№ | Тема раздела, урока | Стр. уч-ка | Музыкальный материал | Домашнее задание |
1 1 | «Россия-Родина моя». Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». | 7-13 | -Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов -«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня | Знать что такое концерт, вокализ. Прочитать о С. В. Рахманинове (стр. уч-ка 18-19) |
2 2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская зародилась, музыка?» | 15-19 | -«Ты, река ль, моя – реченька» -«Солдатушки, бравы ребятушки» -«Милый мой хоровод» -«А мы просо сеяли» | Знать жанры русских народных песен (стр. уч-ка 18-19) |
3 3 | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 20-23 | -Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты -Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка -Песня «Родные места» Ю. Антонов, сл. М. Пляцковского | Подобрать и записать слова-настроения к прослушанной музыке. |
4 4 | «О России петь, что стремиться в храм» Святые земли русской. Илья Муромец. | 26-29 | Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых. -Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин. -Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский. | Рисунки по теме урока (Илья Муромец) |
5 5 | Тема раздела «День, полный событий» «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». | 42-43 | -«Осенняя песня» П.Чайковский; -«Пастораль» Г.Свиридов; -Песня «Несмеяна Осень» Е.Рыбак | Прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
6 6 | «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. | 48-51 | - Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков -Песня «Сказка по лесу идет» С. Никитин, сл. Ю.Мориц. | Рисунки к опере Н.А. Римского -Корсакова «Сказка о царе Салтане» (три чуда) |
7 7 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 52-55 | Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский. -Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргский. | Загадки о русских народных инструментах. |
8 8 | «Приют, сияньем муз одетый…» | 56-57 | Романс «Венецианская ночь» М.Глинка. -Песня «Наш край» Д. Кабалевский | Объединиться в ансамбли для исполнения песен на обобщ. уроке. |
9 9 | Обобщающий урок по темам четверти. | | Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Вспомнить знакомые народные песни. |
№ | Тема раздела, урока | Стр. уч-ка | Музыкальный материал | Домашнее задание |
1 10 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 60-63 | -Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни. -Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни. -Аисты, узбекская народная песня. -Колыбельная, английская народная песня. -Колыбельная, неаполитанская народная песня. -Санта Лючия, итальянская народная песня. -Вишня, японская народная песня, и др. -Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский. | Прочитать об оркестре русских народных инструментах (стр. уч-ка 64); Сделать шумовой инструмент для оркестра. |
2 11 | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. | 64-67 | -Светит месяц, русская народная песня-пляска. -Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. -Волшебный смычок. Норвежская народная песня | Рисунки русских народных инструментов. |
3 12 | «В концертном зале».Музыкальные инструменты(скрипка, виолончель).Вариации на тему рококо | 74-77 | -Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. -Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром; -Песня о снежинке. Е. Крылатов. | Подобрать слова-настроения прослушанных мелодий. |
4 13 | Старый замок. Счастье в сирени живет… | 78-81 | -Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский. -Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко; -Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой | Подготовить сообщение о Шопене. |
5 14 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 82-85 | -Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен. -Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого. -Песня «Новый год» А.Варламов, сл. Р.Паниной. | Знать название изученных жанров и форм (полонез, вальс, мазурка, песня, трехчастная форма, куплетная форма) |
6 15 | Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. | 86-91 | -Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен. -Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. -Арагонская хота. М. Глинка. | Знать названия групп симфонического оркестра. |
7 16 | Обобщающий урок по темам 2 четверти. | | -Исполнение новогодних песен, -музицирование на элементарных музыкальных инструментах; -Слушание музыки по выбору учителя. | Слушать музыку зимы, Нового года. |
№ | Тема раздела, урока | Стр. уч-ка | Музыкальный материал | Домашнее задание |
1. 17 | «День, полный событий» Зимнее утро. Зимний вечер. | 44-47 | -Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский. -У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. -Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни. | Рисунки на тему «Зима» |
2 18 | «В музыкальном театре» Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. За Русь мы все стеною постоим… | 94-97 | Опера «Иван Сусанин» М.Глинка: -интродукция -танцы из 2 действия -хор из 3 действия | Поговорки. Пословицы о Родине |
3 19 | Сцена в лесу. | 98-99 | опера «Иван Сусанин». М.Глинка; сцена из 4 действия | Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив. |
4 20 | Исходила младешенька. | 100-101 | -Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. -Песня Марфы («Исходила младешенька»); -Песня « Наши мамы-самые красивые». Ю. Чичков | |
5 21 | Русский восток. Сезам, Откройся! Восточные мотивы. | 102-105 | -Пляска пер –сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский -Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; -Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. -Песня « Наши мамы- самые красивые». Ю. Чичков. | Подобрать слова - образы к восточной музыке. |
6 22 | Балет «Петрушка» | 106-107 | Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский; -Песня « Блины». | Нарисовать Петрушку. |
7 23 | Театр музыкальной комедии. | 108-109 | -Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. -Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. -Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова. -Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. | Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. |
8 24 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 112-117 | -Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. -Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен -. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф.Шопен. -Песня «В Россию летят журавли» | Записать в тетрадь определения музыкальных терминов: прелюдия, этюд. |
9 25 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | 118-119 122-123 | -Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы. -Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. -Резиновый ежик; - Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц. | В рабочую тетрадь рисунок гитары. Повторить любимую песню для исполнения на уроке. |
10 26 | Обобщающий урок по темам 3 четверти. | | Слушание и исполнение музыки по выбору учителя, желанию детей. | Слушать музыку весны и весенних праздников |
№ | Тема раздела, урока | Стр. уч-ка | Музыкальный материал | Домашнее задание |
1 27 | «О России петь, что стремиться в храм» Праздник праздников, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 32-35 | -«Христос воскресе! (тропарь) -Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков. -Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов | Рассказ «Традиции праздника Пасхи в моей семье» |
2 28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 36-39 | -«Не шум шумит» - пасхальная народная песня. -Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов. -Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. -Песня Крылатые качели. Е.Крылатов, сл.Ю. Энтина. | Спеть родным пасхальную песню. |
3 29 | Кирилл и Мефодий. | 30-31 | -Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; -Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский. -Песня «В Россию спешат журавли» | Наизусть слова песни «В Россию спешат журавли» |
4 30 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народные праздники. Троица. | 68-71 | -Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день. Троицкие песни. -Песня Крылатые качели. Е.Крылатов, сл.Ю. Энтина. | Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая» (стр. уч-ка 69) |
5 31 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» В интонации спрятан человек. | 120-121 | -Песня Сольвейг; -Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ; -песня «Катюша». М. Блантера, сл. Исаковского. | Выучить песню «Катюша». М. Блантера, сл. Исаковского.. |
6 32 | Музыкальный сказочник | 124-125 | Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. -Песня «Алые паруса». Орлятская песня. | Подобрать слова-описания моря. |
7 33 | Рассвет на Москве-реке | 126-127 | Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. -Песня « Звездное лето» А. Пугачева. | Составление афиши и программы концерта обобщающего урока. |
8 34 | Обобщающий урок по темам 4 четверти и года | | -Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. - Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. | Слушать музыку лета, учить любимые песни. |