СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по ОЦ 02. "Литература" (3-4 семестр)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для преподавателей педагогических колледжей.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по ОЦ 02. "Литература" (3-4 семестр)»

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

Павловский филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____ / Снегирева О.А. /

«___»___________2020__г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По дисциплине «Литература»____________________________________________________________________________________

Специальность 49.02.02 «Адаптивная физическая культура»

Группа 2 АФК

Преподаватель Печерская И.И.__________________

Планирование составлено на основе рабочей программы, утвержденной приказом директора № от « » 2018 г.

Учебник (учебное пособие) 1. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В. Лебедев. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018.- 367 с.

2. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2 / Ю.В. Лебедев. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018.- 368 с.

3. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. / [О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.; сост. Е.П. Прохина]; под ред. В.П. Журавлева. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 415 с.

4. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2. / Ю.В. Лебедев. – 5 –е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 368 с.___________________________________

автор, название, издательство, год издания

Рассмотрен на заседании ЦМК филологических и эстетических дисциплин ____________________________________________________________

Протокол № ___ от «___» ________20___ г. Председатель ЦМК _________________



2020 / 2021 учебный год.



курс

семестр

Максимальная учебная нагрузка (час)

Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка (час) СРС + И.П.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час)

Консультаций

в том числе

Кол-во обязательных контрольных работ по программе

Форма промежуточной аттестации

Занятий на уроках (час)

Лаборатор-ные работы (час)

Практиче-

ские занятия (час)

Курсовое проектирование (час)






план

факт


план

факт

план

факт

план

факт


план

факт



2 АФК

3

43

5

34

34

4

10

10



24

24





4

113

35

76

76

2

20

20



56

56





Всего по дисциплине

156

40

110

110

6

30

30



80

80




дифференцированный

зачет





















Курс 2 АФК Семестр 3

№ за­ня­тия


С О Д Е Р Ж А Н И Е

(разделы, темы)


Кол-во ча­сов по раз­делу

Кол-во ча­сов по теме


Тип

занятия


Организация самостоятельной работы студентов

Планируемые результаты

Комплексное и методическое обеспечение предмета

Груп-

па,

дата

личностные

метапредметные

предметные

1

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И.А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И.А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И.А. Бунина.


1

практиче-ское занятие


- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонима-ния, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь.


























регулятивные:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

познавательные:

- искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

коммуникативные:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.













- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),

оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.).


































учебник, мультимедийная презентация, романсы на стихи И.А. Бунина


2

Проза И.А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов) (по выбору преподавателя).


1

практиче-ское занятие


учебник, мультимедийная презентация, романсы на стихи И.А. Бунина


3 - 4

Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX - XX веков, ее решение в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».


2

практиче-ское занятие

Исследование и подготовка реферата: «Женские образы в творчестве И.С. Тургенева и И.А. Бунина»; «Тема дворянских гнезд в творчестве А.П. Чехова и И.А. Бунина» (1 ч).

учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, тест рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»


5

Максим Горький (1868 - 1936). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М. Горький как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.


1

лекция с элементами беседы


учебник, мультимедийная презентация,

тексты художественной литературы (рассказы А.М.Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»), раздаточный материал (карточки-задания, таблица, тест),  кадры из фильма «Табор уходит в небо»


6

Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист. Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).


1

практиче-ское занятие


учебник, мультимедийная презентация,

тексты художественной литературы (пьеса А.М. Горького «На дне»), фрагменты телевизионной версии спектакля Московского театра «Современник» по пьесе Горького «На дне»


7 - 8

Роль пейзажа в романтическом произведении М. Горького «Старуха Изергиль».


2

практиче-ское занятие


учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, тест произведения М. Горького «Старуха Изергиль», фрагменты спектакля театра «Леон» по произведению Максима Горького «Старуха Изергиль»



Модернизм конца XIX – ХХ века

9









9

Александр Александрович Блок (1880 - 1921). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта.


1

урок-исследование


- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь.




































































регулятивные:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

познавательные:

- искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

коммуникативные:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.












































- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности.














учебник,

мультимедийная презентация, хрестоматия, сборники стихов,

 аудиозаписи музыки М. Мусоргского и Корсакова, фортепианные концерты С. В. Рахманинова


10

Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.


1

практиче-ское занятие

Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина и А.А. Блока»; «Тема России в творчестве русских поэтов М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока»; «Тема революции в творчестве А. Блока» (1 ч).

учебник,

мультимедийная презентация, хрестоматия, сборники стихов,

 карточки с индивидуальными заданиями


11 - 12

Леонид Николаевич Андреев (1871 – 1919). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие стиля писателя, выразительность экспрессивность художественной детали.


2

практиче-ское занятие




учебник, мультимедийная презентация, Новый завет и Псалтырь от Матвея глава 26, репродукция картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, репродукции картин на евангельские сюжеты, карточки с заданиями для творческих групп


13 - 14

Человек в художественном мире Л.Н. Андреева.


2

практиче-ское занятие



учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, иллюстрации Анастасии Зыкиной к произведениям Леонида Андреева,  рисунки Л.Н. Андреева.


15

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924). Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942). Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.


1

практиче-ское занятие



учебник, мультимедийная презентация, видеофрагмент «Лирика В.Я. Брюсова», тексты стихотворений, карточки с индивидуальными заданиями, тексты стихотворений, статья К.Бальмонта  «Элементарные слова о символической поэзии», репродукции картин художников-импрессионистов К.Монэ, Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуара, И.Левитана, Коровина, запись музыкальных  произведения К.Дебюсси


16

Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921). Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Хлебников Велимир Владимирович (1885 – 1922). Сведения из биографии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.


1

практиче-ское занятие



























учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия,

аудиозаписи стихов поэта



17

Игорь Северянин (1887 – 1941). Сведения из биографии. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Николай Алексеевич Клюев (1884 – 1937). Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.


1

практиче-ское занятие



учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия,

аудиозаписи стихов поэта




Литература советского времени.

67




- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).





































































































регулятивные:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

познавательные:

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

коммуникативные:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.



























































- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, репродукции портретов А.А. Ахматовой работы Альтмана, Петрова-Водкина, Анненкова, Модильяни, музыка Шопена, Шостаковича, любимых композиторов Ахматовой


18 - 19

Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966). Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.


2

урок-размышление

Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патриотические стихи А.А.Ахматовой и советская литература»; «Трагедия «стомильонного народа» в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А.А. Ахматовой (1 ч).


20 -21

Семинарское занятие с элементами исследования «Особенности восприятия лирики А.А. Ахматовой через художественные образы».


2

практиче-ское занятие



учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, сборники стихов поэта



учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, заочная экскурсия по есенинским местам: Константиново — Москва, песни, романсы на стихи С. Есенина



22 - 23

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925). Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.







2

урок-творческая мастерская

Исследование и подготовка доклада: «Я б навеки пошел за тобой…»; «Тема любви в творчестве С.А. Есенина»; «Тема Родины в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока» (1 ч).

24 -25







Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Тема поэта и поэзии. Поэма «Облако в штанах». Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.








2







урок-исследование


учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, аудиозаписи стихов поэта, рисунки В.В. Маяковского, плакаты Д. Моора




26 - 27

Семинарское занятие с элементами исследования «Поэтическое новаторство В.В. Маяковского».


2

практиче-ское занятие



учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями


28 - 29

Марина Ивановна Цветаева (1892 - 1941). Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.


2

урок-встреча

Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников», «М. Цветаева, Б. Пастернак, Р.М. Рильке: диалог поэтов», «М.И. Цветаева и А.А. Ахматова», «М.И. Цветаева — драматург». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И. Цветаевой (1 ч).

учебник,

мультимедийная презентация, хрестоматия, тексты стихотворений, аудиозапись вальса Е.Доги из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»



30

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938). Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э. Мандельштама.

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама.


1

практиче-ское занятие







учебник,

мультимедийная презентация, хрестоматия,

фотографии собора Парижской Богоматери, репродукция с картины Жака-Луи Давида «Парис и Елена»; «Мифологический словарь» Г. Щеглова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля; раздаточный материал, сборники стихотворений, статья О.Э. Мандельштама «Утро акмеизма»


31 - 32

Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960). Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.


2

практиче-ское занятие



учебник,

хрестоматия, видеофильм «Борис Пастернак», А. Скрябин. 1-я и 2-я сонаты; Ф.Шопен. Этюды; И. Стравинский. Музыка к балету «Петрушка». Б. Л. Пастернак. «Прелюдия». М. Врубель. «Демон». Живописно-графические работы Л.О. Пастернака


учебник, мультимедийная презентация, видеофильм «Евгений Замятин», иллюстрации к роману Е. И. Замятина «Мы» О.К. Вуколовой


33-34

Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937). Сведения из биографии. Роман «Мы». Тема личности и тоталитарного государства в романе. Нравственные основания свободы в романе.


2

практиче-ское занятие



































Курс 2 «АФК» Семестр 4

№ за­ня­тия


С О Д Е Р Ж А Н И Е

(разделы, темы)


Кол-во ча­сов по раз­делу

Кол-во ча­сов по теме


Тип

занятия


Организация самостоятельной работы студентов

Планируемые результаты

Комплексное и методическое обеспечение предмета

Груп-

па,

дата

личностные

метапредметные

предметные

35

-

36

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940). Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).


Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов.


2

лекция с элементами беседы

Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев М. А. Булгакова (4 ч).

- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).






































































































































































































































регулятивные:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

познавательные:

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

коммуникативные:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


























































































































































































- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.



































































































































































учебник, мультимедийная презентация, фотографии писателя,

иллюстрации русских художников к произведениям М.А. Булгакова


37

-

38

Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни.


2

практическое занятие





учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, фрагменты из кино-фильма «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко).


39

-

40

Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.


2

практическое занятие



учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия,

фрагменты из кино-фильма «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко).


41

Любовь и судьба Мастера.


1

практическое занятие






учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия,

карточки с индивидуальными заданиями


42

Традиции русской литературы (творчество Н.В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.


1

практическое занятие



хрестоматия,

фрагменты из кино-фильмов «Дни Турбиных» (реж. В. Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко), тест по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


43

-

44

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899 - 1951). Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека.


2

лекция с элементами беседы

Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А. Платонова»; «Традиции и новаторство в творчестве А. Платонова» (4ч).

учебник, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями,

музыка Д. Д.Шостаковича, И. О. Дунаевского, картины П.Н. Филонова


45

-

46

Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.


2

практическое занятие



учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, тест по произведениям А.Платонова


47

-

48

Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984). Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М.А. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества МА. Шолохова.


2

лекция с элементами беседы





учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями


49

-

50

Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачеств в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа.


2

практическое занятие






Исследование и подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее «Тихий Дон» и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения» (4 ч).

Домашнее сочинение по творчеству М.А. Шолохова.

учебник, хрестоматия, иллюстрации О.Г. Верейского к роману «Тихий Дон», карточки с индивидуальными заданиями


51

-

52

Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.


2

практическое занятие



учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, фрагменты из кинофильма режиссера С.А. Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957 - 1958 годы)


53

Женские судьбы. Любовь на страницах романа.


1

практическое занятие





учебник, фрагменты из кинофильма режиссера С.А. Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957 - 1958 годы)



54


Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.


1

практическое занятие



мультимедийная презентация, хрестоматия, тест по произведению М.А. Шолохова «Тихий Дон»



55

-

56

Владимир Владимирович Набоков (1899 – 1977). Сведения из биографии. Образы главных героев и проблемы в рассказах В.В. Набокова «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте».


2

практическое занятие



учебник, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями,

фрагменты из кинофильма режиссера Тамары Павлюченко «Машенька» (Союзтелефильм, 1991 год)


57

-

58

Развитие драматургии в 1930-е годы. Сатирическое обличение нового быта. М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров.



2

лекция с элементами беседы


учебник, хрестоматия,

фрагменты из кинофильма режиссера Марка Захарова «12 стульев» (Творческое объединение «Экран», 1976 год)


59

-

60

Исаак Эммануилович Бабель (1894 - 1940). Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.


2

практическое занятие


Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рассказов И. Э. Бабеля», «Изображение революции в «Конармии» И. Бабеля и романе А. Фадеева «Разгром»» (4 ч)

мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями




61

-

62

Александр Александрович Фадеев (1901 - 1956). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции.


2

лекция с элементами беседы







Исследование и подготовка доклада: «А.А. Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А.А. Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А.А. Фадеева» (4 ч)

мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями


63

-

64

Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.


2

практическое занятие





учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия


65

-

66

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008). Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев.


2

урок-

творческая мастерская





мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями



67

-

68

Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А.И. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.


2

практическое занятие




мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями


69

Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены.


1

практическое занятие





карточки с индивидуальными заданиями


70

«Лагерная проза» А.И. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ». Публицистика А.И. Солженицына.


1

практическое занятие



Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно- выразительный язык кинематографа и литературы» (4 ч)

кадры из экранизаций произведений А.И. Солженицына.


71

-

72

Варлам Тихонович Шаламов (1907 – 1982). Сведения из биографии. Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.


2

лекция с элементами беседы


учебник,

мультимедийная презентация, хрестоматия, кадры из экранизаций произведений В.Т. Шаламова


73

-

74

Николай Алексеевич Заболоцкий(1903 – 1958). Сведения из биографии. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Н.А. Заболоцкого.


2

практическое занятие



учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия,


75

-

76

Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971). Сведения из биографии А.Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т. Твардовского. Особенности поэтического мира.


2

практическое занятие


Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского» (4 ч)

учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями


77

-

78

Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир».


2

практическое занятие








учебник, хрестоматия, иллюстрации к произведениям А.Т. Твардовского


79

-

80

Иосиф Александрович Бродский (1940 – 1996). Сведения из биографии. Художественный мир лирики И.А. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.


2

практическое занятие







учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, видеофильм «И.А. Бродский. Штрихи к портрету»


81

-

82

Николай Михайлович Рубцов (1936 – 19 января 1971). Сведения из биографии. Художественные средства, своеобразие лирического героя в поэзии Н.М. Рубцова. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н.М. Рубцова.


2


урок-творческая мастерская


учебник, хрестоматия


83

-

84

Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974). Сведения из биографии. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В.М. Шукшина.


2

практическое занятие





Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Многообразие народных характеров в творчестве В.М. Шукшина» (4 ч)

учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, кадры из экранизаций произведений В.М. Шукшина



Проза второй половины ХХ века.

6









85

-

86

Основные направления и течения художественной прозы 1950 - 1980-х годов (обзор). Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.


2

практическое занятие



- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).































































регулятивные:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

познавательные:

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

коммуникативные:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.








- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия,

карточки с индивидуальными заданиями


87

-

88

Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений.

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти.


2

практическое занятие


Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Новое осмысление роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти», «Философский смысл повести В. Распутина «Прощание с Матерой» в контексте традиций русской литературы» (2 ч)




учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия,

карточки с индивидуальными заданиями


89

-

90

Автобиографическая литература.

Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы.


2

практическое занятие






творчество художников-пейзажистов ХХ века. Экранизация произведений прозаиков 1950 - 1980-х годов



Драматургия второй половины ХХ века.

6









91

-

92

Драматургия 1950 - 1980-х годов. Особенности драматургии 1950 - 1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950 - 1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей.


2

практическое занятие






Экранизация пьес драматургов 1950 - 1980-х годов


93

-

94

Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия.

Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией.


2

практическое занятие






учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия,

карточки с индивидуальными заданиями


95

-

96

Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова.

Тематика и проблематика драматургии 1970 - 1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970 - 1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма».


2

практическое занятие






учебник, мультимедийная презентация



Поэзия второй половины XX века.

5









97

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950 - 1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков.


1

практическое занятие






Эстрадная песня, авторская песня, рок-поэзия. Тема родины в живописи 1950 - 1980-х годов


98

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950 - 1980-х годов.. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни.


1

практическое занятие

















учебник, мультимедийная презентация,

карточки с индивидуальными заданиями


99

-

100

Литературные объединения и направления в поэзии 1950 - 1980-х годов.

Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы.


2

практическое занятие






учебник, мультимедийная презентация,

карточки с индивидуальными заданиями


101

Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.


1

практическое занятие


Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «Поэзия Б.А. Ахмадулиной, В.С. Высоцкого, Б.Ш. Окуджавы, А.А. Вознесенского в контексте русской литературы» (1 ч).




учебник, мультимедийная презентация




Современный литературный процесс.

4









102

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.). Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б.Акунина, С. Алексиевича, Д.Л. Быкова, Э.Веркина и др.


1

практическое занятие






учебник, мультимедийная презентация,

карточки с индивидуальными заданиями


103

Новейшая проза Л.Петрушевской, С. Каледина, В.Аксенова, А.Проханова и др. «Болевые точки» современной жизни в прозе В.Маканина, Л.Улицкой, Т.Толстой, В.Токаревой и др.


1

практическое занятие






учебник, мультимедийная презентация,

карточки с индивидуальными заданиями


104

-

105

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т.п.). «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер и др.


2

практическое занятие









учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями



Мировая литература.

1









106

Роман О. Бальзака «Гобсек». Особенности композиции романа. Трак­товка «вечного образа» скупого.


1

практическое занятие






учебник, мультимедийная презентация,

карточки с индивидуальными заданиями



Родная (региональная) литература.

2









107

-

108

Литературное наследие Воронежского края (обзор).


2

лекция с элементами беседы





учебник, мультимедийная презентация,

карточки с индивидуальными заданиями



Литература народов России.

2









109

-

110

Самобытное и вдохновенное, жизнеутверждающее и многоликое, смелое и гневное в произведениях народов мира (обзор).

Дифференцированный зачет.


2

урок-творческая мастерская





учебник, мультимедийная презентация,

карточки с индивидуальными заданиями