СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету Изобразительное искусство для 2 класса 2020 - 2021 уч год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами, программой для начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету Изобразительное искусство для 2 класса 2020 - 2021 уч год»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



РАССМОТРЕНО

На заседании методического

объединения учителей

_______________________________

Протокол

от «__» __________ № ______


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_______________Л.М.Козлицкая

«__» _____________ 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор _______________И.И.Сушков


«__» _____________ 2020г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

начального общего образования

Базовый уровень

2 класс

на 2020-2021 учебный год










Составитель рабочей программы:

Учитель высшей категории, учитель-методист

А.Н.Царук











Донецк

2020г.


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа начального общего образования «Изобразительное искусство.2 класс» для общеобразовательных организаций составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета19июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС,от03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.201975IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года на основе авторской программы по изобразительному искусству для начальной школы (авт. Б. М. Неменский)

Рабочей основной образовательной программой начального общего образования (утвержденной решением педагогического совета от 31.08.2020 протокол № 6), Рабочим учебным планом образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 31.08.2020 № 91).


Основными целями начального обучения изобразительному искусству являются:

• формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной (культуры мир оотношений, выработанных поколениями);

• развитие эмоционально-нравственного потенциала ребёнка средствами приобщения к художественной культуре.


Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:

• ознакомление со способами художественного освоения действительности: изображение, украшение, постройка;

• обеспечение прозрачных эмоциональных контактов с искусством на каждом этапе обучения;

• освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов;

• обеспечение практической художественно-творческой деятельности учащегося и деятельности по восприятию искусства;

• обеспечение постоянной смены художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;

• развитие специальных навыков, чувств для восприятия произведений искусства, а также овладение образным языком искусства;

• работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности;

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход.

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России и народов Донецкой Народной Республики). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и республиканские музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) и Донецкой Народной Республики.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше– меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов – представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Количество часов

В соответствии с ПООП НОО на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — по 34 ч в год.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по изобразительному искусству

В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов общеобразовательных учреждений оцениваются вербально.











II. Календарное планирование


№ п/п

№ урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту



Тема 1.

Как и чем работает художник?


8




1 2

1

2

Повторение. Проект «Театр теней своими руками».

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий

Ориентировочные практические задания:

изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа). Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги.

Белая и черная краски

Ориентировочные практические задания:

изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т. д.) (без предварительного рисунка). Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.



1

07.09



3

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

Ориентировочные практические задания:

изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.


1

14.09



4

4

Выразительные возможности аппликации

Ориентировочные практические задания:

создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе — 1—3 панно; работа по памяти и впечатлению). Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей.


1

21.09



5

5

Выразительные возможности графических материалов

Ориентировочные практические задания:

изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти). Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага.


1

28.09



6

6

Выразительность материалов для работы в объеме

Ориентировочные практические задания:

изображение животных родного края (по впечатлению и памяти). Материалы: пластилин, стеки


1

05.10



7

7

Выразительные возможности бумаги

Ориентировочные практические задания:

сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению). Материалы: бумага, ножницы, клей.


1

12.10



8

8

Неожиданные материалы (обобщение темы)

Ориентировочные практические задания:

изображение ночного праздничного города. Материал: неожиданные материалы (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т. д.), темная бумага (в качестве фона).


1

19.10





ТЕМА 2.

Реальность и фантазия


7




9

1

Изображение и реальность

Ориентировочные практические задания:

изображение любимого животного. Материалы: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага.


1

02.11



10

2

Изображение и фантазия

Ориентировочные практические задания:

изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений. Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной).


1

09.11



11

3

Украшение и реальность

Ориентировочные практические задания:

изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти). Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага.


1

16.11



12

4

Украшение и фантазия

Ориентировочные практические задания:

изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. Материалы: любой графический материал (один-два цвета).


1

23.11



13

5

Постройка и реальность

Ориентировочные практические задания:

конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально- коллективная работа). Материалы: бумага, ножницы, клей.


1

30.11



14

6

Постройка и фантазия

Ориентировочные практические задания:

создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению). Материалы: бумага, ножницы, клей.


1

07.12



15

7

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Ориентировочные практические задания:

конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей. Выставка творческих работ. Отбор работ, совместное обсуждение.



1

14.12





ТЕМА 3.

О чем говорит искусство


11




16

1

Изображение природы в различных состояниях. Пейзаж родной земли

Ориентировочные практические задания:

изображение природы и животных родного края: пейзаж «Хомутовская степь», анималистическую композицию «Северный олень», «Пещерный медведь». Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.


1

21.12



17

2

Изображение характера животных

Ориентировочные практические задания:

изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти.


1

11.01



18

3

Изображение характера человека: женский образ

Ориентировочные практические задания:

изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие — злых. Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага.


1

18.01



19

4

Изображение характера человека: мужской образ

Ориентировочные практические задания:

изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага.


1

25.01



20

5

Образ человека в скульптуре

Ориентировочные практические задания:

создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.). Материалы: пластилин, стеки, до- щечки.


1

01.02



21

6

Человек и его украшения

Ориентировочные практические задания:

украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая).


1

08.02



22

7

О чем говорят украшения

Ориентировочные практические задания:

украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно- индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).


1

15.02



23

8

О чем говорят украшения

Ориентировочные практические задания:

украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно- индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).


1

22.02



24

9

Образ здания

Ориентировочные практические задания:

создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага.


1

01.03



25

26

10

11

Образ здания

Ориентировочные практические задания:

создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.



1

15.03





ТЕМА 4.

Как говорит искусство


8




27

28

1

2

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Ориентировочные практические задания:

изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Тихие и звонкие цвета

Ориентировочные практические задания:

изображение весенней земли (по памяти и впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). Главное — добиться колористического богатства цветовой гаммы. Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.



1

29.03



29

3

Что такое ритм линий?

Ориентировочные практические задания:

изображение весенних ручьев. Материалы: пастель или цветные мелки. В качестве подмалевка используется изображение весенней земли


1

05.04



30

4

Характер линий

Ориентировочные практические задания:

изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти). Материалы: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги.


1

12.04



31

5

Ритм пятен

Ориентировочные практические задания:

ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная). Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей.


1

19.04



32

6

Пропорции выражают характер

Ориентировочные практические задания:

конструирование или лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост — маленькая головка — большой клюв). Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки.


1

26.04



33

7

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности

Ориентировочные практические задания:

создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.


1

17.05



34

8

Обобщающий урок года

Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событие школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.


1

24.05

























III. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ



IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М.Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (Школа Неменского) ФГОС – Просвещение 2018

2.Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб, для общеобразоват. организаций / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. — 7-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 144 с. : ил.

3.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб, для общеобразоват. организаций /Н.А.Гореева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б. М. Неменского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

4.Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб, для общеобразоват. организаций / Л.А.Неменская; под ред. Б. М. Неменского. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 159 с. : ил.5.Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. - Издательство: Просвещение, 2010г. 6.Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс.- Издательство: Просвещение, 2010г.

7. Неменская Л.А. Целеполагание и планирование учителем изобразительного искусства результатов образовательного процесса// Эффективность современных занятий по изобразительному искусству напучно-практический сборник материалов/ сост. и науч.ред.Л.А.Неменская, - М.; ГОАУ ВО МИОО, 2016.- 120с.

Дидактические материалы


таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

портреты художников, репродукции произведений живописи;

набор муляжей овощей и фруктов; набор геометрических тел.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

1. Великий Эрмитаж.

2. Государственная Третьяковская галерея.

3. Русские императорские дворцы.

4. Уроки технологии. 1-4 классы.

5. Шедевры русской живописи.

6. Как научиться понимать картину.

7. Русский народный костюм.


12