№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Дата проведения |
| План | Факт |
1. | Введение. Писатели- создатели, хранители и любители книг. | Знание структуры учебника; умения пользоваться учебником, самостоятельно искать и выделять в тексте необходимую информацию, определять композиционно- сюжетные особенности произведения, строить рассуждение; формирование стартовой мотивации к изучению предмета. Оборудование: учебник (ч.1), фонохрестоматия. | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч) |
2. | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | Знание понятий фольклор, обрядовый фольклор, основных особенностей фольклора; умения сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения, работать в парах. | | |
3. | Художественные особенности календарно- обрядовых песен. | Знание понятий обрядовый фольклор, календарно – обрядовые песни, колядки, масленичные песни, жанровых признаков календарно-обрядовых песен; умения различать жанры фольклора, описывать произведения музыки, живописи, выразительно читать фольклорные произведения , работать в группах. | | |
4. | Пословицы и поговорки. | Знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умения различать пословицы и поговорки, уместно использовать пословицы и поговорки в речи, устанавливать аналогии, работать в парах и группах. | | |
5. | Урок – конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора. | Знание основных жанров фольклора и их главных признаков; умения использовать фольклор в устной речи, исполнять фольклорные произведения; формировать мотивации к творческой деятельности. | | |
6,7. | Русская летопись. « Повесть временных лет». « Сказание о белгородском киселе». | Знание особенностей и основных жанров древнерусской литературы, сюжета и героев « Сказание о белгородском киселе»; понимание значения изучения древнерусской литературы; умения определять значение незнакомых слов с помощь. Справочной литературы, воспринимать литературоведческие тексты, пересказывать эпизоды литературных произведений» владение навыками устной монологической речи. | | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА. (4 ч) |
8. | Русская басня. И.И. Дмитриев « Муха». | Знание основных сведений о жизни и творчестве И.И. Дмитриева, понятий басня, мораль, эзопов язык, содержания басни» Муха»; понимание значения творчества И.И. Дмитриева, морали басни «Муха»; умение находить в тексте необходимую информацию. | | |
9,10. | Басни. И.А. Крылова «Осел и Соловей», «Листы и Корни», « Ларчик» | Знание основных сведений о жизни и творчестве И.А. Крылова, содержание басен «Осел и Соловей», «Листы и Корни», « Ларчик»; понимание аллегорической сути басен; умения видеть в баснях смешное, выразительно читать басни, извлекать из текста необходимую информацию, находить тропы и объяснять их роль, работать в группах. | | |
11. | Контрольная работа по теме « Басни». | Знания основных признаков жанра басни; умения использовать крылатые выражения из басен И.А. Крылова в устной речи, выразительно читать басни; развитие мотивации к творческой деятельности. | | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. (39 ч) | | | | |
12. | А.С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И.И. Пущину»» | Знание основных сведений о детстве и отрочестве А.С. Пушкина, о годах его учения в лицее, лицейских друзьях; понимание роли А.С. Пушкина в русской литературе; умения извлекать из текста необходимую информацию анализировать поэтический текст, составлять устный портрет работать в группах. | | | | | | | |
13. | А.С. Пушкин. Стихотворение « Узник». | Умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, строить монологическое высказывание, работать в парах и самостоятельно. | | |
14. | А.С Пушкин. Стихотворение « Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. | Умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, аргументировать свою точку зрения, отличать ямб от хорея, строить монологическое высказывание, воспринимать литературоведческие термины. | | |
15. | История создания романа А.С. Пушкина « Дубровский». Изображение русского барства. ( глава I). | Знание истории создания, сюжета и героев романа А.С. Пушкина « Дубровский»; умения извлекать из текста необходимую информацию, давать оценку событиям и поступкам героев, анализировать текст, строить монологическое высказывание, работать в группах и самостоятельно. | | |
16. | Дубровский – старший и Троекуров. Суд и его последствия (главы II – III)/ | Умения извлекать необходимую информацию, давать оценку событиям и поступкам героев, анализировать текст, работать в парах, группах и самостоятельно; владение навыками монологической и диалогической речи. | | |
17. | Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (главы IV –V)/ | Умения извлекать необходимую информацию, давать оценку событиям и поступкам героев, анализировать текст, работать в парах, группах и самостоятельно; владение навыками монологической и диалогической речи. | | |
18. | Что заставило Дубровского стать разбойником (главы VI – VII)/ | Умения извлекать необходимую информацию, давать оценку событиям и поступкам героев, анализировать текст, работать в парах, группах и самостоятельно; владение навыками монологической и диалогической речи. | | |
19. | Учитель (главы VIII –X). | Умения извлекать необходимую информацию, давать оценку событиям и поступкам героев, анализировать текст, работать в парах, группах и самостоятельно; владение навыками монологической и диалогической речи. | | |
20. | Маша Троекурова и Владимир Дубровский. ( главы XI – XVI). | Знание понятий композиция, роман, сюжет; понимание роли композиции в произведении; умения пользоваться литературоведческими понятиями, извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, строить монологическое высказывание, работать в парах и самостоятельно. | | |
21. | Два мальчика. (глава XVII). | Умения извлекать необходимую информацию, давать оценку событиям и поступкам героев, анализировать текст, работать в парах, группах и самостоятельно; владение навыками монологической и диалогической речи. | | |
22. | Развязка романа « Дубровский». ( главы XVIII – XIX). | Умения извлекать необходимую информацию, давать оценку событиям и поступкам героев, анализировать текст, работать в парах, группах и самостоятельно; владение навыками монологической и диалогической речи. | | |
23. | Роман « Дубровский и другие виды искусства». | Умения воспринимать произведения разных видов искусства, сопоставлять их друг с другом и с первоисточником, формулировать и высказывать свою точку зрения о произведениях искусства; владение навыками монологической и диалогической речи. | | |
24. | Подготовка к сочинению. | Умения составлять план сочинения, формулировать и высказывать свою точку зрения; владение навыками монологической и диалогической речи. | | |
25. | А.С. Пушкин « Повести Белкина». | Знание понятий экспозиция, кульминация, развязка, композиция, сюжетов и героев « Повести Белкина»; умения формулировать и высказывать свою точку зрения, обобщать, устанавливать аналогии, работать в группах и самостоятельно; владение навыками монологической и диалогической речи. | | |
26. | А.С. Пушкин « Барышня –крестьянка». | Знание понятий экспозиция, кульминация, развязка, композиция, сюжетов и героев « Повести Белкина»; умения формулировать и высказывать свою точку зрения, обобщать, устанавливать аналогии, работать в группах и самостоятельно; владение навыками монологической и диалогической речи, инсценированного чтения. | | |
27. | М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение « Тучи». | Знание основных сведений о детстве и отрочестве М.Ю. Лермонтова; умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, описывать произведения живописи; владение навыками монологической речи. | | |
28. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение « Три пальмы». | Представление об особенностях жанра баллады; умения извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать, анализировать поэтический текст, описывать произведения живописи; владение навыками монологической речи. | | |
29. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения « Листок», « Утес». | Умения извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать, анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль; владение навыками монологической речи. | | |
30. | Творческая работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова. | Знание программных произведений М.Ю. Лермонтова, основных литературоведческих терминов (баллада, антитеза); умения выразительно читать и анализировать поэтические тексты. | | |
31. | И.С. Тургенев. Рассказ « Бежин луг». | Знание основных сведений о жизни и творчестве И.С. Тургенева, сюжета и героев рассказа « Бежин луг»; умение извлекать из текста необходимую информацию, делать устные сообщения, составлять устный портрет. | | |
32. | Герои рассказа И.С. Тургенева « Бежин луг». | Умения извлекать из текста необходимую информацию, пересказывать текст, составлять его план, давать характеристику героев, работать в группах. | | |
33. | Рассказы героев « Бежина луга». | Умения извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать, анализировать текст, сопоставлять тексты, давать речевую характеристику героев, различать диалектные и просторечные слова. | | |
34. | Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева « Бежин луг». | Умения извлекать из текста необходимую информацию, определять роль пейзажа в тексте, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах. | | |
35. | Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева « Бежин луг». | Умения извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать, анализировать текст, сопоставлять тексты литературных произведений, произведения разных видов искусства, посвященные одной теме. | | |
36. | Переходные состояния природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева. | Знание основных сведений о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева; умения выразительно читать, анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль, работать в группах. | | |
37. | Человек и природа в стихотворениях Тютчева. | Умения делать устные сообщения, выразительно читать, анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль, оценивать работу одноклассников. | | |
38. | Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. | Знание основных сведений о жизни и творчестве А.А. Фета.; умения выразительно читать, анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль, работать в группах. | | |
39. | Сопоставление пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | Умения выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль, сопоставлять лирические произведения. | | |
40. | А.А. Фет. Стихотворения «Еще майская ночь», « Учись у них- у дуба, у березы». | Умения выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль, сопоставлять лирические произведения | | |
41. | Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | Знание программных произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, основные литературоведческие термины ; умения находить тропы и определять их роль, анализировать поэтический текст, работать с тестами. | | |
42. | Н.А. Некрасов . Главная тема творчества. Стихотворение « Железная дорога». | Знание основных сведений о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, об истории создания стихотворения « Железная дорога»; умения определять тему и проблему текста, строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения. | | |
43. | Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова « Железная дорога». | Умения выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль, соотносить произведения видов искусства, посвященные одной теме, работать в группах. | | |
44. | Н.А. Некрасов. Композиция стихотворения « Железная дорога». Надежда поэта на «пору прекрасную» в жизни народа. | Умения выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль, определять роль композиции и диалога в стихотворении, соотносить произведения видов искусства, посвященные одной теме, работать в группах. | | |
45. | Трехсложные размеры стиха. | Формирование представлений о ритме, рифме, стопе, строфе; умения выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять двусложные и трехсложные размеры стиха, работать в парах. | | |
46. | Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ « Левша»: определение жанра. | Знание основных сведений о жизни и творчестве Н.С. Лескова, особенностей жанра, сюжета и героев сказа « Левша»; умения извлекать необходимую информацию из текста, делать устные сообщения, составлять устный портрет писателя. | . | |
47. | Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова « Левша» | Умения извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику персонажей, составлять устный портрет героев, работать в группах, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом произведения. | | |
48. | « Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши. | Знание способов выражения авторского отношения к изображаемому; умения выделять основную идею произведения, извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать по ролям, давать характеристику персонажей, составлять устный портрет героев. | | |
49. | Особенности языка сказа Н.С. Лескова « Левша». | Понимание особенности языка произведения; умения определять комическое в произведении, участвовать в коллективном диалоге, извлекать из текста необходимую информацию, работать в группах, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом произведения, создавать устные иллюстрации. | | |
50. | Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова , Н.С. Лескова. | Знание основных литературоведческих терминов; умения высказывать свою точку зрения в письменной форме. | | |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. (3ч). |
51. | А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ « Толстый и тонкий». | Знание основных сведений о жизни и творчестве А.П. Чехова; умения извлекать из текста необходимую информацию, делать устные сообщения, составлять устный портрет писателя. | | |
52. | Особенности юмора в рассказе А.П. Чехова « Толстый и тонкий» | Знание сюжета и героев рассказа « Толстый и тонкий»; умения извлекать из текста необходимую информацию, давать речевую характеристику персонажей, определять средства создания комического и понимать их роль в произведении. | | |
53. | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П. Чехова. | Умения выразительно читать и инсценировать произведения, работать в группах. | | |
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА. (4 ч). |
54, 55. | Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. | Умения делать устные сообщения, выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль. | | |
56. | Анализ стихотворения. | Умения выразительно читать и анализировать поэтическое произведение, работать самостоятельно. | | |
57. | Контрольная работа по литературе XIX века. | Знание основных литературоведческих терминов; умения высказывать свою точку зрения, работать с тестами. | | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА. (8 ч) |
58. | А.И. Куприн « Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. | Знание основных сведений о жизни и творчестве А.И. Куприна, сюжета и героев рассказа « Чудесный доктор», понятия рождественских рассказ; умения извлекать из текста необходимую информацию, составлять устный портрет писателя. | | |
59. | Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна « Чудесный доктор». | Умения извлекать из текста необходимую информацию, определять тему и идею произведения, давать характеристику героев, участвовать в коллективном диалоге, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом произведения; владение навыками выразительного чтения, анализа текста. | | |
60. | А.С. Грин « Алые паруса». Автор и его герои . | Знание основных сведений о жизни и творчестве А.С. Грина, сюжета и героев феерии « Алые паруса»; умения извлекать из текста необходимую информацию, пользоваться дополнительными источниками информации для подготовки сообщений, составлять устный портрет писателя. | | |
61. | А.С. Грин « алые паруса». Победа романтической мечты над жестокой реальностью жизни. | Знание основных черт романтического героя; понимание особенностей жанра произведения «Алые паруса»; умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, давать характеристику героев, высказывать свою точку зрения и приводить необходимые аргументы, участвовать в коллективном диалоге. | | |
62. | « Алые паруса» как символ воплощения мечты. | Умения извлекать из текста необходимую информацию, определять тему и идею произведения, давать характеристику героев, участвовать в коллективном диалоге, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом произведения; владение навыками выразительного чтения, анализа текста. | | |
63. | А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. Рассказ « Неизвестный цветок». | Знание основных сведений о жизни и творчестве А.П. Платонова; умения извлекать из текста необходимую информацию, пользовать дополнительными источниками информации для подготовки сообщений, составлять устный портрет писателя, работать в парах. | | |
64. | А.П. Платонов « Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | Знание сюжета и героев рассказа « Неизвестный цветок»; умения извлекать из текста необходимую информацию, пользоваться дополнительными источниками информации для подготовки сообщений, анализировать текст, давать характеристику героев, понимать красоту простых вещей и явлений. | | |
65. | « Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. | Умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, определять жанр и главную мысль произведения, описывать иллюстрации, создавать устные иллюстрации. | | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. (8 ч). |
66,67. | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. | Умения делать устные сообщения, выразительно читать и анализировать поэтический текст; находить тропы и определять их роль, участвовать в коллективном диалоге. | | |
68. | В.П. Астафьев. « Конь с розовой гривой». Герои рассказа. | Знание основных сведений о жизни и творчестве В.П. Астафьева, сюжета и героев рассказа « Конь с розовой гривой»; умения извлекать необходимую информацию, использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщений, составлять устный портрет писателя; владение навыками анализа текста. | | |
69. | Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева « конь с розовой гривой». | Умения извлекать из текста необходимую информацию, задумываться над нравственными проблемами, поставленными автором, определять роль диалектных и просторечных слов в рассказе, чувствовать юмор в произведении, участвовать в коллективном диалоге, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом произведения, создавать устный портрет героя, работать в группах. | | |
70. | Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой». | Умения составлять письменное высказывание по плану, высказывать свою точку зрения. | | |
71. | В. Г. Распутин « Уроки французского». Герои рассказа. | Знание основных сведений о жизни и творчестве В.Г. Распутина, сюжета и героев рассказа « Уроки французского»; умения извлекать необходимую информацию, использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщений, составлять устный портрет писателя; владение навыками анализа текста. | | |
72. | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина « Уроки французского». | Умения извлекать из текста необходимую информацию, задумываться над нравственными проблемами, поставленными автором, участвовать в коллективном диалоге, владение навыками анализа текста. | | |
73. | Смысл названия рассказа В.Г. Распутина « Уроки французского». | Понимание смысла названия рассказа; умения извлекать из текста необходимую информацию; участвовать в коллективном диалоге, давать характеристику героев, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом произведения, работать в группах; владение навыками анализа текста. | | |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. (4 ч) |
74. | В.М. Шукшин « Критики». Особенности героев Шукшина. | Знание основных сведений о жизни и творчестве В.М. Шукшина, сюжета и героев рассказа «Критики»; умения извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героев, работать в группах; владение навыками анализа текста. | | |
75. | Образ «странного» героя в творчестве В.М. Шукшина. | Умения извлекать из текста необходимую информацию, пересказывать текст от лица героев, давать характеристику героев, владение навыками анализа текста. | | |
76. | Ф.А. Искандер « Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники.. | Знание основных сведений о жизни и творчестве Ф.А. Искандера, сюжета и героев рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»; умения извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героев, определять способы комического, выразительно читать , участвовать в коллективном диалоге; владение навыками анализа текста. | | |
77. | Ф.А. Искандер « Тринадцатый подвиг Геракла». Смысл названия рассказа. | Умения извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героев, определять способы комического, главную мысль произведения, роль названия в раскрытии идеи произведения, участвовать в коллективном диалоге, владение навыками анализа текста. | | |
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА. |
78,79. | Стихотворения о природе А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова. | Умения делать устные сообщения, выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль, понимать связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях, участвовать в коллективном диалоге. | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. (2 ч). |
80, 81. | Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева. | Знание основных сведений о жизни и творчестве Г. Тукая и К. Кулиева, умения делать устные сообщения, выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль, участвовать в коллективном диалоге. | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ( 3ч) |
82,83. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | Знание понятия миф; понимание значения понятия герой в древнегреческой мифологии; умения пересказывать текст учебной статьи, пользоваться толковыми словарями, участвовать в коллективном диалоге, описывать произведения живописи. | | |
84. | Легенда об Арионе. | Умения различать понятия миф и сказка, участвовать в коллективном диалоге; владение навыками анализа текста, сопоставительного анализа. | | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. (11 ч) |
85, 86, 87. | Гомеровский эпос. | Знание содержания поэм Гомера; умения участвовать в коллективном диалоге, выразительно читать, описывать иллюстрации; владение навыками анализа текста. | | |
88. | Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера. | Знание основных литературоведческих терминов; умения высказывать свою точку зрения, работать с тестами. | | |
89,90. | Внеклассное чтение. М. .де Сервантес Сааведра. « дон Кихот» как вечный образ мировой литературы. | Знание основных сведений о жизни и творчестве М. де Сервантеса Сааведра, сюжета и героев романа «Дон Кихот»; умения участвовать в коллективном диалоге, выразительно читать, описывать иллюстрации; владение навыками анализа текста. | | |
91. | И.Ф. Шиллер « Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | Знание основных сведений о жизни и творчестве И.Ф. Шиллера, сюжета и героев баллады «Перчатка»; умения извлекать из текста необходимую информацию; владение навыками анализа текста, сопоставительного анализа. | | |
92, 93. | П. Мериме. Новелла « Матео Фальконе». | Знание основных сведений о жизни и творчестве П. Мериме, сюжета и героев сказки « Маленький принц»; умения извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героев, участвовать в коллективном диалоге, описывать иллюстрации, работать в группах, владение навыками анализа текста. | | |
94, 95. | А. де Сент- Экзюпери. Философская сказка « маленький принц». | Знание основных сведений о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери, сюжета и героев новеллы « Матео Фальконе»; понимание особенностей конфликта произведения; умения извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героев, участвовать в коллективном диалоге, описывать иллюстрации, работать в группах, владение навыками анализа текста. | | |
96, 97. | Реализация заданий рубрики « Проект». | Умения работать в группах и самостоятельно, выполнять творческие задания. | | |
98, 99. | Итоговая контрольная работа. | Знание произведений, изученных в 6 классе, литературоведческих терминов; умения высказывать свою точку зрения, работать с тестами. | | |
100. | Итоговый урок. | Выявление уровня литературного развития учащихся, подведение итогов учебного года. | | |
101, 102. | Резервные. | | | |
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.