Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литература» (базовый уровень) для 9 класса МБОУ «Лознянская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год составлено
1. Рабочая программа к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева«Литература» для 9 класса общеобразовательных организаций/авт.-сост. Л.Н. Гороховская. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020г.
2. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч./С.А. Зинин, В.И. Сахаров,В.А.Чалмаев - 6-е изд. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019. – 368 с.:ил.- (ФГОС. Инновационная школа).
Календарно-тематическое планирование включает контрольные работы: классные сочинения- 5, домашнее сочинение – 1.
Содержание рабочей программы учебного предмета «Литература» для 9 класса рассчитано на 105 часов.
Календарным графиком МБОУ «Лознянская средняя общеобразовательная школа» установлено в 9 классе 34 учебные недели.
Учебный план МБОУ «Лознянская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год отводит для изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе 3 учебных часа в учебную пятидневную неделю, 102 часа в учебном году.
В соответствии с календарным графиком, учебным планом МБОУ «Лознянская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год и в связи с праздничными днями в рабочую программу учебного предмета «Литература» для 9 класса вносятся изменения: сокращение на 3 учебных часа осуществляется за счёт объединения следующих учебных часов:
В результате программный материал учебного предмета «Литература» авторов предметной линии учебника С.А.Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для 9 класса в течение учебного года будет выполнен полностью.
№ п/п | Название раздела, тема урока | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Характеристика основных видов деятельности | Реализация электронного обучения и/или дистанционного обучения | Примечание |
План | Факт |
| Введение (1 ч.) | | |
1 | Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс | 1 | 01.09 | | Оформление тезисов, обобщение читательского опыта | | |
| Из зарубежной литературы | | |
| У. Шекспир (4 ч.) | | |
2 | Жанровое многообразие драматургииУ. Шекспира. Проблематика трагедий | 1 | 03.09 | | Запись основных положений лекции, выразительное чтение по ролям, беседа | | |
3 | Низкое и высокое, сиюминутное и общечеловеческое, злое и доброе в трагедии «Гамлет» | 1 | 04.09 | | Подготовка сообщения, выразительное чтение по ролям, просмотр фрагмента кинофильма | | |
4 | Центральный конфликт пьесы. | 1 | 08.09 | | Выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам, сочинение-миниатюра | | |
5 | Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века | 1 | 10.09 | | Выразительное чтение по ролям, устная характеристика образа, работа с иллюстрациями | | |
| Ж.Б. Мольер (3 ч.) | | |
6 | Ж.Б. Мольер.Краткие сведения о драматурге. Тематика и проблематика комедий | 1 | 11.09 | | Запись основных положений лекций, подготовка сообщений, выразительное чтение по ролям | | |
7 | Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы. | 1 | 15.09 | | Выразительное чтение по ролям, устная характеристика образа, работа с иллюстрациями | | |
8 | Объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии | 1 | 17.09 | | Выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам, творческое задание | | |
| И.В. Гёте (4 ч.) | | |
9 | И.В. Гёте. Краткие сведения о поэте | 1 | 18.09 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся | | |
10 | И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. | 1 | 22.09 | | Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии, дискуссия | | |
11 | «Фауст» — вершина философской литературы | 1 | 24.09 | | Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии, устная характеристика образа | | |
12 | И.В. Гёте в России | 1 | 25.09 | | Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии, сочинение-миниатюра | | |
| Из древнерусской литературы (6 ч.) | | |
13 | «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика | 1 | 29.09 | | Работа с учебником и иллюстрациями, подготовка сообщения | | |
14 | Система образов, центральная идея, значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры | 1 | 01.10 | | Выразительное чтение фрагментов текста, словарная работа | | |
15 | Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли | 1 | 02.10 | | Выразительное чтение фрагментов текста, словарная работа, характеристика героя древнерусской литературы | | |
16 | Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...» | 1 | 06.10 | | Выразительное чтение фрагментов текста, воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале, сопоставительный анализ | | |
17 | Р/р. Подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореве» | 1 | 08.10 | | Анализ тем сочинений, составление плана, подбор рабочих материалов | | |
18 | Р/р. Написание сочинения по «Слову о полку Игореве» | 1 | 09.10 | | Написание сочинения | | |
| Из литературы XVIII века | | |
| А.Н. Радищев (2 ч.) | | |
19 | А.Н. Радищев.Основные вехи биографии. Ода «Вольность»: новаторство писателя | 1 | 13.10 | | Работа со статьей учебника, выразительное чтение, словарная работа | | |
20 | «Путешествие из Петербурга в Москву». Тематика и основная проблематика книги. Сюжет и система образов. История создания книги | 1 | 15.10 | | Выразительное чтение фрагментов текста, словарная работа, устные ответы на вопросы | | |
| Из литературы XIX века | |
| Литературный процесс конца XVIII-XIX века (1ч.) | | |
21 | Литературный процесс конца XVIII-XIX века | 1 | 16.10 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся | | |
| А.С. Грибоедов (7 ч.) | | |
22 | Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат | 1 | 20.10 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, презентация, составление вопросов по теме | | |
23 | Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. | 1 | 22.10 | | Составление тезисного плана статьи учебника, комментированное чтение по ролям, словарная работа | | |
24 | Своеобразие языка. Группировка образов. | 1 | 05.11 | | Комментированное чтение по ролям, словарная работа, сопоставительная характеристика, исследовательская работа с текстом. Работа с портретом, иллюстрациями | | |
25 | Комедия в истории культуры России, в русской критике (И.А. Гончаров и Д.И. Писарев о «Горе от ума») | 1 | 06.11 | | Составление конспекта критической статьи, тезисного плана, тестовые задания | | |
26 | Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство | 1 | 10.11 | | Исследовательская работа с текстом, подготовка сообщения | | |
27 | Р/р. Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова«Горе от ума» | 1 | 12.11 | | Анализ тем сочинений, составление плана, подбор рабочих материалов | | |
28 | Р/р.Написание сочинения по комедии А.С. Грибоедова«Горе от ума» | 1 | 13.11 | | Написание сочинения | | |
| Поэты пушкинского круга (4 ч.) | | |
29 | К.Н. Батюшков. Краткие сведения о поэте. Тематика и проблематика лирики | 1 | 17.11 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, презентация, выразительное чтение и анализ поэтических текстов | | |
30 | А.А. Дельвиг. Краткие сведения о поэте. Тематика и проблематика лирики | 1 | 19.11 | | Сообщения учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | | |
31 | Е.А. Баратынский. Краткие сведения о поэте. Тематика и проблематика лирики | 1 | 20.11 | | Сообщения подготовленных учащихся, презентация, выразительное чтение и анализ поэтических текстов, самостоятельная работа | | |
32 | Н.М. Языков. Краткие сведения о поэте. Тематика и проблематика лирики | 1 | 24.11 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, исследовательская работа с текстом | | |
| А.С. Пушкин (15 ч.) | | |
33 | Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики. | 1 | 26.11 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, презентация, работа с портретом | | |
34 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина | 1 | 27.11 | | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, сопоставительный анализ | | |
35 | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина | 1 | 01.12 | | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, словарная работа | | |
36 | Тема любви в лирике А.С. Пушкина | 1 | 03.12 | | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, письменный анализ стихотворения | | |
37 | Романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы | 1 | 04.12 | | Цитатный план статьи, выразительное чтение, устная характеристика образа | | |
38 | Основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. | 1 | 08.12 | | Характеризовать эволюцию творчества А.С. Пушкина от романтизма к реализму | | |
39 | Переход к реализму:«Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Нравственная позиция писателя | 1 | 10.12 | | Запись основных положений лекции, пересказ, исследовательская работа с текстом, работа над словарной статьей | | |
40 | Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история | 1 | 11.12 | | Комментированное чтение, исследовательская работа с текстом, самостоятельное формулирование выводов | | |
41 | Основная проблематика и система образов | 1 | 15.12 | | Характеристика основных элементов художественной системы романа (сюжет, конфликт, образный мир, композиция, контраст как один из ведущих приёмов, художественная идея) | | |
42 | Образ автора в романе | 1 | 17.12 | | Исследовательская работа с текстом | | |
43 | Художественные открытия в «Евгении Онегине» | 1 | 18.12 | | Составление таблиц и работа с ними | | |
44 | «Энциклопедия русской жизни» - В.Г. Белинский о романе. | 1 | 22.12 | | Составление конспекта литературно-критической статьи. Определение значения творчества А.С. Пушкина для русской и мировой литературы и культуры | | |
45 | Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману | 1 | 24.12 | | Работа с текстами комментариев к роману «Евгений Онегин». | | |
46 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 25.12 | | Анализ тем сочинений, составление плана, подбор рабочих материалов | | |
47 | Р/р. Написание сочинения по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 12.01 | | Написание сочинения | | |
| М.Ю. Лермонтов (9 ч.) | | |
48 | Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта» | 1 | 14.01 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, презентация, работа с портретом, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, словарная работа | | |
49 | Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт» | 1 | 15.01 | | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, словарная работа | | |
50 | Темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»: сюжет, фабула, композиция | 1 | 19.01 | | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, письменный анализ стихотворения. Работа со статьёй учебника, составление плана, комментированное чтение | | |
51 | Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. | 1 | 21.01 | | Комментированное чтение, беседа, лексическая работа, характеристика героя, исследовательская работа с текстом (фрагментом), работа с иллюстрациями, письменный ответ на вопрос | | |
52 | Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. | 1 | 22.01 | | Чтение текста, беседа, лексическая работа, план характеристики образа, сочинение миниатюра | | |
53 | Идейно-композиционное значение главы «Фаталист» Художественное совершенство романа. В.Г. Белинский о романе | 1 | 26.01 | | Пересказ, словарная работа, анализ эпизода, формулирование вывода | | |
54 | Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | 28.01 | | Анализ тем сочинений, составление плана, подбор рабочих материалов | | |
55 | Р/р. Написание сочинения по творчествуМ.Ю. Лермонтова | 1 | 29.01 | | Написание сочинения | | |
| Н.В. Гоголь (9 ч.) | | |
56 | Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души»: образы помещиков | 1 | 02.02 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, презентация, работа с портретом | | |
57- 58 | Образы помещиков. Манилов | 1 | 04.02 | | Комментированное чтение, лексическая работа, анализ образа по плану | | |
Образы помещиков. Коробочка | 1 | | | Комментированное чтение, лексическая работа, анализ образа по плану | | |
59 | Образы помещиков. Ноздрёв | 1 | 05.02 | | Комментированное чтение, лексическая работа, анализ образа по плану | | |
60 | Образы помещиков. Собакевич | 1 | 09.02 | | Комментированное чтение, лексическая работа, анализ образа по плану | | |
61 | Образы помещиков. Плюшкин | 1 | 11.02 | | Комментированное чтение, лексическая работа, анализ образа по плану | | |
62 | Новый тип героя. Художественное своеобразие произведения | 1 | 12.02 | | Пересказ, работа со статьёй учебника, составление тезисного плана, формулирование вывода | | |
63 | Р/р. Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | 1 | 16.02 | | Анализ тем сочинений, составление плана, подбор рабочих материалов | | |
64 | Р/р. Написание сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | 1 | 18.02 | | Написание сочинения | | |
| Ф.И. Тютчев (2 ч.) | | |
65 | Ф.И. Тютчев.Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики | 1 | 19.02 | | Запись основных положений лекции, подготовка сообщения, выразительное чтение, анализ стихотворения по плану | | |
66 | Нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений | 1 | 25.02 | | Выразительное чтение, беседа, исследовательская работа с текстом | | |
| А.А.Фет (2 ч.) | | |
67 | А.А. Фет.Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. | 1 | 26.02 | | Запись основных положений лекции, подготовка сообщения, презентация, выразительное чтение, анализ стихотворения по плану | | |
68 | Любовь, природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений | 1 | 02.03 | | Выразительное чтение, беседа, исследовательская работа с текстом | | |
| Н.А. Некрасов (2 ч.) | | |
69 | Творческая биография Н.А. Некрасова. | 1 | 04.03 | | Работа с учебником, презентация, формулирование вывода | | |
70 | Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова» | 1 | 05.03 | | Выразительное чтение, беседа, исследовательская работа с текстом | | |
| Ф.М. Достоевский (4 ч.) | | |
71 | Ф.М. Достоевский.Основные вехи биографии. | 1 | 03.03 | | Составление тезисного плана, устное высказывание по теме, презентация | | |
72 | Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в произведении | 1 | 09.03 | | Пересказ фрагментов текста, анализ эпизодов, комментированное чтение, формулирование вывода | | |
73 | Роман «Бедные люди»: характеристика образов, позиция писателя | 1 | 11.03 | | Пересказ фрагментов текста, анализ эпизодов, комментированное чтение, формулирование вывода | | |
74 | Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь | 1 | 12.03 | | Пересказ фрагментов текста, анализ эпизодов, сопоставительная характеристика | | |
| Л. Н. Толстой (4 ч.) | | |
75 | Л. Н. Толстой.Основные вехи биографии. | 1 | 16.03 | | Выступления учащихся по теме, составление опорного конспекта, работа с иллюстрациями | | |
76 | Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность | 1 | 18.03 | | Составление словарной статьи, пересказ фрагментов текста, анализ эпизодов, комментированное чтение, формулирование вывода | | |
77 | Повесть «Юность». Становление личности | 1 | 19.03 | | Пересказ фрагментов текста, исследовательская работа с текстом, формулирование вывода | | |
78 | Повесть «Юность»: основные приёмы создания образа | 1 | 30.03 | | Пересказ фрагментов текста, исследовательская работа с текстом, формулирование вывода | | |
| Из литературы XX века ( ч.) | | |
| Литературный процесс начала XX века (1 ч.) | | |
79 | Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения. | 1 | 01.04 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, работа с терминами | | |
| М. Горький (4 ч.) | | |
80 | М. Горький. Основные вехи биографии. | 1 | 02.04 | | Составление опорного конспекта, устное высказывание по теме, презентация, подготовка сообщений | | |
81 | Своеобразие прозы раннего М. Горького Рассказ «Челкаш». | 1 | 08.04 | | Пересказ фрагментов текста, анализ эпизодов, разные виды чтения, работа с портретом и иллюстрациями, формулирование вывода, исследовательская работа с текстом; сложный план характеристики персонажа | | |
82 | Рассказ «Двадцать шесть и одна». Основной конфликт: люди «дна» и проблема человеческого в человеке, художественная идея | 1 | 06.04 | | Пересказ фрагментов текста, анализ эпизодов, разные виды чтения. Работа с портретом и иллюстрациями, формулирование вывода | | |
83 | «Песня о Буревестнике» | 1 | 08.04 | | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | | |
| Из поэзии Серебряного века (6 ч.) | | |
84 | Многообразие поэтических голосов эпохи. Стихи А. Блока. Основные темы и мотивы | 1 | 09.04 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, презентация, выразительное чтение и анализ поэтических текстов | | |
85 | С. Есенин. Основные темы и мотивы | 1 | 13.04 | | Сообщения учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | | |
86 | В. Маяковский. Основные темы и мотивы | 1 | 15.04 | | Сообщения подготовленных учащихся, презентация, выразительное чтение и анализ поэтических текстов, самостоятельная работа | | |
87 | М. Цветаева. Основные темы и мотивы | 1 | 16.04 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, исследовательская работа с текстом | | |
88 | Н. Гумилев. Основные темы и мотивы | 1 | 20.04 | | Сообщения подготовленных учащихся, выразительное чтение и анализ поэтических текстов по плану | | |
89 | А. Ахматова. Основные темы и мотивы | 1 | 22.04 | | Сообщения подготовленных учащихся, презентация, выразительное чтение и анализ поэтических текстов, самостоятельная работа | | |
| М.А. Булгаков (4 ч.) | | |
90 | М.А. Булгаков.Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». | 1 | 23.04 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, презентация, работа с портретами | | |
91 | Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы | 1 | 27.04 | | Пересказ, словарная работа, составление тезисного плана для характеристики образов, выявление элементов фабулы | | |
92- 93 | Художественная идея повести | 1 | 29.04 | | Комментированное чтение, лексическая работа, анализ образа по плану | | |
Пафос произведения и авторская позиция | | | | Комментированное чтение, пересказ эпизодов, исследовательская работа с текстом, формулирование выводов | | |
| М.А. Шолохов (4 ч.) | | |
94 | М.А. Шолохов. Основные вехи биографии | 1 | 30.04 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, характеристика фабулы и сюжета | | |
95- 96 | Рассказ «Судьба человека». Русский характер в изображении М. Шолохова. | 1 | 04.05 | | Комментированное чтение, пересказ эпизодов, исследовательская работа с текстом | | |
Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи | | | | Комментированное чтение, пересказ эпизодов, исследовательская работа с текстом, формулирование выводов | | |
97 | Проблема человека на войне | 1 | 06.05 | | Формулирование микровыводов и выводов | | |
| А.Т. Твардовский (2 ч.) | | |
98 | А.Т. Твардовский. Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского. «Я убит подо Ржевом» | | 07.05 | | Сообщения подготовленных учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, формулирование вывода | | |
99 | «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике. Художественное своеобразие лирики о войне | 1 | 11.05 | | Выразительное чтение, беседа, исследовательская работа с текстом | | |
| А.И. Солженицын (4 ч.) | | |
100 | А.И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения | 1 | 13.05 | | Запись основных положений лекции, сообщения подготовленных учащихся, характеристика фабулы и сюжета | | |
101 | Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе» | 1 | 14.05 | | Пересказ фрагментов текста, анализ эпизодов, комментированное чтение, формулирование вывода | | |
102 | Образы Матрены и рассказчика | 1 | 18.05 | | Комментированное чтение, пересказ эпизодов, исследовательская работа с текстом, формулирование выводов | | |
103 | Р/р.Подготовка к домашнему сочинению по литературе XX века | 1 | 20.05 | | Комментированное чтение, пересказ эпизодов, исследовательская работа с текстом, формулирование выводов | | |
| Ч.Т. Айтматов, В.С. Высоцкий(2 ч.) | | |
104 | Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля». Образы главных героев. | 1 | 21.05 | | Сообщения подготовленных учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, формулирование вывода | | |
105 | В. С. Высоцкий. Основные вехи творческой биографии. | 1 | 25.05 | | Исследовательская работа с текстом, формулирование выводов | | |