СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету "самообслуживание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету "самообслуживание"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кстовская школа-интернат»



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Заместитель директора

приказом директора

педагогического совета


МКОУ Кстовская ШИ

от ____________2017 г.,

____________М.Я. Бударина

от_______________2017 г.

протокол №___

____________2017 г.

№_______________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГОКУРСА

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

для обучающихся 6«В» класса

на 2017-2018 учебный год










Разработчик: учитель

Громова О.Н.








г.Кстово

2017г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу СБО (социально-бытовой ориентировке) для 6 «В» класса разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости на 2017-2018 учебный год, 6 класс (II вариант), на основе «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (вариант 2) 1-9 класс (утверждена приказом директора МКСОУ школа- интернат VIII вида № 93 от 28.08.2013 г.).

В программу включены следующие разделы:

  1. Личная гигиена -13 ч.

  2. Культура поведения. – 7 ч.

  3. Жилище – 12 ч.

  4. Транспорт – 7 ч.

  5. Средства связи– 8ч.

  6. Торговля – 12 ч.

  7. Питание -3 ч.

8. Повторение – 5 ч.

Для формирования условных связей необходимо многократное повторение материала, поэтому введен раздел «Повторение», и в течение всего учебного года происходит систематическое повторение изученного материала. Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.

  Содержание обучения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся с умеренной отсталостью. 

Назначение коррекционного курса: Специальный коррекционный курс по СБО (социально-бытовой ориентировке) направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Хотя социальную адаптацию учащихся обеспечивает изучение всех дисциплин, входящих в учебный план, но направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе изучения коррекционного курса СБО (социально-бытовой ориентировки).

Цель: максимально по мере возможности социально адаптировать обучающихся через расширение, уточнение и активизацию социально - бытовых навыков; максимальное развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей и формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать коммуникативные умения и навыки посредством участия в беседах, сюжетно-ролевых играх.

2.Формировать умение ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне посредством экскурсий.

3.Формировать желание участвовать в созидательной деятельности через участие в практической деятельности.

4. Учить применять на практике знания о правилах поведения в обществе.

5. Систематизировать знания о правилах личной гигиены и учить применять их на практике.

6. Учить выполнять определенные действия, необходимые в быту, по составленному плану (в практической деятельности).

Коррекционно-развивающие:

1.Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу через воспитание положительных эмоций, правильного доброжелательного отношения к окружающим.

2.Корригировать и развивать зрительное восприятие через показ презентаций и наглядного материала по теме.

3. Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, формирование ручной умелости, плавности и соразмерности движений посредством изобразительной деятельности по теме.

4.Корригировать и развивать слуховое восприятие посредством прослушивания сказок, стихов, рассказов по теме.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к предмету «Социально-бытовая ориентировка».

2. Воспитывать умение работать в парах, команде.

3. Воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к чужому труду.

4. Воспитывать доброе отношение к окружающим и чувство сопереживания.

5. Воспитывать бережное отношение к личным вещам и школьному имуществу.

Место коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» в учебном плане.

  Учебный план (II вариант) включает в себя общеобразовательные дисциплины, содержание которых адаптировано к возможностям учащихся, а также коррекционный блок, в содержание которого и входит коррекционный курс «Социально- бытовая ориентировка».

На изучение коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» в 6 классе по II варианту учебного плана общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости отводится 2 часа в неделю, следовательно, общий объем составляет 67 часов в год.


Виды деятельности:

Моделирование реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевые игры), изобразительная деятельность, практические работы, работа с простейшими перфокартами, беседы и обсуждения, настольные игры по теме, экскурсии, дидактические игры, работа с элементарными тестами с помощью учителя, предметно-практическая деятельность (изготовление открыток или простейших сувениров)


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Учащиеся должны знать;

Последовательность утреннего туалета;

Периодичность и правила чистки зубов;

Периодичность мытья головы;

Правила освещения помещения;

Правило охраны зрения при чтении и просмотре телевизора;

Виды одежды и обуви;

Правила ухода за одеждой и обувью;

Санитарно гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

Правила сервировки стола к завтраку;

Правила заваривания чая;

Назначение кухонных принадлежностей и посуды;

Санитарно – гигиенические требования к использованию химическими средства для ухода за посудой;

Следить за своей осанкой:

Правила поведения при встрече и расставании;

Формы общения с просьбой , вопросом;

Правило поведения за столом;

Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;

Почтовый адрес своего дома и школы – интерната;

Маршрут проезда до интерната;

Пешеходный маршрут;

Правило передвижения на велосипеде;

Продовольственные и промтоварные магазины, их назначение;

Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах;

Виды отделов в продовольственном магазине;

Стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.

Учащиеся должны уметь:

Совершать утренний туалет;

Совершать вечерний туалет в определённой последовательности;

Причёсывать волосы;

Подбирать одежду по сезону;

Различать одежду и обувь по назначению;

Сушить мокрую одежду; чистить одежду;

Сушить мокрую обувь;

Подготавливать обувь и одежду к сезонному хранению;

Накрывать на стол с учетом конкретного меню;

Мыть и чистить кухонную посуду;

Следить за своей осанкой;

Принимать правильную позу в положении стоя и сидя;

Следить за своей походкой и жестикуляцией;

Вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

Правильно вести себя за столом во время приема пищи.

Писать адрес на почтовых открытках.

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

Соблюдать правила дорожного движения.

Выбирать продукты для приготовления завтрака с учётом конкретного меню;

Оплачивать покупку;

Соблюдать правила поведения в магазине.






Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестовых работ.

































№ пп

Содержание урока

кол-во

часов

дата

1 четверть


Личная гигиена




1-2

Повторение материала 5 класса. Правила поведения в кабинете. Входящий мониторинг.

2

01.09

05.09

3-4

Правила личной гигиены. Ее значение для здоровья и жизни человека.

Изобразительная деятельность. Рисование и разукрашивание трафаретов средства и предметы личной гигиены.

2

08.09.

12.09

5

Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.

Практическая работа. Стирка носового платка.

1

15.09

6-7

Уход за полостью рта. Уход за ушами.

Практическая работа. Мытье ушей.

2

19.09

22.09

8-9

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач. Практическая работа. Зарядка для глаз.

2

26.09

29.09

10

Уход за волосами. Здоровье и красота прически. Средства ухода за волосами.

Изобразительная деятельность. Рисование и разукрашивание трафаретов средства и предметы ухода за волосами.

1

03.10


11

Правила ,приемы , последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета.

Дидактическая игра : «А что потом»

1

06.10

12-13

Пагубное влияние курения на здоровье человека.

Пагубное влияние алкоголя на здоровье и развитие организма.

2

10.10

13.10


Культура поведения



14-15

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Упражнения для исправления осанки.

Практическая работа.

Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.


2

17.10

20.10

16-17

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом.

Сюжетно- ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании, за столом.

2

24.10

27.10

2 четверть

18-19

Правила поведения за столом.

Сюжетно-ролевая игра «Как нужно и как нельзя вести себя за столом»


2

07.11

10.11

20

Упражнения по этикету.

Сюжетно-ролевые игры по различным ситуациям. Закрепление материала.

1

14.11


Транспорт



21-22-23

Виды транспортных средств.

Стоимость проезда и правила приобретения билета, правила пользования транспортными картами.

Сюжетно-ролевая игра.

Экскурсия на автостанцию.

3

17.11

21.11

24.11

24

Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта).

Практическая работа. Составление маршрута от дома до школы- интерната.

Остановки транспорта по пути следования в школу-интернат. Знание ближайшей остановки.

1

28.11

25

Поведение в транспорте и на улице

Сюжетно-ролевая игра. «Как нужно и как нельзя вести себя в транспорте»


1

01.12


26-27

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Изобразительная деятельность. Разукрашивание трафаретов дорожных знаков «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», светофора.



2

05.12

08.12


Жилище



28

Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.

Изобразительная деятельность.

Рисование или разукрашивание по трафарету «Дом, в котором я живу»

1

12.12

29

Гигиенические требования к жилому помещению.

Инвентарь и приспособления для уборки. Практическая работа. Уборка классного помещения.

1

15.12

303132

Повторение по теме «Жилище».


Проверочная работа по теме «Жилище». Тест


2


1

19.12

22.12

26.12

3 четверть

33-34-35

Праздник Новый год, традиции и особенности праздника. Празднование Нового года в других странах мира.

Практическая работа. Изготовление новогодних сувениров.

3

09.01

12.01

16.01


Средства связи



36-37

Конверты, почтовые карточки, открытки. Виды, назначение. Знаки почтовой оплаты.

Практическая работа. Приклеивание марок на конверт.

2

19.01


23.01

38-39

Заполнение почтовых конвертов, карточек.


Практическая работа. Написание адреса, письма.

2

26.01


30.01

40-41

Почта. Почтовые отправления: письмо, посылки.

Почтовое отделение, назначение его. Профессия почтальон, обязанности почтальона.


2

02.02

06.02

42-43

Практическая работа. Отправление писем в адрес школы- интерната, дома.

Экскурсия на почту.


2

09. 02

13. 02

44-45








46-47

Праздники

Праздник «День Защитника Отечества», защитники Руси (Илья Муромец).

Практическая работа.

Изобразительная деятельность. Изготовление сувениров для пап (раскрашивание и рисование солдат, военной техники)

8 Марта – Международный женский день. Знакомство с женскими профессиями (парикмахер, продавец, почтальон)

Изобразительная деятельность. Изготовление сувениров для мам или разукрашивание по трафарету открыток

2








2

16.02

20.02






02.03

06.03


Жилище



48-49-50

Бытовые осветительные приборы Электричество. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами.

Бытовая электроарматура: розетка, выключатель, вилка, провод. Назначение, внешний вид, устройство.

Текущий мониторинг.

Изобразительная деятельность .

Рисование по образцу или разукрашивание по трафарету знака опасности электрического тока.



3

09.03

13.03

16.03

51

Светильники: люстры, бра, торшеры, настольные лампы. Их отличие друг от друга, назначение.

Изобразительная деятельность. Рисование по образцу или разукрашивание по трафарету образцов светильников.



1

20.03

4 четверть

52

Повторение и обобщение по темам «Почта. Телеграф», «Бытовые осветительные приборы».

Проверочная работа.

Работа по тестам с помощью учителя.

1

03.04

53-54-55-56

Торговля

Продовольственные магазины. Их назначение. Виды отделов в продовольственных магазинах .

Пра­вила покупки товаров в них, знание цен на хлебобулочные, молочные товары.

Сюжетно – ролевая игра «Выбор товара и расчет в кассе», упражнения в подсчете денег.




4

06.04

10.04

13.04

17.04


57-58-59-60

Промтоварные магазины, их назначение. Виды отделов промтоварных магазинов. Канцтовары, культтовары. Правила покупки в них. Знание цен на канцтовары.

Сюжетно-ролевая игра «Выбор товара и расчет в кассе», упражнения в подсчете денег.


4

20.04

24.04

27.04

04.05

61-62

Рынок. Отделы рынка, назначение, отличие рынка от магазина.

Сюжетно-ролевая игра. «Я пришла (пришел) на рынок».

2

08.05

11.05

63-64

Праздник «День Победы», история, традиции праздника, чтение стихов и рассказов о войне.

Практическая работа. Изготовление открыток и сувениров для поздравления ветеранов к Дню Победы.

.

2

15.05

18.05

65-

Питание

Общественное питание. Глобальное чтение вывесок «Столовая», «Буфет», «Кафе».

Экскурсия в школьную столовую.

Повторение. Правила поведения в столовой. Сюжетно-ролевая игра. Столовая самообслуживания.


1

22.05


66-67

Тестовая работа в рамках промежуточной аттестации.


Повторение пройденного материала.

1


1

25.05


29.05

п/п

Методическое обеспечение

Год издания

1

«Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (вариант 2) 1-9 класс (утверждена приказом директора МКСОУ школа- интернат VIII вида № 93 от 28.08.2013 г.).


2013

2

Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Владос


2010

3

Программа учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, С-Пб, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой

2011

4

Программы, подготовленные к печати педагогами специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга являющиеся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость

2010

5

Воронкова В,В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Владос


2010

6

Программно-методические материалы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос,

2007

7

Львова С.А.Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 5-9 классы.М., Владос,

2005