ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живём? | 3 |
2 | Природа | 21 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 10 |
5 | Общение | 6 |
6 | Путешествия | 18 |
| Итого: | 68 |
Где мы живём? (3 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (6 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(2 часа в неделю, всего 68 часов.)
Программа: Плешакое А.А. Зеленый дом (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1—4). Издательство: Просвещение, 2010.)
Учебник: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс. М.: Просвещение, 2011. ФГОС
2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: 2 класс. М.: Просвещение.
№ п/п | Тема урока | Практические работы | Стр. | Часы | Дата |
| |
Где мы живём? (3 часа) | |
1 | Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. | | Уч.: 3-5 РТ: 3 | 1ч | |
2 | Россия – священная наша держава. | | Уч.: 6-7 РТ: 3-4 | 1ч | |
3 | Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. | | Уч.: 8-11 РТ: 5-6 | 1ч | |
Природа (21 час) | |
4 | Живая и неживая природа. | | Уч.: 12-15 РТ: 7-8 | 1ч | |
5 | Явления природы. | | Уч.: 16-17 РТ: 9 ПТ: 3 | 1ч | |
6 | Как измеряют температуру? | Практическая работа № 1 «Измерение температуры» | Уч.: 18-19 РТ: 9-11 ПТ: 4 | 1ч | |
7 | Что такое погода? | | Уч.: 20-23 РТ: 12 ПТ: 5 | 1ч | |
8 | В гости к осени. | Экскурсия № 1 | Уч.: 24-25 РТ: 13 | 1ч | |
9 | Неживая природа осенью. | | Уч.: 26-27 | 1ч | |
10 | Живая природа осенью. Перелётные птицы. | | Уч.: 28-29 РТ: 13-14 ПТ: 6 | 1ч | |
11 | Звёздное небо. | | Уч.: 30-33 РТ: 15 ПТ: 7 | 1ч | |
12 | Заглянем в кладовые Земли. | Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами» | Уч.: 34-37 РТ: 16 ПТ: 8 | 1ч | |
13 | Про воздух | | Уч.: 38-41 РТ: 17 | 1ч | |
14 | Вода в жизни человека | | Уч.: 42-45 РТ: 18 | 1ч | |
15 | Какие бывают растения? | Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | Уч.: 46-49 РТ: 19-20 ПТ: 9 | 1ч | |
16 | Какие бывают животные? | | Уч.: 50-53 РТ: 21-22 ПТ: 10-11 | 1ч | |
17 | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | | Уч.: 54-61 РТ: 23-24 | 1ч | |
18 | Дикорастущие и культурные растения | Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | Уч.: 62-65 РТ: 25 ПТ: 12 | 1ч | |
| |
19 | Дикие и домашние животные. | | Уч.: 66-69 РТ: 26-27 ПТ: 13 | 1ч | |
20 | Комнатные растения | Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями» | Уч.: 70-73 РТ: 28-29 ПТ: 14 | 1ч | |
21 | Животные живого уголка. Про кошек и собак. | Практическая № 6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка» | Уч.: 74-81 РТ: 30-32 ПТ: 15 | 1ч | |
22 | Красная книга. | | Уч.: 82-85 РТ: 33-34 ПТ: 16-17 | 1ч | |
23 | Будь природе другом. | | Уч.: 86-91 РТ: 34-35 ПТ: 18 | 1ч | |
24 | Обобщающий урок по теме «Природа». Тест № 1 | | Уч.: 92-93 | 1ч | |
Жизнь города и села (10 часов) | |
25 | Город и село. Наш дом. | | Уч.: 94-99 РТ: 36 | 1ч | |
26 | Что такое экономика? | | Уч.: 100-103 РТ: 37-38 ПТ: 19 | 1ч | |
27 | Из чего что сделано? | | Уч.: 104-109 РТ: 39-40 ПТ: 20 | 1ч | |
28 | Строительство и транспорт. Виды транспорта. | | Уч.:110-117 РТ: 41-45 ПТ: 21 | 1ч | |
29 | За покупками. | | Уч.: 118-122 РТ: 4547 | 1ч | |
30 | Культура и образование. Все профессии важны. | | Уч.: 122-129 РТ: 48-50 ПТ: 22-24 | 1ч | |
31 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. | Экскурсия № 2 | Уч.: 130-133 РТ: 51-52 ПТ: 25 | 1ч | |
32 | Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. | | Уч.: 134-137 РТ: 52-53 | 1ч | |
| |
33 | Невидимые нити в лесу | | Уч.: 138-139 РТ: 54 ПТ: 26 | 1ч | |
34 | Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест № 2 | | Уч.: 140-141 | 1ч | |
Здоровье и безопасность (10 часов) | |
35 | Строение тела человека. | | Уч.: 3-9 РТ: 3-5 ПТ: 27 | 1ч | |
36 | Если хочешь быть здоров | | Уч.10-13 РТ: 5-7 ПТ6 28 | 1ч | |
37 | Поговорим о болезнях. | | Уч.: 14-17 РТ6 8-9 | 1ч | |
38 | Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! | Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц» | Уч.: 18-25 РТ: 9-11 ПТ: 29 | 1ч | |
39 | Домашние опасности | | Уч.: 26-28 РТ: 12-13 | 1ч | |
40 | Пожар | | Уч.: 29-31 РТ: 13-14 ПТ: 30 | 1ч | |
41 | Лесные опасности | | Уч.: 32-33 РТ: 15-18 ПТ: 31 | 1ч | |
42 | Как нужно купаться? | | Уч.: 34-35 РТ: 18-20 ПТ6 32 | 1ч | |
43 | Очень подозрительный тип | | Уч.: 36-41 РТ: 20 | 1ч | |
44 | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест № 3 | | Уч.: 42-43 | 1ч | |
Общение (6 часов) | |
45 | Наша дружная семья | | Уч.: 44-49 РТ: 21 | 1ч | |
46 | В школе | | Уч.: 50-54 РТ: 22-23 | 1ч | |
47 | Правила вежливости | | Уч.: 54-57 РТ: 23-24 ПТ: 33 | 1ч | |
48 | День рождения | Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета» | Уч.: 58-61 РТ: 24-25 ПТ: 34 | 1ч | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | | Уч.: 62-65 РТ: 26 | 1ч | |
50 | Обобщающий урок по теме «Общение». Тест № 4 | | Уч.: 66-67 | 1ч | |
Путешествия (18 часов) | |
51 | Посмотрите вокруг | | Уч.: 68-73 РТ6 27-29 | 1ч | |
52 | Для чего нужен компас? | Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу» | Уч.: 74-75 РТ: 29-32 ПТ: 35 | 1ч | |
| |
53 | Формы земной поверхности. | | Уч.: 76-79 РТ: 32-33 | 1ч | |
54 | Водоёмы | | Уч.: 80-84 РТ: 34-35 ПТ: 36 | 1ч | |
55 | В гости к весне. | Экскурсия № 3 | Уч.: 84-89 РТ: 36-39 ПТ: 37 | 1ч | |
56 | Путешествие по родной стране | | Уч.: 90-93 РТ: 39-41 ПТ: 38 | 1ч | |
57 | Что такое карта и как её читать? | Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты» | Уч.: 94-95 РТ: 41-43 | 1ч | |
58 | Путешествие по Москве | | Уч.: 96-99 РТ: 43-46 | 1ч | |
59 | Московский Кремль | | Уч.: 100-106 РТ: 46-49 | 1ч | |
60 | Город на Неве | | Уч.: 106-111 РТ: 49-52 | 1ч | |
61 | Путешествие по Оке | | Уч.: 112- 115 РТ: 52-53 ПТ: 39 | 1ч | |
62 | Путешествие по планете | | Уч.: 116-127 РТ: 53-58 | 1ч | |
63 | Страны мира | | Уч.: 126-131 РТ: 59-60 ПТ: 40 | 1ч | |
64 | Путешествие в космос | | Уч.: 132-135 РТ: 60-61 | 1ч | |
65 | Впереди лето | Экскурсия № 4 | Уч.: 136- 137 РТ: 62-64 ПТ: 41 | 1ч | |
66 | Обобщающий урок по теме «Путешествия». Тест № 5 | | Уч.: 138-139 | 1ч | |
67 | Итоговый тест № 6 за учебный год | | ПТ: 42-47 | 1ч | |
68 | Повторение и обобщение изученного | | | 1ч | |
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока | Вид работы | По теме |
24 | Тест № 1 | Природа |
34 | Тест № 2 | Жизнь города и села |
44 | Тест № 3 | Здоровье и безопасность |
50 | Тест № 4 | Общение |
66 | Тест № 5 | Путешествия |
67 | Тест № 6 | За учебный год |
ЛИТЕРАТУРА
Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 368 с.
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2009, 1 часть, 158 с.
Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009, 144 с. (Мастерская учителя)
Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. (Учебный год)
Плешаков А. А. Окружающий мир.. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, 144 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 144 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010, 48 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011