"_____"________2019 г. "_____"________2019 г.
№ | Тема урока | дата | Основное содержание | Виды деятельности учащихся на уроке | Планируемые образовательные результаты | Домашнее задание |
1. | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 2.09. | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте, не торопясь», эмоциональный отклик, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Комментирование специфики писательской деятельности. Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения. Решение тестов и выполнение диагностических заданий. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению, готовности и способности к самообразованию на основе уважительного отношения к труду, в том числе к труду писателя и читателя. Метапредметные: развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, навыков смыслового чтения. Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя». Пересказать статью «Поговорим о книге, писателе, читателе» |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
2. | Устное народное творчество. Предания | 3.09 | Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении. . | Восприятие текста преданий и их выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев преданий. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям преданий. Работа со словарём литературоведческих терминов 2. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «устная народная проза», «предание». | Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа. Метапредметные: развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Предметные: воспитание квалифицированного читателя, способного доказывать своё мнение, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста; осознание художественной картины жизни, отражённой в преданиях. | Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». |
3. | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович» | 9.09 | Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели былин. Былина в актёрском исполнении. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы. | Чтение и обсуждение статей учебника «Былины» и «О собирании, исполнении, значении былин». Составление тезисов статей. Восприятие и выразительное чтение былины. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика героев былин. Нравственная оценка их поступков. Обсуждение иллюстраций учебника. Устный рассказ о собирателе былин | Личностные: осознание основ культурного наследия России; формирование уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и нравственных чувств личности. Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; создавать обобщения, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста былин; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Прочитать былины «Садко» и «Илья Муромец и Соловей -разбойник» |
4. | Вн.чт.Русские былины Киевского и Новгородского циклов былин | 10.09 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. | Выразительное чтение былин по ролям. Составление комментариев. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Сопоставительный анализ былин. Поиск примеров, иллюстрирующих поэтичность языка былин. Обсуждение произведений живописи, книжной графики и музыки на сюжеты былин. | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей русского народа; воспитание патриотизма и уважения к Родине. Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий; формулировать и аргументировать своё мнение; формирование и развитие коммуникативной и ИКТ-компетенции. Предметные: понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять литературу с произведениями других искусств. | Подготовить выразительное чтение фрагментов эпоса «Калевала» (руны 1, 10, 19, 38, 42, 43) |
5. | Вн.чт.Карело-финский мифологический эпос | 16.09. | Понятие о мифологическом эпосе. Руны. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. | Чтение и обсуждение статьи учебника «Карело-финский эпос „Калевала”». Выразительное чтение и различные виды пересказов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная) и их нравственная оценка. Обсуждение иллюстраций | Личностные: формирование осознанного и уважительного отношения к культуре, истории, традициям, ценностям народов России; развитие эстетического сознания через освоение их художественного наследия. Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий; работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач. Предметные: понимание фольклора народов России как особого способа познания жизни, истории и культуры: развитие способности понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. | Составить устную сравнительную характеристику двух героев русского и карело-финского эпоса. |
6 | «Песнь о Роланде» | 17.09. | Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде». Обобщённое, общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя | Чтение и обсуждение статьи учебника «Песнь о Роланде». Восприятие и выразительное чтение эпической песни и её прозаического пересказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев. Выделение этапов развития сюжета песни. Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса народов мира. Обсуждение произведений книжной графики. | Личностные: формирование осознанного и уважительного отношения к культуре и истории народов мира; развитие эстетического и морального сознания через освоение французского средневекового героического эпоса. Метапредметные: умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания для сопоставления, устанавливать причинно-следственные связи, развитие коммуникативной и ИКТ-компетенции. Предметные: воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Прочитать «Песнь о Роланде» |
7 | Пословицы и поговорки | 23.09 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Краткость и выразительность. Меткость и точность языка. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Пословицы народов мира. | Поиск незнакомых слов и определение их значения по словарю. Различение пословиц и поговорок. Использование пословиц и поговорок в устных высказываниях. Толкование одной из пословиц/поговорок Сравнение русских пословиц и пословиц народов мира. | Личностные: осознание основ культурного наследия России, развитие эстетического и морального сознания, формирование уважительного отношения к культуре и ценностям народов России и мира. Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, выбирать основания для сопоставления и делать выводы, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе; развитие коммуникативной и ИКТ-компетенции. Предметные: понимание русского фольклора как национально-культурной ценности и особого способа познания жизни, коммуникативно-эстетических возможностей языка пословиц и поговорок; развитие умения создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Написать сочинение или рассказ по пословице. |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
8. | Русские летописи. «Повесть временных лет» | 24.09. | Основные отличительные черты древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы. «О пользе книг» - пример летописного повествования. Жанр поучения в древнерусской литературе. | Выразительное чтение фрагментов летописного повествования. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный и письменный ответ на вопрос. | Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному наследию России; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к чтению и книгам. Метапредметные: развитие умения определять понятия, выбирать основания для сопоставления, устанавливать причинно-следственные связи; создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции. Предметные: осознание значимости чтения и книг для развития личности, коммуникативно-эстетических возможностей языка русских летописей; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, отстаивать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». |
9. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 30.09 | Особенности жития как жанра древнерусской литературы. Гимн любви и верности в «Повести о …». Народно-поэтические мотивы в повести. | Выразительное чтение фрагментов жития. Определение фольклорных приемов в тексте. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный и письменный ответ на вопрос. | Личностные: усвоение гуманистических и традиционных ценностей Древней Руси; развитие морального сознания и нравственных чувств личности; осознание значения семьи в жизни человека, ценности семейной жизни. Метапредметные: умение работать в группе, отстаивать своё мнение, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции. Предметные: развитие умения осознавать художественную картину прошлого, отражённую в литературе, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении, создавать развёрнутые высказывания, планировать своё досуговое чтение. | Подготовить устный рассказ о М. В. Ломоносове |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
10 | М.В.Ломоносов «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия …» | 1.10 | Краткий рассказ об ученом и поэте. Классицизм (начальные представления). Содержание указанных произведений. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина. Особенности оды как жанра классицизма. | Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска с помощью справочной литературы и сети Интернет. Выразительное чтение произведений. Устное рецензирование актерского чтения. Формулирование вопросов по тексту произведений. Выявление характерных особенностей литературы ХУIII века. | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению на основе уважительного отношения к труду. Метапредметные: развитие мотивов познавательной деятельности, умения классифицировать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка в оде Ломоносова; развитие умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | Подготовить выразительное чтение стихов Ломоносова наизусть. |
11 | Г.Р.Державин «Река времен …», «На птичку», «Признание» | 7.10 | Краткий рассказ об ученом и поэте. Классицизм (начальные представления). Содержание указанных произведений. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. | Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска с помощью справочной литературы и сети Интернет. Выразительное чтение произведений. Устное рецензирование актерского чтения. Формулирование вопросов по тексту произведений. Выявление характерных особенностей литературы ХУIII века. | Личностные: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к своим поступкам. Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции. Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, планировать своё досуговое чтение. | Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Державина. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА |
12 | А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл ХII | 8.10. | Исторические события, отраженные в произведении. Общая сюжетная линия произведения. Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла ХII. Прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Авторское отношение к героям. | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление в произведении жанровых особенностей. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к учению на основе уважения к труду, осознанной оценки своих поступков. Метапредметные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: понимание литературы как способа познания жизни и истории; выявление коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, планировать своё досуговое чтение. | Подготовить устный рассказ о Пушкине. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Полтава» наизусть. |
13 | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок) | 14.10 | Личность Поэта и его значение в истории русской культуры. Интерес Пушкина к истории России. Исторические события, изображенные в произведениях Пушкина. | Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нем с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов из произведений поэта. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. | Личностные: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, литературе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы. Метапредметные: развитие умения работать в группе, находить общее решение на основе согласования позиций; владение устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей; развитие ИКТ-компетенции. Предметные: развитие умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературе, коммуникативно-эстетические возможности языка поэмы А. С. Пушкина; воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | Подготовиться к выразительному чтению вступления к поэме «Медный всадник» наизусть. Ответить на вопрос «Что и почему любит поэт в облике Петербурга?». |
14 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | 15.10. | Летописный источник «Песни...». Сюжетные линии «Песни о вещем Олеге». Воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | Устный и письменный анализ стихотворения. | Личностные: воспитание уважения к Родине и её истории, осознание своей принадлежности к русскому народу; развитие эстетического сознания через освоение русской литературы. Метапредметные: определение способов учебных действий в рамках заданных условий, развитие коммуникативной и ИКТ-компетентности, умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни и истории, коммуникативно-эстетических возможностей языка баллады А. С. Пушкина; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, создавать высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Подготовить выразительное чтение баллады наизусть. |
15 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов». Монолог Пимена | 21.10 | Общее представление о трагедии. Роль Н.М.Карамзина в создании текста трагедии. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышление о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. | Выразительное чтение фрагмента. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью толкового словаря. Различные виды пересказов. | Личностные: воспитание патриотизма, любви к Отечеству и его истории, уважительного отношения к труду; формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Метапредметные: развитие умения определять понятия, проводить сопоставления, выбирая основания и критерии для классификации, создавать обобщения, делать выводы, работать в группе, применять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач. Предметные: воспитание читателя, способного осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературе, аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Прочитать повесть Пушкина «Станционный смотритель». |
16 | А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: «Станционный смотритель».Изображение маленького человека | 22.10 | Цикл «Повести покойного И.П.Белкина». Состав цикла и особенности сюжетных линий повестей. Автор-повествователь и рассказчик. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | Анализ сюжетно-композиционных особенностей художественного произведения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств; осознание значения семьи в жизни человека, принятие ценности семейной жизни. Метапредметные: умение осуществлять способы деятельности в рамках заданных условий и смысловое чтение, соотносить учебные действия с планируемыми результатами; создавать логические рассуждения, определять понятия и причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение в развёрнутых устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | Подготовить устный рассказ о Вырине. |
17 | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Автор и герои. | | Сопоставление сюжета повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Неоднозначность в трактовке идеи повести. Повествователь и рассказчик в произведении. | Анализируют эпизод по плану; проводят сопоставительный анализ текстов; выделяют этапы сюжета; подбирают цитаты по заданной теме; представляют характеристику героев. | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных чувств; осознание значения семьи в жизни человека и общества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, оценивать правильность выполнения учебной задачи; выбирать основания для сопоставления, применять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности. Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Письменно ответить на один из вопросов: Какой показана история России в произведениях Пушкина? (На примере одного-двух произведений.) Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в повести «Станционный смотритель»? В чём своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»? (На примере одной-двух повестей.) |
18 | М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Историческая основа текста. | | Поэма как лиро-эпический жанр. Картины быта ХYI века, их значение для понимания характеров и идеи текста. Особенности сюжета. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Образы гусляров. | Краткая характеристика исторической эпохи. Характеристика персонажа по заранее данному плану. Анализ сюжетных линий произведения. Составление ответа на проблемный вопрос. Определение художественных средств, связанных с фольклором. | Личностные: воспитание уважения к истории России; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных качеств личности; принятие ценности семейной жизни. Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение, устанавливать основания для классификации и причинно-следственные связи, делать выводы, работать в группе, применять таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетентности. Предметные: осознание литературы как средства гармонизации отношений человека и общества, коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, художественной картины жизни, отражённой в литературе; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | Выучить наизусть фрагмент «Пир у Ивана Грозного» или «Кулачный бой». Составить письменную сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича |
19 | М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Проблематика и поэтика | | Кулачный бой на Москве-реке. Поведение Калашникова и Кирибеевича во время поединка. Образ Алены Дмитриевны. Диалог Калашникова с Иваном Грозным. Почему Калашников не отвечает Грозному, за что убит Кирибеевич? Черты исторической песни в поэме Лермонтова. | Анализ эпизода по заранее составленному плану. Характеристика героев произведения. Поиск ответа на проблемный вопрос. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы. Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение и учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе; применять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы. Предметные: осознание литературы как особого способа познания жизни, коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения создавать аналитические и интерпретирующие высказывания, развёрнутые суждения, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | Подготовить чтение наизусть стихотворений Лермонтова, изученных в 6 классе |
20 | М.Ю.Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». | | Основные сведения из биографии Лермонтова. Философская тема в произведениях поэта. Идеальная гармония в стихотворении «Ангел». Ожидание счастья на земле в стихотворении «Молитва». Влияние на человека мира природы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...». | Представляют сведения из биографии поэта; анализируют основные темы лирики; представляют анализ стихотворения по плану; анализируют средства выразительности; определение размера стиха; | Личностные: воспитание уважения и любви к России, её истории, традициям, культуре и природе; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств личности. Метапредметные: развитие умений смыслового чтения и умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; работать индивидуально и в группе. Предметные: гармонизация отношений человека и природы; осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка поэзии Лермонтова; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | Выучить одно из стихотворений наизусть и сделать его письменный анализ. |
21 | Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. | | Сведения из биографии писателя. Характеристика сборника повестей «Миргород». Развитие представлений о повести. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Нравы и обычаи Запорожской Сечи. | Представляют сведения из биографии писателя на основе материалов учебника и информации сети Интернет. Представляют историческую эпоху на основе информации Интернет, справочников и учебников. Представляют характеристику героев. Анализируют эпизоды, помогающие определить быт и нравы Запорожской Сечи. | Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к её истории; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств личности. Метапредметные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; развитие коммуникативной и ИКТ-компетентности. Предметные: понимание специфики разных культур и воспитание уважения к ним; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, и интерпретировать прочитанное. | Подготовить чтение наизусть речи Тараса о товариществе |
22 | Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Остап и Андрий | | Характер главного героя повести – Тараса Бульбы. Остап и Андрий. Борьба запорожцев за веру и родную землю. Образ степи в повести. Символическое значение образа. | Характеризуют героев произведения. Приводят цитаты из текста по теме урока. Определяют отношение автора к героям. Проводят лингвистический анализ отрывка из повести, представляющего образ степи. Делают вывод о значении данного отрывка и образа природы в тексте повести. Выясняют идею повести. | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому России; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств личности; осознание значения семьи в жизни человека и общества. Метапредметные: развитие умения определять понятия, выбирать основания для сопоставления, находить причинно-следственные связи и делать выводы, применять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе; овладение устной и письменной речью; развитие ИКТ-компетентности. Предметные: понимание литературных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции, осознание художественной картины жизни в произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; развитие умений анализа и интерпретации. | Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия |
23 | Р.р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | | Письменный ответ на проблемный вопрос. | Самостоятельное составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос (по выбору): Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы? Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия? Какова роль картин природы в понимании смысла повести? | Личностные: формирование ответственного отношения к учению; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; строить логическое рассуждение и делать выводы. Предметные: развитие умения аргументировать своё мнение и оформлять его в письменных высказываниях на литературную тему аналитического и интерпретирующего характера; планировать своё досуговое чтение. | |
24 | И.С.Тургенев «Бирюк». Автор и герои рассказа | | Изображение быта крестьян. Авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. | Анализируют эпизоды произведения. Характеризуют героев текста. Проводят лингвистический анализ отрывков-описаний природы. Выясняют идею текста. | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; развитие нравственных чувств личности. Метапредметные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; определять способы действий в рамках предложенных условий; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности. Предметные: развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Подготовить художественный пересказ эпизода «Гроза», выборочный пересказ эпизода «Жилище Бирюка», краткий пересказ эпизода «Разговор мужика и Бирюка». |
25 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык»,«Два богача», «Близнецы». | | Тема сочинения и материал, отобранный по теме. Речевые недочеты и ошибки. Краткие сведения из биографии писателя с использованием схемы на основе статьи учебника. Стихотворения в прозе как жанр. Нравственность и человеческие отношения в стихотворениях «Два богача», «Близнецы». Родной язык как духовная основа человека. | По схеме-шаблону анализируют созданный текст сочинения. Представляют сведения из биографии писателя на основе материалов учебника, которые сжаты в схему. Анализируют новый жанр – стихотворения в прозе. Определяют основные особенности и идеи отдельных стихотворений в прозе. Цитируют наизусть «Русский язык». | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Родине и её языку; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств личности. Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; развитие ИКТ-компетентности. Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное участвовать в его обсуждении, планировать своё досуговое чтение. | Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе. |
26 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») | | Краткая биографическая справка «Н.А.Некрасов». Поэма «Русские женщины» (Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Развитие понятий о поэме. Развитие понятий о трехсложном размере стиха. | Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение отрывков из поэмы. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; осознание значения семьи в жизни человека и общества. Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач; определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания разных жанров. | Ответить на вопрос «Считаете ли вы поступок княгини Трубецкой подвигом?». |
27 | Вн.чт. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» | | Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Идеи текстов. | Выявляют значимые художественные средства и определяют их функцию; работают со словарем литературоведческих терминов; создают эйдос-конспект. | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, воспитание уважения к Родине, её истории; развитие нравственных качеств личности; осознание значения семьи в жизни человека. Метапредметные: умение определять способы действий в рамках заданных условий, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать инди видуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни, развитие умения аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Подготовить чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» наизусть (фрагмент). |
28 | А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шабанов» и «Князь Михайло Репнин» | | Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Развитие представлений об исторической балладе. | Устный рассказ о поэте на основе материалов справочной литературы и ресурсов Интернета. Рецензируют выразительное чтение актера и одноклассников. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге. | Личностные: воспитание уважения к Родине, её истории; развитие нравственных качеств личности. Метапредметные: развитие умений осуществлять смысловое чтение, работать индивидуально и в группе, устанавливать аналогии, делать обобщения и выводы, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; овладение навыками смыслового и эстетического анализа текста; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, создавать устные и письменные высказывания. | |
29 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | | Краткие сведения из биографии писателя. Нравственные пороки общества в «Повести…». Паразитизм генералов и трудолюбие мужика. Осуждение покорности мужика. Начальные представления о гротеске и иронии. | Устный рассказ о писателе на основе материалов справочной литературы и ресурсов Интернета. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка героев. Выявление различных форм выражения авторской позиции. | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского обществ, формирование уважительного отношения к труду; развитие умений давать нравственную оценку, эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы. Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках заданных условий, находить аналогии и причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности. Предметные: развитие умений аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать, интерпретировать прочитанное, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» |
30 | Вн.чт. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» | | Особенности сказок писателя. Идея сказки «Дикий помещик». Основные сатирические приемы в произведении. | Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка героев. Выявление различных форм выражения авторской позиции. | Личностные: формирование уважительного отношения к труду, развитие морального сознания и нравственных качеств личности. Метапредметные: умение определять понятия, строить логическое рассуждение и делать выводы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение создавать устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. | Прочитать повесть Л. Н. Толстого «Детство» (или главы по указанию учителя). |
31 | Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство». Автобиографичесий характер повести | | Личность и творчество Л.Н.Толстого. Ясная Поляна в жизни писателя. Темы и проблемы изученных произведений Толстого. Общая характеристика автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Погружение в мир детства в главах «Классы», «Наталья Саввишна», «Маman». Понятие о психологической прозе. | Устный рассказ о писателе на основе материалов справочной литературы и ресурсов Интернета. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев, атмосферы, в которой существуют герои текста. Нравственная оценка героев. Выявление признаков психологической прозы. | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; формирование нравственных качеств личности, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; принятие ценности семейной жизни. Метапредметные: развитие умений выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, работать в группе, делать выводы и обобщения; развитие коммуникативной и ИКТ-компетентности. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | Прочитать самостоятельно главы повести «Детство» «Учитель Карл Иваныч», «Охота», «Стихи», «Ивины», «Мазурка», «Последние грустные воспоминания» и подготовить их пересказ. |
32 | Л.Н.Толстой. «Детство». Главный герой повести и его духовный мир | | Портрет и его разновидности. Внешний и внутренний портрет. Роль портрета в литературном произведении. Изображение духовного мира героя через внутренний портрет и речь. Христианские идеи в тексте главы. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Составление письменной характеристики героя. Нравственная оценка героев. Определение христианский идей в произведении. | Личностные: формирование нравственных качеств личности, ответственного отношения к своим поступкам; осознание роли семьи в жизни человека. Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; развитие ИКТ-компетентности. Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Подготовить устный рассказ об А. П. Чехове, портретах писателя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. |
33 | А.П.Чехов «Хамелеон»: проблематика рассказа | | Личность А.П.Чехова. Его роль в истории русской классической литературы. Рассказ «Хамелеон»: сюжет и герои. Углубление знаний о юморе и сатире. Роль детали в рассказе. | Устный рассказ о писателе на основе материалов справочной литературы и ресурсов Интернета. Характеристика героев. Различные виды пересказов. Поиск признаков сатирического произведения. Анализ деталей рассказа. Выявление роли детали в рассказе Чехова. | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказываниях аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста, планировать своё досуговое чтение. | Составить устную характеристику одного из героев рассказа. |
34 | А.П.Чехов «Хамелеон»:поэтика рассказа | | Средства создания комического. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики. | Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «комическое». Обсуждение произведений книжной графики. | Личностные: формирование нравственных качеств личности, коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Метапредметные: развитие умения работать в группе; определять способы действий в рамках заданных условий; устанавливать причинно-следственные связи, выбирать основания для классификации и делать выводы. Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения осознавать художественную картину жизни в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления | Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник» |
35 | Вн.чт.А.П.Чехов «Злоумышленник»: два мира в рассказе | | Сюжет рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник». Герои произведения. Мир крестьянский и мир дворянский в рассказе. Почему герои не понимают друг друга? | Составление устной характеристики героя. Нравственная оценка героев. Определение идеи текста. Ответ на проблемный вопрос. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий; самостоятельно выбирать основания для сопоставления и делать выводы; развитие коммуникативной и ИКТ-компетентности. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие эстетического вкуса, умения аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. | Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихов о родной природе, изученных ранее. |
36 | Стихотворения о Родине: В.Жуковский «Приход весны», И.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край» | | Поэтическое изображение родной природы и выражения авторского настроения, миросозерцания. | Выразительное чтение стихотворений. Определение общего и индивидуального в трактовке образа Родины, участие в коллективном диалоге, определение различных форм выражения авторской позиции; письменный анализ стихотворения; | Личностные: воспитание любви к Родине, её истории, народу, русской природе; формирование нравственных качеств личности. Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, строить логическое рассуждение и делать выводы, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, работать в группе; формирование эстетического и экологического мышления. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умений воспринимать, анализировать, и интерпретировать лирику, осознавая отражённую в ней художественную картину жизни на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления. | |
37 | Р.р.Сочинение Анализ стихотворения русских поэтов Х1Х века | | Письменный ответ на проблемный вопрос. | Написание сочинения. | Личностные: интерес к созданию текстов; Предметные: проводить анализ; пользоваться изучающим чтением; излагать строить рассуждение. | Прочитать рассказ И. А. Бунина «Цифры». |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX века |
38 | И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | | Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. Характеристика главного героя рассказа. Мир взрослых в рассказе. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказа. Устный ответ на вопрос с использованием цитирования. Устная и письменная характеристика персонажа. Участие в коллективном диалоге. | Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Метапредметные: развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, планировать своё досуговое чтение. | Выполнить «Творческое задание» учебника. |
39 | Вн.чт.И.А.Бунин «Лапти». Душевное богатство русского крестьянина | | Сюжет произведения. Атмосфера, в которой развиваются события рассказа. Характеристика Нефёда. Нравственный подвиг Нефёда. | Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказа. Устный ответ на вопрос с использованием цитирования. Устная и письменная характеристика персонажа. Участие в коллективном диалоге. Определение идеи текста. | Личностные: воспитание любви к Родине, её истории, народу, русской природе; формирование нравственных качеств личности. Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках заданных условий, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить причинно-следственные связи и делать выводы, работать в группе. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, планировать своё досуговое чтение. | Прочитать повесть М. Горького «Детство». Подготовить пересказ глав 1—2. |
40 | М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Темные стороны жизни | | Углубление знаний об автобиографическом произведении. Углубление знаний о трилогии. Основные сюжетные линии повести «Детство». Характеристика Алёши. Трагедия детства. Бабушка в жизни героя. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Определение признаков автобиографического произведения. Признаки трилогии. Выявление элементов сюжета и композиции. Портретная характеристика героев. . | Личностные: формирование уважительного отношения к труду, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных качеств личности. Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, определять способы действий в рамках заданных условий, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни, развитие умения аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | Подготовить художественный пересказ эпизодов «Пляска Цыганка и бабушки», «Гибель Цыганка», «Пожар», «Обучение грамоте», «Дружба Алёши с Хорошим Делом» |
41 | М.Горький «Детство». Светлые стороны жизни | | Характеристика деда Каширина. История жизни деда. Атмосфера дома. Взаимоотношения между дедом и бабушкой. Взаимоотношения деда с сыновьями. Поведение Каширина с Алешей. Жизнь и смерть Цыганка. Анализ эпизода «Пляска Цыганка». | Основные сюжетные линии повести «Детство». Характеристика (в том числе и портретная) деда Каширина; определение элементов повествования, помогающих определить атмосферу дома деда Каширина; характеристика взаимоотношений героев; | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, уважения к труду. Метапредметные: развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления, работать в группе, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; развитие умения аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Прочитать легенду о Данко. |
42 | М.Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») | | Общая сюжетная линия рассказа «Старуха Изергиль». Сюжет легенды о Данко. Идея текста. Приемы художественной выразительности. Углубление понятий о романтическом произведении. | Определяют общую сюжетную линию рассказа «Старуха Изергиль». Представляют сюжет легенды о Данко. Проводят характеристику героя. Определяют идею текста. Определяют основные приемы художественной выразительности. Определяют признаки легенды. Определяют признаки романтического произведения. | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности, умения работать в группе, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа, развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать текст, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | Прочитать рассказ Л. Н. Андреева «Кусака». |
43 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака» | | Краткий рассказ о писателе. Чувство сострадания к животным. Бессердечие людей. Гуманистический пафос рассказа. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка героев. Выявление элементов сюжета и композиции. | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Метапредметные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать основания для сопоставления, строить логическое рассуждение, делать выводы. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни в литературном произведении на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления. | Пересказ «История Кусаки», |
44 | В.В.Маяковский. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение …» | | Краткий рассказ о поэте. Начальные представления о футуризме. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. | Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нем с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение отрывков из стихотворения. Устный ответ на вопрос с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. | Личностные: формирование уважительного отношения к труду, нравственных чувств и нравственного поведения. Метапредметные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности, развитие умения создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть |
45 | В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | | Два взгляда на мир в стихотворении: безразличие мещанина и гуманизм лирического героя. Начальные представления о лирическом герое. Начальные представления о тоническом стихосложении. | Подбор материалов и цитат, иллюстрирующих сходство и различие образов лирического героя и автора. Характеристика ритмико-мелодических особенностей стихотворения. Выявление средств языка поэта: лексика и синтаксис, тропы, фигуры речи, фоника. | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, умения создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа поэтического текста, развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | Прочитать рассказ А. П. Платонова «Юшка». |
46 | А.П.Платонов. Рассказ «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем | | Личность писателя. Основные темы произведений. Особенности мира Платонова. Главный герой рассказа «Юшка». Его непохожесть на людей. Душевная щедрость героя. Сострадание и уважение к человеку. Ценность жизни любого человека. Библейские мотивы в произведении. | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение отрывков из произведений писателя. Сюжет произведения. Характеристика главного героя. Нравственная оценка поведения героев. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств. Метапредметные: развитие умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, навыков смыслового чтения. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. | Подготовить устный пересказ «История Юшки». |
47 | А.П.Платонов. «Юшка»: нравственные проблемы рассказа | | Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. | Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики. Составление плана ответа на проблемный вопрос. | Личностные: осознание значимости изучения литературы для гармонизации отношений человека и общества; развитие компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Метапредметные: развитие умения определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; аргументировать своё мнение; организовывать учебное сотрудничество и работать в группе. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Прочитать рассказ Платонова «В прекрасном и яростном мире». Подготовить выборочный пересказ на тему «История машиниста Мальцева». |
48 | Вн.чт. А.П.Платонов В прекрасном и яростном мире | | Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова. | Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев: рассказчика, Мальцева, следователя. | Личностные: развитие уважительного отношения к труду, нравственных чувств и нравственного поведения; коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности. Метапредметные: развитие умения работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, выбирать основания для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | |
49 | Р.р. Сочинение «Почему в жизни людей необходимо сострадание?» (по произведениям А.Платонова, Л.Андреева, М.Горького). | | Письменный ответ на проблемный вопрос. | Написание сочинения. | Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, выполнения творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, осознанный выбор в учебной деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Предметные: развитие умения интерпретировать прочитанное на уровне интеллектуального осмысления; словесно оформлять своё мнение в письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Подготовить сообщение о детстве и юности Б. Л. Пастернака, портретах поэта и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
50 | .Б.Л.Пастернак. «Июль». «Никого не будет в доме…» | | Анализ типичных ошибок сочинения. Картины природы, преображенные поэтом. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. | Определяют достоинства и недостатки сочинений. Приводят предложения с речевыми ошибками. Исправляют ошибки. Выразительно читают стихотворения. Определяют темы и идеи текстов. Анализируют сравнения и метафоры в тексте стихотворения. | Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии; развитие нравственных качеств личности. Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и развитие ИКТ-компетентности, умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного. Предметные: воспитание читателя с эстетическим вкусом, способного воспринимать, анализировать и интерпретировать лирику, делать выводы и создавать высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений. Сделать его письменный анализ |
51 | А.Т.Твардовский Стихотворения | | Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Стихотворения в актёрском исполнении. Развитие понятия о лирическом герое. | Чтение статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский» и составление её тезисов. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «лирический герой» | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к истории России, чувства ответственности перед Родиной, уважения к труду, любви к природе. Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках заданных условий; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; работать в группе; определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания на литературную тему, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Подготовить устное сообщение о Твардовском и выразительное чтение наизусть одного из стихотворений. Создать сочинение-описание «В лесу весной» с включением в него слов и выражений из стихотворений поэта. |
52 | Вн.чт.Стихотворения о войне А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова и др. | | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Ритмы и образы военной лирики. Стихотворения в актёрском исполнении. | Чтение и обсуждение интервью с участником Великой Отечественной войны Ю. Г. Разумовским о военной поэзии. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности перед Родиной. Метапредметные: развитие умения аргументировать своё мнение, применять речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей, определять понятия и делать выводы, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа лирического текста; развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Выучить наизусть стихотворение о войне и сделать его письменный анализ. |
53 | Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | | К Краткий рассказ о Фёдоре Абрамове. Углубление знаний о рассказе. Сюжет рассказа «О чём плачут лошади». Эcтетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем в справочной литературе и сети Интернет. Выразительное чтение отрывков из рассказа. Различные виды пересказов. Устный и письменный ответ на вопрос. Характеристика литературного героя. Нравственная оценка героев рассказа. | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к труду и истории России, любви к природе; развитие морального сознания, компетентности в решении моральных проблем и нравственных чувств. Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности, умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; развитие навыков смыслового чтения и экологического мышления. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла» и подготовить его пересказ |
54 | Е.И.Носов. Рассказ «Кукла» («Акимыч») | | Краткий рассказ о Е.Носове. Сила духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем в справочной литературе и сети Интернет. Выразительное чтение отрывков из рассказа. Различные виды пересказов. Устный и письменный ответ на вопрос. Характеристика литературного героя. Нравственная оценка героев рассказа. | Личностные: освоение норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания, компетентности в решении моральных проблем, нравственных качеств личности и экологического мышления через осознание художественной картины жизни, отражённой в литературном произведении. Метапредметные: развитие умения работать в группе, аргументировать своё мнение, выбирать эффективные способы решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умений создавать развёрнутые устные и письменные высказывания; воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | Прочитать рассказ Е. И. Носова «Живое пламя» |
55 | Е.И.Носов. Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Живое пламя» | | Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. | Выразительное чтение отрывков из рассказа. Различные виды пересказов. Устный и письменный ответ на вопрос. Характеристика литературного героя. Нравственная оценка героев рассказа. | Личностные: воспитание любви к природе и нравственных качеств личности, осознание взаимосвязи природы и человека; развитие эстетического сознания. Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности и умения работать в группе, аргументировать своё мнение; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, участвовать в обсуждении прочитанного и создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | Прочитать рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» и подготовить его пересказ. |
56 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро» | | Взаимоотношения детей. Взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем в справочной литературе и сети Интернет. Выразительное чтение отрывков из рассказа. Различные виды пересказов. Устный и письменный ответ на вопрос. Характеристика литературного героя. Нравственная оценка героев рассказа. | Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, нравственных качеств личности и критического отношения к собственным поступкам. Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы; определять способы действий в рамках предложенных условий; работать в группе. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Подготовить сообщение о Д. С. Лихачёве с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
57 | Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы). Духовное напутствие молодежи | | Личность Д.С.Лихачева. Значение Лихачева в истории русской культуры ХХ века. Мемуары. Думы о будущих поколениях. Желание передать духовный опыт молодым людям. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем в справочной литературе и сети Интернет. Выразительное чтение фрагментов публицистической прозы. Устный и письменный ответ на вопрос. Анализ различных форм авторской позиции. Участие в коллективном диалоге. | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к России и русской культуре; формирование ответственного отношения к саморазвитию личности на основе формирования уважительного отношения к труду, изучению истории и культуры России, русскому языку. Метапредметные: развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; умений владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; определять понятия, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, познания мира и себя в этом мире, коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; понимание отличий литературного художественного текста от публицистического. | Прочитать рассказ М. Зощенко «Беда» |
58 | М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда» | | Биографическая справка «Зощенко». Смешное и грустное в рассказе «Беда». Углубление знаний о сатире. | Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем в справочной литературе и сети Интернет. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный и письменный ответ на вопрос. Анализ различных форм авторской позиции. Участие в коллективном диалоге. | Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, формирование критического отношения к общественным порокам и проявлениям бескультурья. Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности и умений работать в группе, выбирать эффективные способы решения учебных задач и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: развитие потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; умений участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | Подготовить краткие сообщения о поэтах В. Я. Брюсове, Ф. Сологубе, С. А. Есенине, Н. М. Рубцове, Н. А. Заболоцком. |
59 | Человек и природа в стихотворениях В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, А.Твардовского и Н.Рубцова | | Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. | Представляют выразительное чтение стихотворений, рецензируют выразительное чтение одноклассников, актерское чтение; участвуют в коллективном диалоге; анализируют стихотворения, определяют общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами; проводят устный и письменный анализ стихотворений; | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Родине, любви к своему краю и родной природе; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии. Метапредметные: развитие эстетического и экологического мышления; умения работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий. Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения русской поэзии, воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Подготовить сообщения о поэтах И. А. Гофф, Б. Ш. Окуджаве, А. Н. Вертинском с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. |
60 | Песни на слова русских поэтов ХХ века | | Лирические размышления о жизни, о быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Песня как синтетический жанр искусства. | Представляют выразительное чтение стихотворений, рецензируют выразительное чтение одноклассников, актерское чтение; участвуют в коллективном диалоге; анализируют стихотворения, определяют общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами; проводят устный и письменный анализ стихотворений; | Личностные: воспитание патриотизма, любви к природе; осознание значения семьи в жизни человека и общества; развитие эстетического сознания через освоение художественного потенциала русской песни и романса, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности и умений работать в группе, определять понятия, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Предметные: воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного; осуществлять смысловой и эстетический анализ текста. | Подготовиться к контрольному сочинению |
61 | Р.р. Контрольное сочинение | | Письменный ответ на проблемный вопрос. | Написание сочинения. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: развитие умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля. Предметные: проверка умений аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | Подготовить сообщение о Р. Гамзатове с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. |
62 | Р.Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля …», «Я вновь пришёл сюда…», «О моей Родине» | | Слово об аварском поэте. Возвращение к истокам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта. | Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к многонациональной Родине; осознание основ культурного наследия народов России; развитие уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, традициям, ценностям народов России. Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности, умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей; развитие умений понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, создавать устные и письменные высказывания. | Подготовить устный рассказ о Р. Бёрнсе |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
63 | Творчество Р.Бёрнса | | Особенности творчества Р.Бёрнса и О.Генри. Программные произведения. | Устный рассказ о Р.Бёрнсе и О.Генри на основе самостоятельного поиска материалов о нем в справочной литературе и сети Интернет. Выразительное чтение фрагментов произведений. Устный и письменный ответ на вопрос. Анализ различных форм авторской позиции. Участие в коллективном диалоге. | Личностные: воспитание уважения к труду, доброжелательного отношения к культуре, языку, традициям, ценностям народов мира; развитие эстетического сознания через освоение их художественного наследия. Метапредметные: развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, определять способы действий в рамках заданных условий, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении. | Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. |
64 | Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой» | | Краткий рассказ о поэте. Байрон и русская литература. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Своеобразие романтической поэзии Байрона. | Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ поэтических интонаций. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «романтическое стихотворение». | Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к борьбе за свободу Родины; формирование осознанного и уважительного отношения к истории, культуре, ценностям народов мира. Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности, умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; развитие умения воспринимать, обсуждать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | |
65 | Д.Г.Байрон«Душа моя мрачна…» | | Подготовить краткие сообщения о мастерах японских хокку Мацуо Басё и Кобаяси Исса с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. |
66 | Японские хокку | | Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. | Поиск материалов о хокку с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о поэтах, работающих в жанре хокку. Выразительное чтение хокку. Определение основных тем и идей японских трехстиший, средств выразительности, которые использованы в стихотворениях. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, истории, традициям, ценностям народов мира; развитие эстетического сознания через освоение их художественного наследия; осознание роли природы в жизни человека. Метапредметные: развитие умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа произведений японской поэзии, развитие умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении. | Прочитать рассказ О. Генри «Дары волхвов» и подготовить его пересказ от лица одного из героев |
67 | О.Генри «Дары волхов» | | Слово о писателе. Сила любви и преданности. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Жертвенность во имя любви. | Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Инсценирование фрагмента рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения и инсценирования одноклассников, исполнения актёров. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «рождественский рассказ». Обсуждение иллюстраций. | Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни. Метапредметные: развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, работать в группе, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, применять таблицы и схемы для их решения. Предметные: развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | Прочитать рассказ Р. Д. Брэдбери «Каникулы». |
68 | Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» . | | Слово о писателе. Фантастические рассказы писателя. Желание уберечь людей от зла и опасности. Мечта о чудесной победе добра. Итоги работы. Рекомендации на летние каникулы. | Выразительное чтение отрывков из рассказа. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выделение этапов сюжета. Устная характеристика героев. Работа со словарем литературоведческих терминов. | Личностные: осознание основ культурного наследия народов мира, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных качеств личности и ответственного отношения к своим поступкам, усвоение гуманистических общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, определять понятия, устанавливать аналогии, делать выводы; развитие экологического мышления. Предметные: осознание мировой литературы как особого способа познания жизни разных народов; развитие умений аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | |
69 | Итоговое обобщение | | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето. | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 7 классе: выразительное чтение (в том числе наизусть), устный монологический ответ, пересказ, устный рассказ о произведении или герое, иллюстрирование изученных литературоведческих терминов. Письменный ответ на проблемный вопрос. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, развитие способности и готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля. Предметные: осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; сформированность умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | |
70 | Рекомендации на летние каникулы | | Чтение книг из рекомендательного списка учебника «Прочитайте летом». |