№ урока п/п | Тема урока | Дата проведение урока |
план | факт |
Введение (1час) |
1 | Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Изображение человека- важнейшая проблема литературы. | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4часа) |
2 | Устное народное творчество. Жанры фольклора. Предания. | | |
3 | Устное народное творчество. Жанры фольклора. Былины. | | |
4 | Устное народное творчество. Жанры фольклора. Карело-финский эпос «Калевала». | | |
5 | Устное народное творчество. Жанры фольклора. Пословицы и поговорки. | | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3часа) |
6 | Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры. Многообразие жанров древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. | | |
7 | Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры Многообразие жанров древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | | |
8 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности. | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (2часа) |
9 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. М. В. Ломоносов. | | |
10 | Литературные роды и жанры Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи». | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (30часов) |
11 | Форма и содержание литературного произведения. А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории. | | |
12 | Художественный образ. А.С. Пушкин. «Полтава». Мастерство изображения битвы. Подготовка к дом. сочинению «Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12». | | |
13 | Форма и содержание литературного произведения. А. С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. | | |
14 | Форма и содержание литературного произведения. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов. | | |
15 | Художественный образ. А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. | | |
16 | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Тема "маленького человека". | | |
17 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика. Тема "маленького человека". Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. | | |
18 | Форма и содержание литературного произведения. А. С. Пушкин. «Повести покойного И.И. Белкина». | | |
19 | Форма и содержание литературного произведения. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историзм в литературе. | | |
21 | Литературные роды и жанры. Особенности сюжета поэмы. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. | | |
22 | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»,«Молитва», «Ангел». | | |
23 | Художественный образ. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Человек в ситуации нравственного выбора. Героизм Тараса и его товарищей. | | |
24 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Противопоставление Остапа Андрию. Особенности изображения людей и природы в повести. | | |
25 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея. Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба». | | |
26 | РР Форма и содержание литературного произведения. Развитие понятия о литературном герое. РР Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | | |
27 | Форма и содержание литературного произведения. И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». | | |
28 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея. И. С. Тургенев. «Бирюк». Изображение быта крестьян. Художественные особенности рассказа. | | |
29 | Стих и проза. И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | | |
30 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины». | | |
31 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея. Н.А.Некрасов. «Русские женщины». Образ русской женщины и проблема женского счастья. | | |
32 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея. Интерес русских писателей к проблеме народа. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». | | |
33 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея. А. К. Толстой. «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»: тема древнерусского «рыцарства». | | |
34 | Форма и содержание литературного произведения. Интерес русских писателей к проблеме народа. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | | |
35 | Форма и содержание литературного произведения. Интерес русских писателей к проблеме народа. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». | | |
36 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея. Л. Н. Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. | | |
37 | Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея. Л. Н. Толстой. «Детство». Проявление чувств героя. | | |
38 | Форма и содержание литературного произведения. А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. | | |
39 | Язык художественного произведения . «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. | | |
40 | Человек и природа. Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Анализ поэтического произведения, восприятие, оценка» (по выбору учащихся). | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ века (24часа) |
41 | Художественный образ. И. А. Бунин. «Цифры». Герой рассказа: сложность взаимоотношения детей и взрослых. | | |
42 | Художественный образ. Тема детства в русской литературе. М. Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. | | |
43 | Художественный образ. М. Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). | | |
44 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Анализ эпизода повести М. Горького «Детство». | | |
45 | Художественный образ. Сочинение-характеристика литературного героя. | | |
46 | Форма и содержание литературного произведения. М. Горький. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. | | |
47 | Форма и содержание литературного произведения. Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | | |
48 | .Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Вл. Маяковским летом на даче». Автор о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество автора. | | |
49 | Форма и содержание литературного произведения. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | | |
50 | Художественный образ. А. П. Платонов. «Юшка» - незаметный герой с большим сердцем. | | |
51 | Форма и содержание литературного произведения. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. | | |
52 | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные зрением поэта. | | |
53 | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. А.Т. Твардовский. Размышления о взаимосвязи человека и природы. | | |
54 | Форма и содержание литературного произведения. На дорогах войны. Произведения А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова. | | |
55 | Форма и содержание литературного произведения. Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. | | |
56 | Форма и содержание литературного произведения. Е. И. Носов. «Кукла». | | |
57 | Форма и содержание литературного произведения. Е. И. Носов. «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. | | |
58 | Форма и содержание литературного произведения. Е. И. Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. | | |
59 | Форма и содержание литературного произведения. Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | | |
60 | Форма и содержание литературного произведения. Д. С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | | |
61 | Язык художественного произведения. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | | |
62 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Стихотворения о Родине, родной природе. Человек и природа. | | |
63 | Литературные роды и жанры. Песни на слова русских поэтов ХХ в. Лирические размышления о жизни. | | |
64 | Художественный образ. Р. Гамзатов. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5часов) |
65 | Литературные роды и жанры. Р. Бернс. Баллада «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. | | |
66 | Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | | |
67 | Литературные роды и жанры. Японские хокку (трехстишия). Изображение природы и человека. | | |
68 | Форма и содержание литературного произведения. О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. | | |
69 | Форма и содержание литературного произведения. Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | | |
| Повторение (1 час) | | |
70 | Художественная литература как искусство слова. | | |