СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный материал предназначен для преподавателей педагогических колледжей.
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Павловский филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
____ / Снегирева О.А. /
«___»___________2020__г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По дисциплине «Литература»____________________________________________________________________________________
Специальность 49.02.02 «Адаптивная физическая культура»
Группа 2 АФК
Преподаватель Печерская И.И.__________________
Планирование составлено на основе рабочей программы, утвержденной приказом директора № от « » 2018 г.
Учебник (учебное пособие) 1. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В. Лебедев. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018.- 367 с.
2. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2 / Ю.В. Лебедев. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018.- 368 с.
3. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. / [О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.; сост. Е.П. Прохина]; под ред. В.П. Журавлева. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 415 с.
4. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2. / Ю.В. Лебедев. – 5 –е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 368 с.___________________________________
автор, название, издательство, год издания
Рассмотрен на заседании ЦМК филологических и эстетических дисциплин ____________________________________________________________
Протокол № ___ от «___» ________20___ г. Председатель ЦМК _________________
2020 / 2021 учебный год.
курс | семестр | Максимальная учебная нагрузка (час) | Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка (час) СРС + И.П. | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час) | Консультаций | в том числе | Кол-во обязательных контрольных работ по программе | Форма промежуточной аттестации | ||||||||||
Занятий на уроках (час) | Лаборатор-ные работы (час) | Практиче- ские занятия (час) | Курсовое проектирование (час) | |||||||||||||||
|
|
|
| план | факт |
| план | факт | план | факт | план | факт |
| план | факт |
| ||
2 АФК | 3 | 43 | 5 | 34 | 34 | 4 | 10 | 10 |
|
| 24 | 24 |
|
|
|
| ||
4 | 113 | 35 | 76 | 76 | 2 | 20 | 20 |
|
| 56 | 56 |
|
|
|
| |||
Всего по дисциплине | 156 | 40 | 110 | 110 | 6 | 30 | 30 |
|
| 80 | 80 |
|
|
| дифференцированный зачет |
Курс 2 АФК Семестр 3
№ занятия |
С О Д Е Р Ж А Н И Е (разделы, темы)
| Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме |
Тип занятия |
Организация самостоятельной работы студентов | Планируемые результаты | Комплексное и методическое обеспечение предмета | Груп- па, дата | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||
1 | Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И.А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И.А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И.А. Бунина. |
| 1 | практиче-ское занятие |
| - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонима-ния, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь.
| регулятивные: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; познавательные: - искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
| - в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: - обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); - использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; - определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; - анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); - давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); - анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; - анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.).
| учебник, мультимедийная презентация, романсы на стихи И.А. Бунина |
|
2 | Проза И.А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов) (по выбору преподавателя). |
| 1 | практиче-ское занятие |
| учебник, мультимедийная презентация, романсы на стихи И.А. Бунина |
| |||
3 - 4 | Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX - XX веков, ее решение в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». |
| 2 | практиче-ское занятие | Исследование и подготовка реферата: «Женские образы в творчестве И.С. Тургенева и И.А. Бунина»; «Тема дворянских гнезд в творчестве А.П. Чехова и И.А. Бунина» (1 ч). | учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, тест рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» |
| |||
5 | Максим Горький (1868 - 1936). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М. Горький как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. |
| 1 | лекция с элементами беседы |
| учебник, мультимедийная презентация, тексты художественной литературы (рассказы А.М.Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»), раздаточный материал (карточки-задания, таблица, тест), кадры из фильма «Табор уходит в небо» |
| |||
6 | Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист. Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский). |
| 1 | практиче-ское занятие |
| учебник, мультимедийная презентация, тексты художественной литературы (пьеса А.М. Горького «На дне»), фрагменты телевизионной версии спектакля Московского театра «Современник» по пьесе Горького «На дне» |
| |||
7 - 8 | Роль пейзажа в романтическом произведении М. Горького «Старуха Изергиль». |
| 2 | практиче-ское занятие |
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, тест произведения М. Горького «Старуха Изергиль», фрагменты спектакля театра «Леон» по произведению Максима Горького «Старуха Изергиль» |
| |||
| Модернизм конца XIX – ХХ века | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | Александр Александрович Блок (1880 - 1921). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта. |
| 1 | урок-исследование |
| - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь.
| регулятивные: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; познавательные: - искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
| - демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: - обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); - использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; - давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; - анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; - определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; - анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); - давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); - анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности.
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, сборники стихов, аудиозаписи музыки М. Мусоргского и Корсакова, фортепианные концерты С. В. Рахманинова |
|
10 | Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. |
| 1 | практиче-ское занятие | Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина и А.А. Блока»; «Тема России в творчестве русских поэтов М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока»; «Тема революции в творчестве А. Блока» (1 ч). | учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, сборники стихов, карточки с индивидуальными заданиями |
| |||
11 - 12 | Леонид Николаевич Андреев (1871 – 1919). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие стиля писателя, выразительность экспрессивность художественной детали. |
| 2 | практиче-ское занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, Новый завет и Псалтырь от Матвея глава 26, репродукция картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, репродукции картин на евангельские сюжеты, карточки с заданиями для творческих групп |
| |||
13 - 14 | Человек в художественном мире Л.Н. Андреева. |
| 2 | практиче-ское занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, иллюстрации Анастасии Зыкиной к произведениям Леонида Андреева, рисунки Л.Н. Андреева. |
| |||
15 | Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924). Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942). Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. |
| 1 | практиче-ское занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, видеофрагмент «Лирика В.Я. Брюсова», тексты стихотворений, карточки с индивидуальными заданиями, тексты стихотворений, статья К.Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии», репродукции картин художников-импрессионистов К.Монэ, Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуара, И.Левитана, Коровина, запись музыкальных произведения К.Дебюсси |
| |||
16 | Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921). Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Хлебников Велимир Владимирович (1885 – 1922). Сведения из биографии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. |
| 1 | практиче-ское занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, аудиозаписи стихов поэта
|
| |||
17 | Игорь Северянин (1887 – 1941). Сведения из биографии. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. Николай Алексеевич Клюев (1884 – 1937). Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. |
| 1 | практиче-ское занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, аудиозаписи стихов поэта
|
| |||
| Литература советского времени. | 67 |
|
|
| - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
| регулятивные: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; познавательные: - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; - спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
| - демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: - обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); - использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; - давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; - анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; - определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; - анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); - анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); - осуществлять следующую продуктивную деятельность: - давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); - выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, репродукции портретов А.А. Ахматовой работы Альтмана, Петрова-Водкина, Анненкова, Модильяни, музыка Шопена, Шостаковича, любимых композиторов Ахматовой |
|
18 - 19 | Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966). Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. |
| 2 | урок-размышление | Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патриотические стихи А.А.Ахматовой и советская литература»; «Трагедия «стомильонного народа» в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А.А. Ахматовой (1 ч). | |||||
| ||||||||||
20 -21 | Семинарское занятие с элементами исследования «Особенности восприятия лирики А.А. Ахматовой через художественные образы». |
| 2 | практиче-ское занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, сборники стихов поэта
|
| |||
учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, заочная экскурсия по есенинским местам: Константиново — Москва, песни, романсы на стихи С. Есенина
|
| |||||||||
22 - 23 | Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925). Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. |
| 2 | урок-творческая мастерская | Исследование и подготовка доклада: «Я б навеки пошел за тобой…»; «Тема любви в творчестве С.А. Есенина»; «Тема Родины в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока» (1 ч). | |||||
24 -25
| Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Тема поэта и поэзии. Поэма «Облако в штанах». Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. |
| 2
| урок-исследование |
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, аудиозаписи стихов поэта, рисунки В.В. Маяковского, плакаты Д. Моора
|
| |||
26 - 27 | Семинарское занятие с элементами исследования «Поэтическое новаторство В.В. Маяковского». |
| 2 | практиче-ское занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями |
| |||
28 - 29 | Марина Ивановна Цветаева (1892 - 1941). Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. |
| 2 | урок-встреча | Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников», «М. Цветаева, Б. Пастернак, Р.М. Рильке: диалог поэтов», «М.И. Цветаева и А.А. Ахматова», «М.И. Цветаева — драматург». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И. Цветаевой (1 ч). | учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, тексты стихотворений, аудиозапись вальса Е.Доги из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»
|
| |||
30 | Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938). Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама. |
| 1 | практиче-ское занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, фотографии собора Парижской Богоматери, репродукция с картины Жака-Луи Давида «Парис и Елена»; «Мифологический словарь» Г. Щеглова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля; раздаточный материал, сборники стихотворений, статья О.Э. Мандельштама «Утро акмеизма» |
| |||
31 - 32 | Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960). Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. |
| 2 | практиче-ское занятие
|
| учебник, хрестоматия, видеофильм «Борис Пастернак», А. Скрябин. 1-я и 2-я сонаты; Ф.Шопен. Этюды; И. Стравинский. Музыка к балету «Петрушка». Б. Л. Пастернак. «Прелюдия». М. Врубель. «Демон». Живописно-графические работы Л.О. Пастернака |
| |||
учебник, мультимедийная презентация, видеофильм «Евгений Замятин», иллюстрации к роману Е. И. Замятина «Мы» О.К. Вуколовой |
| |||||||||
33-34 | Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937). Сведения из биографии. Роман «Мы». Тема личности и тоталитарного государства в романе. Нравственные основания свободы в романе. |
| 2 | практиче-ское занятие
|
|
Курс 2 «АФК» Семестр 4
№ занятия |
С О Д Е Р Ж А Н И Е (разделы, темы)
| Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме |
Тип занятия |
Организация самостоятельной работы студентов | Планируемые результаты | Комплексное и методическое обеспечение предмета | Груп- па, дата | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||
35 - 36 | Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940). Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. |
| 2 | лекция с элементами беседы | Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев М. А. Булгакова (4 ч). | - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
| регулятивные: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; познавательные: - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; - спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
| - демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: - обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); - использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; - давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; - анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; - определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; - анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); - анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); - осуществлять следующую продуктивную деятельность: - давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); - выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
| учебник, мультимедийная презентация, фотографии писателя, иллюстрации русских художников к произведениям М.А. Булгакова |
|
37 - 38 | Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. |
| 2 | практическое занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, фрагменты из кино-фильма «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко). |
| |||
39 - 40 | Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. |
| 2 | практическое занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, фрагменты из кино-фильма «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко). |
| |||
41 | Любовь и судьба Мастера. |
| 1 | практическое занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями |
| |||
42 | Традиции русской литературы (творчество Н.В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. |
| 1 | практическое занятие
|
| хрестоматия, фрагменты из кино-фильмов «Дни Турбиных» (реж. В. Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко), тест по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» |
| |||
43 - 44 | Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899 - 1951). Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. |
| 2 | лекция с элементами беседы | Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А. Платонова»; «Традиции и новаторство в творчестве А. Платонова» (4ч). | учебник, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями, музыка Д. Д.Шостаковича, И. О. Дунаевского, картины П.Н. Филонова |
| |||
45 - 46 | Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. |
| 2 | практическое занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, тест по произведениям А.Платонова |
| |||
47 - 48 | Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984). Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М.А. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества МА. Шолохова. |
| 2 | лекция с элементами беседы
|
| учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
| |||
49 - 50 | Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачеств в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. |
| 2 | практическое занятие
| Исследование и подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее «Тихий Дон» и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения» (4 ч). Домашнее сочинение по творчеству М.А. Шолохова. | учебник, хрестоматия, иллюстрации О.Г. Верейского к роману «Тихий Дон», карточки с индивидуальными заданиями |
| |||
51 - 52 | Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. |
| 2 | практическое занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, фрагменты из кинофильма режиссера С.А. Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957 - 1958 годы) |
| |||
53 | Женские судьбы. Любовь на страницах романа. |
| 1 | практическое занятие
|
| учебник, фрагменты из кинофильма режиссера С.А. Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957 - 1958 годы)
|
| |||
54
| Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. |
| 1 | практическое занятие
|
| мультимедийная презентация, хрестоматия, тест по произведению М.А. Шолохова «Тихий Дон»
|
| |||
55 - 56 | Владимир Владимирович Набоков (1899 – 1977). Сведения из биографии. Образы главных героев и проблемы в рассказах В.В. Набокова «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте». |
| 2 | практическое занятие
|
| учебник, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями, фрагменты из кинофильма режиссера Тамары Павлюченко «Машенька» (Союзтелефильм, 1991 год) |
| |||
57 - 58 | Развитие драматургии в 1930-е годы. Сатирическое обличение нового быта. М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров.
|
| 2 | лекция с элементами беседы |
| учебник, хрестоматия, фрагменты из кинофильма режиссера Марка Захарова «12 стульев» (Творческое объединение «Экран», 1976 год) |
| |||
59 - 60 | Исаак Эммануилович Бабель (1894 - 1940). Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. |
| 2 | практическое занятие
| Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рассказов И. Э. Бабеля», «Изображение революции в «Конармии» И. Бабеля и романе А. Фадеева «Разгром»» (4 ч) | мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями
|
| |||
61 - 62 | Александр Александрович Фадеев (1901 - 1956). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. |
| 2 | лекция с элементами беседы
| Исследование и подготовка доклада: «А.А. Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А.А. Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А.А. Фадеева» (4 ч) | мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
| |||
63 - 64 | Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа. |
| 2 | практическое занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия |
| |||
65 - 66 | Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008). Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. |
| 2 | урок- творческая мастерская
|
| мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями
|
| |||
67 - 68 | Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А.И. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. |
| 2 | практическое занятие
|
| мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
| |||
69 | Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. |
| 1 | практическое занятие
|
| карточки с индивидуальными заданиями |
| |||
70 | «Лагерная проза» А.И. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ». Публицистика А.И. Солженицына. |
| 1 | практическое занятие
| Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно- выразительный язык кинематографа и литературы» (4 ч) | кадры из экранизаций произведений А.И. Солженицына. |
| |||
71 - 72 | Варлам Тихонович Шаламов (1907 – 1982). Сведения из биографии. Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. |
| 2 | лекция с элементами беседы |
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, кадры из экранизаций произведений В.Т. Шаламова |
| |||
73 - 74 | Николай Алексеевич Заболоцкий(1903 – 1958). Сведения из биографии. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Н.А. Заболоцкого. |
| 2 | практическое занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, |
| |||
75 - 76 | Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971). Сведения из биографии А.Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. |
| 2 | практическое занятие
| Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского» (4 ч) | учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями |
| |||
77 - 78 | Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир». |
| 2 | практическое занятие
|
| учебник, хрестоматия, иллюстрации к произведениям А.Т. Твардовского |
| |||
79 - 80 | Иосиф Александрович Бродский (1940 – 1996). Сведения из биографии. Художественный мир лирики И.А. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох. |
| 2 | практическое занятие
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, видеофильм «И.А. Бродский. Штрихи к портрету» |
| |||
81 - 82 | Николай Михайлович Рубцов (1936 – 19 января 1971). Сведения из биографии. Художественные средства, своеобразие лирического героя в поэзии Н.М. Рубцова. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н.М. Рубцова. |
| 2
| урок-творческая мастерская |
| учебник, хрестоматия |
| |||
83 - 84 | Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974). Сведения из биографии. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В.М. Шукшина. |
| 2 | практическое занятие
| Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Многообразие народных характеров в творчестве В.М. Шукшина» (4 ч) | учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, кадры из экранизаций произведений В.М. Шукшина |
| |||
| Проза второй половины ХХ века. | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
85 - 86 | Основные направления и течения художественной прозы 1950 - 1980-х годов (обзор). Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. |
| 2 | практическое занятие
|
| - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
| регулятивные: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; познавательные: - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; - спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; коммуникативные: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
| - демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: - обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); - использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; - давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; - анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; - определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; - анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); - анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); - осуществлять следующую продуктивную деятельность: - давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); - выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. | учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями |
|
87 - 88 | Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. |
| 2 | практическое занятие
| Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Новое осмысление роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти», «Философский смысл повести В. Распутина «Прощание с Матерой» в контексте традиций русской литературы» (2 ч) |
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями |
|
89 - 90 | Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы. |
| 2 | практическое занятие
|
|
|
|
| творчество художников-пейзажистов ХХ века. Экранизация произведений прозаиков 1950 - 1980-х годов |
|
| Драматургия второй половины ХХ века. | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
91 - 92 | Драматургия 1950 - 1980-х годов. Особенности драматургии 1950 - 1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950 - 1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. |
| 2 | практическое занятие
|
|
|
|
| Экранизация пьес драматургов 1950 - 1980-х годов |
|
93 - 94 | Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. |
| 2 | практическое занятие
|
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, хрестоматия, карточки с индивидуальными заданиями |
|
95 - 96 | Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970 - 1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970 - 1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма». |
| 2 | практическое занятие
|
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация |
|
| Поэзия второй половины XX века. | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
97 | Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950 - 1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. |
| 1 | практическое занятие
|
|
|
|
| Эстрадная песня, авторская песня, рок-поэзия. Тема родины в живописи 1950 - 1980-х годов |
|
98 | Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950 - 1980-х годов.. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. |
| 1 | практическое занятие
|
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
|
99 - 100 | Литературные объединения и направления в поэзии 1950 - 1980-х годов. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. |
| 2 | практическое занятие
|
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
|
101 | Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. |
| 1 | практическое занятие
| Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «Поэзия Б.А. Ахмадулиной, В.С. Высоцкого, Б.Ш. Окуджавы, А.А. Вознесенского в контексте русской литературы» (1 ч). |
|
|
| учебник, мультимедийная презентация
|
|
| Современный литературный процесс. | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
102 | Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.). Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б.Акунина, С. Алексиевича, Д.Л. Быкова, Э.Веркина и др. |
| 1 | практическое занятие
|
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
|
103 | Новейшая проза Л.Петрушевской, С. Каледина, В.Аксенова, А.Проханова и др. «Болевые точки» современной жизни в прозе В.Маканина, Л.Улицкой, Т.Толстой, В.Токаревой и др. |
| 1 | практическое занятие
|
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
|
104 - 105 | Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т.п.). «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер и др. |
| 2 | практическое занятие
|
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
|
| Мировая литература. | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
106 | Роман О. Бальзака «Гобсек». Особенности композиции романа. Трактовка «вечного образа» скупого. |
| 1 | практическое занятие
|
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
|
| Родная (региональная) литература. | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
107 - 108 | Литературное наследие Воронежского края (обзор). |
| 2 | лекция с элементами беседы |
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
|
| Литература народов России. | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
109 - 110 | Самобытное и вдохновенное, жизнеутверждающее и многоликое, смелое и гневное в произведениях народов мира (обзор). Дифференцированный зачет. |
| 2 | урок-творческая мастерская |
|
|
|
| учебник, мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями |
|