Утверждаю: | Согласовано: | Рассмотрено: |
Директор ______________________ № ________ | Заместитель директора по УВР | на заседании МО |
________________ | _______________ | Протокол № ______ от «___» ______________ 2021 г. |
«___» ______________ 2021 г. | «___» ______________ 2021 г. | Председатель МО ________________ |
Календарно – тематическое планирование
по учебному предмету
«Окружающий мир»
для 3 класса
на учебный год
Составитель:
Попов Дмитрий Сергеевич
г. Горловка, 2021 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования ОАНО Школа «НИКА», примерной программы начального общего образования образовательной области «Обществознание и естествознание» (Стандарты второго поколения. – М. : Просвещение, 2014) и авторской рабочей программы общеобразовательных учреждений Плешакова А.А. по курсу «Окружающий мир» для 1 – 4 классов ( А.А.Плешаков. – М.: Издательство «Просвещение», 2014). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель изучения курса: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2.Содержание учебного предмета
Программа рассчитана на 68 часа. В учебном году по учебному плану в 3 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, продолжительность учебного года - 34 учебные недели.
№п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Виды контроля |
Тест | Проверочная работа |
1 | Как устроен мир | 7 ч | 1 | 1 |
2 | Эта удивительная природа | 18 ч | 1 | 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 8 ч | 1 | 1 |
4 | Наша безопасность | 9 ч | 1 | 1 |
5 | Чему учит экономика | 12 ч | 1 | 1 |
6 | Путешествие по городам и странам мира | 13 ч | 1 | 1 |
| Итого | 68ч | 6 | 6 |
3.Планируемые результаты освоения предмета.
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
Обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять правила безопасного поведения в природе.
осознавать ценность природы.
получат возможность научиться моделировать созвездия
получат возможность научиться составлять собственную коллекцию.
замечать и ценить красоту природы
осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.
осознавать роль растений в жизни человека.
применять изученные правила безопасного поведения в быту.
осознавать ценность традиций своей семьи.
применять полученные знания на практике.
4. Календарно-тематическое планирование (2 ч в неделю – 68 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся |
По плану | По факту | |
Раздел «Как устроен мир» (7 ч) |
1 | | | Природа. Разнообразие и ценность природы | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. |
2 | | | Экскурсия в природу. Ознакомление с разнообразием природы. | сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. |
3 | | | Человек. Ступеньки познания. | Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, оценивать богатство внутреннего мира человека, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. |
4 | | | Проект «Богатства, отданные людям». Проверочная работа №1 по теме: «Человек и природа» | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, учиться распределять обязанности по проекту в группах, проверять и оценивать свои достижения. |
5 | | | Общество. Человечество. Семья. Народ. | Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. |
6 | | | Что изучает экология | Называть экологические связи и их разнообразие, анализировать схемы учебника с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, описывать окружающую среду. |
7 | | | Природа в опасности! Охрана природы. Тест №1 | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу, рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств. |
Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч) |
8 | | | Тела естественные и искусственные. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Частицы. | Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. |
9 | | | Разнообразие веществ. | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты, ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. |
10 | | | Воздух. Состав и свойства воздуха. Охрана воздуха в современном мире. | Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха, исследовать с помощью опытов свойства воздуха. |
11 | | | Вода. Свойства воды. Вода в жизни различных организмов. | Исследовать по инструкции учебника свойства воды, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды, рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. |
12 | | | Три состояния воды. Превращения. Круговорот воды в природе. | Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. |
13 | | | Сбережение, охрана и экономия воды. | Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника обсуждать способы экономного использования. |
14 | | | Почва. | Высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента. |
15 | | | Разнообразие растений. Тест №2 | Знакомиться с группами растений по материалам учебника, классифицировать растения из предложенного списка, называть растения с помощью атласа -определителя. |
16 | | | Солнце, растения и мы с вами. | Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. |
17 | | | Размножение растений. Опыление. Развитие растения из семени. | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения, наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. |
18 | | | Охрана растений. | Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. |
19 | | | Разнообразие животных. Зоология. | Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. |
20 | | | Кто есть кто. Цепь питания. Составление цепи питания. | Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания, характеризовать защитные приспособления растений и животных. |
21 | | | Проект «Разнообразие природы Донецкого края и России» | Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания, характеризовать защитные приспособления растений и животных, составить список животных, которые обитают в Донбассе. |
22 | | | Размножение и развитие животных. | Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп, рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве. |
23 | | | Охрана животных. | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. |
24 | | | Царство грибов. Строение гриба. Съедобные и несъедобные грибы. | Характеризовать строение шляпочных грибов, моделировать различие грибов-двойников. |
25 | | | Круговорот жизни. | Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители, обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. |
26 | | | Эта удивительная природа. Проверочная работа №2 | Проверять и оценивать свои знания по пройденным темам. |
Раздел «Мы и наше здоровье» (8 ч) |
27 | | | Организм и системы человека. | Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, характеризовать системы органов человека, обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. |
28 | | | Органы чувств. | Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента, формулировать правила гигиены органов чувств. |
29 | | | Надёжная защита организма. Оказание первой помощи при ожогах, ушибах, ранках и обморожении. | Изучить свойства кожи, осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, подготовить рассказ об уходе за кожей. |
30 | | | Опора тела и движение. Осанка. | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. |
31 | | | Наше питание. Питательные вещества. Пищеварительная система. Проект «Школа кулинаров» | Определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать строение пищеварительной системы, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. |
32 | | | Дыхание. Кровообращение. Тест №3 | Актуализировать знания о лёгких и сердце, характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме, моделировать строение дыхательной системы. |
33 | | | Закаливание организма человека. Инфекционные болезни. Аллергия | Характеризовать и формулировать факторы закаливания, составлять памятку по закаливанию, составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. |
34 | | | Основы здорового образа жизни. Проверочная работа №3 | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. Проверять и оценивать свои учебные достижения |
Раздел «Наша безопасность» (9 ч) |
35 | | | Огонь, вода и газ. | Актуализировать знания об опасностях в быту, характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. |
36 | | | Как сделать свой путь безопасным и счастливым, если ты пешеход | Актуализировать правила безопасного поведения на улице, изучать по материалам учебника правила поведения на улице. |
37 | | | Как сделать свой путь безопасным и счастливым, если ты велосипедист или пассажир | Актуализировать правила безопасного поведения на улице, изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. |
38 | | | Дорожные знаки и их назначения. | Актуализировать знание дорожных знаков, анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. |
39 | | | Проект «Кто нас защищает». Проверочная работа №4 | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах Донецкой Народной Республики, деятельности народной милиции, службы пожарной безопасности, МЧС ДНР. |
40 | | | Опасные места. | Называть правила поведения в потенциально опасных местах, актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. |
41 | | | Природа и наша безопасность. Правила поведения во время грозы. Опасные растения и грибы. | Характеризовать опасности природного характера, находить информацию о ядовитых растениях и грибах, |
42 | | | Животные и наша безопасность. | Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. |
43 | | | Экологическая безопасность и её правила. Тест №4 | Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения, моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. |
Раздел «Экономика» (12 ч) |
44 | | | Для чего нужна экономика. | Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг, характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. |
45 | | | Основа экономики. | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану, прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей в экономике. |
46 | | | Полезные ископаемые. | Актуализировать знания о полезных ископаемых, определять полезные ископаемые, выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. |
47 | | | Полезные ископаемые Донецкого края. | Актуализировать знания о полезных ископаемых родного края, определять полезные ископаемые, выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые родного края. |
48 | | | Растениеводство. Выращивание культурных растений. | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. |
49 | | | Животноводство. Труд животновода. | Актуализировать знания о диких и домашних животных, классифицировать домашних сельскохозяйственных животных, характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. |
50 | | | Отрасли промышленности. | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров, соотносить продукцию и отрасли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. |
51 | | | Проект «Экономика Донецкого края». Тест №5 | Собирать информацию об экономике своего края (города, села), оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома. |
52 | | | Деньги. Способы обмена. Цена. Денежные единицы. | Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи, раскрывать роль денег в экономике, рассматривать и сравнивать монеты России и Украины по внешнему виду, устно описывать их. |
53 | | | Государственный бюджет. Доходы и расходы | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы, определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. |
54 | | | Семейный бюджет. Проверочная работа № 5 | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы, выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. |
55 | | | Экономика и экология. | Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду, раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. |
Раздел «Путешествие по городам и странам» (13 ч) |
56 | | | Достопримечательности Донецкого края | Прослеживать маршрут путешествия по настенной карте Донецкого края. |
57 | | | Достопримечательности Донецкого края | Прослеживать маршрут путешествия по настенной карте Донецкого края; сделать коллаж, используя фотографии достопримечательностей, сувениры. |
58 | | | Проект «Музей Путешествий» | Составлять вопросы к викторине по Донецкому краю, готовить сообщение о любом городе Донецкого края, собирать экспонаты для музея, составлять этикетки, оформлять экспозицию музея, готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. |
59 | | | Наши ближайшие соседи. | Показывать на карте Донецкого края его границы и пограничные государства, их столицы. |
60 | | | На севере Европы. | Соотносить государства и их флаги, составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. |
61 | | | Бенилюкс. | Называть страны Бенилюкса, их столицы, описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. |
62 | | | Центр Европы. Тест №6 | Называть страны центра Европы, их столицы, узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, узнавать известных людей стран Европы. |
63 | | | Франция. | Составлять вопросы для викторины о Франции, показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу, описывать достопримечательности Франции по фотографиям. |
64 | | | Великобритания. | Составлять вопросы для викторины о Великобритании, показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу, описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. |
65 | | | Государства юга Европы. | Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии, показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. |
66 | | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверочная работа №6 | Выполнять задания; проверять и оценивать свои учебные достижения. |
67 | | | Обобщение изученного материала. По знаменитым местам мира | Выполнять задания; проверять и оценивать свои учебные достижения. |
68 | | | Запасной урок. | |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2017.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Просвещение, 2016.
Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013.
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А., Румянцев А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Окружающий мир. 3 класс. Научный дневник / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Учебно-методическая литература:
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 3 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / С.В. Савинова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольно-измерительные материалы. Тетрадь-тренажер с электронным приложением / Авт.-сост.: С.В. Савинова – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1-4 классы.
«Уроки Кирилла и Мефодия».
Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»).
Интерактивное учебное пособие «ОБЖ. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»)
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)