СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир", 2 класс. Образовательная система "Школа России". Учебник по окружающему миру, 2 класс. Плешаков А.А.
Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №131
Красносельского района
Санкт-Петербурга
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 «Б» класс
| Учитель: Баскакова Надежда Сергеевна Квалификационная категория: высшая
|
Санкт-Петербург
2019/2020 учебный год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир», 2 Б класс
По плану 2 часа в неделю. По программе за год 68 часов. По КТП - 63 часа.
№ п/п | Дата
| Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные |
I четверть (16 часов) | ||||||
Где мы живём? (3 часа) | ||||||
1 | 02.09. | Родная страна. Государ- ственная символика. Правила поведения при прослушива- нии гимна.
ОБЖ Безопасное поведение на улицах и дорогах. | Комбинированный урок. | Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. Развитие долговременной памяти. Развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение. | Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке. Знание названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; умение называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира.
| Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. |
2 | 06.09. | Город и село. Проект «Родной город» Родной город: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края
ОБЖ Пожарная безопасность и поведение при пожарах. | Урок-проект. | Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. Развитие логического мышления, наблюдательности. | Сравнение с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фиш- ками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану; работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать пре- имущества и недостатки городского и сельского жилья; рассказывать о своём доме по плану. | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта. . |
3 | 09.09. | Природа и рукотворный мир. Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
ОБЖ Безопасное поведение дома. | Комбинированный урок.
| Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира. Активизация долговременной памяти. Развитие логического мышления. | Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы; умение различать объекты живой и не живой природы. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
Природа (19 часов) | ||||||
4 | 13.09. | Неживая и живая природа.
ОБЖ Безопасное поведение на воде. | Урок-исследование. | Классифицировать объекты по существенным признакам. Развитие речи. Расширение кругозора. | Знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение различать объекты живой и неживой природы. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
5 | 16.09. | Явления природы.
Практическая работа № 1 «Измерение температуры».
ОБЖ Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. | Урок-практика.
| Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы. Развитие мыслительных операций. Развитие навыков общения. Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах. Развитие внимания. Развитие связной речи. | Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Умение читать и составлять простые схемы. |
6 | 20.09 | Что такое погода? Погода, её составляющие. Наблюдение за погодой в городе.
ОБЖ Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. | Комбинированный урок. | Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой. Развитие логического мышления. Развитие наблюдательности. | Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды. | Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму. |
7 | 23.09. | В гости к осени. Экскурсия № 1. Наблюдения за осенними изменениями в природе.
ОБЖ Безопасное поведение на природе. | Урок-экскурсия. | Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. Развитие наблюдательности. Расширение кругозора. | Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. |
8 | 27.09. | Осенние изменения в неживой и живой природе осенью, их взаимосвязь.
ОБЖ Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | Комбинированный урок. | Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой. Развитие долговременной памяти, внимания, мышления. | Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
9 | 30.09 | Звёздное небо. Звёзды и планеты.
ОБЖ Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. | Урок-исследование. | Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы. Развитие речи. Развитие наблюдательности. | Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
10 | 04.10. | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».
ОБЖ Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. | Урок-практика. | Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре. Развитие наблюдательности. Развитие речи. | Знание понятий «горная порода» и «минерал», названий и отличие горных пород от минералов. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
11 | 07.10. | Про воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. ОБЖ Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. | Урок изучения нового материала. | Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез. Развитие связной речи. | Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
12 | 11.10. | Вода в жизни человека.
ОБЖ Первая медицинская помощь при отравлении газами. | Урок изучения нового материала. | Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека. Развитие логического мышления. Развитие эмоциональной сферы. | Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
13 | 14.10. | Какие бывают растения? Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».
ОБЖ Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.
| Урок-практика. | Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Расширение знаний о природе. Развитие связной речи. | Знание, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; знание 2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
14 | 18.10. | Какие бывают животные? Разнообразие животных и их отличие.
ОБЖ Обобщение полученных знаний. | Урок изучения нового материала. | Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания. Развитие внимания, связной речи. | Знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
15 | 21.10. | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.
ОБЖ Урок-зачет. | Комбинированный урок. | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие эмоциональной сферы. | Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
16 | 25.10 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».
ПДД Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | Урок-практика. | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах. Развитие речи. Развитие наблюдательности. | Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. Умение оценивать воздействие человека на природу.
| Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
II четверть (15 часов) | ||||||
17 | 08.11 | Дикие и домашние животные. Сходства и различия.
ПДД Пешеходный переход и его обозначение. | Комбинированный урок. | Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах. Развитие эмоциональной сферы. Развитие речи. | Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
18 | 11.11 | Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».
ПДД Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | Урок-практика. | Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе. Развитие эмоциональной сферы. Расширение кругозора. | Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
19 | 15.11 | Животные живого уголка. Про кошек и собак. Знакомство с правилами ухода за животными.
ПДД Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. | Комбинированный урок. | Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | Знание представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
20 | 18.11 | Красная книга России, её значение, от- дельные представители растений и животных Красной книги.
ПДД Нерегулируемые перекрестки. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.
| Урок изучения нового материала. | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах. Развитие эмоциональной сферы. Развитие мыслительных операций.
| Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение устанавливать взаимосвязи в природе. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
21 | 22.11 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
ПДД Регулируемые перекрестки. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. | Урок-проект. | Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах. Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать.
| Знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогич- ные правила, рисовать условные знаки к ним; читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчее- ва «Сидел в траве кузнечик»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; извлекать информацию из различных источников; готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); составлять собственную Красную книгу.
|
22 | 25.11 | Проверим себя и оценим свои дости- жения по разделу «Природа» ПДД Регулировщик и его сигналы. Действия пешеходов по сигналам регулировщика. | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Развитие речи. Развитие логического мышления. | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Жизнь города и села (9 часов) | ||||||
23 | 29.11 | Что такое экономика? Составные части экономики.
ПДД Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. | Урок изучения нового материала. | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы. Развитие логического мышления. Расширение кругозора. | Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
24 | 02.12 | Что из чего сделано? Природные объекты и предметы, созданные человеком.
ПДД Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности. | Комбинированный урок. | Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ. Развивать умение планировать свою деятельность. Развитие речи. | Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. Умение классифицировать товары.
| Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
25 | 06.12 | Как построить дом. Строительство городских и сельских домов.
ПДД Дорожные знаки. Их назначение. | Урок изучения нового материала. | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Развитие умения рассказывать по плану. Развитие логического мышления. | Знание составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение».
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
26 | 09.12 | Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.
ПДД Где можно и где нельзя играть. | Комбинированный урок. | Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых товаров и продуктов. Развитие наблюдательности. Развитие эмоциональной сферы. | Знание понятий «транспорт», видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
27 | 13.12 | Культура и образование. Духовно-нравствен- ные и культурные цен- ности — основа жизне- способности общества.
ПДД Зачёт. | Урок-игра. | Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи. Развитие коммуникативных навыков. Развитие логического мышления. | Знание понятий: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
|
28 | 16.12 | Все профессии важны. Проект «Профессии». Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.
| Урок-проект. | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего тру- да и профессиональное мастерство. Подготовка к выполнению проекта: зна- комство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Названия профессий. Умение называть профессии в сфере образования и культуры. Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; подбирать фотографии из семейных архивов; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых. |
29 | 20.12 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2.
| Урок-экскурсия. | Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. Развитие речи. Развитие внимания. | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
30 | 23.12 | Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. Проверим себя и оценим свои дости- жения по разделу «Жизнь города и села»
| Контрольно-обобщающий урок. | Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы. Развитие связной речи. Развитие долговременной памяти. Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
| Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, состав-ных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села.Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
31 | 27.12 | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»
| Урок-проект. | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными сообщения- ми, иллюстрировать их наглядными материа- лами; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать выступления учащихся.
| Презентовать свой проект с демонстрацией. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, оценивать свои достижения и достижения одноклассников.
|
III четверть (18 часов) | ||||||
Здоровье и безопасность (8 часов) | ||||||
32 | 13.01 | Строение тела человека. Общее представление о внешнем и внутреннем строении тела человека.
ОБЖ Основные понятия: «здоровье» и «здоровый образ жизни». | Урок введения в новую тему. | Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов. Развивать логическое мышление. Активизация памяти. | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
33 | 17.01 | Если хочешь быть здоров. Режим дня, питание.
ОБЖ Основы личной гигиены.
| Урок-игра. | Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены. Развитие связной речи, долговременной памяти. | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
34 | 20.01 | Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на дорогах. Школа пешехода. Практическая работа № 6 «Отработка правил перехода улиц».
ОБЖ Основы личной гигиены. | Урок-практика. | Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
35 | 24.01 | Домашние опасности. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
ОБЖ Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | Комбинированный урок. | Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту. Развитие внимания и памяти. | Знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасности дома. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
36 | 27.01 | Пожар! Правила противопожарной безопасности. Номера телефонов экстрен ной помощи.
ОБЖ Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | Комбинированный урок. | Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС. Развитие наблюдательности и связной речи. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Умение выполнять правила безопасности дома. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
37 | 31.01 | На воде и в лесу. Правила безопасного поведения в природе.
ОБЖ Пути укрепления здоровья. | Урок-исследование. | Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых. Развитие логического мышления. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
38 | 03.02 | Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми.
ОБЖ Пути укрепления здоровья. | Комбинированный урок. | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в полицию и МЧС. Активизация памяти. Развитие связной речи. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. |
39 | 07.02 | Проверим себя и оценим свои дости- жения по разделу «Здоровье и безопасность».
ОБЖ Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
| Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Развитие эмоциональной сферы. Развитие речи. | Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. |
Общение (6 часов) | ||||||
40 | 10.02 | Наша дружная семья.
ОБЖ Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). | Комбинированный урок. | Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы. Развитие коммуникативных навыков. Развитие речи. | Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. |
41 | 14.02 | Проект «Родословная». Имена и фамилии членов се- мьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. | Урок-проект. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта дети учатся: интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); составлять родословное древо семьи. | Презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; оценивать свои достижения. |
42 | 17.02 | В школе. Составление рассказа о классе.
ОБЖ Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. | Комбинированный урок. | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации. Развитие коммуникативных навыков. Развитие речи. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. |
43 | 21.02 | Правила Вежливости и их применение.
ОБЖ Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. | Комбинированный урок. | Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Развитие эмоционально-волевой сферы. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. |
44 | 28.02 | Ты и твои друзья. Что самое ценное в дружбе. Практическая работа №7 «Отработка основных правил этикета».
ОБЖ Действия учащихся при эвакуации. | Урок-практика. | Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы. Отражение ценностей дружбы, согласия, взаимной по- мощи в культуре разных народов (на при- мере пословиц и поговорок). Культура по- ведения в гостях. Развитие связной речи. Развитие эмоциональной сферы. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. |
45 | 02.03 | Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах. Проверим себя и оценим свои дости- жения по разделу «Общение»
| Контрольно-обобщающий урок. | Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника. Развитие связной речи. Развитие эмоциональной сферы. Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Развитие связной речи. Развитие эмоциональной сферы. | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации. Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов.
|
Путешествия (18 часов) | ||||||
46 | 06.03 | Посмотрите вокруг. Общее представле- ние о форме и размерах Земли.
ОБЖ Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. | Урок введения в новую тему. | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта. Развитие наблюдательности, расширение кругозора. | Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.
|
47 | 13.03 | Ориентирование на местности. Ориентирование по солнцу и местным природным признакам.
ОБЖ Обобщение полученных знаний. | Урок изучения нового материала.
| Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам. Развивать умение работать по плану. Развитие логического мышления. | Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, по солнцу, по природным ориентирам. Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира.
|
48 | 16.03 | Для чего нужен компас? Практическая работа № 8 «Определение сторон горизонта по компасу».
ОБЖ Урок-зачёт. | Урок-практика. | |||
49 | 20.03 | Формы земной поверхности. Особенности поверх- ности родного края.
| Комбинированный урок. | Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор. Развивать наблюдательность. Развивать долговременную память. | Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. |
IV четверть (14 часов) | ||||||
50 | 30.03 | Водные богатства. Водоёмы, их разно- образие, использова- ние человеком. Водоё- мы родного края.
ПДД Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | Комбинированный урок. | Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки. Развитие внимания и памяти. | Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. |
51 | 03.04 | В гости к весне. Экскурсия №3. Наблюдения за весенними явлениями природы
ПДД Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. | Урок-экскурсия. | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы. Развитие наблюдательности. и внимания. | Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
|
52 | 06.04 | Времена года, их особенности. Весенние явления в неживой и живой природе.
ПДД Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.
| Комбинированный урок. | рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной.
| Находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе. |
53 | 10.04 | Россия на карте. Практическая работа № 9 «Освоение основных приёмов чтения карты».
ПДД Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. | Комбинированный урок.
| Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты. Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты. Развитие логического мышления. Развитие связной речи, умения работать по плану. | Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины.
| Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.
|
54 | 13.04 | Проект «Города России»
ПДД Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.
| Урок-проект. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе работы над проектом дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследо- вания, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами). | Презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); оценивать достижения свои и товарищей; оформлять стенд «Города России» |
55 | 17.04 | Путешествие по Москве. Основание Москвы, герб, расположение, основные достопримечательности.
ПДД Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. | Урок-путешествие.
| Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы. Расширение кругозора. Развитие эмоциональной сферы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. Работать в паре: читать текст учебника, находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану.
| Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву – столицу России, называть 2-3 достопримечательности.
Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. Называть и находить на фотографиях 2-3 достопримечательности. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу. |
56 | 20.04 | Московский Кремль. Его история. Достопримечательности Кремля и Красной площади.
ПДД Действия пешеходов по сигналам регулировщика. | Урок-путешествие. | |||
57 | 24.04 | Город на Неве. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания.
ПДД Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. | Урок-путешествие. | Санкт-Петербург — Северная столица России. Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Расширение кругозора. Развитие связной речи. | Знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга. Умение показать на карте город Санкт-Петербург, называть 2-3 достопримечательности. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. |
58 | 27.04 | Путешествие по планете. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
ПДД Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности. | Комбинированный урок. | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны. Развитие эмоциональной сферы. Развитие наблюдательности. | Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. |
59 | 08.05 | Путешествие по материкам. Особенности природы и жизни людей на разных материках.
ПДД Дорожные знаки. Их назначение.
| Урок-путешествие. | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азии. | Материки и океаны, их названия, располо- жение на глобусе и карте. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. |
60 | 15.05 | Страны мира. Проект «Страны мира» Физические и политические карты. | Урок-исследование. | Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Развитие наблюдательности. Развитие связной речи. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов. | Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
|
61 | 18.05 | Впереди лето. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
ПДД Где можно и где нельзя играть. Зачёт.
| Комбинированный урок. | Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы. Развитие наблюдательности. Развитие связной речи. | Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
|
62 | 22.05 | Проверим себя и оценим свои дости- жения по разделу «Путешествия».
| Контрольно-обобщающий урок. | Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания. Проверка знаний и умений. Формиро- вание адекватной оценки своих достижений. Развитие логического мышления. Расширение кругозора.
| Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы. | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. |
63 | 25.05 | Презентация проектов «Родослов- ная», «Города России», «Страны мира».
| Урок-проект. | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Повторение изученного. Развитие логического мышления. Расширение кругозора. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
| Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- демонстрационный экземпляр микроскопа;
- демонстрационный экземпляр глобуса;
- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
- демонстрационный экземпляр флюгера;
- демонстрационный экземпляр барометра;
- демонстрационный экземпляр бинокля;
- демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).