17 | Зона степей | 1 | Местоположение зоны степей, ее природные особенности, флора и фауна. Экологические проблемы степной зоны. Питомники для редких животных. Заповедники | Фронтальная – устные ответы. Моделировать характерные цепи питания. Экскурсия | | |
18 | Пустыни | 1 | Местоположение зоны полупустынь и пустынь, ее природные особенности, флора и фауна. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям.Освоение полупустынь человеком. Экологические проблемы зоны. | Фронтальная – устные ответы. Макет участка пустыни. | | |
19- 20 | У Чёрного моря Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | 2 | Местоположение зоны субтропиков, ее природные особенности, флора и фауна. Курорты Черноморского побережья. Сочинский дендрарий. Экологические проблемы зоны, животные и растения, внесенные в Красную книгу. | Фронтальная – устные ответы. Виртуальная экскурсия с помощью Интернета Проверочный тест. | | |
Родной край – часть большой страны (15 часов) |
21 | Наш край | 1 | Знакомство с картой своего края, его главным городом. Нахождение своего региона на физической, административной карте и карте природных зон. Выяснение с помощью карт, в какой части России находится регион, каков рельеф поверхности, в какой природной зоне находится | Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная –карточки, таблица | | |
22 -23 | Поверхность нашего края. Экскурсия | 2 | Мелкие формы рельефа равнин: балки, овраги. Охрана почвы от заовраживания, от несанкционированных свалок, терриконов | Фронтальная – устные ответы. Экскурсия. | | |
24 | Водные богатства нашего края | 1 | Водные объекты своего региона. Значение водоемов для жизни в регионе. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд, Проверочный тест. | | |
25 | Наши подземные богатства | 1 | Выяснение по карте региона наличия полезных ископаемых: нефти, природного газа, торфа, угля, железной руды, гранита, песка, глины, известняка. Экономное использование полезных ископаемых | Фронтальная – устные ответы. Практическая работа «Определение полезных ископаемых» | | |
26 | Земля – кормилица | 1 | Типы почв. Почвы родного края. Охрана почв | Фронтальная – устные ответы. Макет разреза почвы. | | |
27-28 | Экскурсия в лес и на луг. Жизнь леса | 2 | Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – тестирование Моделировать характерные цепи питания Проверочный тест. Экскурсия. | | |
29 | Жизнь луга | 1 | Природное сообщество луга. Влияние человека на экосистему луга. Охрана лугов | Фронтальная – устные ответы. Моделировать характерные цепи питания | | |
30- 31 | Жизнь в пресных водах. Экскурсия к водоёму | 2 | Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоема. Охрана пресноводной флоры и фауны. Болота и их охрана | Фронтальная – устные ответы. Моделировать характерные цепи питания. Экскурсия. | | |
32 | Растениеводство в нашем крае | 1 | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе | Фронтальная – устные ответы, схема Практическая работа «Определение полевых культур в гербарии» | | |
33 | Животноводство в нашем крае | 1 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе | Фронтальная – устные ответы. | | |
34 | Презентация проектов (по выбору) Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1 | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов Обобщение знаний по окружающему миру по изученным разделам. Развитие рефлексии. Формирование объективной самооценки | Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – выполненные задания; презентация Проверочный тест. | | |
| | | Страницы всемирной истории (5 часов) | | | |
35 | Начало истории человечества | 1 | История первобытного общества. Первобытное искусство | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд | | |
36 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки | Фронтальная – устные ответы. | | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. | Фронтальная – устные ответы. Проверочный тест. | | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Новое время в истории Европы. Развитие предпри-нимательства, достижения в области науки и куль-туры. Великие географические открытия. Развитие техники | Фронтальная – устные ответы. | | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Исследования Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций | Фронтальная – устные ответы. Коллективная –кроссворд Проверочный тест. | | |
| | | Страницы истории России (20 часов) | | | |
40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян | 1 | Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен | Фронтальная – устные ответы. Моделирование древнеславянское жилище. Проверочный тест. | | |
41 | Во времена Древней Руси | 1 | Торговый путь «из варяг в греки».Основание Новгорода и Киева Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд | | |
42 | Страна городов | 1 | Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы | Фронтальная – устные ответы. Проверочный тест. | | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд | | |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский | Фронтальная – устные ответы. | | |
45 | Русь расправляет крылья | 1 | Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII – начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский | Фронтальная – устные ответы. Проверочный тест. | | |
46 | Куликовская битва | 1 | Поход Мамая на Русь. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск | Фронтальная – устные ответы. | | |
47 | Иван Третий | 1 | Падение монгольского ига.Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Герб государства – двуглавый орел. Иван Грозный –первый российский царь. | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд | | |
48 | Мастера печатных дел | 1 | Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. | Фронтальная – устные ответы. Проверочный тест. | | |
49 | Патриоты России | 1 | Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова | Фронтальная – устные ответы. | | |
50 | Пётр Великий | 1 | Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Петр I – первый российский император | Фронтальная – устные ответы. | | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Биография М. В. Ломоносова. Основание Московского университета | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд Проверочный тест. | | |
52 | Екатерина Великая | 1 | Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. | Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная –тестирование | | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Победа над Наполеоном | Фронтальная – устные ответы. Контрольная работа. | | |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после1861 года. Технические достижения России в XIX веке. | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – ребусы | | |
55 | Россия вступает в ХХ век | 1 | Николай II – последний император России. В. И. Ле-нин и партия большевиков Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Граж-данская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков | Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – тестирование. | | |
56 | Страницы истории 20–30-х годов | 1 | Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Репрессии 1930-х годов | Фронтальная – устные ответы. Проверочный тест. | | |
57 -58 | Великая война и Великая Победа | 2 | Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы | Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – карточки | | |
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. | Фронтальная – устные ответы. Коллективная - кроссворд Проверочный тест. | | |
Современная Россия (9 часов) |
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | 1 | Понятие о федеративном устройстве России. Много национальный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд Итоговая комплексная работа. | | |
61 | Мы – граждане России | 1 | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное Собрание, Правительство | Фронтальная – устные ответы. Проверочный тест. | | |
62 | Славные символы России | 1 | Государственный герб, флаг и гимн | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд Моделировать символы класса, семьи. | | |
63 | Такие разные праздники | 1 | Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда | Фронтальная – устные ответы. | | |
64– 66 | Путешествие по России | 3 | Регионы и города России | Фронтальная – устные ответы. | | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие | 1 | | Контрольная работа. | | |
68 | Обобщающий урок Презентация проектов (по выбору) | 1 | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов Выполнение тестов. Развитие рефлексии. Формирование объективной самооценки | Индивидуальная – проверочные работы различных видов. Индивидуальная - презентации | | |