленности

Понимать причинно-следственные связи поступков героев. Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения

 Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, уметь устанавливать аналогии, выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Формирование системы личностных отношений к происходящим в произведении событиям и поступкам героев на основе норм морали нашего общества.

текущий



26,

27

Классное сочинение по роману А.С. Пушкина

«Дубровский».
Написание сочинения.

2

Урок контроля

Научиться обобщать и систематизировать полученные знания для выполнения учебной задачи

Уметь синтезировать полученную информацию для написания сочинения, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания


Формирование устойчивого

интереса к созданию собственных текстов; стремления к речевому самосовершенствованию


тематический








Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

28

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски в стихотворении

1

Урок усвоения

нового материала


Уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, научиться определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте

Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, синтезировать полученную информацию;

уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства

Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний

текущий



29

М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы. Нарушение красоты и гармонии человека с миром.

1

Урок усвоения

нового материала


Знать определение понятий «лироэпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать основную мысль стихотворения

Уметь выделять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворной речи, обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Формирование

осознания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

тематический



30

М.Ю. Лермонтов. «Листок». Антитеза как основной композиционный прием стихотворения.

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться характеризовать средства выразительности в стихотворениях поэта; понимать основную мысль стихотворения

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь ставить вопросы и обращаться к учебной литературе

Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения литературоведческой задачи

текущий



31

М.Ю. Лермонтов. «Утес», "На севере диком стоит одиноко".Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях.

1

Урок-исследова-ние

Научиться характеризовать средства выразительности в стихотворениях поэта. Научиться сравнивать стихотворные тексты

Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач, управлять своим поведением (контроль, само коррекция, оценка своего действия)

Формирование способности к саморазвитию и критическому отношению к себе

текущий



32

Р/Р

М.Ю.Лермонтов. Лирика. Трехсложные размеры стиха.

1

Урок развития речи

Знать теорию литературы о размерах стихосложения. Научиться определять размеры стиха.

Формулировать учебную задачу, уметь устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания по этому алгоритму

тематический



Иван Сергеевич Тургенев (5ч)

33

И.С. Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". «Бежин луг»

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться составлять литературный портрет писателя по алгоритму выполнения задания

Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики, уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

предварительный



34

Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться определять роль изображения природы в художественном произведении

Уметь планировать алгоритм ответа, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

текущий



35

Портреты и рассказы мальчиков как средство изображения их характеров в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

Урок-исследова-ние

Уметь сравнивать описание героев рассказа, давать оценку их поступкам, высказывать свое мнение.

Научиться владеть навыками монологической речи

Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Формирование осознания приоритетных ценностей жизни: природа, труд, семья, детство

текущий



36

Фольклорные мотивы в рассказе "Бежин луг". Сочувственное отношение автора к крестьянским детям в рассказе.

1

Урок общеметодической направленности

Понимать авторское отношение  к героям; уметь связно рассказывать о героях и их характерах, описывать их по иллюстрациям.

Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, вступать в речевое общение, анализировать тексты и устно высказываться.


Формирование эстетического вкуса

текущий



37

Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по циклу «Записки охотника»)

1

Урок представления проектов

Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности

Обнаруживать и формулировать учебную проблему,

ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения коммуникативных задач.

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

тематический



Федор Иванович Тютчев (3ч)

38

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. Природа в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...»

1

Урок усвоения

нового материала


Знать факты биографии автора, понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека, смысл произведения; уметь находить в тексте средства художественной изобразительности, объяснять их роль, отличать пейзажную зарисовку от переданного в образной форме размышления о жизни человека, выразительно читать стихотворения

Научиться анализировать поэтический текст

Уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению

предварительный



39

Ф.И. Тютчев. "С поляны коршун поднялся...". Противопоставление судеб человека и птицы.

1

Урок усвоения

нового материала


Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания

текущий



40

Земная обреченность человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья»

1

Урок усвоения

нового материала


Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

Формирование

осознания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

текущий



Афанасий Афанасьевич Фет ( 3 ч.)

41

А.А.Фет «Ель рукавом

мне тропинку завесила».

1

Урок усвоения

нового материала


Знать факты биографии и творчества автора, определения литературоведческих понятий; понимать, какие чувства испытывает  лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении.

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Формирование

интереса к культурному наследию нашей страны, воспитание эстетического вкуса

предварительный



42

А.А.Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них, у дуба, у березы..».

1

Урок усвоения

нового материала


Формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, уметь выделять существенную информацию из стихотворного текста, способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания

текущий



43

Р/Р Урок-практикум по стихотворениям Ф.И. Тютчева и А.А.Фета

1

Урок-практикум

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Формирование интереса к творческой деятельности на основе составления плана, проекта, модели, образца

текущий



Николай Алексеевич Некрасов ( 4 ч.)

44

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1

Урок усвоения

нового материала


Знать факты биографии и творческой деятельности Некрасова; знать определение понятия «сюжет»; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения познавательных задач, развивать умение обмениваться знаниями

Формирование интереса к прошлому нашей страны. Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

предварительный



45

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1

Урок общеметодической направленности

Научиться выявлять характерные черты реалистического и фантастического изображения действительности в стихотворении. Научиться определять трехсложные размеры стиха.

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.

Развитие творческих способностей через активные формы деятельности

текущий



46

Своеобразие языка и композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»..

1

Урок-практикум

Научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения; научиться отбирать материал по теме


Формировать умение выделять закономерность, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.

Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению

текущий



47

Контрольная работа по произведениям писателей и поэтов XIX в.

1

Урок контроля

Знать содержание изученных произведений и определения теоретико-литературных понятий; уметь применять эти знания на практике , использовать представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа, размер) при выборе ответа.

Уметь строить сообщение исследовательского характера в письменной форме, уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, определять меру усвоения изученного материала.

Формирование способности

концентрироваться, осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать свои способности

тематический



III четверть

Николай Семенович Лесков (4 ч.)

48

Н.С. Лесков. "Левша". Особенности языка сказа.

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться составлять литературный портрет поэта; владеть терминологией по теме

Применять метод информационного поиска необходимой информации, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Формирование мотивации к изучению нового материала, к прошлому нашей страны

предварительный



49

Народ и власть в произведении Н.С.Лескова «Левша»

1

Урок общеметодической направленности

Научиться аргументировать свой ответ, навыками устной монологической теме

Владеть общим приемом решения познавательных задач, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения

текущий



50

Н.С. Лескова «Левша».

Образ человека из народа в произведении.

1

Урок-практикум

Научиться видеть особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша», приводить примеры из текста;

научиться определять приемы комического в сказе

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, иметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его

Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения

текущий



51

Вн. чтение. Н.С.Лесков. "Человек на часах". Сюжет и герои рассказа.

1

Урок внеклассного чтения

Понимать связь литературных произведений с эпохой их написания

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование

осознания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

текущий



Антон Павлович Чехов ( 3ч.)

52

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться составлять литературный портрет писателя

Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Развитие творческих способностей через активные формы деятельности;

формирование чувства юмора

предварительный



53

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев и художественная деталь как источник юмора рассказа

1

Урок -исследование

Научиться методам исследования литературного материала


Уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста, проводить исследования и определять сущность характеристик изучаемых объектов, обосновывать и высказывать собственное мнение.

Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

текущий



54

Вн. чтение. А.П.Чехов. "Пересолил", "Лошадиная фамилия" Сюжеты и герои. Способы выражения комического.

1

Урок внеклассного чтения

Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, выразительность, яркость художественной детали

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания

текущий



Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX в. (3 ч.)

55

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться применять алгоритм проведения анализа поэтического текста

Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию,

Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности

текущий



56

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град порой сольется..».
А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Особенности пейзажной лирики

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться определять особенности пейзажной лирики;

понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, уметь устанавливать причинно-следственные связи, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Развитие творческих способностей через активные формы деятельности

текущий



57

Проект "Родная природа в поэзии и живописи русских поэтов и художников"

1

Урок представления проектов

Научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы

Осознавать уровень и качество усвоения результата, построить логическую цепь рассуждений,  развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.


Формирование целостного восприятия окружающего мира

текущий



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25 ч.)

Александр Иванович Куприн (2ч.)

58

А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». Образ главного героя в рассказе

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться выявлять характерные особенности содержания рассказа

Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, произвольно и осознанно владеть общим приемом решения познавательных задач, управлять своим поведением (контроль, само коррекция, оценка своего действия).

Формирование познавательного интереса к изучению нового

текущий



59

Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

1

Урок общеметодической направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения, уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям, точно и грамотно выражать свои мысли.


Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа.

текущий



Андрей Платонович Платонов ( 2ч.)

60

А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок» А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас

1

Урок усвоения

нового материала и практики


Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

Прогнозировать результат и уровень усвоения,  уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям, развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формирование

осознания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

текущий



61

Вн. чтение. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

1

Урок-практикум

Научиться выявлять способы выражения авторской позиции в рассказе

Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений

Воспитание личностных ценностей на основе образов художественного произведения.

текущий



Александр Степанович Грин (3 ч.)

62

А.С. Грин. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Понятие о жанре феерии.

1

Урок усвоения

нового материала


Знать автора, его направление творчества. Научиться определять жанрово-композиционные особенности рассказа, уметь находить в романе  яркие, необычные события, элементы фантастики

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных задач, поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению нового

текущий



63

А.С. Грин. «Алые паруса». Ассоль и Грей. Душевная чистота главных героев в повести

1

Урок общеметодической направленности

Научиться выразительное читать текст по ролям, (инсценированное чтение)

Находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.










Формирование системы личностных отношений к происходящим в произведении событиям и поступкам героев на основе норм морали нашего общества.

текущий



64

А.С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью. Авторская позиция в повести «Алые паруса

1

Урок общеметодической направленности

Научиться анализировать авторский стиль, выявлять авторскую позицию.

текущий



Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч.)

65

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Солдатские будни в стихотворениях о войне

1

Урок усвоения

нового материала


Знать автора Научиться определять жанрово-композиционные особенности рассказа

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных задач, поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Формирование основ гражданской идентичности: осознание себя как гражданина великой страны

текущий



66

Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться определять авторскую позицию и роль эпитетов и сравнений в поэтическом

Находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, слушать других пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.

Формирование патриотических чувств, гордости за свой народ, отстоявший Родину в ВОВ

текущий



Виктор Петрович Астафьев (3 ч.)

67

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе.

1

Урок усвоения

нового материала


Знать биографические сведения о писателе.

Научиться определять идейно-художественное своеобразие прозаического текста

Принимать и сохранять учебную задачу;

извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование познавательного интереса к изучению нового, к прошлому нашей страны

текущий



68

Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе

1

Урок общеметодической направленности

Научиться анализировать эпизод по алгоритму выполнения задачи

Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, уметь искать и выделять нужную для характеристики героя информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы

Воспитание личностных нравственных качеств на основе образов художествен-ного произведения.


текущий


69

Р.Р. Подготовка к домашнему развернутому ответу на проблемный вопрос

1

Урок контроля

Научиться проектировать и корректировать индивидуальные маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно, уметь выбирать цитату из текста в зависимости от поставленной цели, синтезировать полученную информацию для составления ответа, уметь строить устное и письменное монологическое высказывание.

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания

текущий



Валентин Григорьевич Распутин (3 ч.)

70

В.Г. Распутин. «Уроки французского» Отражение трудностей военного времени в повести.

1

Урок усвоения

нового материала


Знать автора. Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для анализа прозаического текста, уметь определять роль пейзажа в тексте

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения, уметь выделять существенную информацию из прозаического текста, учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Формирование познавательного интереса к изучению нового материала, к прошлому нашей страны

текущий



71

В.Г. Распутин «Уроки французского». Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства главного героя.

1

Урок общеметодической направленности

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности при пересказе текста с диалоговыми включениями

Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, произвольно и осознанно владеть общим приемом решения познавательных задач, управлять своим поведением (контроль, само коррекция, оценка своего действия).

Воспитание личностных нравственных качеств на основе образов художествен-ного произведения.


текущий



72

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы в рассказе, её роль в жизни главного героя.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Научиться пересказывать текст от лица разных героев; научиться обобщать Понимать скрытый смысл названия рассказа,

мотивы поведения учительницы, решившей помочь мальчику.

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), формировать умения выделять закономерность, устанавливать контакт со слушателями при публичном выступлении


текущий



Писатели улыбаются (5 ч.)

В.М. Шукшин (2 ч.)

73

В.М. Шукшин. «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков» в рассказах.

1

Урок усвоения

нового материала


Знать автора. Научиться анализировать прозаический текст

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,  ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения


Формирование навыков аргументированного мышления и речи с использованием алгоритма выполнения задачи

текущий



74

Вн. чтение. В.М.Шукшин "Чудик", "Срезал". Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина

1

Урок внеклас-сного чтения

Научиться характеризовать литературного героя


Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено, выделять и формулировать познавательную цель, уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Формирование навыков аргументации собственного мнения в диалоге

текущий



Фазиль Искандер ( 3 ч.)

75

Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

Урок усвоения

нового материала


Знать автора. Уметь выражать впечатление от прочитанного.

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для анализа прозаического текста

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Познавательные: построить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового материала

текущий



76

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»  

1

Урок общеметодической направленности

Научиться сопоставлять мифологические образы в классической и современной литературе

Уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения, искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Формирование чувства юмора

текущий



IVчетверть

77

К.Р. Классное сочинение по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера (по выбору)

1

Урок контроля

Научиться обобщать и систематизировать полученные знания для выполнения учебной задачи, верно отбирать материал для цитирования

Уметь определять меры усвоения изученного материала, синтезировать полученную информацию для составления письменного монологического ответа, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование способности

концентриро-ваться, осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать свои способности

тематический



Родная природа в русской поэзии XX века ( 5ч.)

78

А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине

1

Урок усвоения

нового материала


Знать автора, понимать мироощущение лирического героя

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.

Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности Воспитание любви к родной природе

текущий



79

С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали..», «Пороша». Способы выражения чувства любви к родной природе и родине в лирике С.А.Есенина

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование навыков аргументированного мышления и речи с использованием алгоритма выполнения задачи

текущий



80

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие..». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини

1

Урок усвоения

нового материала


Понимать интонационный и ассоциативный способы передачи чувств лирической героини автором

Научиться выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств

Формировать целевые установки учебной деятельности, строить логическую цепь рассуждений, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.


Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности Воспитание любви к родной природе

текущий



81

Человек, природа и родина в «тихой» лирике Н.М. Рубцова "Звезда полей", "Листья осенние", "В горнице"

1

Урок - исследование

Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества, понимать интонацию его стихотворений и глубинный смысл Научиться устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений.

Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено, выделять и формулировать познавательную цель, делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Развитие творческих способностей через активные формы деятельности

текущий



82

Р/Р Урок-зачет "Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков"

1

Урок развития речи и контроля

Научиться выразительно читать лирические произведения, высказывать своё отношение к поэтическому произведению, определять свои чувства, вызванные стихотворением.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач, уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Формирование осознания своих трудностей и проблем и стремления к их преодолению, стимулирование проявления способности к публичному выступлению

тематический



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч.)

83

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой Родине и своему родному краю

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств

Осознавать уровень и качество усвоения результата, развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, произвольно и осознанно владеть общим приемом решения познавательных задач.

Формирование осознания себя как гражданина своего Отечества, проявление интереса и уважения к культурному наследию других народов

текущий



84

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда..», «Каким бы ни был мой малый народ..». Тема бессмертия народа

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться обобщать и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки анализа лирического произведения

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

текущий



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 14 Ч.)

Мифы Древней Греции ( 2 ч.)

85

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия»

1

Урок усвоения

нового материала


Знать содержание изучаемых мифов Древней Греции.

Уметь доказательно различать миф и сказку

Научиться давать характеристику мифологическому герою

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, способствовать формированию научного мировоззрения


Формирование целостного мировоззрения; воспитание уважительного отношения к мировой литературе

текущий



86

Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид»

1

Урок общеметодической направленности

Корректировать деятельность, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Формирование навыков аргументированного мышления и речи с использованием алгоритма выполнения задачи

текущий



Геродот (2 ч.)

87

Геродот «Легенда об Арионе»

1

Урок усвоения

нового материала


Знать содержание легенды. Научиться определять особенности повествования в легенде

Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, принимать коллективные решения.


Формирование целостного мировоззрения; воспитание уважительного отношения к мировой литературе

текущий



88

Вн. чтение. Урок-исследование. А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа Геродота «Легенда об Арионе»

1

Урок-исследование

Научиться сопоставительному анализу

Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики, уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме, проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование целостного мировоззрения и эстетического вкуса

текущий



Гомер ( 2 ч.)

89

«Илиада» Гомера как героическая эпическая поэма. Сцены войны и мирной жизни в поэме.

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться инсценированному чтению эпизодов героического эпоса

Уметь планировать алгоритм ответа, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, формулировать и высказывать свою точку зрения и поступки героев

Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений

текущий



90

Гомер. «Одиссея». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками монологической речи

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), строить логическую цепь рассуждений, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить информацию, необходимую для решения.


текущий



Мигель де Сервантес Сааведра ( 3 ч.)

91

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Жизнь в воображаемом мире. Проблема истинных и ложных идеалов.

1

Урок усвоения

нового материала


Знать биографические сведения о Сервантесе. Научиться определять композиционные и жанровые особенности рыцарского романа

Искать и выделять необходимую информацию, применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Формирование целостного мировоззрения; воспитание уважительного отношения к мировой литературе

текущий



92

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» - пародия на рыцарские романы. Образ Дульсинеи Тобосской

1

Урок общеметодической направленности

Научиться находить черты пародии в романе

Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям, уметь точно и грамотно выражать свои мысли.

Формирование навыков аргументированного мышления и речи с использованием алгоритма выполнения задачи

текущий



93

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к народному пониманию жизни.

1

Урок общеметодической направленности

Научиться сопоставлять героев произведения

Уметь оценивать то, что уже усвоено, выделять и формулировать познавательную цель, моделировать монологическое высказывание аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование готовности о способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонима-ния

текущий



Фридрих Шиллер ( 1 ч.)

94

Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка».

1

Урок усвоения

нового материала

Научиться определять жанрово-композиционные особенности баллады, давать характеристику герою

Корректировать деятельность, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить необходимую информацию


Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений

текущий



Проспер Мериме (3 ч.)

95

П. Мериме «Маттео Фальконе». Превосходство "простой" жизни над цивилизованной жизнью с её порочными нравами.

1

Урок усвоения

нового материала

Научиться понимать смысл произведения и видеть его идейно-содержательные особенности

Уметь анализировать прозаический текст, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить необходимую информацию

Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений

текущий



96

П. Мериме «Маттео Фальконе». Образы Фальконе и его сына.

1

Урок общеметодической направленности

Научиться анализировать приемы создания образов

Корректировать деятельность, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач, приобретать навыки работы в группе

текущий



97

П. Мериме «Маттео Фальконе». Драматический пафос новеллы.

1

Урок общеметодической направленности

Понимать, что такое драматический пафос

Уметь анализировать прозаический текст, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить необходимую информацию

текущий



Антуан де Сент-Экзюпери ( 3 ч.)

98

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча

1

Урок усвоения

нового материала


Научиться понимать иносказательный подтекст философской сказки, уметь определять сказочные и реальные элементы сказки, выразительно читать по ролям.  

Уметь устанавливать причинно-следственные связи,  развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.


Формирование готовности о способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонима-ния

текущий



99

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Маленький принц, его друзья и враги.

1

Урок-исследова-ние

Приобретать навыки исследовательской деятельности, уметь сравнивать героев; определять и выражать авторское отношение к героям и свое собственное

Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, владеть изучающим видом чтения, уметь отбирать материал для доказательства в рассуждении, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; владеть монологической и диалогической формами речи

Формирование способности к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного определения.

текущий



100

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

1

Урок общеметодической направленности

Уметь анализировать прозаический текст, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить необходимую информацию

Формирование готовности о способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонима-ния

текущий



ИТОГОВЫЕ УРОКИ ( 2 Ч.)

101

Итоговый тест

1

Урок контроля

Научиться проектировать и корректировать индивидуальные маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи, уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, строить монологические высказывания в письменной форме

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану

итоговый



102

Анализ теста.

Итоговый урок

1

Урок рефлексии

Научиться сжато пересказывать суть произведения

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления, осуществлять рефлексию способов и условий действия,

выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека

Формирование способности адекватно оценивать свои знания

текущий