СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по предмету "Литературное чтение" к учебнику Н.А. Чураковой для 4 класса 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"»

ПРИЛОЖЕНИЕ4

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету Литературное чтение» для 4 А класса на 2019-2020 уч.г.


Предметные результаты

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Содержание курса

Данная программа рассчитана на 102 ч, 3 часа в неделю.

Авторская программа используется без изменений.

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание учебной темы

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

15

Обсуждать тему клубного занятия, определять задачи изучения главы. Анализировать волшебные сказки разных народов с целью выяснения, где в них находится волшебный мир и как он выглядит

Клуб «Ключ и заря»

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств

10

Знать о тотемных животных как прародителях людей, о том, как возникали былины, и о былинных персонажах. Анализировать особенности рождения и поведения героя. Обнаруживать в тексте приметы конкретно-исторического времени, исторические и географические названия. Выделять средства художественной выразительности в былине (повтор, гипербола [называем преувеличением] и др.).

Музейный дом

Клуб «Ключ и заря»

Чтение хрестоматии

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

16

Обсуждать содержание интриги, определять задачи изучения главы Выразительно читать стихотворение. Самостоятельно анализировать стихотворение


Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи

10

Знакомиться с содержанием интриги. Обсуждать разговор героев и определять задачи изучения темы Самостоятельно выполнять олимпиадные задания на выбор. Обсуждать выполненные задания. Самостоятельно детально рассматривать и анализировать рисунки

Музейный дом

Клуб «Ключ и заря»

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота


11

Читать и перечитывать тест с разными задачами с помощью системы вопросов. Сравнивать сказки. Выделять в обеих сказках главные строчки, подтверждающие, что красота способна творить чудеса — преображать душу, делать ее свободной и красивой. Готовиться к выразительному чтению стихотворения. Обобщать по итогам главы

Музейный дом


Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком

9

Обсуждать тему «Тайны особого зрения». Определять задачу изучения главы. Читать и перечитывать с разными задачами, с помощью системы вопросов. Выделять жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и слова. Характеризовать героя сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Выделять отличительные особенности сказочной повести: перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла (не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают герою вернуть человеческий облик)

Музейный дом


Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда

17


Знакомиться с содержанием интриги. Обсуждать разговор героев и определять проблему изучения главы: вопрос об особой правде искусства.


Музейный дом


Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество

14

Обсуждать название главы «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество» с опорой на опыт работы с произведениями из глав «Сравниваем прошлое и настоящее»

Музейный дом

Клуб «Ключ и заря»









Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата по плану

Дата факт.

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Использование учебно-лабораторного оборудования

1.

04.09


Глава 1.Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры.(с.6-11)

Обсуждать тему клубного занятия, определять задачи изучения главы. Анализировать волшебные сказки разных народов с целью выяснить, где в них находится волшебный мир и как он выглядит. Иметь представление о мировом дереве как связи между миром человека и волшебным миром, соединяющем Верхний, Средний и Нижние миры. Анализировать народные обряды и праздники, в которых до сих пор участвуют деревья с целью обнаружить их связь с образом Мирового дерева.


2.

05.09


Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры (с.11-13)

ИКТ

Репродукции картин

3.

06.09


Персей. Древнегреческое сказание.(с.13-18)

Отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказании о Персее: место рождения Персея, наличие волшебных помощников, борьба добра и зла – борьба Верхнего (небесного) мира с Нижним (подземным или подводным) миром

ИКТ

4.

07.09


Персей. Древнегреческое сказание (с.18-19)

Подготовка к ВПР


5.

11.09


Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции.(с.20)

Знакомиться с трехчастной композицией изображения красоты и порядка в земном мире. Анализировать различные изобразительные композиции (в старинных книгах, на иконах, вышивках), в которых отражено древнее представление о Мировом дереве. Работать с толковым словарем по уточнению значения слов, которые стоят под звездочкой. Выявлять сходство композиции на египетском папирусе с композицией на вышивке. Детально рассматривать древнерусскую икону «Христос спускается в ад» с помощью системы вопросов. Выявлять особенности вертикальной композиции иконы.


6.

12.09


Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции.(с.20-21) Подготовка к ВПР

ИКТ

Репродукции картин

7.

13.09


Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем» (тотемное растение, тотемное животное) (с.21-25)

Работать с толковым словарем по уточнению значения слов, которые стоят под звездочкой. Выделять в тексте информацию о древних представлениях, связанных практически у всех народов с верой людей в животных-прародителей, понятия «тотем» (тотемное растение, тотемное животное). Выяснять, что в глубокой древности богов часто изображали в виде животных, а позже – в виде людей с головами животных, и только потом – в виде людей

ИКТ

Репродукции картин

8.

14.09


Особенности героя волшебной сказки. На материале сказок «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик»(с.28-29)

Детально рассмотреть изображения древних богов в виде животных и в виде людей с головами животных. Устанавливать причинно-следственные связи между представлениями о первопредках (тотемах) и представлениями о происхождении (от них) богов и героев в разных культурах мира. Делать вывод: древние боги и герои сказок часто обладают мудростью и волшебной силой именно потому, что животные отдали им эти качества. Животное в древнем предании или в сказке являются либо предком бога или героя, либо его волшебным помощником


9.

18.09


Особенности героя волшебной сказки. На материале сказок «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик» (с.30-31)

ИКТ

10.

19.09


Русская сказка «Сивка-Бурка»(с.31-37)

Читать сказку по частям (с опорой на маркировку). Перечитывать текст с разными задачами: характеризовать героя сказки; обсуждать название сказки; доказывать, что Иванушка-дурачок является настоящим героем волшебной сказки.


11.


20.09


Русская сказка «Сивка-Бурка»(с.38-40)

ИКТ

12.

21.09


Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка»(с.41-44)

Детально рассматривать иллюстрацию в старинной книге с помощью системы вопросов. Рассказывать об особенностях чудесного, волшебного дерева, которое действует во многих волшебных сказках. Читать сказку по частям. Анализировать сказку с целью выяснения особенностей героя волшебной сказки: сирота, мала ростом, в семье ее не любят, обижают, обладает связью с волшебным миром. Анализировать и сравнивать сказки «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка»: характеристика героев, восстановление порядка и справедливости в конце сказки.


13.

25.09


Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка»(с.44-45) Подготовка к ВПР

ИКТ

14.

26.09


Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»(с.45-50)

Читать сказку по частям.


Анализировать сказку с целью выяснения, где находится волшебный мир, как он выглядит; особенностей героя волшебной сказки, его помощников.




15.

27.09


Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»(с.50-51) Подготовка к ВПР


16.

28.09


Чтение в хрестоматии (с.6-44) Заседание клуба «Ключ и заря».

Читать и перечитывать с разными задачами с опорой на систему вопросов.

ИКТ

17.

02.10


Глава 2. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»(с.52-54)

Обсуждать содержание интриги, определять задачи изучения главы. Знать о тотемных животных как прародителях людей, о том, как возникали былины и о былинных персонажах. Читать былины нараспев, делая ударение на выделенных слогах, соблюдая паузы там, где стоят наклонные черточки. Работать с толковым словарем по уточнению значения слов, которые стоят под звездочкой. Анализировать особенности рождения и поведения героя. Обнаруживать в тексте приметы конкретно-исторического времени, исторических и географических названий. Выделять средства художественной выразительности в былине (повтор, гипербола (называем преувеличением) и др.). Объяснять, с какой целью используются приемы. Выразительно читать былину


18.

03.10


Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»(с.55-56)


19.

04.10


Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»(с.57-61)

Репродукции картин

20.

05.10


Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»(с.61-63)


21.

09.10


Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (с.64-65) Подготовка к ВПР

Репродукции картин

22.

10.10


Былина «Садко»(с.66-69)

Детально рассматривать картины В.Васнецова «Богатыри» с помощью системы вопросов и рамки. Характеризовать героев. Познакомиться с двумя циклами былин – киевскими и новгородскими. Читать былину «Садко». Анализировать былину с помощью системы вопросов с целью выделить сходные черты с волшебной сказкой; сведения, которые роднят былину с историческим повествованием; приметы того, что эта былина пелась. Сравнивать отрывок из былины с волшебной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая». Выразительно читать былину

Репродукции картин

23.

11.10


Былина «Садко» (с.70-71)

ИКТ

24.

12.10


Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»(с.71-80)

Читать сказку по цепочке. Перечитывать сказку с разными задачами: сравнивать описания подводного царства с описаниями царства морского царя в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая», в былине «Садко»; выделять отличительные характеристики русалочки от своих сестер; выявлять признаки, по которым русалочка определяется как героиня сказки; сравнивать описание бури в сказке и в былине «Садко»; выделять особенности описания в авторском произведении в отличии от описания в произведении устного народного творчества и др. Представлять о движении художественной культуры: от народного творчества к авторским формам. Выделять отличительные особенности авторских произведений

ИКТ

25.

16.10


Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»(с.80-84)


26.

17.10


Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» (с.84-89)

ИКТ

27.

18.10


Чтение в хрестоматии(с.45-91) Заседание клуба «Ключ и заря».

Читать и перечитывать с разными задачами с опорой на систему вопросов


28.

19.10


Глава 3 Василий Жуковский «Славянка»(с.90-93)

Обсуждать содержание интриги, определять задачи изучения главы. Слушать чтение стихотворения «Славянка». Работать с толковым словарем по уточнению значения слов, которые стоят под звездочкой. Перечитывать и анализировать стихотворение Подготовиться к выразительному чтению (медленное, неторопливое чтение по цепочке). Выразительно читать стихотворение с задачей передать интонационно впечатления поэта. Детально рассматривать картину И. Левитана «Тихая обитель». Сравнивать художественное и живописное произведение

Репродукции картин

29.

23.10


Василий Жуковский «Славянка»(с.94-97)


30.

24.10


Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень»(с.97-98)

Читать и перечитывать стихотворение Жуковского с разными задачами с помощью системы вопросов. Сравнивать стихотворения. Устанавливать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой. Делать вывод: поэт выбирает различные стихотворные размеры, пользуется разными приемами (контрастом, сравнением, звукописью и т.д.) для различных произведений, чтобы передать легкость весеннего настроения, выбирает короткую строку, а чтобы создать величественную и торжественную картину заката – длинную. Выразительно читать стихотворение. Сравнивать живописные произведения с помощью системы вопросов (анализ цветовой гаммы, композиционного построения, характера мазка). Устно рассказывать о впечатлениях и наблюдениях, возникших в ходе обсуждения картин.


31.

25.10


Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень» (с.99-100) Подготовка к ВПР





Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень»(с.101-102)

ИКТ

32.

26.10


Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»(с.103)

Слушать стихотворение «Сентябрь». Уточнять значение слов в сносках и в толковом словаре. Анализировать стихотворение с разными целевыми установками. Выразительно читать. Детально рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов. Сравнивать художественное и живописное произведение

ИКТ

33.

07.11


Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»(с.104-105)


34

08.11


Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»(с.106-109)

ИКТ

35.

09.11


Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»(с.110-113)




Слушать стихотворение «Нет солнца, но светлы пруды». Читать и анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Сопоставлять с другими литературными произведениями «представления о счастье». Выделять художественные приемы в произведении.

ИКТ

36.

13.11


Владимир Набоков «Обида»(с.113-118)


Самостоятельно читать и анализировать стихотворение Бальмонта, хокку Тиё. Сравнивать произведения (Т1, №15,16). Читать произведение по цепочке. Уточнять значение слов в сносках и в толковом словаре. Перечитывать текст с помощью системы вопросов. Обсуждать, что Набоков посвятил рассказ Бунину и считал его своим учителем. Анализировать поступки, характер главного героя рассказа Пути. Обобщать: Путя наделен даром наблюдательности, особого, поэтического видения мира. Обсуждать роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения. Детально рассматривать картину с помощью системы вопросов, выделять рамкой фрагментов картины и обсуждать их. Уточнять слово «гувернантка» с помощью толкового словаря. Устно рассказывать о впечатлениях и наблюдениях, возникших в ходе обсуждения картины




37.

14.11


Владимир Набоков «Обида»(с.119-125)

ИКТ

38.

15.11


Владимир Набоков «Обида»(с.125-127)

Подготовка к ВПР


39.

16.11


Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею…»(с.127-129)




Слушать стихотворение «Грибы». Читать и перечитывать текст с разными задачами. Сравнивать стихотворение с живописными натюрмортами (К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи»). Понимать роль творческой биографии писателя в создании художественного произведения. Работать с толковым словарем: выяснять значение слова «энтомолог».

ИКТ

40.

20.11


Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!»(с.130-132)

Слушать рассказ. Читать и перечитывать рассказ с помощью системы вопросов. Работать с толковым словарем по уточнению значения слова «суеверие». Обсуждать: почему человек должен просить помощи именно у леса. Знать, что в древних представлениях о мире лес воспринимается как территория другого, волшебного мира; с лесом связано происхождение священных растений и животных. Понимать, что Ю.Коваль писатель с поэтическим взглядом на мир, способный увидеть и передать красоту природы. Обсуждать вопросы: «Писатель в городе тоскует по лесу? Ему не хватает общения с природой?»

ИКТ

41.

21.11


Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!»(с.132-134)

Репродукции картин

42.

22.11


Борис Сергуненков «Конь Мотылёк»(с.134-136)

Вспомнить фотографию Нарвских ворот, а также картину П.Филонова «Нарвские ворота» из «Музейного Дома» (3 класс, часть1). Читать и перечитывать произведение с помощью системы вопросов. Уточнять значение фразы «ходить в ночное» с помощью толкового словаря. Обсуждать жанр произведения «Конь-Мотылек»: сказка или рассказ?

Репродукции картин

43.

23.11


Чтение в хрестоматии(с.45-91) Подготовка к ВПР

Обобщать по итогам главы.

ИКТ

44.

27.11


Глава 4. Леонид Андреев «Петька на даче»(с.137-141)

Знакомиться с содержанием интриги. Обсуждать разговор героев и определять задачи изучения темы. Читать рассказ по цепочке и перечитывать с разными задачами: характеризовать героя, сравнивать изменения во внешности героя, объяснять причины изменений, выявлять авторское отношение к герою, определять главную мысль произведения. Узнавать в тексте прием контраста, понимать причины его использования. Работать с толковым и фразеологическим словарем. Обсуждать, какие чувства вызывает рассказ: тоску и безысходность или надежду на лучшее? Знакомиться со сведениями о возможностях обучения детей из дворянских, купеческих семей и из семей, которые занимались обслуживанием. Детально рассматривать репродукцию картины Н. Богданова-Бельского с помощью системы вопросов: сравнивать внешний вид детей, изображенных на картине, и современных; находить сходство в убранстве классной комнаты на картине с современным классом

ИКТ

45.

28.11


Леонид Андреев «Петька на даче»(с.142-146)


46.

29.11


Леонид Андреев «Петька на даче»(с.147-150)


47.

30.11


Леонид Андреев «Петька на даче»(с.150-152)

ИКТ

48.

04.12


Антон Чехов «Ванька»(с.152-158)








Читать и перечитывать с разными задачами. Сравнивать с рассказом Л.Андреева «Петька на даче». Выяснять черты характера и особенности мировосприятия героя. Характеризовать героя с опорой на его высказывания и поступки. ЭФУ: посмотреть фрагмент из мультфильма «Ванька Жуков» по рассказу А. Чехова «Ванька». Сравнить изображение улиц Москвы с изображением родной для Ваньки деревни. Сравнивать картины Н. Богданова-Бельского. Обобщать круг знакомых картин художника: общая тема картин – это жизнь деревенских ребятишек начала ХХ века.

Репродукции картин

49.

05.12


Антон Чехов «Ванька»(с.158-160)

Репродукции картин

50.

06.12


Антон Чехов «Ванька»(с.160-161) Подготовка к ВПР


Репродукции картин

51.

07.12


Антон Чехов «Мальчики»(с.162-166)

Читать рассказ по цепочке. Перечитывать и анализировать произведение с помощью системы вопросов. Рассматривать разные мнения по поводу поведения Володи и его товарища с опорой на текст. Выяснять черты характеров и особенностей мировосприятия героев. Характеризовать героев с опорой на их высказывания и поступки.

ИКТ

52.

11.12


Антон Чехов «Мальчики»(с.166-172)


53.

12.12


Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.(с.173-176)

Самостоятельно выполнять олимпиадные задания на выбор. Обсуждать выполненные задания.


54.

13.12


Чтение в хрестоматии(с.108-148)


Обобщать по итогам главы.


55.

14.12


Глава 5. Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»(ч.2с.6-12)

Знакомиться с содержанием интриги. Обсуждать разговор героев и определять задач изучения темы. Читать и перечитывать рассказ с разными задачами. Обсуждать разные мнения о пении Люси Синицыной, Мишиной оценки героини. Характеризовать героев с опорой на их высказывания и поступки. Соотносить рассказ с названием главы. Рассуждать о том, какие сильное воздействие на людей может оказывать талант, например красивый голос.


56.

18.12


Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»(с.12-13)


57.

19.12


Людмила Улицкая «Бумажная победа»(с.14-24)

Читать и перечитывать рассказ с разными задачами: объяснять причины «нелюбви» ребят к Гене, выделять отличии от других ребят; выделять приметы послевоенного времени; выявлять подробности и детали текста, которые раскрывают изменения по отношению к мальчику, его семье. Слушать музыкальное произведение, обсуждать его с точки зрения выраженных в них чувств и переживаний

ИКТ

58

20.12


Людмила Улицкая «Бумажная победа»(с.24-26)

Подготовка к ВПР



59

21.12


Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом», Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (с.26-29)

Детально рассматривать картину З.Серебряковой. Обсуждать картину вместе с героями интриги. Обобщать круг знакомых картин З.Серебряковой. Сравнивать портреты. Устно рассказывать о впечатлениях и наблюдениях, возникших в ходе обсуждения картины. Детально рассматривать картину П. Пикассо «Девочка на шаре» с помощью системы вопросов. Выделять художественные приемы, которыми пользуется художник.

Репродукции картин

60

25.12


Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!»(с.29-32)

Читать и перечитывать произведение с разными задачами с помощью системы вопросов. Пересказывать выборочно: рассказать о происходящем с точки зрения Зайца, а потом – Поросенка. Сравнивать героев


61.

26.12


Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»(с.33-35)

Читать и перечитывать тест с разными задачами с помощью системы вопросов. Сравнивать сказки. Выделять в обеих сказках главные строчки, подтверждающие, что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой.

Обобщать. Обобщать круг произведений Ван Гога. Детально рассматривать картины Ван Гога с помощью системы вопросов


62.

27.12


Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»(с.35-36) Подготовка к ВПР

ИКТ

63.

28.12


Владимир Соколов «О умножение листвы…», Борис Пастернак «Опять весна»(с.37-40)

Читать и анализировать стихотворение В. Соколова с помощью системы вопросов: где находится герой-рассказчик, как движется взгляд героя, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы, как это выражается с помощью знаков препинания.

Выразительно читать стихотворение.


Репродукции картин

64.



Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага…»(с.41-43)


65.



Чтение в хрестоматии(с.108-148)

Обобщать по итогам главы.


66.



Глава 6 Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»(с.44-51)

Обсуждать тему «Тайны особого зрения». Определять задачу изучения главы. Читать и перечитывать с разными задачами с помощью системы вопросов. Выделять жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Характеризовать героя сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Выделять отличительные особенности сказочной повести: перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла (не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают герою вернуть себе человеческий облик)





Читать и перечитывать с разными задачами с помощью системы вопросов и маркировки. Характеризовать героя сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Обсуждать тему «Что такое настоящее богатство» с примерами и доказательствами строчками из текста. Выделять главную мысль произведения


67.



Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»(с.52-55)

ИКТ

68.



Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (с.56-62)

ИКТ

69.



Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»(с.63-69)

Репродукции картин

70.



Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»(с.70)

Подготовка к ВПР

Репродукции картин

71.

24.01


Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»(с.70-74)

Репродукции картин

72.

25.01


Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (с.74-81)


Репродукции картин

73.

26.01


Чтение в хрестоматии(с.156-176)

Репродукции картин

74.

30.01


Глава 7. Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джаконда)» (с.82-85)

Знакомиться с содержанием интриги. Обсуждать разговор героев и определять проблему изучения главы: вопрос об особой правде искусства. Уточнять, в каком музее находится оригинал картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Детально рассматривать картину с помощью системы вопросов.

ИКТ

75

31.01


Знакомство с настоящим писателем (с.86-90)

Готовиться к встрече с современной писательницей Марией Вайсман: какие произведения читали в учебнике и хрестоматии, как зовут ее основных героев, о чем она, как правило. Знакомиться с материалами встречи писательницы и членов клуба. Обсуждать вопросы и ответы, прозвучавшие на встрече


76

01.02


Мария Вайсман «Шмыгимышь»(с.90-95)

Читать и анализировать произведение с помощью системы вопросов. Сравнивать отношение к любимым игрушкам героев из рассказов М.Вайсман и В.Драгунского «Друг детства». Характеризовать героев: проявление характера в поступках и речи. Обобщать


77.

02.02


Мария Вайсман «Шмыгимышь»(с.95-96) Подготовка к ВПР

ИКТ

78.

06.02


Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик» (с.97-99)

Детально рассматривать картины современных художников Пикассо и Мунка с помощью системы вопросов.


Обобщать: художники изображают не внешнюю форму вещей, а отображают внутреннюю жизнь человека, его эмоции, страдания, чувства.



79.

07.02


Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик»(с.100-104)

Обмениваться собственными мнениями, впечатлениями от картин.

Репродукции картин

80.

08.02


Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной…»(с.104-105) Подготовка к ВПР

Обсуждать диалог героев. Читать и анализировать стихотворение «Тайны ремесла» с помощью системы вопросов. Сравнивать мысли, выраженные в стихотворении, с высказыванием Марии Вайсман. Обсуждать разные мнения, впечатления о прочитанном. Подтверждать мнение строчками из текста. Выразительно читать стихотворение

ИКТ

81.

09.02


Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной…»(с.105-108)


Читать и анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Выделять художественные приемы. Объяснять с какой целью поэт перечисляет цветовые оттенки. Обсуждать разные мнения. Выразительно читать стихотворение


82.

13.02


Александр Кушнер «Сирень»(с.109-111)

ИКТ

83.

14.02


Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»(с.112-115)

Читать и анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Понимать с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект. Готовиться к выразительному чтению стихотворения


84.

15.02


Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»(с.115-118)

Читать, перечитывать и обсуждать стихотворение с разными задачами

ИКТ

85

16.02


Фёдор Тютчев «Как весел грохот…»(с.118-120)

Воспринимать на слух стихотворение. Перечитать текст про себя, вслух, в быстром темпе и сравнить разные прочтения.


86

20.02


Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зеленый вал…»(с.120-122)

Обсуждать диалоги героев, высказывать свое мнение о простоте или сложности понимания стихотворения. Читать и перечитывать стихотворение М. Лермонтова с разными задачами: наблюдать за ритмом стиха; находить нужные строки, фрагменты; выделять конкретные впечатления, рассуждения; определять главное переживание, выраженное в стихотворении; анализировать знаки препинания в конце каждой строфы.


87

21.02


Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зеленый вал…»(с.122-125)

Подготовка к ВПР


Обсуждать диалоги героев, высказывать собственное мнение, определять задачи урока. Читать и перечитывать стихотворение С. Маршака с разными задачами. Понимать и объяснять смысл использования разных рифм (парная, перекрестная, охватная рифма) в стихотворении.


88.

22.02


Самуил Маршак «Как поработала зима…»(с.125-127)

ИКТ

89.

27.02


Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода…», «Зима!.. Крестьянин,торжествуя…»(с.128-130)

Чтение в хрестоматии(с.177)

Знакомиться с «онегинской строфой». Читать и перечитывать отрывки из «Евгения Онегина» А. Пушкина с разными задачами: определять какая рифма используется в первом, втором, третьем четверостишии, и в заключительном двустишии; выделять разные картинки Иметь общее представление о романе «Евгений Онегин

ИКТ

90.

28.02


Глава 8. Алексей Пантелеев «Главный инженер»(с.130-137)

Обсуждать название главы «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество» с опорой на опыт работы с произведениями из глав «Сравниваем прошлое и настоящее» (3 класс, 2 часть), «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго за нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи» (4 класс, 1 часть), «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств» (4 класс, 1 часть). Определять задачи изучения главы.


91.

01.03


Алексей Пантелеев «Главный инженер»(с.137-142)

ИКТ

92.

02.03


Алексей Пантелеев «Главный инженер»(с.143-148)


93.

06.03


Алексей Пантелеев «Главный инженер»(с.148-150)


94.

07.03


Анна Ахматова «Памяти друга»(с.151)






Находить в «Музейном Доме» и рассматривать картину П. Пикассо «Герника». Знакомиться с событиями, которые произошли в 1937 году в испанском городе Герника. Обращать внимание на дату написания картины. Объяснять, почему художник выбрал для нее такие цвета. Обсуждать, какие впечатления возникают при рассматривании картины

Репродукции картин

95.

09.03


Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…»(с.152-153)

Читать и перечитывать стихотворение с разными задачами: находить противопоставления в тексте, обсуждать разные мнения и присоединяться к близкому; воссоздавать образ, который создает поэт; выделять в тексте художественные приемы, объяснять, с какой целью автор их использует. Задуматься над собственной способностью замечать и чувствовать красоту в простом


96.

13.03


Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…»(с.154-155)

ИКТ

97.

14.03


Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится…»(с.156-159)

Читать и перечитывать стихотворение Д. Кедрина с разными задачами: определять чему посвящено стихотворение; выяснять как меняется взгляд героя на протяжении стихотворения


98.

15.03


«Гимн Природе», Государственный гимн РФ(с.160)

Находить в «Музейном Доме» и детально рассматривать картину Б. Кустодиева с помощью системы вопросов. Выделять рамкой фрагменты, которые можно назвать: «Пряники. Каврижки»; «Мебель», «Птицы. Рыбы». Определять фрагменты более удачные композиционно. Обобщать

Репродукции картин

99.

16.03


«Гимн Природе», Государственный гимн РФ (с.161-162)


100.

20.03


Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…» (с.163-165)

Знакомиться с историей древнего города Помпеи. Рассматривать репродукцию картины К. Брюллова. Знакомиться с историей создания картины. Изучать письмо Плиния Младшего. Соотносить текст письма с содержанием картины, обращать внимание на детали, подробности картины. Выделять с помощью рамки фрагменты, рассказывать на их основе о поведении людей, изображенных на картине, обращать внимание на важные детали Знакомиться со статьей о Пушкине. Рассказывать о том, что нового узнал(а) о поэте, о чем узнал(а) впервые. Обсуждать вывод в конце статьи, высказывать собственное мнение по этому поводу.


101.

21.03


Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…»(с.165-169)


102.

22.03


Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее(с.170-176)

Обсуждать задания для членов научного клуба «Ключ и Заря». Участвовать в предметной переписке с научным клубом «Ключ и заря»

ИКТ






17