Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кстовская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании | Заместитель директора | приказом директора |
педагогического совета | | МКОУ Кстовская ШИ |
от ____________2017 г., | ____________М.Я. Бударина | от_______________2017 г. |
протокол №___ | ____________2017 г. | №_______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГОКУРСА
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
для обучающихся 6«В» класса
на 2017-2018 учебный год
Разработчик: учитель
Громова О.Н.
г.Кстово
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу СБО (социально-бытовой ориентировке) для 6 «В» класса разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости на 2017-2018 учебный год, 6 класс (II вариант), на основе «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (вариант 2) 1-9 класс (утверждена приказом директора МКСОУ школа- интернат VIII вида № 93 от 28.08.2013 г.).
В программу включены следующие разделы:
Личная гигиена -13 ч.
Культура поведения. – 7 ч.
Жилище – 12 ч.
Транспорт – 7 ч.
Средства связи– 8ч.
Торговля – 12 ч.
Питание -3 ч.
8. Повторение – 5 ч.
Для формирования условных связей необходимо многократное повторение материала, поэтому введен раздел «Повторение», и в течение всего учебного года происходит систематическое повторение изученного материала. Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.
Содержание обучения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся с умеренной отсталостью.
Назначение коррекционного курса: Специальный коррекционный курс по СБО (социально-бытовой ориентировке) направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Хотя социальную адаптацию учащихся обеспечивает изучение всех дисциплин, входящих в учебный план, но направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе изучения коррекционного курса СБО (социально-бытовой ориентировки).
Цель: максимально по мере возможности социально адаптировать обучающихся через расширение, уточнение и активизацию социально - бытовых навыков; максимальное развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей и формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать коммуникативные умения и навыки посредством участия в беседах, сюжетно-ролевых играх.
2.Формировать умение ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне посредством экскурсий.
3.Формировать желание участвовать в созидательной деятельности через участие в практической деятельности.
4. Учить применять на практике знания о правилах поведения в обществе.
5. Систематизировать знания о правилах личной гигиены и учить применять их на практике.
6. Учить выполнять определенные действия, необходимые в быту, по составленному плану (в практической деятельности).
Коррекционно-развивающие:
1.Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу через воспитание положительных эмоций, правильного доброжелательного отношения к окружающим.
2.Корригировать и развивать зрительное восприятие через показ презентаций и наглядного материала по теме.
3. Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, формирование ручной умелости, плавности и соразмерности движений посредством изобразительной деятельности по теме.
4.Корригировать и развивать слуховое восприятие посредством прослушивания сказок, стихов, рассказов по теме.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к предмету «Социально-бытовая ориентировка».
2. Воспитывать умение работать в парах, команде.
3. Воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к чужому труду.
4. Воспитывать доброе отношение к окружающим и чувство сопереживания.
5. Воспитывать бережное отношение к личным вещам и школьному имуществу.
Место коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» в учебном плане.
Учебный план (II вариант) включает в себя общеобразовательные дисциплины, содержание которых адаптировано к возможностям учащихся, а также коррекционный блок, в содержание которого и входит коррекционный курс «Социально- бытовая ориентировка».
На изучение коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» в 6 классе по II варианту учебного плана общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости отводится 2 часа в неделю, следовательно, общий объем составляет 67 часов в год.
Виды деятельности:
Моделирование реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевые игры), изобразительная деятельность, практические работы, работа с простейшими перфокартами, беседы и обсуждения, настольные игры по теме, экскурсии, дидактические игры, работа с элементарными тестами с помощью учителя, предметно-практическая деятельность (изготовление открыток или простейших сувениров)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать;
Последовательность утреннего туалета;
Периодичность и правила чистки зубов;
Периодичность мытья головы;
Правила освещения помещения;
Правило охраны зрения при чтении и просмотре телевизора;
Виды одежды и обуви;
Правила ухода за одеждой и обувью;
Санитарно гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
Правила сервировки стола к завтраку;
Правила заваривания чая;
Назначение кухонных принадлежностей и посуды;
Санитарно – гигиенические требования к использованию химическими средства для ухода за посудой;
Следить за своей осанкой:
Правила поведения при встрече и расставании;
Формы общения с просьбой , вопросом;
Правило поведения за столом;
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;
Почтовый адрес своего дома и школы – интерната;
Маршрут проезда до интерната;
Пешеходный маршрут;
Правило передвижения на велосипеде;
Продовольственные и промтоварные магазины, их назначение;
Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах;
Виды отделов в продовольственном магазине;
Стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Учащиеся должны уметь:
Совершать утренний туалет;
Совершать вечерний туалет в определённой последовательности;
Причёсывать волосы;
Подбирать одежду по сезону;
Различать одежду и обувь по назначению;
Сушить мокрую одежду; чистить одежду;
Сушить мокрую обувь;
Подготавливать обувь и одежду к сезонному хранению;
Накрывать на стол с учетом конкретного меню;
Мыть и чистить кухонную посуду;
Следить за своей осанкой;
Принимать правильную позу в положении стоя и сидя;
Следить за своей походкой и жестикуляцией;
Вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;
Правильно вести себя за столом во время приема пищи.
Писать адрес на почтовых открытках.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
Соблюдать правила дорожного движения.
Выбирать продукты для приготовления завтрака с учётом конкретного меню;
Оплачивать покупку;
Соблюдать правила поведения в магазине.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестовых работ.
№ пп | Содержание урока | кол-во часов | дата |
1 четверть |
| Личная гигиена | | |
1-2 | Повторение материала 5 класса. Правила поведения в кабинете. Входящий мониторинг. | 2 | 01.09 05.09 |
3-4 | Правила личной гигиены. Ее значение для здоровья и жизни человека. Изобразительная деятельность. Рисование и разукрашивание трафаретов средства и предметы личной гигиены. | 2 | 08.09. 12.09 |
5 | Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки. Практическая работа. Стирка носового платка. | 1 | 15.09 |
6-7 | Уход за полостью рта. Уход за ушами. Практическая работа. Мытье ушей. | 2 | 19.09 22.09 |
8-9 | Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач. Практическая работа. Зарядка для глаз. | 2 | 26.09 29.09 |
10 | Уход за волосами. Здоровье и красота прически. Средства ухода за волосами. Изобразительная деятельность. Рисование и разукрашивание трафаретов средства и предметы ухода за волосами. | 1 | 03.10 |
11 | Правила ,приемы , последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета. Дидактическая игра : «А что потом» | 1 | 06.10 |
12-13 | Пагубное влияние курения на здоровье человека. Пагубное влияние алкоголя на здоровье и развитие организма. | 2 | 10.10 13.10 |
| Культура поведения | | |
14-15 | Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Упражнения для исправления осанки. Практическая работа. Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки. | 2 | 17.10 20.10 |
16-17 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Сюжетно- ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании, за столом. | 2 | 24.10 27.10 |
2 четверть |
18-19 | Правила поведения за столом. Сюжетно-ролевая игра «Как нужно и как нельзя вести себя за столом» | 2 | 07.11 10.11 |
20 | Упражнения по этикету. Сюжетно-ролевые игры по различным ситуациям. Закрепление материала. | 1 | 14.11 |
| Транспорт | | |
21-22-23 | Виды транспортных средств. Стоимость проезда и правила приобретения билета, правила пользования транспортными картами. Сюжетно-ролевая игра. Экскурсия на автостанцию. | 3 | 17.11 21.11 24.11 |
24 | Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта). Практическая работа. Составление маршрута от дома до школы- интерната. Остановки транспорта по пути следования в школу-интернат. Знание ближайшей остановки. | 1 | 28.11 |
25 | Поведение в транспорте и на улице Сюжетно-ролевая игра. «Как нужно и как нельзя вести себя в транспорте» | 1 | 01.12 |
26-27 | Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Изобразительная деятельность. Разукрашивание трафаретов дорожных знаков «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», светофора. | 2 | 05.12 08.12 |
| Жилище | | |
28 | Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения. Изобразительная деятельность. Рисование или разукрашивание по трафарету «Дом, в котором я живу» | 1 | 12.12 |
29 | Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки. Практическая работа. Уборка классного помещения. | 1 | 15.12 |
303132 | Повторение по теме «Жилище». Проверочная работа по теме «Жилище». Тест | 2 1 | 19.12 22.12 26.12 |
3 четверть |
33-34-35 | Праздник Новый год, традиции и особенности праздника. Празднование Нового года в других странах мира. Практическая работа. Изготовление новогодних сувениров. | 3 | 09.01 12.01 16.01 |
| Средства связи | | |
36-37 | Конверты, почтовые карточки, открытки. Виды, назначение. Знаки почтовой оплаты. Практическая работа. Приклеивание марок на конверт. | 2 | 19.01 23.01 |
38-39 | Заполнение почтовых конвертов, карточек. Практическая работа. Написание адреса, письма. | 2 | 26.01 30.01 |
40-41 | Почта. Почтовые отправления: письмо, посылки. Почтовое отделение, назначение его. Профессия почтальон, обязанности почтальона. | 2 | 02.02 06.02 |
42-43 | Практическая работа. Отправление писем в адрес школы- интерната, дома. Экскурсия на почту. | 2 | 09. 02 13. 02 |
44-45 46-47 | Праздники Праздник «День Защитника Отечества», защитники Руси (Илья Муромец). Практическая работа. Изобразительная деятельность. Изготовление сувениров для пап (раскрашивание и рисование солдат, военной техники) 8 Марта – Международный женский день. Знакомство с женскими профессиями (парикмахер, продавец, почтальон) Изобразительная деятельность. Изготовление сувениров для мам или разукрашивание по трафарету открыток | 2 2 | 16.02 20.02 02.03 06.03 |
| Жилище | | |
48-49-50 | Бытовые осветительные приборы Электричество. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. Бытовая электроарматура: розетка, выключатель, вилка, провод. Назначение, внешний вид, устройство. Текущий мониторинг. Изобразительная деятельность . Рисование по образцу или разукрашивание по трафарету знака опасности электрического тока. | 3 | 09.03 13.03 16.03 |
51 | Светильники: люстры, бра, торшеры, настольные лампы. Их отличие друг от друга, назначение. Изобразительная деятельность. Рисование по образцу или разукрашивание по трафарету образцов светильников. | 1 | 20.03 |
4 четверть |
52 | Повторение и обобщение по темам «Почта. Телеграф», «Бытовые осветительные приборы». Проверочная работа. Работа по тестам с помощью учителя. | 1 | 03.04 |
53-54-55-56 | Торговля Продовольственные магазины. Их назначение. Виды отделов в продовольственных магазинах . Правила покупки товаров в них, знание цен на хлебобулочные, молочные товары. Сюжетно – ролевая игра «Выбор товара и расчет в кассе», упражнения в подсчете денег. | 4 | 06.04 10.04 13.04 17.04 |
57-58-59-60 | Промтоварные магазины, их назначение. Виды отделов промтоварных магазинов. Канцтовары, культтовары. Правила покупки в них. Знание цен на канцтовары. Сюжетно-ролевая игра «Выбор товара и расчет в кассе», упражнения в подсчете денег. | 4 | 20.04 24.04 27.04 04.05 |
61-62 | Рынок. Отделы рынка, назначение, отличие рынка от магазина. Сюжетно-ролевая игра. «Я пришла (пришел) на рынок». | 2 | 08.05 11.05 |
63-64 | Праздник «День Победы», история, традиции праздника, чтение стихов и рассказов о войне. Практическая работа. Изготовление открыток и сувениров для поздравления ветеранов к Дню Победы. . | 2 | 15.05 18.05 |
65- | Питание Общественное питание. Глобальное чтение вывесок «Столовая», «Буфет», «Кафе». Экскурсия в школьную столовую. Повторение. Правила поведения в столовой. Сюжетно-ролевая игра. Столовая самообслуживания. | 1 | 22.05 |
66-67 | Тестовая работа в рамках промежуточной аттестации. Повторение пройденного материала. | 1 1 | 25.05 29.05 |
№ п/п | Методическое обеспечение | Год издания |
1 | «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (вариант 2) 1-9 класс (утверждена приказом директора МКСОУ школа- интернат VIII вида № 93 от 28.08.2013 г.). | 2013 |
2 | Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Владос | 2010 |
3 | Программа учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, С-Пб, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой | 2011 |
4 | Программы, подготовленные к печати педагогами специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга являющиеся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость | 2010 |
5 | Воронкова В,В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Владос | 2010 |
6 | Программно-методические материалы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, | 2007 |
7 | Львова С.А.Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 5-9 классы.М., Владос, | 2005 |