СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир", 2 класс. Образовательная система "Школа России". Учебник по окружающему миру, 2 класс. Плешаков А.А.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир", 2 класс»

Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №131

Красносельского района
Санкт-Петербурга



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

2 «Б» класс








Учитель: Баскакова Надежда Сергеевна

Квалификационная категория: высшая






Санкт-Петербург

2019/2020 учебный год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир», 2 Б класс

По плану 2 часа в неделю. По программе за год 68 часов. По КТП - 63 часа.


п/п

Дата


Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые

предметные

результаты освоения

материала

Универсальные
учебные действия

I четверть (16 часов)

Где мы живём? (3 часа)

1

02.09.

Родная страна. Государ-

ственная символика.

Правила поведения при прослушива-

нии гимна.


ОБЖ Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Комбинированный урок.

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

Развитие долговременной памяти.

Развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение.

Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке. Знание названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; умение называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира.


Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.

2

06.09.

Город и село. Проект «Родной город»

Родной город:

название, основные

достопримечательности. Особенности труда людей родного края


ОБЖ Пожарная безопасность и поведение при пожарах.

Урок-проект.

Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

Развитие логического мышления, наблюдательности.

Сравнение с помощью фотографий и по

личным наблюдениям город и село;

работать в паре: находить изображения

города и села, обозначать их цветными фиш-

ками, осуществлять контроль и коррекцию;

рассказывать о своём городе (селе) по плану;

работать в паре: сравнивать городской

и сельский дома; описывать интерьер городской

квартиры и сельского дома; оценивать пре-

имущества и недостатки городского и сельского

жилья;

рассказывать о своём доме по плану.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

распределять обязанности по выполнению проекта.

.

3

09.09.

Природа и рукотворный мир.

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»


ОБЖ Безопасное поведение дома.

Комбинированный урок.


Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира.

Активизация долговременной памяти. Развитие логического мышления.

Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы; умение различать объекты живой и не живой природы.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Природа (19 часов)

4

13.09.

Неживая и живая природа.


ОБЖ Безопасное поведение на воде.

Урок-исследование.

Классифицировать объекты по существенным признакам.

Развитие речи. Расширение кругозора.

Знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение различать объекты живой и неживой природы.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

5

16.09.

Явления

природы.


Практическая работа № 1 «Измерение температуры».


ОБЖ Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

Урок-практика.



Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы.

Развитие мыслительных операций. Развитие навыков общения.

Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах.

Развитие внимания. Развитие связной речи.

Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком.

Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Умение читать и составлять простые схемы.

6

20.09

Что такое

погода?

Погода, её составляющие. Наблюдение за погодой в городе.


ОБЖ Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

Комбинированный урок.

Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой.

Развитие логического мышления. Развитие наблюдательности.

Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды.

Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму.

7

23.09.

В гости к осени.

Экскурсия

№ 1. Наблюдения за осенними изменениями в природе.


ОБЖ Безопасное поведение на природе.

Урок-экскурсия.

Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы.

Развитие наблюдательности. Расширение кругозора.

Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

8

27.09.

Осенние изменения в неживой и живой природе осенью, их взаимосвязь.

ОБЖ Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни.

Комбинированный урок.

Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой.

Развитие долговременной памяти, внимания, мышления.

Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

9

30.09

Звёздное небо. Звёзды и планеты.


ОБЖ Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Урок-исследование.

Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы.

Развитие речи. Развитие наблюдательности.

Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

10

04.10.

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».


ОБЖ Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых.

Урок-практика.

Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре.

Развитие наблюдательности. Развитие речи.

Знание понятий «горная порода» и «минерал», названий и отличие горных пород от минералов. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

11

07.10.

Про воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека.

ОБЖ Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

Урок изучения нового материала.

Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез. Развитие связной речи.

Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

12

11.10.

Вода в жизни человека.


ОБЖ Первая медицинская помощь при отравлении газами.

Урок изучения нового материала.

Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека.

Развитие логического мышления. Развитие эмоциональной сферы.

Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

13

14.10.

Какие бывают растения?

Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».


ОБЖ Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.


Урок-практика.

Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

Расширение знаний о природе. Развитие связной речи.

Знание, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; знание 2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

14

18.10.

Какие бывают животные? Разнообразие животных и их отличие.


ОБЖ Обобщение полученных знаний.

Урок изучения нового материала.

Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания.

Развитие внимания, связной речи.

Знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

15

21.10.

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.


ОБЖ Урок-зачет.

Комбинированный урок.

Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие эмоциональной сферы.

Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.


16

25.10

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».


ПДД Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

Урок-практика.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах.

Развитие речи. Развитие наблюдательности.

Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. Умение оценивать воздействие человека на природу.


Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.


II четверть (15 часов)

17

08.11

Дикие и домашние животные. Сходства и различия.


ПДД Пешеходный переход и его обозначение.

Комбинированный урок.

Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах.

Развитие эмоциональной сферы. Развитие речи.

Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.


18

11.11

Комнатные растения.

Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».


ПДД Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Урок-практика.

Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе.

Развитие эмоциональной сферы. Расширение кругозора.

Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

19

15.11

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Знакомство с правилами ухода за животными.


ПДД Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода нерегулируемого перекрестка.

Комбинированный урок.

Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Знание представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

20

18.11

Красная книга России, её значение, от-

дельные представители

растений и животных

Красной книги.


ПДД Нерегулируемые перекрестки. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.


Урок изучения нового материала.

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах.

Развитие эмоциональной сферы. Развитие мыслительных операций.










Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение устанавливать взаимосвязи в природе.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

21

22.11

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»


ПДД Регулируемые перекрестки. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора.

Урок-проект.

Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах.

Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать.






Знакомиться с правилами друзей природы

и экологическими знаками, договариваться о

соблюдении этих правил; предлагать аналогич-

ные правила, рисовать условные знаки к ним;

читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчее-

ва «Сидел в траве кузнечик»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

распределять обязанности по выполнению проекта;

извлекать информацию из различных источников;

готовить рисунки и фотографии (слайды

мультимедийной презентации);

составлять собственную Красную книгу.


22

25.11

Проверим себя и оценим свои дости-

жения по разделу «Природа»

ПДД Регулировщик и его сигналы. Действия пешеходов по сигналам регулировщика.

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

Развитие речи. Развитие логического мышления.

Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу.

Умение объяснять экологический знак.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Жизнь города и села (9 часов)

23

29.11

Что такое

экономика? Составные части экономики.


ПДД Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе.

Урок изучения нового материала.

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы.

Развитие логического мышления. Расширение кругозора.

Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.


24

02.12

Что из чего

сделано?

Природные объекты

и предметы, созданные

человеком.


ПДД Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности.

Комбинированный урок.

Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять

рассказ.

Развивать умение планировать свою деятельность. Развитие речи.

Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. Умение классифицировать товары.


Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

25

06.12

Как построить дом. Строительство городских и сельских домов.


ПДД Дорожные знаки. Их назначение.

Урок изучения нового материала.

Рассказывать о строительстве городского и сельского домов.

Развитие умения рассказывать по плану. Развитие логического мышления.

Знание составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение».


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

26

09.12

Какой бывает транспорт.

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.


ПДД Где можно и где нельзя играть.

Комбинированный урок.

Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых товаров и продуктов.

Развитие наблюдательности. Развитие эмоциональной сферы.

Знание понятий «транспорт», видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

27

13.12

Культура и

образование.

Духовно-нравствен-

ные и культурные цен-

ности — основа жизне-

способности общества.


ПДД Зачёт.

Урок-игра.

Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи.

Развитие коммуникативных навыков. Развитие логического мышления.

Знание понятий: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение».

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.


28

16.12

Все профессии важны.

Проект «Профессии». Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.



Урок-проект.

Значение труда в

жизни человека и общества. Профессии людей. Личная ответственность человека за

результаты своего тру-

да и профессиональное

мастерство. Подготовка к выполнению проекта: зна-

комство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и

сроков работы.

Названия профессий. Умение называть профессии в сфере образования и культуры.

Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);

интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

подбирать фотографии из семейных архивов; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых.

29

20.12

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Экскурсия

№ 2.



Урок-экскурсия.

Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов.

Развитие речи. Развитие внимания.

Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе.

Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

30

23.12

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

Проверим себя и оценим свои дости-

жения по разделу «Жизнь города и

села»



Контрольно-обобщающий урок.

Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы.

Развитие связной речи. Развитие долговременной памяти.

Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.


Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, состав-ных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села.Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе.

Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

31

27.12

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём

под защиту», «Профессии»


Урок-проект.

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной

оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными сообщения-

ми, иллюстрировать их наглядными материа-

лами; устанавливать причинно-следственные связи;

обсуждать выступления учащихся.


Презентовать свой проект с демонстрацией.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, оценивать свои достижения и достижения одноклассников.




III четверть (18 часов)

Здоровье и безопасность (8 часов)

32

13.01

Строение тела человека. Общее представление о внешнем и внутреннем строении тела

человека.


ОБЖ Основные понятия: «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Урок введения в новую тему.

Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов.

Развивать логическое мышление. Активизация памяти.

Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека.

Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

33

17.01

Если хочешь быть здоров. Режим дня, питание.


ОБЖ Основы личной гигиены.



Урок-игра.

Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены.

Развитие связной речи, долговременной памяти.

Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека.

Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

34

20.01

Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на дорогах. Школа пешехода.

Практическая работа № 6 «Отработка правил перехода улиц».


ОБЖ Основы личной гигиены.

Урок-практика.

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения.

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей.

35

24.01

Домашние

опасности. Основные правила

обращения с газом,

электричеством, водой.


ОБЖ Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

Комбинированный урок.

Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту.

Развитие внимания и памяти.

Знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасности

дома.

Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей.

36

27.01

Пожар! Правила противопожарной безопасности.

Номера телефонов экстрен ной помощи.


ОБЖ Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

Комбинированный урок.

Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС.

Развитие наблюдательности и связной речи.

Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Умение выполнять правила безопасности дома.

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей.

37

31.01

На воде и в лесу.

Правила безопасного

поведения в природе.


ОБЖ Пути укрепления здоровья.

Урок-исследование.

Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых.

Развитие логического мышления.

Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе.

Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей.

38

03.02

Опасные незнакомцы.

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми.


ОБЖ Пути укрепления здоровья.

Комбинированный урок.

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в полицию и МЧС.

Активизация памяти. Развитие связной речи.

Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми

людьми.

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей.

39

07.02

Проверим себя и оценим свои дости-

жения по разделу «Здоровье и безопасность».


ОБЖ Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).


Контрольно-обобщающий урок.

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

Развитие эмоциональной сферы. Развитие речи.

Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Общение (6 часов)

40

10.02

Наша дружная семья.


ОБЖ Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

Комбинированный урок.

Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы.

Развитие коммуникативных навыков. Развитие речи.

Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе.

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома.

41

14.02

Проект «Родословная». Имена

и фамилии членов се-

мьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Урок-проект.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);

составлять родословное древо семьи.

Презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

оценивать свои достижения.

42

17.02

В школе.

Составление рассказа о классе.


ОБЖ Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Комбинированный урок.

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации.

Развитие коммуникативных навыков. Развитие речи.

Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах.

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома.

43

21.02

Правила

Вежливости и их применение.


ОБЖ Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Комбинированный урок.

Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах.

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома.

44

28.02

Ты и твои друзья.

Что самое ценное в дружбе.

Практическая работа №7 «Отработка основных правил этикета».


ОБЖ Действия учащихся при эвакуации.

Урок-практика.

Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы. Отражение

ценностей дружбы, согласия, взаимной по-

мощи в культуре разных народов (на при-

мере пословиц и поговорок). Культура по-

ведения в гостях.

Развитие связной речи. Развитие эмоциональной сферы.

Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах.

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома.

45

02.03

Мы – зрители и пассажиры.

Правила поведения в общественных местах.

Проверим себя и оценим свои дости-

жения по разделу «Общение»



Контрольно-обобщающий урок.

Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника.

Развитие связной речи. Развитие эмоциональной сферы.

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

Развитие связной речи. Развитие эмоциональной сферы.

Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и

театре.

Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и

театре.

Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации.

Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов.





Путешествия (18 часов)

46

06.03

Посмотрите

вокруг. Общее представле-

ние о форме и размерах Земли.


ОБЖ Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Урок введения в новую тему.

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта.

Развитие наблюдательности, расширение кругозора.

Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.


47

13.03

Ориентирование на местности. Ориентирование по солнцу и местным природным признакам.


ОБЖ Обобщение полученных знаний.

Урок изучения нового материала.







Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам.

Развивать умение работать по плану. Развитие логического мышления.

Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, по солнцу, по природным ориентирам.

Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.


48

16.03

Для чего нужен компас?

Практическая работа № 8 «Определение сторон горизонта по компасу».


ОБЖ Урок-зачёт.

Урок-практика.

49

20.03

Формы земной поверхности. Особенности поверх-

ности родного края.



Комбинированный урок.

Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор.

Развивать наблюдательность. Развивать долговременную память.

Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.

IV четверть (14 часов)

50

30.03

Водные богатства. Водоёмы, их разно-

образие, использова-

ние человеком. Водоё-

мы родного края.


ПДД Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

Комбинированный урок.

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки.

Развитие внимания и памяти.

Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.

51

03.04

В гости к весне.

Экскурсия №3. Наблюдения за весенними явлениями

природы


ПДД Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы.

Урок-экскурсия.

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы.

Развитие наблюдательности. и внимания.

Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.


52

06.04

Времена года, их особенности.

Весенние явления в неживой и живой

природе.


ПДД Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.


Комбинированный урок.

рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной.


Находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе.

53

10.04

Россия на карте.

Практическая работа № 9 «Освоение основных приёмов чтения карты».


ПДД Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Комбинированный урок.








Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты.

Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты.

Развитие логического мышления. Развитие связной речи, умения работать по плану.

Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины.


Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.


54

13.04

Проект «Города России»



ПДД Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.


Урок-проект.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе работы над проектом дети учатся:

распределять обязанности по выполнению

проекта; в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

составлять презентацию своего исследо-

вания, снабдив её фотографиями (открытками,

слайдами).

Презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);

оценивать достижения свои и товарищей;

оформлять стенд «Города России»

55

17.04

Путешествие по Москве. Основание Москвы, герб, расположение, основные достопримечательности.


ПДД Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора.

Урок-путешествие.






Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы.

Расширение кругозора. Развитие эмоциональной сферы.

Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. Работать в паре: читать текст учебника, находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля,

рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану.



Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву – столицу России, называть 2-3 достопримечательности.


Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. Называть и находить на фотографиях 2-3 достопримечательности.

Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;


формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу.

56

20.04

Московский Кремль. Его история. Достопримечательности Кремля и Красной площади.


ПДД Действия пешеходов по сигналам регулировщика.

Урок-путешествие.

57

24.04

Город на Неве. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания.


ПДД Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе.

Урок-путешествие.

Санкт-Петербург — Северная столица России. Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

Расширение кругозора. Развитие связной речи.

Знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга. Умение показать на карте город Санкт-Петербург, называть 2-3 достопримечательности.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.

58

27.04

Путешествие по планете. Материки и

океаны, их названия,

расположение на глобусе и карте.


ПДД Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности.

Комбинированный урок.

Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.

Развитие эмоциональной сферы. Развитие наблюдательности.

Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.

59

08.05

Путешествие по материкам.

Особенности природы и жизни людей

на разных материках.


ПДД Дорожные знаки. Их назначение.


Урок-путешествие.

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа

и Азии.

Материки и океаны,

их названия, располо-

жение на глобусе и

карте.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.

60

15.05

Страны мира. Проект «Страны мира»

Физические и политические карты.

Урок-исследование.

Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках.

Развитие наблюдательности. Развитие связной речи. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре-

деление заданий, обсуждение способов.

Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.


61

18.05

Впереди лето. Времена года, их

особенности (на основе наблюдений).


ПДД Где можно и где нельзя играть. Зачёт.


Комбинированный урок.

Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы.

Развитие наблюдательности. Развитие связной речи.

Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе.

Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.


62

22.05

Проверим себя и оценим свои дости-

жения по разделу «Путешествия».


Контрольно-обобщающий урок.

Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания. Проверка знаний и умений. Формиро-

вание адекватной оценки своих достижений.

Развитие логического мышления. Расширение кругозора.


Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы.

Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами

алгоритмов.

63

25.05

Презентация проектов «Родослов-

ная», «Города России», «Страны мира».


Урок-проект.

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной

оценки своих достижений. Повторение изученного.

Развитие логического мышления. Расширение кругозора.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.


Обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:

– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);

– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– рельефные модели равнины, холма, оврага;

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– модель торса человека с внутренними органами;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).


Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.


Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

- демонстрационный экземпляр микроскопа;

- демонстрационный экземпляр глобуса;

- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;

- демонстрационный экземпляр флюгера;

- демонстрационный экземпляр барометра;

- демонстрационный экземпляр бинокля;

- демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;

- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.


Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).