Календарно-тематическое планирование
по предмету «Развитие психических процессов» для
обучающегося 4 класса
(обучение по СИПР)
Донецк, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Количество часов в неделю –1 час.
2. Годовое количество часов согласно программе - 17 часов (3 и 4 четверти).
Данная программа адаптирована под психофизиологические особенности обучающегося.
Предложенная программа СИПР предназначена для умственно отсталых детей с нарушениями познавательных и психических процессов.
Цель:
1. Последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения.
2. Повысить уровень познавательно-личностного развития школьников.
3. Повысить уровень развития мотивационно-личностной сферы.
Задачи :
· формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
· коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся;
· формирование пространственно-временных ориентировок;
· развитие слухо голосовых координаций;
· формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
· совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
· обогащение словарного запаса детей;
· исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
· формирование точности и целенаправленности движений и действий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
Личностные
У обучающегося будут формироваться:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего» ученика;
мотивационная основа учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся будет учиться:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся будет учиться:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в умственной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать;
конкретизировать;
устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся будет учиться:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает психолог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность школьников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
· косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов
цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.
Тематическое планирование курса «Развитие психических процессов»
Ученика 4 – а класса
с расчетом 1 час в неделю (17 часов )
№ п/п | Дата | факт | Тема занятия | Методики и задания | Оборудование | Межпредметные связи |
|
Коррекционно-развивающий блок – 17 часов. |
Развитие восприятия, воображения – 3 часа. |
1 | | | Пространственное воображение | Игры: «Дорисуй-ка», «Что изменилось», «Разложи по порядку» | Рабочие тетради. Ручки карандаши Ручки и карандаши. Наглядный материал | Развитие речи, математика, ИЗО |
2 | | | Пространственное воображение | Игры: «Что изменилось?», «Назови фигуры», «Заштрихуй фигуры в заданном направлении» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Математика, развитие речи |
3 | | | Форма. Величина предмета | Игры: «Волшебный мешочек», «Точно также», Графический диктант | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Математика, ИЗО |
Развитие внимания – 3 часа. |
4 | | | Развитие распределения внимания | Игры: «Вычеркивай буквы», «Где находится», «Штриховка» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Развитие речи, чтение, ИЗО |
5 | | | Развитие произвольного внимания | Игры: «Расположи слова», «Найди смысл», «Копируй точки» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Математика, развитие речи |
6 | | | Развитие слухового внимания | Игры: «Запретное число», «Чьё слово», «Копируй точки» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Математика, развитие речи, ИЗО |
Развитие памяти – 4 часов. |
7 | | | Развитие памяти | Игры:«Какого цвета», «Найди одинаковые», «Дорисуй» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | ИЗО, русский язык |
8 | | | Развитие памяти | Игры: «Вырезай точно», «Запомни и воспроизведи», «Заштрихуй» | Ножницы. Трафареты. Рабочие тетради. Ручки и карандаши | Ручной труд, чтение |
9 | | | Развитие зрительной памяти | Игры: «Запомни порядок», «Запомни рисунок», «Копируй точки» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Русский язык, математика |
10 | | | Развитие наблюдательности, зрительной памяти | Игры: «Художник», «Запомни, рисуя», «Заштрихуй» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Русский язык, математика, ИЗО |
Развитие аналитико-синтетической деятельности – 3 часа. |
11 | | | Загадки палочек | Игры с палочками, задание «построй самостоятельно», «Заштрихуй» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал, счетные палочки | Математика, развитие речи, труд |
12 | | | Магический треугольник | Задание «Подсчитай, сколько», «Копируй точки» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Математика, развитие речи |
13 | | | Полезные наблюдения | Задания: «Вспомни времена года», «Признаки каждого времени года», «В чем сходство и в чем различие», «Заштрихуй» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Математика, развитие речи, окружающий мир |
Развитие личностно-мотивационной сферы – 3 часа |
14 | | | Нахождение закономерностей | Задания: «На что это похоже?», кубики Косса, «Продолжи узор» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Математика, развитие речи |
15 | | | Составление комбинаций | Задание «Составь цветовую комбинацию», «Продолжи узор» | Рабочие тетради. Ручки и карандаши. Наглядный материал. | Математика, развитие речи, ИЗО |
16 | | | Урок-игра | Задания: «Дополни ряд», «Выбери недостающую фигуру», графический диктант | Карточки- задания | ИЗО, развитие речи |
Итоговый диагностический блок – 1час. |
17 | | | Комплексное занятие. Итоговый урок за год. | Игры. Упражнения, тесты | Карточки-задания. Ручки. Карандаши | Развитие речи, ИЗО |