№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Элементы содержания, в том числе кадетского и регионального компонента | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Введение в изучение курса. Д/з – с. 4 - 6 в учебнике; написать мини-сочинение на тему «Моё знакомство с предметом» | 1 | Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями. Обсуждение вопросов: «Почему важно изучать обществознание? Чему можно научиться на уроках обществознания?» | | |
Глава I. Личность и общество – 6 ч |
2 | Что делает человека человеком? Д/з –§1, стр.12 вопросы 1-4 | 1 | Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Приводить примеры биологического и социального в человеке. Объяснять понятие «самореализация» | Формирование у учащихся построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с учебником, анализ ситуаций, установление логических связей между деятельностью человека и его речью, и мышлением. Работа в группах. Заполнение сравнительной таблицы «Социальное и биологическое в человеке» | | |
3 | Человек, общество, природа Д/з – стр. 19 вопрос 4 (заполнить таблицу) | 1 | Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Приводить конкретные примеры влияния природных условий на людей. | Работа в группах – подготовка сообщений о нерациональном природопользовании и защите природы, выполнение проблемного задания, заполнение таблицы «Место человека в природе». Анализ различных моделей взаимодействия человека с природой. Комплексное повторение. | | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей Д/з – §3, стр.26, вопросы 2 | 1 | Выявлять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. | Формирование у учащихся построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с учебником, анализ ситуаций. Составление кластера «Общество», организация мини-дискуссий по теме урока. Самостоятельное заполнение таблицы «Основные сферы жизни общества» КК: правила внутреннего распорядка 2ДКК | | |
5 | Развитие общества Д/з – §4, стр.34, вопросы 4,5 | 1 | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. | Составление схемы «Формы преобразования общества», «Реформы и реформаторы», индивидуальная работа с текстом учебника с последующей проверкой, анализ проблемы глобализации, приведение аргументов «за» и «против» глобализации, подтвержденных примерами. | | |
6 | Как стать личностью Д/з – §5, стр. 42 вопрос 5 | 1 | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. | Работа в группах – выполнение исследовательского задания «Кто я?», ответы на вопросы, анализ основных жизненных ценностей современного человека и систем взглядов. Изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями. | | |
7 | Контрольная работа по теме: «Личность и общество» Д/з – не задано | 1 | Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | | |
Глава II. Сфера духовной культуры – 8 ч |
8 | Сфера духовной жизни. Д/з – §6, стр. 54 вопросы 2, 3 | 1 | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. | Систематизация и структурирование изучаемого предметного содержания: индивидуальная работа с текстом учебника; коллективное составление схемы «Культурная жизнь России». Сравнительный анализ культуры общества и культуры личности. РК: Культурная жизнь города. | | |
9 | Мораль. Д/з – §7, стр. 62 «Проверь себя» | 1 | Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали, моральную сторону различных социальных ситуаций. | Исследовательская работа в группах «Мораль и нравственность». Анализ понятий «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость», «мораль» и «нравственность». Составление логических схем «Ценности», «Вечные ценности». | | |
10 | Долг и совесть. Д/з –§8, стр.71 задание 5 | 1 | Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для самих себя. Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. | Формирование у учащихся построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с учебником, анализ ситуаций. Проведение мини-дискуссии по теме: «Что такое долг?». Выполнение творческих заданий по теме: «Общественный и моральный долг» | | |
11 | Моральный выбор – это ответственность. Д/з – §9, стр. 77 – 78 вопросы 2 - 5 | 1 | Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. | Значение понятий: моральный выбор, свобода, ответственность. Раскрытие понятия «ответственное поведение» - работа в группах. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом. | | |
12 | Образование. Д/з – §10, стр. 86 вопрос 6 | 1 | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать, с опорой на примеры, современную образовательную политику РФ. | Приоритетность образования. Способы получения образования. Кадетское образование. Коллективная работа – изучение обществоведческих терминов. Разделение текста на смысловые блоки. Проверка уровня усвоения изученного материала. КК: кадетское образование | | |
13 | Наука в современном обществе. Д/з – §11, стр. 93 «Проверь себя» | 1 | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. Анализировать несложные практические ситуации. | Формирование у учащихся построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с учебником, анализ ситуаций. Научное знание, функции науки. Этика ученого. Самостоятельная работа – составление краткого плана урока. | | |
14 | Религия как одна из форм культур. Д/з – §12, стр. 103 вопросы 1-5 | 1 | Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму. | Религия и религиозное сознание. Мировые религии – анализ основных религиозных идей. Принцип свободы совести. Сравнение принципов светского и религиозного сознания. Проверка уровня усвоения изученного материала. | | |
15 | Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры» Д/з – не задано | 1 | Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | | |
Глава III. Социальная сфера – 5 ч |
16 | Социальная структура общества. Д/з – §13, стр. 114 вопрос 4 | 1 | Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ. | Формирование у учащихся построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с учебником, анализ ситуаций. Составление графической модели социальной структуры общества. Игра «Социальный статус». | | |
17 | Социальные статусы и роли. Д/з – §14, стр. 121 «Проверь себя» | 1 | Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Описывать основные социальные роли старших подростков. | Работа в группах – изучение текста и иллюстративного материала, составление таблицы «Социальные статусы». Работа в парах. Мини-дискуссия по теме: «Отцы и дети». Проверка уровня усвоения изученного материала. | | |
18 | Нации и межнациональные отношения. Д/з – §15, стр. 130, вопрос 1 | 1 | Понимать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов. Характеризовать возможные пути их разрешения. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом, работа в группах. Раскрытие сущности межнациональных и этнических конфликтов. Составление таблицы «Причины межнациональных конфликтов». Анализ проблемных ситуаций. РК: межнациональные отношения на Дону | | |
19 | Отклоняющееся поведение. Д/з – § 16, стр. 139 вопрос 4, подготовить антирекламу пагубных привычек | 1 | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. | Многообразие форм отклоняющегося поведения. Причины отклоняющегося поведения. Решение практических ситуаций. Социальная значимость здорового образа жизни. | | |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера» Д/з – подготовить мини-проект | 1 | Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. Разыгрывание жизненных ситуаций. | Структурировать знания, самостоятельно выделять и формулировать цели, ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. | | |
Глава IV. Экономика – 13 ч |
21 | Экономика и её роль в жизни общества. Д/з – §17, стр. 150, задание 2 (таблица) | 1 | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблем у ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. | Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. | | |
22 | Главные вопросы экономики. Д/з – §18, стр. 159 задание 1, 2 | 1 | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. | Составление таблицы «Типы экономических систем», самостоятельная работа с текстом учебника. Анализ типов экономической системы. Работа в парах – описание функций экономической системы. | | |
23 | Собственность. Д/з –§19, стр. 166 вопросы 1, 2, 5 | 1 | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. | Формы собственности. Кто такой собственник? Имущественные отношения. Право собственности. Роль государства в защите собственности. Коллективное заполнение таблицы «Формы собственности». Работа с правовыми документами. | | |
24 | Рыночная экономика Д/з – §20, стр. 174 задание 4 | 1 | Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. | Конкуренция. Диктатура цен. Рыночное равновесие. Правила поведения на рынке. Комплексное повторение экономических терминов – спрос, предложение. Организация игры «Конкуренция на рынке» Изучение обществоведческих терминов. | | |
25 | Производство – основа экономики. Д/з – §21, стр. 183 задание 3 | 1 | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. | Роль производства как источника экономических благ. Различие товаров и услуг как результат производства. Факторы производства. Составление таблицы «Факторы производства». Проверка уровня усвоения изученного материала. | | |
26 | Предпринимательская деятельность. Д/з – §22, стр. 192 вопрос 4, 5 | 1 | Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. | Отличие предпринимательства от других видов деятельности. Функция предпринимательства в обществе. Заполнение таблицы «Формы предпринимательства». Анализ целей предпринимательской деятельности. Мини-дискуссия о роли предпринимательства в обществе. Преимущества и недостатки малого бизнеса. | | |
27 | Роль государства в экономике. Д/з – §23, стр. 201 задание 4 | 1 | Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет» | Причины вмешательства государства в экономику. Налоги. Характеристика основных статей государственного бюджета, инструментов и источников его пополнения. | | |
28 | Распределение доходов. Д/з – §24, стр. 207, вопрос 1 | 1 | Называть источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные м еры социальной поддержки населения. | Источники доходов населения. Мини-дискуссия «Почему в обществе существуют богатые и бедные?» Анализ причин неравенства доходов, выделение факторов, определяющих данное неравенство. Социальная поддержка населения. | | |
29 | Потребление. Д/з – §25, стр. 215 вопрос 4 | 1 | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. | Связь между доходами и потреблением. Измерение благосостояния. Факторы, влияющие на потребление. Формы страхования. Защита прав потребителя. | | |
30 | Инфляция и семейная экономика Д/з –§26, стр. 223 задание 1 | 1 | Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. | Инфляция, её влияние на жизнь общества. Номинальный и реальный доход. Анализ влияния реальных доходов населения на экономику. Формы сбережения граждан. Механизм потребительского кредита. | | |
31 | Безработица, её причины и последствия Д/з –§27, стр. 232 задание 2 (таблица) | 1 | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. | Безработица в условиях рыночной экономики и причины её возникновения. Виды безработицы. Последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости граждан. | | |
32 | Мировое хозяйство и международная торговля Д/з –§17 – 28 повторить | 1 | Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства, влияние международной торговли на развитие международного хозяйства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» | Основные понятия: внешняя торговля, международное разделение труда, протекционизм, фритредерство, обменный валютный курс. Причины формирования мирового хозяйства. Основные направления внешнеторговой политики государства. | | |
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика» | 1 | Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. Разыгрывание жизненных ситуаций. | Структурировать знания, самостоятельно выделять и формулировать цели, ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. | | |
34 | Контрольная работа по теме: «Экономика» Д/з – не задано | 1 | Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | | |
33 | Промежуточная аттестация Д/з – не задано | 1 | Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий. | Систематизация и обобщение по изученному материалу в формате тестирования. | | |
35 | Повторительно-обобщающий урок. Защита проектов по теме: «Экономика и её роль в жизни общества» Д/з – не задано | 1 | Представление учащимися творческой работы (проекта). Самопрезентация. Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. | Структурировать знания, самостоятельно выделять и формулировать цели, ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. | | |
_______________________________________ _____________________________________ _______________ _________
_______________________________________ _____________________________________ _______________ _________
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из перечисленных альтернативных позиций: календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса может быть рекомендовано к использованию в кадетской школе 2ДКК ДГТУ/ календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса следует рекомендовать на доработку)
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________