СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено и использовалось в 2017-2018 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27 с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Балаково Саратовской области




Рассмотрено на заседании

Руководитель ШМО

__________ Т.В.Макухина

Протокол № 1от 21 .08. 2017 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

________И.В.Валиева

21.08.2017г.

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 27

__________ О.Д.Брюханова

Приказ № ___ от 21 .08. 2017г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Субоч Раисы Ивановны,

учителя русского языка и литературы,

( высшая квалификационная категория)

по литературе

для 7 классах А, В









2017– 2018учебный год

II. Планируемые результаты освоения предмета

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
    формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
    мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа
    (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы,
    важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­
    эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
    российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
    способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
    высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
    интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
    планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения,
    воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе
    понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
    делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
    критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
    жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
    восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  • Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения,
    формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы:

  • пересказывать сюжет; выявлять
    особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6-7 кл.);

  • оценивать систему персонажей (6-7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
    творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5-7 кл.); выявлять
    особенности языка и стиля писателя (7-9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5-9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и
    эстетической проблематики произведений (7-9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
    между ними (5-7 кл;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
    взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения ( на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом
    классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как
    инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы ( на своем уровне); вести учебные дискуссии (7-9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
    плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно­
    творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии( на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
    точку зрения( на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
    энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5-9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5-9 кл.) (на своем уровне).

В процессе литературного образования учеников 7-8 классов формируется второй уровень читательской культуры: II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют.

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным,
появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности
читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение
аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
    • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без
    него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.


III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Распределение часов по разделам программы с учётом минимального количества для прохождения программы


п/п

Раздел программы

Планируемое кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

4

Входной мониторинг

1

Древнерусская литература

2


Русская литература XVIII века

2


Русская литература XIX века.

20

Промежуточный мониторинг

1

Русская литература XX века

20

Промежуточная аттестация

1

Литература народов России

1

Зарубежная литература

2

Всего

55

Резерв времени. Повторение, обобщение

13

Итого

68


Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористи­ческие жанры фольклора

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос

Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления). Житие (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.

Теория литературы. Русская летопись (развитие представ­лений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

Александр Сергеевич Пушкин (3 часа). Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений). Повесть (развитие представ­лений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления). Ирония (развитие представлений)

Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)

Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Песни на слова русских поэтов XX века

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смолен­ской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.




IV. Календарно – тематическое планирование

уроков литературы

Количество часов - 68; в неделю 2 час. Уроков развития речи 16 ч., сочинений 6 (4 аудиторных, 2 домашних). Резерв - 5 ч.

п/п

Тема урока

План. дата

Факт. дата



1

2

Вводный урок.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Рр №1 Выявление уровня литературного развития учащихся

6.09


Устное народное творчество. Предания. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

Рр №2 Устное рецензирование выразительного чтения.

8.09


ПРОЕКТ«Произведения фольклора в рисунках обучающихся»

13.09


Былина «Вольга и Микула Селянинович»

15.09


Былина «Садко». Входной мониторинг

20.09


К/р 1. Карело-финский эпос. "Калевала"

22.09


Древнерусская литература. "Поучение" Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

Рр №3 Учимся писать поучения.

27.09


"Повесть о Петре и Февронии Муромских". Гимн любви и верности

29.09


Русская литература XVIII века. М.В.Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», "Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Г.Р.Державин. Стихотворения-размышления о смысле жизни, о судьбе.

04.10


Русская литература XIX века. А.С.Пушкин. Литературный портрет поэта. Поэма «Медный всадник» Рр №4

06.10


А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

11.10


А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов" . Образ летописца

Анализ эпизода (сцена в Чудовом монастыре).

13.10


Повесть «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина». Рр №5

18.10


К/р 2. Рр №6 Характеристика Самсона Вырина

20.10


М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…».

25.10


ПРОЕКТ «Поэтическая страница». М.Ю.Лермонтов. Стихотворения "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…". Проблема гармонии человека и природы

27.10


ПРОЕКТ«Моё любимое стихотворение Лермонтова»

08.11


Н.В.Гоголь. Творческая манера писателя. Повесть «Тарас Бульба».

10.11


Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Патриотический пафос повести.

15.11


Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

17.11


Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

22.11


К/р 3. Рр №6 Анализ эпизода казни Остапа.

24. 11


Рр №7 Письменный анализ эпизода из повести "Тарас Бульба"

29.11

24.11

Резерв. Рр №8 Аудиторная творческая работа «Обращение к друзьям»

01.12

29.11

И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторские раздумья о жизни народа.

06.12

01.12

К/р 4. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения Рр №9 Лирическая миниатюра

08.12

06.12

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Художественные особенности поэмы

13.12

08.12

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А.Некрасова за судьбу народа.

15.12

13.12

А.К.Толстой. Литературный портрет писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады.

ПРОЕКТ «Литературные места России»

20.12

15.12

М.Е.Салтыков-Щедрин. Литературный портрет писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик».

22.12

20.12

ПРОЕКТ "Проблемы и герои русской классики".

Промежуточный мониторинг

27.12

22.12

Рр № 10 Характеристика литературного героя

29.12

27.12

Рр № 11 Хочу рассказать о своём любимом герое

17.01

29.12

Резерв. Рр№12 Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.Гоголя, И. Тургенева, Н.Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина»



Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы», «Наталья Саввишна». Взаимоотношения детей и взрослых.

Рр№13 Автобиографическое художест­венное произведение

19.01

17.01

Анализ глав из повести. Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого.

24.01

19.01

Проект «Я взрослый»

26.01

24.01

А.П.Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник».

31.01

26.01

Рр№14 Инсценировка рассказа "Злоумышленник"

02.02

31.01

Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край…» ПРОЕКТ «Проба пера»

07.02

02.02

К/р 5. Рр №15 Аудиторное сочинение по лирике В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина. Легенда "Данко". ПРОЕКТ "Подвиг в наше время"

М.Горький. Автобиографический характер повести «Детство». Портрет как средство характеристики героя. М.Горький.

09.02

07.02

И.А.Бунин. Воспитание детей в рассказе «Цифры»

ПРОЕКТ «Литературные места России»

14.02

28.02

Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А.Бунина «Лапти».

16.02

02.03

Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака". Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

21.02

07.03

В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение…».

23.02

14.03

А.П.Платонов. Рассказ «Юшка».

ПРОЕКТ «Милосердие и сострадание». Рр №16 «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?»

28.02

16.03

Б.Л.Пастернак. Картины природы, преображённые поэтическим зрением поэта.

02.03

21.03

К/р 6. «Моё любимое стихотворение». Рр Выразительное чтение

07.03

23.03

А.Т.Твардовский. Особенности лирики поэта.

14.03

04.04

Час мужества. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова

16.03

06.04

ПРОЕКТ «История страны - история семьи»

21.03

09.04

Ф.А.Абрамов.Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе «О чём плачут лошади».

23.03

11.04

Е.И.Носов. Сила внутренней духовной красоты человека, протест против равнодушия в рассказах «Кукла», «Живое пламя»

04.04

13.04

Ю.П.Казаков. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро».

ПРОЕКТ «Я и мои друзья»

06.04

18.04

"Тихая моя Родина..." Родная природа, собственное восприятие окружающего в стихотворениях русских поэтов XX века

ПРОЕКТ «Моё любимое стихотворение»

11.04

20.04

Д.С.Лихачёв. Духовное напутствие молодёжи в главах книги «Земля родная»

Рекомендации на лето.

13.04

25.04

М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

ПРОЕКТ «Литературные места России»

18.04

27.04

К/р 7. Литература народов России. Музыка и поэзия. Творчество И. Гофф, Б. Окуджавы, А. Вертинского. Лирические размышления о жизни.

Р.Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в стихах поэта.

20.04

04.05

Зарубежная литература. Роберт Бёрнс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. Дж.Г.Байрон. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..»

25.04

11.05

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

ПРОЕКТ «Проба пера»

27.04

16.05

Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов»

04.05

18.05

Зарубежная фантастика. Р.Д.Брэдбери «Каникулы».

11.05

23.05

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса».

16.05

25.05

Резерв

18, 23,25.05









Входной тест

БЫЛИНЫ

1. Былина это

а) жанр устного народного творчества; героическое предание о подвигах богатырей

б) жанр русской литературы, близкий к историчес­кой повести, отражающий реальные легендарные со­бытия

в) жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исто­рических событиях

2. В какой исторический период создавались бы­лины?

а) V—VIII вв.

б) XI—XV вв.

в) IX—XIII вв.

3. Какие виды былин вы можете назвать?

а) ранние

б) Киевского цикла

в) Новгородского цикла

г) Московского цикла

4. Соотнесите былинные циклы и героев.

А. ранние

Садко, Ставр Годинович, Василий Буслаевич

Б. Киевский цикл

Святогор, Скимен-зверь, Волх Всеславич

В. Новгородский цикл

Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич



5. В чем основные отличия старших богатырей от богатырей Киевского цикла?

а) способность управлять природой

б) стремление к защите отечества от иноземных завое­вателей

в) способности к колдовству

г) нечеловеческий вид

д) прекрасное владение оружием

е) частые ссоры с князем

6. Как вы думаете, почему действие былин Киевско­го цикла связано с временем княжения Владимира Красно Солнышко?

а) из-за принятия христианства

б) из-за периода княжеских усобиц

в) период наибольшего могущества Руси

7. Какое мифологическое существо напоминает опи­сание Соловья-разбойника в былине «Илья Муро­мец и Соловей-разбойник»?

...А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

И от его ли-то от посвиста соловьего,

И от его ли-то от покрика звериного,

Те все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются...

а) фантастическое чудовище

б) змей

в) Скимен-зверь

8. Соотнесите имя богатыря и его качества.

а) Илья Муромец

1) уверенный в своей силе, тугодум, нетороплив

б) Добрыня Никитич

2) лукавый, насмешливый, предприимчивый


в) Алеша Попович

3) мудрый, уравновешенный, мощный


г) Микула Селянинович

4) миролюбивый, терпеливый, спокойный


9. В описании подвигов, внешности, поведения бо­гатырей их поступки преувеличиваются. Как назы­вается этот прием?

а) олицетворение

б) метафора

в) гипербола

г) эпитет

10. Действие былин часто замедляется. С какой це­лью?

а) более глубокого раскрытия образа богатырей

б) создания более дружественной обстановки среди слушателей

в) описания природы

г) это являлось традиционной особенностью исполне­ния былин

  1. Укажите названия художественных приемов, ис­пользуемых в былинах. Объясните свой выбор.

Постоянный эпитет; гипербола; олицетворение; риф­ма; метафора; сравнение; монтаж; повтор.

  1. О ком из русских богатырей говорится в бы­лине?

Как он едет далеко во чисто поле,

А на тую на гору Сорочинскую,

Потоптал младых змеенышей,

Ай повыручил он полонов да русских.

а) Илья Муромец

б) Добрыня Никитич

в) Садко

г) Алеша Попович

13. Каково отношение русских богатырей к князю Владимиру?

а)подобострастное

б) уважительное

в) ироничное

г) презрительное

14. Как называется такое повторяющееся в разных былинах описание?

Он седлал Бурка в седелышко черкасское,

Он потнички да клал на потнички

Он на потнички да кладет войлочки,

Клал на войлочки черкасское седелышко,

Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,

Он тринадцатый клал да ради крепости,

Чтобы добрый конь из-под седла не выскочил,

Добра молодца в чистом поле не выкрутил.

Подпруги были шелковые,

А шпеньки у подпруг все булатные,

Пряжки у седла да красна золота —

Тот да шелк не рвется, да булат не трется,

Красно золото не ржавеет,

Молодец-то на коне сидит да сам не стареет.

а) рефрен

б) сравнение

в) общее место

г) метафора

15. Гипербола — это

а) преуменьшение

б) иносказание

в) преувеличение

г) звукопись

16*. Найдите в данном отрывке гиперболы.

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею,

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холму стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.





Ответы к тесту «БЫЛИНЫ»



1. в

2. б

3. б, в, г

4. а— 2, б — 3, в — 1

5. б, г

6. в

7. в

8. а — 3, б — 4, в — 2, г — 1

9. в

10. г

11. Постоянный эпитет, гипербола, сравнение, повтор

12. б

13. б

14. в

15. в

16. Конь с горы на гору стал перескакивать, с холма на холму стал перемахивать, реченьки, озерка промеж ног пускал.



Критерий оценивания работы:



1 верный ответ – 1 балл. Всего – 21 балл.

«5» - 17 -21 (81-100%)

«4» - 12 -16 (61 -80%)

«3» - 7 -11 (49- 60%)

«2» - 6 и менее (48% и менее)







Тест по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Часть А

Выберете 1 вариант из предложенных.

  1. В каком городе происходит действие?

А) Муром

Б) Киев

В) Новгород

Г) во всех перечисленных

2. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

А) Олег

Б) Владимир

В) Павел

Г) Петр

3. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

А) Пучок льна

Б) станок

В) Сорочку, порты и полотенце

Г) Агриков меч

4. От чего тело Петра покрылось струпьями?

А) от вражьей крови

Б) от деяний жены своей

В) от неправильного лечения

Г) от высокомерия своего

5. Кем работали брат и отец Февронии?

А) Лесорубами

Б) древолазами

В) плотниками

Г) столярами



6. Что попросила Февронья у бояр?

А) Богатства

Б) часть государства

В) Агриков меч

Г) супруга Петра

Часть В

Впишите недостающее слово, которого требует контекст.

В1 «…тело Петра покрылось струпьями и открылись ______ , и напала на него тяжкая болезнь».

В2 «Плохо дому без ушей, а горнице без __________».

В3 «… он через ноги на ___________ глядит».

В4 «Если будет добросердечен и не _______________, то будет здоров».

В5 «Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка ___________ мне сорочку, порты и полотенце».

Часть С

Дайте развернутый ответ на вопросы.

С1 Почему Петр решает покинуть Муром?

С2 Что повелели сделать супруги Муромские, когда подошел конец их жизни?

С3 Какое чудо совершалось неоднократно после смерти Петра и Февронии?



Ключи к заданиям частей А,В,С:

А1- а

А2- в

А3- г

А4- а

А5-б

А6- г

В1 язвы

В2 очей

В3 смерть

В4 высокомерен

В5 льна

С1Не мог оставить жену свою ради княжения.

С2 Велели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посередине, и завещали положить тела их в том гробу.

С3 Люди обретали супругов Муромских в едином гробе, не смотря на то, что хоронили в разных местах.

Критерий оценивания работы:

За часть А – 1*6= 6 баллов

За часть В – 2*5= 10 баллов

За часть С – 3*3=9 баллов

25-23балла – «5» (92% и более)

22-18 баллов – «4» (70% и более)

17-13 баллов – «3» (50% и более)

12-0 баллов – «2» (менее 50%).





Тест по литературе. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

1. Действие повести происходит:
а) в Польше;
б) на Украине;
в) в России.

2. Тема повести:
а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.

3. Повесть написана в стиле:
а) эпического сказа;
б) семейной хроники;
в) исторического исследования.

4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:
а) Тарас Бульба — настоящий герой;
б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;
в) в ней рассказывается история обычной семьи.

5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?
а) родительский дом;
б) гнездо;
в) нора.

6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:
а) отпустил его;
б) убил его;
в) проклял его.

7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:
а) желание славы;
б) месть;
в) любовь.

8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет:
а) Тараса Бульбы;
б) Остапа; 
в) атамана Кукубенко.

9. Кому принадлежат выражения: “Терпи, козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”?
а) Тарасу Бульбе;
б) Остапу;
в) куренному атаману.

10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
а) саблю;
б) медальон;
в) курительную трубку.

11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:
а) Мосии Шило;
б) Остапа;
в) Тараса.

12. Смысл жизни для старого Тараса состоит:
а) в воспитании достойных сыновей;
б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;
в) в защите родной земли.

13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:
а) борьба за свободу и независимость Родины;
б) физическая сила;
в) стремление к славе.



Ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

б

а

а

б

б

б

в

б

а

в

в

в

а

Критерий оценивания работы:

1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов: 13

«5» - 10-13 баллов (80% и более)

«4» - 7-9 баллов (65% и более)

«3» - 4-6 баллов (50% и более)

«2» - 3 и менее баллов (менее 50%).







Тест по произведениям А.С. ПУШКИНА ("Песнь о вещем Олеге")

1. Определите жанр произведения.

а) былина

б) поэма

в) баллада

г) легенда

2. Какой момент произведения можно назвать его кульминацией?

а) предсказание кудесника

б) победа над Царьградом

в) исполнение предсказания

г) гибель коня

3. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?

а) «Повесть временных лет»

б) «История государства Российского» Н. М. Карам­зина

в) исторические хроники

4. Какие исторические реалии введены в легенду?

а) образ кудесника

б) описание дружины

в) щит на вратах Царьграда

г) языческий бог Перун

5. Какой художественный прием использует автор, повторяя стихи «...Они (бойцы. — Ред.)помина­ют минувшие дни/ И битвы, где вместе рубились они...»?

а) анафора

б) гипербола

в) рефрен

г) сравнение

6. Определите стихотворный размер в следующих строках:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен,

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен...

а) ямб

б) хорей

в) дактиль

г) амфибрахий

7. С какой целью А. С. Пушкин использует в балла­де архаизмы (секира, тризна)?

а) следует за летописью

б) стилизация под язык эпохи

в) создание правдоподобного фона



Ответы к тесту

1. в

2. в

3. б

4. в, г

5. в

6. г

7. б





Критерий оценивания работы:

1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов: 7

«5» - 6-7 баллов (80% и более)

«4» - 4-5 баллов (65% и более)

«3» - 3 балла (50% и более)

«2» - 2 и менее баллов (менее 50%).





Итоговый тест по литературе

Вариант 1

1. Что такое былина:

а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

б)Это поэтическая биография народа

в)Это краткое изречение

г) Это рассказ об исторических деятелях.

2. Лирика – это

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

в) стихотворение из двух строк.

3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:

  1. Тема маленького человека

  2. Тема лишнего человека

  3. Тема богатого человека

  4. Тема интеллигентного человека.

4. Что такое сатира:

  1. Это художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека

  2. Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

  3. Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека

5. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лесзамолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

6. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

а) Леонид Андреев «Кусака».

б) Андрей Платонов «Юшка».

в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».



7. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:

  1. Человеческое безразличие

  2. Неуважение к чужому труду

  3. Хулиганское поведение подростков

  4. Хамское отношение между людьми.

8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платоно­ва «Неизвестный цветок»?

а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.

в) Жить, расти, бороться за счастье жить.

9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?

а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.

10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:

а) Описание жизни простого деревенского человека.

б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.

в) История брошенной куклы.

11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Сал­тыкова-Щедрина?

а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.

12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Сал­тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генера­лов прокормил»?

а) Восхищение, любование.

б) Презрение, пренебрежение.

в) Сожаление, горечь.

г) Безразличие.

13.Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».

а) Повесть.

б) Очерк.

в) Притча.

г) Рассказ.

14. Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

а) Постеснялся своей жестокости перед барином.

б) Испугался мести крестьянина.

в) Пожалел мужика.

г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

15. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва прогля­дывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»







Вариант II

  1. К каким былинам относится былина «Садко»:

  1. Героическая

  2. Бытовая

  3. Социально-бытовая

  4. Сказочная

2. Повесть - это...

а) Средняя форма эпической прозы, литературное произве­дение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, про­блем.

б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным фи­налом.

в) Стихотворное повествовательное произведение с развёр­нутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

3. Почему память народная сохранила образ Калашникова:

  1. Совершил героический поступок

  2. Не побоялся вступиться за честь семьи

  3. Спас себя от позора

  4. Оставил богатое наследство потомкам.

4.Эпиграф - это...

а) стихотворная строка, в которой заключена основная ха­рактеристика героя;

б) изречение, отрывок из произведений различных писате­лей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;

в) краткое описание развития сюжета.

5. Кто такие казаки ( Гоголь «Тарас Бульба»):

  1. Регулярные войска

  2. Охрана царя

  3. Выполняли функции пограничных войск

  4. Свободные от военной службы люди.

6. Из какого произведения взят этот отрывок?

«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбе­гали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не по­ругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого чело­века».

7. Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:

  1. Умение сострадать

  2. Умение плавать

  3. Умение преодолевать собственный страх

  4. Умение вести себя правильно на воде.

8. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?

а) Уважение.

б) Сочувствие.

в) Пренебрежение.

г) Осуждение.

9. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?

а) Честность, ответственность.

б) Жестокость.

в) Доброта.

г) Любовь к детям.



10. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

а) Обличение чиновничества.

б) Восхваление трудолюбия простого народа.

в) Проблема рабского положения и бесправия покорного на­рода в условиях крепостничества.

г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на ост­рове.

11. Какой приём использует автор в следующем отрывке:
«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их све­тился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в од­но мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, от­кусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...»

а) Гипербола б) Гротеск в) Иносказание г) Сатира

12. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хаме­леон».

а) Повесть б) Очерк в) Эпиграмма г) Рассказ

13. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хаме­леоном»?

а) Очумелова б) Хрюкина в) Елдырина г) Повара д) Толпу зевак

14. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду.

б) Он был незаменим в кузнице.

в) Он был сельским праведником.

5. Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».
Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?

а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.

б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастли­вые времена» для лошадей.

в) Он не накормил Рыжуху.





Ответы к итоговому тесту

Вариант 1.

1. а

2. Б

3. 1

4. 1

5.»Старуха Изергиль»

6. А

7. 1

8. В

9. Б

10. Б

11. Б

12. В

13. Г

14. Г

15. Ю. Казаков «Тихое утро»

Вариант 2.

1.4

2. А

3. 2

4. Б

5. 4

6. «Юшка»

7. 3

8. Б

9. В

10.В

11.Б

12.Г

13.А

14.В

15.Б



Критерий оценивания работы:

1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов: 15

«5» - 12-15баллов (80% и более)

«4» - 8-11 баллов (65% и более)

«3» - 4-7 баллов (50% и более)

«2» - 3 и менее баллов (менее 50%).