планирование составлено на основе учебной программы по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для VI-X классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. 6 класс - Мн.: Мин. обр. РБ, 2015
№ | Тема | Колич. часов | Дата |
| Вводные уроки (2 ч) Актуализация изученного на уроках СБО в первом — пятом классах. Выявление состояния сформированности (объём, правильность, уровень самостоятельности) социально-бытовых знаний и умений, предусмотренных программой шестого класса. | | |
| Выявление состояния сформированности (объём, правильность, уровень самостоятельности) социально-бытовых знаний и умений, предусмотренных программой шестого класса. | | |
| Раздел «Личная гигиена»(4 ч) Мытьё тела. Периодичность мытья тела. Необходимые предметы личной гигиены. | | |
| Использование косметических средств для ухода за телом во время и после мытья. Косметические средства для ухода за телом (пена для ванн, соль, скраб, пилинг, гель, крем, бальзам и др.), их назначение, правила и приёмы использования. | | |
| Мытьё в душе, в ванне, в бане: последовательность действий*. | | |
| Пользование дезодорантом. Назначение дезодоранта. Виды дезодорантов. Правила и способы действий при пользовании дезодорантами разных видов (аэрозольным, шариковым, твёрдым). Выбор и покупка дезодоранта. | | |
| Раздел «Одежда. Обувь» (14 ч) Свойства одежды из разных видов тканей. Состав ткани. Исходное сырьё для получения тканей — волокна. Виды текстильных волокон (натуральные, химические). Натуральные волокна: растительные (хлопок, лён), животные (шерсть, шёлк). | | |
| Химические волокна: искусственные (вискоза), синтетические (капрон, нитрон и др.). Виды тканей, из которых шьют одежду. Различение тканей, одежды из них. | | |
| Свойства одежды из разных видов тканей. Зависимость ухода (стирки, сушки, глаженья и др.) от ткани, из которой сшита одежда. | | |
| Условные обозначения (символы), отражающие особенности ухода за одеждой. Требования к стирке, сушке, глаженью. Определение по символу на этикетке одежды особенностей её стирки, сушки, глаженья. | | |
| Уход за одеждой из хлопчатобумажной ткани. Одежда из хлопчатобумажной ткани, её свойства. Особенности стирки, сушки, глаженья одежды из хлопчатобумажной ткани. | | |
| Выбор моющих средств. Ручная стирка одежды из хлопчатобумажной ткани (рубашка, блузка и др.). Способы развешивания разных предметов одежды для просушки | | |
| Глаженье | | |
| Уход за одеждой из синтетической ткани. Одежда из синтетической ткани, её свойства. Особенности стирки, сушки, глаженья одежды из синтетической ткани. Выбор моющих средств. | | |
| Ручная стирка одежды из синтетической ткани (майка, блузка, шорты, колготы и др.). Способы развешивания одежды для просушки. | | |
| Глаженье | | |
| Места и способы размещения разных предметов одежды из синтетических тканей (колготы, блузки, шорты, спортивные костюмы и др.) для хранения. | | |
| Зашивание растянувшихся петель для пуговиц*. | | |
| Уход за кроссовками. Назначение кроссовок. Виды материалов, из которых изготавливают кроссовки. Особенности повседневного ухода за кроссовками из разных материалов. | | |
| Обобщение по теме «Одежда. Обувь» | | |
| Раздел «Жилище» (8 ч) Помещения квартиры, дома. Жилые и подсобные помещения. Функциональное назначение и предметное наполнение разных видов помещений. | | |
| Уют в квартире, в доме. Способы создания уюта в помещении. | | |
| Соблюдение гигиенических требований к жилому помещению. Чистота — регулярная уборка. Свежий воздух — проветривание, удаление пыли, мытьё пола, вынос мусора | | |
| Разведение комнатных растений. | | |
| Освещение — размещение штор днём, мытьё окон, штор, достаточное количество светильников. | | |
| Удаление пыли в помещении с помощью пылесоса. Пылесос. Подготовка пылесоса к работе. Действия при чистке ковров, ковровых покрытий пылесосом. Места покупки пылесосов. | | |
| Мытьё пола. Необходимый инвентарь для мытья пола. Действия при мытье пола. Уборка и хранение инвентаря после выполнения работы. | | |
| Обобщение по теме «Жилище» | | |
| Раздел «Питание» (17 ч) Место в квартире для приготовления пищи: кухня. Оборудование кухни. Встроенная бытовая техника (варочная поверхность, духовой шкаф, вытяжка и др.). Рациональное расположение элементов кухонной обстановки. | | |
| Кухонная посуда, инструменты и приспособления. Предметы кухонной посуды разного назначения: для приготовления пищи, для хранения продуктов и пищи. Кухонные инструменты и приспособления. | | |
| Правила ухода и хранения кухонной посуды, кухонных инструментов и приспособлений. | | |
| Обобщение и расширение знаний об изученных группах продуктов. Кулинарные блюда | | |
| Продукты питания | | |
| Значение разных групп продуктов питания для здоровья человека. Правила питания. | | |
| Приготовление салата из сырых овощей. Заправка салата. Выкладывание салата из миски в салатник. Способы украшения салата. | | |
| Приготовление салата из сырых овощей | | |
| Приготовление салата из сырых овощей | | |
| Приготовление салата из сырых фруктов. Заправка салата. Выкладывание салата из миски в салатник. Способы украшения салата. | | |
| Приготовление салата из сырых фруктов | | |
| Приготовление салата из сырых фруктов | | |
| Приготовление салата по рецепту*. Рецепт приготовления блюда. Приготовление салата по рецепту. | | |
| Столовая посуда и столовые приборы. Предметы столовой посуды, их назначение. Столовые приборы индивидуального и общего пользования. | | |
| Сервировка стола к обеду: выбор необходимой посуды и столовых приборов, правила и последовательность их размещения на столе. Рациональное и эстетичное расположение общих блюд на столе. | | |
| Сервировка стола к обеду | | |
| Культура поведения и речевой этикет за столом. Как брать пищу с общего блюда (накладывать салат на индивидуальную тарелку), какими столовыми приборами при этом пользоваться. Как обратиться к соседям по столу, если блюдо стоит далеко, и др. | | |
| Обобщение по теме «Питание» | | |
| Раздел «Предприятия, учреждения» (10 ч) Предприятия торговли Продовольственные и промтоварные магазины, киоски, лотки (повторение изученного в 1—5 классах). Виды магазинов, отделов магазинов, ассортимент товаров. | | |
| Нахождение в магазине нужного товара. Приобретение товаров с помощью продавца и путём самообслуживания. | | |
| Места и способы покупки посуды, кухонных принадлежностей. Выбор, приобретение посуды и приборов (штучно и комплектами). | | |
| Предприятия службы быта Ремонтные мастерские. Услуги ремонтных мастерских. Виды ремонтных мастерских. | | |
| Правила пользования услугами мастерских. Дом бытового обслуживания. | | |
| Предприятия, средства связи Почта. Услуги почты. Виды почтовых отправлений (телеграмма, открытка, письмо, посылка, бандероль). Виды писем (закрытое, заказное, ценное). | | |
| Написание адреса на почтовых конвертах, открытках. Порядок отправления письма, открытки. | | |
| Составление текста телеграммы. Выбор художественного бланка. | | |
| Обобщение по теме «Предприятия, учреждения» | | |
| Раздел «Улица. Транспорт» (6 ч) Мои основные пешеходные маршруты. Ориентирование в районе проживания, нахождения школы. Мои основные транспортные маршруты*. Я еду в школу (в магазин, в кинотеатр и др.). | | |
| Ближайшие к дому, школе улицы, учреждения. Я иду в школу (в магазин, кинотеатр и др.). Объяснение маршрута следования, его продолжительности. | | |
| Виды городского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро). | | |
| Выбор нужного автобуса (троллейбуса и др.): ориентирование по маршрутной табличке и номеру автобуса (троллейбуса и др.). | | |
| Культура поведения при необходимости узнать (ответить) о маршруте следования транспортного средства, нужной остановке. | | |
| Обобщение по теме «Улица. Транспорт» | | |
| Раздел «Семья» (4 ч) Состав семьи. Состав семьи, родственные отношения в семье. Состав семьи учащегося (фамилия, имя, отчество, возраст членов семьи). Взаимоотношения между членами семьи. | | |
| Составление учащимся своего родового древа: ученик, его мама, папа, дедушки и бабушки*. | | |
| Семейные традиции. Празднование дней рождения членов семьи. Выбор подарка. Поздравление именинника. | | |
| Обобщение по теме «Семья» | | |
| Раздел «Медицинская помощь» (2 ч) Оказание первой медицинской помощи (себе или товарищу). Действия при ушибе, при носовом кровотечении. | | |
| Действия при неглубоких порезах, царапинах, ссадинах. Действия при укусах насекомых (комаров, пчёл и др.). | | |
| Итоговые уроки (2 ч) Обобщение изученного на уроках СБО в шестом классе. Личная гигиена. Одежда. Обувь. Питание. Жилище. | | |
| Обобщение изученного на уроках СБО в шестом классе. Предприятия, учреждения. Улица, транспорт. Семья. Медицинская помощь | | |
* - Проведение уроков по возможности (наличие оборудования, необходимых материалов)
Планирование составила учитель-дефектолог Данилова И. Г.