СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературному чтению»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан


Рассмотрено на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол № 1

от «31» августа 2022г.

Руководитель МО

________

Согласовано

на заседании МС школы

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

Руководитель МС

________

Утверждаю

Директор МБОУ АСОШ №3 им.

Г. С. Боровикова

_____________



Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс

начального общего образования

базовый уровень

учителя начальных классов

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год




Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы





2022 - 2023 учебный год

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение » в 4 классе



п/п

Изучаемый раздел/

Тема урока

Дата проведения урока


Примечание

План.

Факт.

1

Введение (1 ч.). Знакомство с учебником. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Вводный урок по содержанию раздела.

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

3.09



2


Книга в мировой культуре – (8 ч.).

Высказывания о книгах известных людей. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

6.09



3

Cочинение на тему «Книга в нашей жизни».

Подготовка сообщения о своей домашней библиотеке.

7.09



4

Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.

М. Горький.Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).

10.09



5

История книги. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

13.09



6

Удивительная находка. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Пересказ текста. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.

14.09



7

НРЭК Экскурсия в библиотеку

17.09



8

Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре».

20.09



9

Проверка читательской грамотности

21.09



10

Истоки литературного творчества – (17 ч.)

Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества.

24.09



11

Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Ценность пословицы».Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

27.09



12

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

28.09



13

Притча о сеятеле. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притч. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

1.10



14

Былины. Особенности былинных текстов. Исцеление Ильи Муромца. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

4.10



15



«Ильины три поездочки». Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

5.10



16

Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок».

8.10



17

Славянский миф. Особенности мифа.

11.10



18

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

12.10



19

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Мифы, легенды, предания.

15.10



20

Сказки о животных. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).

18.10



21

Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

19.10



22

Немецкая народная сказка «Три бабочки». Создание сказки по аналогии. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся.

22.10



23

Притчи «Царь и кузнец». «Шрамы на сердце». Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

25.10



24

Наш театр. Подготовка сценария к сказке.

26.10



25

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

8.11



26

Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».

9.11



27

«О Родине, о подвигах, о славе» (13 ч.)

Вводный урок по содержанию раздела.

Пословицы о Родине.

К. Ушинский «Наше Отечество.

В. Песков «Отечество».

Сравнение текстов о Родине.

Осознание понятия Родина, представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

12.11



28

Н. Языков « Мой друг!…» А. Рылов. «Пейзаж с рекой»; С. Романовский. «Русь». Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

15.11



29

Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище».

Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом».

16.11



30

Дмитрий Донской «Куликовская битва». Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного

произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

19.11



31

Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь».

22.11



32

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Р. Рождественский «Реквием».

23.11



33

Е. Благинина «Папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта» Сравнение произведений.

26.11



34

А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение».

29.11



35

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

30.11



36

С. Фурин « Чтобы солнышко светило».

В. Орлов «Разноцветная планета».

Ф. Семяновский «Фронтовое детство».

Умение работать с разными видами информации. Фотография - источник получения информации.

3.12



37

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.

6.12



38

Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

7.12



39

Проверочная работа по разделу «О Родине, о подвигах, о славе».

10.12



40

Проверка читательской грамотности

13.12



41

Контрольная работа по итогам 2 четверти

14.12



42

«Жить по совести, любя друг, друга» (14 ч.)

Вводный урок по содержанию раздела.

А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали

17.12



43

И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

20.12



44-45

А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл рассказа. Характеристика героя произведения с использованием художественно - выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания

21.12

24.12



46

А. Гайдар «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

27.12



47

М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. Характеристика героя произведения с использованием художественно - выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

10.01



48

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания

11.01



49

Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Cоздание собственного дневника. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

14.01



50

Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе. Создание выставки «Писатели – детям».

17.01



51

Н. Носов «Метро».

18.01



52

Особенности юмористического текста.

В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа.

21.01



53

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование.

24.01



54

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

25.01



55

Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг, друга».

28.01



56

Литературная сказка (19 ч.)

Вводный урок по содержанию раздела. Жанровое разнообразие произведений. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Собиратели народных сказок.

Литературная (авторская) сказка.

31.01



57

Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

2.02




58

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности сказки. Герои сказки.

4.02




59

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки Шарля Перро.

7.02




60

Шарль Перро. «Мальчик - с – пальчик». Герои сказки. Особенности зарубежного сюжета

8.02




61

Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление книги.

11.02




62

Сказки Г.-Х. Андерсена. Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой.

14.02




63

Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». Герои сказки Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». Отзыв о книге Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.

15.02




64

Г.-Х. Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки

18.02




65

Г.-Х. Андерсен. «Чайник». Смысл сказки.

Создание сказки по аналогии. Интерпретация текста

литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

21.02




66

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

22.02




67

И. Токмакова. «Сказочка о счастье». Чтение вслух.

25.02




68-69

С. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

28.02

1.03



70

Ш. Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок С. Аксакова и Ш. Перро. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.

4.03



71

Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог.

7.03



72

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Составление каталога на тему.




73

Составление аннотации. Проверочная работа по разделу «Литературная сказка».

11.03



74

Великие русские писатели (30 ч.)

Вводный урок по содержанию раздела. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

14.03



75

К.Г. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».

15.03



76

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки. Герои сказки. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор(рассказчик), сюжет, тема. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразитель-ности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

18.03



77

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои сказки. Волшебные предметы и помощники в сказке.

21.03



78


А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Деление текста на части.

22.03



79

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В.А. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

4.04



80

А.С. Пушкин «Осень». Е. Волков « Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи.

5.04



81

А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…».

Средства художественной выразительности для создания образа весны. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…».

А. Куинджи «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

8.04



82

И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон». Сравнение произведений живописи и литературы.

Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

11.04



83

М. Лермонтов «Рождение стихов». Подготовка сообщений о Лермонтове.

М. Лермонтов «Горные вершины».«Утёс», «Крестовая гора».

Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

12.04



84

М. Лермонтов «Дары Терека», «Тифлис». Сравнение произведений живописи и литературы.

15.04



85

М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности исторической песни.

18.04



86

М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

19.04



87

Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом.

Л. Толстой «Маman» (Из повести «Детство»). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительныхсредств языка (с помощью учителя).


22.04



88

Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев - по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён

героев.

89

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

И. Левитан «Тишина».

И. Никитин «Когда закат прощальными лучами…». Сравнение произведений живописи и литературы.

26.04



90

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет». Подготовка вопросов к стиху. И.А. Бунин «Ещё холоден и сыр…». Определение особен-ностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

29.04



91

Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

2



92

Проект «Мы идём в музей».

3



93

Л. Толстой «Был русский князь Олег».

Басни Л. Толстого. Специфические особенности басни как жанра.

6



94-95

Л. Толстой «Петя Ростов". Пересказ. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев- по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

10.05

13.05



96

Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование.

16.05



97

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

17.05



98

Итоговая контрольная работа

20.05



99

Анализ итоговой контрольной работы.

23.05



100

Литература как искусство слова (1 ч.).

Обобщение по курсу литературного чтения. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использо-вание выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

24.05



101

Проверка читательской грамотности

27.05



102

Рекомендации для летнего чтения.


30.05,31.05





Воспитательный раздел



№п/п

Название раздела

Ключевые воспитательные цели

Форма работы

1

Введение

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

Беседа

2

Книга в мировой культуре

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

Игры,беседы

3

Истоки литературного творчества

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

Игровые упражнения


«О Родине, о подвигах, о славе»

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;


Чтение


«Жить по совести, любя друг, друга»

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;


Совместные действия


Великие русские писатели

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Проектная деятельность


Литература как искусство слова

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

Чтение