21 | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | Характеристика деятельности учащегося |
план | факт |
| Человек и природа | 2 | | | | |
1 | Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. | 1 | | | | |
2 | Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс. уч. с. 4-9 | Соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни. Знакомиться народным календарем (приметы, поговорки, пословицы), определяющим сезонный труд людей. |
| Человек и общество | 3 | | | | |
3 | Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс. уч. с. 10-11 | Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Знать культуру общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. |
4 | Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс. уч. с.12-15 | Формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Распределять обязанности по проекту в группе. Собирать материал в дополнительной литературе, музее, в Интернете. Подбирать иллюстративный материал, оформлять проект и презентовать его. Оценивать результаты работы. |
5 | Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс. уч. с. 18-23 | Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; |
| Человек и природа | 31 | | | | |
6 | Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 24-28. | Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, разнообразие природы; раскрывать ценность природы для людей; сравнивать объекты неживой и живой природы; классифицировать объекты живой природы; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе;оценивать богатство внутреннего мира человека; |
7 | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экскурсия. Правила поведения в природе | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 29-34 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране; работать в группе: использовать информацию учебника для подготовки рассказа по теме. |
8 | Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс.уч. с. 36-40 | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. |
9 | Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ соль, сахар, вода, природный газ. Пр.р. Исследуем продукты на содержание крахмала. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс.уч. с. 41-45, предметы, необходимые для пр. работы | Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы». Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; различать тела и вещества, моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; |
10 | Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс.уч. с. 46-50 | Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха. |
11 | Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Пр.р. Исследуем свойства воды . | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс.уч. с. 51-54 | Исследовать свойства воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя; проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; различать три состояния воды. |
12 | Круговорот воды в природе. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 55-63 | Формулировать вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; объяснять особенности образования льда; рассказывать о круговороте воды в природе; обсуждать способы экономного использования воды. |
13 | Охрана природных богатств: воды. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | 1 | | |
14 | Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана почвы. Пр.р. Исследуем состав почвы. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 64-68 | Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; о том, почему почва плодородна. Исследовать состав почвы, анализировать схему связей почвы и растения; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева). |
15 | Растения, их разнообразие. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 69-73 | Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника; классифицировать растения; знакомиться с понятием «виды растений»; определять растения с помощью атласа-определителя; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. |
16 | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 74-81 |
17 | Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Охрана природных богатств: растительного мира. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 82-86 | Анализировать этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Выявлять факторы отрицательного воздействия человека на мир растенийХарактеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений; характеризовать стадии развития растения из семени; |
18 | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Экскурсия. Дикие и домашние животные. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 87-93 | Классифицировать животных; приводить примеры животных разных групп; определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; составлять и презентовать «Книгу природы родного края»; |
19 | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | 1 | | |
20 | Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 94-97 | Характеризовать животных по типу питания; анализировать схемы цепей питания; характеризовать защитные приспособления растений и животных; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. |
21 | Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). | 1 | | |
22 | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 100-111 | Характеризовать животных разных групп по способу размножения; диких и домашних. |
23 | Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 112-117 | Характеризовать строение шляпочных грибов; различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Знать правила сбора грибов |
24 | Круговорот веществ. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 118-120 | Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; моделировать круговорот веществ в природе; рассказывать о круговороте веществ на Земле. |
25 | Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений | 1 | | |
26 | Общее представление о строении тела человека | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 122-125 | Характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. Изучить строение пищеварительной системы; характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; обсуждать правила рационального питания; составлять меню здорового питания. Актуализировать знания о лёгких и сердце; характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; моделировать строение кровеносной системы; обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. |
27 | Системы органов (нервная), её роль в жизнедеятельности организма. | 1 | | |
28 | Системы органов (органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 126-129 |
29 | Системы органов (органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. | 1 | | |
30 | Системы органов (опорно–двигательная), её роль в жизнедеятельности организма. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 134-137 |
31 | Системы органов (пищеварительная), её роль в жизнедеятельности организма. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 138-141 |
32 | Системы органов (дыхательная), её роль в жизнедеятельности организма. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 144 |
33 | Системы органов (кровеносная), её роль в жизнедеятельности организма. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 145 Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 147-153 |
34 | Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. | 1 | | |
35 | Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. | 1 | | |
36 | Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. с. 130-133 |
| Правила безопасной жизни | 9 | | | | |
37 | Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Номер телефонов экстренной помощи. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс уч. 2 часть с. 4-6 | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; интервьюировать сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Актуализировать знания об опасностях в быту; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. |
38 | Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 8-17 | Актуализировать правила безопасного поведения на улице; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. |
39 | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Экскурсия. Правила безопасного поведения на дорогах в разное время года | 1 | | |
40 | Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. | 1 | | | | Знать способы оказания первой помощи при легких травмах ( ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. |
41 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 20-24 | Актуализировать знания об опасностях в быту; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. |
42 | Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 25-30 | Характеризовать опасности природного характера; правила гигиены при общении с домашними животными; отличать гадюку от ужа. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. |
43 | Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. | 1 | | | Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. |
44 | Экологическая безопасность | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 31-36 | Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Формулировать выводы из изученного материала. |
45 | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. | 1 | | |
| Человек и общество | 2 | | | | |
46 | Экономика, ее составные части. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 38-41 | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги». Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. |
47 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 42-45 | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; раскрыть роль науки в экономическом развитии |
| Человек и природа | 5 | | | | |
48 | Полезные ископаемые. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 46-50 | Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах. Определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя. |
49 | Полезные ископаемые. Пр.р. Исследуем свойства полезных ископаемых. | 1 | | |
50 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 51-55 | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Различать и классифицировать культурные растения, уметь их описывать. |
51 | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Пр. р. Учимся сравнивать и описывать культурные растения. | 1 | | |
52 | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 56-59 | Актуализировать знания о животных, полученные в 1-2 классах. Классифицировать домашних животных. Выявлять связь растениеводства, животноводства и промышленности. |
| Человек и общество | 16 | | | | |
53 | Экономика, её составные части (промышленность). | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 66-70 | Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран. |
54 | Роль денег в экономике | 1 | | |
55 | Государственный и семейный бюджет. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 71-78 | Характеризовать государственный и семейный бюджет, его доходы и расходы. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие - менее важными. Моделировать семейный бюджет. |
56 | Государственный и семейный бюджет. | 1 | | |
57 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 79-84 | Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. |
58 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. | 1 | | |
59 | Города Золотого кольца России (по выбору). | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 86-97-99 | Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. |
60 | Города Золотого кольца России (по выбору). | 1 | | |
61 | Духовно- нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Проект «Музей путешествий» | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 100-104 | Знакомство с храмами городов России. Знакомство с духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена |
62 | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 100-117 | Знакомство с городами России их достопримечательностями Изучить народы, населяющие Россию. Знакомство с традициями и религиозными воззрениями разных народов.Рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Описывать достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы; |
63 | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 118-131 |
64 | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 132-141 |
65 | Знакомство с несколькими странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 142-148 | Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. Соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей. Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, центра Европы, Франции и Великобритании, Греции и Италии подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте. |
66 | Знакомство с несколькими странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности | 1 | | | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс уч. с. 149-153 |
67 | Знакомство с несколькими странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности | 1 | | |
68 | Памятники истории и культуры - свидетели различных эпох в истории человечества. | | | | |
| Итого | 68 | | | | |
| Проекты | 2 | | | | |
| Экскурсии | 3 | | | | |
| Практические работы | 5 | | | | |