СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику  В.Я. Коровиной для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс»

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Вид контроля


Предметные

Метапредметные

Личностные


5 д

5 е

П

Ф

П

Ф

1

Введение. Писатели о роли книги

в жизни человека. Книга
и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся
в начальной школе

1

Вводный

урок

Знать роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека.

Уметь владеть навыками литературного чтения

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника,   формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.


Положительно относится к учению, познавательной

деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся






2

Устное народное творчество. Фольклор - коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

Урок

чтения и

обсуждения произведений

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

Уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора

уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.






3

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.


1

Урок

знакомства с теоретическими

понятиями

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки.

Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.






4

Сказка «Царевна-

лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-

волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Народная мораль в сказке.

1

Урок

чтения и изучения произведения

Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки.

Уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность

и одновременно как член общества






5

«Царевна-лягушка». Животные –помощники. Победа добра над злом поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы.

1

Урок

чтения и изучения произведения

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки.

Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать жанровые особенности сказки, схему

построения волшебной сказки.

Уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






7

Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Особенности сюжета.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать жанровые особенности сказки, схему

построения волшебной сказки.

Уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность

и одновременно как член общества.






8

"Журавль и цапля". Народные представления о справедливости в сказках о животных.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать жанровые особенности сказки, схему построения сказки.

Уметь строить рассказ о герое, характеризовать его, отличать

виды сказок

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.







Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность

и одновременно как член общества






9

"Солдатская шинель". Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать жанровые особенности сказки, схему построения сказки.

Уметь строить рассказ о герое, характеризовать его, отличать

виды сказок

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.







Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.






10

Р.р. Обучение сочинению по теме «Сказки»:
• Мой любимый герой народной сказки.

• Почему я

люблю читать сказки?

• Добро и зло в народных сказках.


1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

сочинение





11

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать особенности повествования.

Уметь воспринимать и анализировать текст

Устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.






12

«Подвиг отрока-

киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в русских летописях. Герои старинных «Повестей..» и их подвиги во имя мира на родной земле.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать особенности повествования.

Уметь воспринимать и анализировать текст

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает её.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений. совершенствует имеющиеся.






13

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два астрóнома в пиру» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

1

Урок

чтения и

обсуждения произведения

Знать сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру...»

Уметь давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Проявляет желание

осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества






14

Внеклассное чтение.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)

1

Урок внеклассного чтения

Знать особенности содержания произведения.

Уметь сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






15

И. А. Крылов. Рассказ о баснописце. Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, хитрости. («Волк
и Ягненок», «Ворона
и Лисица», «Свинья под Дубом»
)


1

Урок чтения и изучения произведения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.






16

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания.


1

Урок чтения и изучения произведения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся






17

Р.р. викторина по басням И.А. Крылова. Конкурс инсценированной басни

1

Урок развития речи.

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь выразительно читать стихотворное произведение

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Осознает необходимость обучения выразительному чтению

тестирование





18

В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна».

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета.



1

Урок чтения и изучения произведения

Знать сюжетное своеобразие сказки В. А. Жуковского, гуманистический пафос произведения. Сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского.

Уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






19

В. А. Жуковский. «Кубок».

Благородство и жестокость. Герои баллады.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского.

Уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






20

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта.

"Няне" - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтические средства

художественной выразительности,

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся






21

Р.р. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению.



1

Урок развития речи

Знать поэтические средства

художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила».

Уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся






22

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых
и злых сил.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся






23

Р.р. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки.

1

Урок развития речи

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






24

Центральные образы сказки. Сходство
и различие литературной и народной сказок. Народная мораль. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать

художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






25

Внеклассное чтение.

Сказки Пушкина. Стихотворная
и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.



1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжет и содержание сказок А.С. Пушкина.

Уметь: сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико-литературные понятия в речи


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






26

Р.р. Подготовка
к сочинению

по сказкам

А. С. Пушкина на одну из тем:

• Добрые
и злые силы
в сказках Пушкина
(на примере 1–2 сказок).

• В чем превосходство царевны над царицей?

• Что помогло Елисею
в поисках невесты?

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.






27

Р.р. Сочинение по сказкам А.С.Пушкина

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

сочинение





28

А.Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители". Сказочно –условное, фантастическое и реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве А. Погорельского (кратко); сюжет и содержание сказки

Уметь: строить развернутые высказывания; прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






29

Внеклассное чтение. П.П.Ершов. «Конёк- горбунок». Соединение художественного вымысла с реалистической правдивостью.

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжет и содержание сказки Уметь: характеризовать героев и их поступки




Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






30

В.М.Гаршин. "Attalea Princeps". Героическое и обыденное в сказке.

Жизнеутверждающий пафос.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Гаршина (кратко); сюжет и содержание сказки Уметь: характеризовать героев и их поступки


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






31

М. Ю. Лермонтов.

Рассказ о поэте.
«Бородино». Историческая основа стихотворения. Бородинского сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.





1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); содержание стихотворения «Бородино»

Уметь: воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою




Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.






32

«Бородино» - отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: стихотворение наизусть.

Уметь: пересказывать и выразительно читать стихотворение наизусть; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










33

Р.р. Изобрази-

тельно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Обучение выразительному чтению.



1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Анализ стихотворения





34

Внеклассное чтение.

М.Ю.Лермонтов. Сказка "Ашик-Кериб"

1

Урок внеклассного чтения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою


Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы






35

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. Народные предания о кладах – основа повести «Заколдованное место»

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Уметь: выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы






36

«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сюжет и содержание повести «Заколдованное место».

Уметь: пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки

Выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.






37

Внеклассное чтение. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Конфликт тёмных и светлых сил.


1

Урок внеклассного чтения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою

Выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы






38

Н. А. Некрасов. Рассказ

о поэте.

«Крестьянские дети».

Картины вольной жизни крестьянских детей. Речевая характеристика персонажей.



1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.А. Некрасова; Уметь: выразительно читать произведение; прослеживать изменение настроения в стихотворении

Выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.






39

Р.р. Поэтический образ русской женщины. «Есть женщины в русских селеньях...». Обучение выразительному чтению.



1

Урок развития речи

Знать: содержание отрывка «Есть женщины в русских селеньях…»

Уметь: выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.










40

Внеклассное чтение.

Н.А.Некрасов "На Волге". Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в лучшую его судьбу.

1

Урок внеклассного чтения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






41

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму».

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






42

Духовные
и нравственные качества Герасима.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства, прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.










43

Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства, прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






44

Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»)

1

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой.

Уметь: составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды)

Создает письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей

Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.






45

Р.р. Классное
сочинение
по рассказу «Муму» на одну из тем:

• Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
• Друзья
и враги Герасима.
• В чем вина
и беда барыни?

1

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой.

Уметь: составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды)

Создает письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

сочинение





46

Р.р. Анализ сочинения по рассказу И.С.Тургенева "Муму".

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков






47

А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь» - радостная картина весенней природы.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Фета (кратко); одно стихотворение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выделяет главное в сообщении учащихся и учителя; самостоятельно находит и создает способы решения проблем творческого характера.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.






48

Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» - рассказ-быль. Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого (кратко); историю создания, содержание рассказа «Кавказский пленник».

Уметь: пересказывать текст; строить развернутые высказывания; характеризовать героев и их поступки

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.






49

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






50

Р.р. Обучение
сочинению
по рассказу «Кавказский пленник»:
• Друзья и враги пленного Жилина.
• Жилин

и Костылин: разные судьбы

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей


Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

сочинение





51

А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяния глупости и невежественности героев. Юмор ситуации. Речь персонажей.


1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, содержание рассказа «Хирургия».

Уметь: выразительно читать и пересказывать рассказ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль


Воспринимает и анализирует сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; собирает информацию.

Формулирует собственное мнение и позицию, предлагает помощь и сотрудничество.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






52

Внеклассное чтение.

Рассказы Антоши Чехонте́

1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.


Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное.






53

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»;

А.Н.Плещеев «Весна». Образ лета. И.С. Никитин «Утро»; Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»




1

Урок чтения и изучения произведения.

Знать основные сведения о жизни и творчестве поэтов; нормы русского литературного языка.

Уметь создавать устные и письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии с коммуникативной задачей


Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.






54

Образ осени. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»А.Н. Майков «Ласточки». Образ зимы. И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне». И.З.Суриков «Зима».



1

Урок чтения и изучения произведения

Знать основные сведения о жизни и творчестве поэтов; основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать устные и письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.






55

Р.р. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

1

Урок развития речи

Знать понятия рифма, ритм, владеть навыками анализа поэтического текста

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Анализ стихотворения





56

Из русской литературы XX века. И. А. Бунин. Страницы биографии. Рассказ «Косцы» ка поэтическое воспоминание о Родине.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о детстве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказов

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






57

В. Г. Короленко.

Детство писателя, начало литературной деятельности.
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г.Короленко; содержание повести

Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать текст

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






58

Образ города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын.



1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: жанровые признаки повести; сюжет повести; способы создания образов

Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести


Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества






59

Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества






60

Р.р.

Путь Васи к правде и добру. (Сочинение)

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества


сочинение





61

Р.р. Анализ сочинения.

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.






62

С.А.Есенин. Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии. Стихотворения "Я покинул родимый дом..." и "Низкий дом с голубыми ставнями..." – поэтизация картин малой родины, России.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о детстве и юности С.А. Есенина (кратко).

Уметь: использовать теоретико-литературные понятия в речи

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






63

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении.

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






64

Р.р. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению

1

Урок развития речи

Знать и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей


Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества


Анализ стихотворения







65

П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве П.П. Бажова; сюжет сказа «Медной горы Хозяйка.

Уметь: характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании


Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества






66

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность и добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






67

Внеклассное чтение. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжеты сказов П.П. Бажова.

Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказов; видеть связь произведений П.П. Бажова с фольклором

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.






68

К.Г.Паустовский

Краткий рассказ о писателе. "Тёплый хлеб". Герои сказки.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, сотрудничает, работая в паре.

Формирует нравственно-эстетические представления

Понимает чувства других людей и сопереживает им.






69

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сюжет и содержание сказки.

Уметь: выразительно пересказывать фрагменты; находить в тексте изобразительно-выразительные средства

Контролирует и оценивает процесс и результат деятельности.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






70

К.Г.Паустовский "Заячьи лапы". Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сюжет и содержание рассказа Уметь: выразительно пересказывать фрагменты рассказа; находить в тексте изобразительно-выразительные средства

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, сотрудничает, работая в паре.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






71

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказах Паустовского.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст


Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает себя человеком, который может давать советы другим людям, детям; признает общепринятые морально-этические нормы.






72

С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».



1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве С.Я. Маршака; сюжет сказки; признаки драмы как рода литературы.

Уметь: видеть связь пьесы-сказки с фольклором

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся






73

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.

1

Урок чтения и обсуждение произведения

Знать: сюжет и содержание пьесы-сказки.

Уметь: выразительно читать пьесу по ролям; соотносить реальное и фантастическое в произведении; аргументированно доказывать свою точку зрения

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся






74

Роды и жанры литературы. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.


1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сюжет и содержание пьесы-сказки.

Уметь: выразительно читать пьесу по ролям; соотносить реальное и фантастическое в произведении; аргументированно доказывать свою точку зрения

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






75

А. П. Платонов. Рассказ

о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя.

1

Урок чтения и обсуждение произведения

Знать: сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа Уметь: соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






76

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Язык рассказа Платонова.

1

Урок чтения и обсуждение произведения

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: выразительно читать фрагменты; оценивать актерское чтение


Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.






77

В. П. Астафьев. Детство писателя . Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро».

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения об В.П. Астафьеве; литературное понятие автобиографическое произведение

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.






78

Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания.


1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации


Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.






79

Внеклассное чтение. В.П.Астафьев "Зачем я убил коростеля?" "Белогрудка"

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации


Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.






80

Р.р. Сочинение «Мои сверстники в русской литературе XIX–XX вв.»

(на примере любимых литературных героев)

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

сочинение





81

Р.р. Анализ сочинения

1

Урок развития речи

Знать

и владеть навыками анализа собственной речи


Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.






82

Внеклассное чтение.

Е.И.Носов. "Варька"

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации


Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










83

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский.

«Рассказ танкиста».

Дети и война.




1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










84

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.

К. М. Симонов.

«Майор привез мальчишку на лафете». Поэма-баллада «Сын артиллериста»


1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.







85

Р.р. Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.


сочинение








86

Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина (кратко).

Уметь: выразительно читать стихотворение; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.







87

Картина В.М. Васнецова «Аленушка», А.А. Прокофьев «Аленушка, Д.Б. Кедрин «Аленушка»

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов (кратко).

Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять произведения литературы и живописи

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества






88

Н.М. Рубцов . «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: содержание стихотворений поэтов. Уметь: выразительно читать стихотворение; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










89

Саша Чёрный. "Кавказский пленник". Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве С. Черного (кратко); содержание рассказов С. Черного

Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества






90

Саша Чёрный. «Игорь-

Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве С. Черного (кратко); содержание рассказов С. Черного

Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.







91

Р. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков

1

Урок чтения и изучения произведения


Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона; ); сюжет и содержание баллады «Вересковый мед»; понятие «баллада». Понимать: позицию автора и его

отношение к героям.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества








92

Внеклассное чтение.

Д. Дефо.

Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона. Характер главного героя

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо».

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д. Дефо «Робинзон Крузо», В.П. Астафьев «Васюткино озеро», С. Черный «Игорь-Робинзон»; оценивать актерское чтение


Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.







93

Внеклассное чтение.

"Робинзон Крузо". Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

Урок внеклассного чтения

Знать содержание прочитанного произведения .

Уметь доказывать, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, пересказывать эпизоды произведения

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.







94

Ханс Кристиан Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.







95

Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды. Снежная королева и Герда. Победа добра, любви и дружбы над злом

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.







96

Р.р. Сказки Андерсена. Подготовка к сочинению

на одну из тем:

• Моя любимая сказка

Андерсена

• О чем мечтал Андерсен в своих сказках?

• Герда против Снежной королевы.

• Добро и зло

в сказках Андерсена.

• Какие поступки героев Андерсена

я считаю благородными?

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка

в соответствии

с коммуникативной задачей

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.


сочинение





97

Внеклассное чтение. Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве Ж. Санд (кратко); сюжет и содержание сказки «О чем говорят цветы».

Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды сказки; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки



Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.







98

М. Твен.

Рассказ о писателе. «Приключения Тома

Сойера». Том Сойер и Гек. Дружба мальчиков. Черты характера Тома.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера».

Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды романа; характеризовать героя и его поступки

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества











99

Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М.Твена. .

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое

отношение к прочитанному произведению

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества











100

Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише»- сказание о взрослении подростка, вынужденного заботиться о старших.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Лондона (кратко); сюжет и содержание «Сказания о Кише».

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа; сопоставлять героев разных литературных произведений



Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
































101

КР Контрольное тестирование

1

Урок контроля знаний

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.


тестирование


















102

Анализ контрольной работы

1


Знать определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение, объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Положительно относиться к учению, познавательной
деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.







103

Итоговый. Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам (письменно или устно):

– Какие книги из прочитанных за год показались мне самыми важными и интересными и почему?

– Мои любимые литературные герои и их нравственные качества


1

Урок рефлексии

Знать определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение, объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Положительно относиться к учению, познавательной

деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.







104





Реализация проектной

деятельности учащихся

1


Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.


Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.









105

Что читать летом?

1