Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литература» (базовый уровень) для 7 класса МБОУ «Лознянская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год составлено
1. Программа курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
2. Рабочая программа к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 7 класс»,
3. Учебник «Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин.- 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017. - 360 с.: (Инновационная школа).
4. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011. - 320 с.
Календарно-тематическое планирование включает контрольные работы: классные сочинения - 4, домашние сочинения - 1
Содержание рабочей программы учебного предмета «Литература» автора предметной линии учебников Г.С. Меркина для 7 класса, обучающегося по ФГОС, рассчитано на 70 часов.
В результате программный материал учебного предмета «Литература» автора предметной линии учебников Г.С. Меркина для 7 класса в течение учебного года будет выполнен полностью.
№ п/п | Наименование темы и раздела урока | Часы учебного времени | Дата проведения | Основные виды деятельности обучающихся | Примечание | Реализация электронного обучения и/или дистанционного обучения |
План. | Факт. |
1. | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. | | 01.09 | | Составление вопросов к статье учебника, участие в беседе, анкетирование | Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека. | |
| Из устного народного творчества. Былина (2 часа) | | | | | | |
2. | «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, своеобразие характера и речи персонажа. | | 07.09 | | Работа с учебником, участие в беседе, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом. | | infourok.ru/ 3025478.html |
3. | «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Отражение в былине народных представлений о нравственности. | | 08.09 | | Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, участие в беседе | | infourok.ru/ -409118.html |
4. | Русские народные песни. Обрядовая поэзия. | | 14.09 | | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа, работа со статьей учебника и иллюстрациями, участие в беседе | | videouroki.net prezentatsiya-po-literature-na-temu-obryadovaya-poeziya.html |
5. | Лирические и лиро-эпические песни. | | 15.09 | | Лексическая работа, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом | И. И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. | |
6. | Из «Повести временных лет». («И вспомнил Олег коня своего…»). | | 21.09 | | Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа со статьей учебника. | | |
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы. | | 22.09 | | Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа со статьей учебника и иллюстрациями | | |
8. | М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «Ода на день восшествия…» | | 28.09 | | Составление вопросов к статье учебника, ответы на вопросы учебника, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом | | |
9. | «Предисловие о пользе книг…» Мысли о просвещении, русском языке. Теория «трех штилей». | | 29.09 | | Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа со статьёй учебника | Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину» | |
10. | Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема поэта и власти. | | 05.10 | | Составление вопросов к статье учебника, ответы на вопросы учебника, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом | | |
11. | Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика. | | 06.10 | | Работа со статьями и иллюстрациями учебника, составление вопросов к статье учебника, сообщение учащегося, выразительное чтение. | | |
12. | Образы комедии «Недоросль». Социальные вопросы в комедии. | | 12.10 | | Выразительное чтение эпизодов комедии, формулирование письменного ответа на вопрос. Подготовка рабочих материалов к классному сочинению, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование собственного текста | | infourok.ru/ 2131422.html |
13. | Р/р. Написание контрольного сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | | 13.10 | | Написание сочинения | | |
14. | А.С. Пушкин. Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» | | 19.10 | | Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Усвоить теоретико-литературное понятие – дружеское послание. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных размеров стиха на примере изучаемых произведений в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. | К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. | |
15. | Тема власти, жестокости, зла в стихотворении «Анчар» | | 20.10 | | Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | | |
16. | «Песнь о вещем Олеге». Мотивы судьбы - предсказание, предвидение, вера и суеверие. | | 09.11 | | Определять характерные признаки лирических и лироэпических жанров на примерах изучаемых произведений. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Соотносить персонаж и прототип. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. | | infourok.ru/ 1172842.html |
17. | Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. | | 11.11 | | Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Соотносить персонаж и прототип. Подбирать материал об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | | |
| М.Ю. Лермонтов (3часа) | | | | | | |
18. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Три пальмы», «Родина». Родина в лирическом произведении. | | 16.11 | | Соотносить образы лирического героя и поэта. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных размеров стиха на примере изучаемых произведений в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | В.М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». | |
19. | Проблематика и основные мотивы «Песни про купца Калашникова...». | | 17.11 | | Определять родовую принадлежность литературного произведения. Усвоить теоретико-литературные понятия: стилизация как литературно-художественный прием, контраст, вымысел и верность исторической правде, градация. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. | | |
20. | Центральные образы поэмы и художественные приёмы их создания. | | 23.11 | | Давать общую характеристику художественного мира произведения. Составлять план литературного произведения. | | http://prezentacii.com/literatura/14374 |
| Н.В. Гоголь (3 часа) | | | | | | |
21. | Н. В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». | | 24.11 | | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Определять родовую принадлежность литературного произведения. | | |
22. | Повесть «Шинель»: основной конфликт. Образ Акакия Акакиевича. | | 30.11 | | Давать общую характеристику художественного мира произведения. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Усвоить теоретико-литературные понятия: сатирическая повесть, фантастика, маленький человек. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. | Сочинение по творчеству писателей 19 века | |
23. | Р/р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Шинель» | | 01.12 | | Подбор цитат и составление словаря для характеристики персонажа, исследовательская работа с текстом | | |
| И.С. Тургенев (2 часа) | | | | | | |
24. | И.С. Тургенев. «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. «Хорь и Калиныч». | | 07.12 | | Лексическая работа, подготовка сообщения, формулировка микровыводов и выводов | | |
25 | Рассказ «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения. | | 08.12 | | Цитатный план, элементы тезисного плана, подготовка сообщения | | |
| Н.А. Некрасов (2 часа) | | | | | | |
26. | Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. Доля народная - основная тема произведений поэта. | | 14.12 | | | А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. | |
27. | «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая). Судьба русской женщины. | | 15.12 | | Работа с иллюстрациями и репродукциями картин, исследовательская работа с текстом | | http://www.myshared.ru/slide/824401 |
| М.Е. Салтыков-Щедрин (2 часа) | | | | | | |
28. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Проблематика сказки «Повесть о том, как один мужик… »: труд, власть. | | 21.12 | | Составление цитатного плана статьи учебника и сказки, различные виды пересказа, письменный отзыв | | |
29. | «Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя. | | 22.12 | | Приемы создания характера в сатирическом произведении. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев | | |
| Л.Н. Толстой (2 часа) | | | | | | |
30. | Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | | 11.01 | | Рассказ о писателе, подбор материалов для ответа по плану | Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) | |
31. | Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. | | 12,01 | | Составление цитатного плана, выразительное чтение, устное сочинение-рассуждение | | |
| Н.С. Лесков (3 часа) | | | | | | |
32. | Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Образный мир произведения | | 18.01 | | Лексическая работа, работа с иллюстрациями | | infourok.ru/prezentaciya/146650. |
33. | «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. | | 19.01 | | Различные виды пересказа, выразительное чтение | В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. | |
34. | Р/р. Написание контрольного сочинения по повести Н.С. Лескова «Левша». | | 25.01 | | Написание сочинения | | |
| А.А. Фет (1 час) | | | | | | |
35. | А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом...». | | 26.01 | | Чтение наизусть, словарная работа, устное рисование | | |
| А.П. Чехов (2 часа) | | | | | | |
36- 37. | А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания. | | 01.02 | | Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения | | |
Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Социальная направленность рассказа; позиция автора | | | | Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа | | |
38. | Произведения русских поэтов XIX века о России | | 02.02 | | Аналитическая беседа, интерпретация, выразительное чтение и чтение наизусть | Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. | infourok.ru/ 1669401.html |
| М. Горький (3 часа) | | | | | | |
39. | М. Горький. Повесть «Детство» (главы по выбору). Основные сюжетные линии. | | 08.02 | | Лексическая работа, комментированное чтение, беседа | | |
40. | «Легенда о Данко». Становление характера юного героя. Контраст как основной прием раскрытия идеи. | | 09.02 | | Различные виды пересказа, в том числе и художественный, составление таблицы | | |
41. | Р/р. Написание контрольного сочинения по повести М. Горького «Детство» | | 15.02 | | Написание сочинения | | |
| И.А. Бунин (2 часа) | | | | | | |
42. | И.А. Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу». | | 16.02 | | Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, работа с учебником, прослушивание музыкальных записей | В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». | |
43. | Рассказ «Кукушка». Смысл названия; основные мотивы рассказа; образы и их значение в раскрытии художественной идеи. | | 22.02 | | Исследовательская работа с текстом | | |
| А.И. Куприн (2 часа) | | | | | | |
44. | А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст. | | 09.03 | | Подготовка вопросов для дискуссии | | |
45. | Рассказ А.И. Куприна «Allez!». Художественная идея. | | 15.03 | | Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведения | | |
| А.С. Грин (2 часа) | | | | | | |
46- 47. | А.С. Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. | | 16.03 | | Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | | |
Своеобразие образного мира повести «Алые паруса». Экранизация повести. | | | | Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Готовить художественный пересказ прочитанного фрагмента. Устанавливать межпредметные связи литературы с другими видами искусства. | | infourok.ru/ekranizaciya-povestifeerii-alie-parusa-2415849.html |
| В.В. Маяковский (1 час) | | | | | | |
48. | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение…». Проблематика стихотворения. Приёмы создания образов. | | 29.03 | | Усвоить теоретико-литературные понятия: автобиографические мотивы в лирическом произведении, аллитерация. С помощью портрета и фотографий поэта характеризовать его образ. Исследовать художественный текст самостоятельно. | | |
| С.А. Есенин (2 часа) | | | | | | |
49 | С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений, лирическое «я» и образ автора. | | 30.03 | | Различать образы лирического героя и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. | | |
50 | Человек и природа, чувство родины в стихотворениях Есенина. | | 05.04 | | Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие - образ-пейзаж. Выразительно читать стихотворения. | Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе» | infourok.ru/ 1401199.html |
| И.С. Шмелёв (1 час) | | | | | | |
51. | И.С. Шмелёв. Рассказ «Русская песня». Проблематика и художественная идея. | | 06.04 | | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. | | |
| М.М. Пришвин (1 час) | | | | | | |
52. | М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе. | | 12.04 | | Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. | | |
| К.Г. Паустовский (2 часа) | | | | | | |
53 | К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона». Человек и природа. | | 13.04 | | Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на примерах изучаемых произведений. | С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». | |
54. | Малая родина, образ рассказчика в произведении «Мещерская сторона». | | 19.04 | | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта. Усвоить теоретико-литературные понятия: подтекст, лирическая проза, пейзаж как сюжетообразующий фактор. Составлять тезисный план статьи учебника. Выступать с сообщениями на литературную тему. | | infourok.ru/ 2812661.html |
| Н.А. Заболоцкий (1 час) | | | | | | |
55. | Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!..». Духовность, труд - основные нравственные достоинства человека. | | 20.04 | | Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Усвоить теоретико-литературные понятия: эссе, морфологические средства выразительности речи (роль глаголов и местоимений). | | |
| А.Т. Твардовский (2 часа) | | | | | | |
56-57 | А.Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики. А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» | | 26.04 | | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. | | |
58. | Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны. | | 27.04 | | Готовить сообщение о жизни и о судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. Работать над проектом. Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Оценивать собственный ответ. | | infourok.ru/ 704671.html |
| Б.Л. Васильев (1 час) | | | | | | |
59-60 | Б.Л. Васильев. Рассказ «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. В.М. Шукшин. «Чудик». | | 04.05 | | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Готовить тезисы и вопросы для дискуссии. | | |
61. | Р/р. Написание контрольного сочинения по произведениям писателей XX века | | 11.05 | | Написание сочинения | | |
62-64 | Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века. У. Шекспир. Краткие сведения об авторе | | 17.05 | | Подбирать материал о биографии и творчестве поэтов, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). | Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя. | infourok.ru/ 1174617.html |
65 | Мацуо Басё (1 час) | | | | Усвоить теоретико-литературное понятие – хокку. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Создавать собственные речевые высказывания. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. | | |
Мацуо Басё. Образ поэта. Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. | | 18.05 | |
66- 68 | Р.Л. Стивенсон. А. де Сент-Экзюпери. Повесть «Планета людей». | | 24.05 | | Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателя, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции | | |
Сказка «Маленький принц». | | | |
| Р. Бредбери , Я. Купала (2 час) | | | | | | |
69-70 | Р. Бредбери. Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. | | 25.05 | | Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Определять жанровые разновидности эпических произведений. Сопоставлять персонажей литературного произведения. | Творчество поэтов Белгородской области В. Молчанов, Б. Осыков, И. Чернухин, А. Машкара | |
Я. Купала. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». | | | | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать стихотворения. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Давать жанровую характеристику | | |