СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно тематическое планирование по предмету "География. Земледелие". 5 класс. Под редакцией О. Аю Климановой

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование по предмету "География. Земледелие". 5 класс. Под редакцией О. Аю Климановой»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс



п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата план

Дата факт

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Контроль-ные работы

практические работы

Раздел 1. Географическое изучение Земли

1.1.

Введение. География - наука о планете Земля

2

0

1

01.09.2022


Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте

информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука);

Практическая работа;

Урок «Как география изучает Землю» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7859/start/316107/ Урок «Что изучает география» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/c513e364-03ca-4c91- 9f9d-6c72dedad396

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7859/main/316111/ Онлайн школа Фоксворд https://foxford.ru/wiki/geografiya/geographiya- drevnaya-i-sovremennaya-nauka

1.2.

История

7

0

2

15.09.2022


Различать вклад великих путешественников в географическое изучение

Устный;

Урок «География в древности и в эпоху

Средневековья» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7860/start/312709/

Урок «Эпоха Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв.» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7861/start/251636/

Урок «Современные географические

исследования» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7862/start/312740/

Урок «Развитие географических знаний человека

о Земле» (Инфоурок) https://iu.ru/video-

lessons/69ab7645-5aa1-47ce-ab30-5f920703f15e

Российская электронная школа

География в древности и в эпоху Средневековья

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7860/main/312713/

Эпоха Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7861/main/251640/

Современные географические исследования

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7862/main/312744/

Онлайн школа Фоксворд

География в древности

https://foxford.ru/wiki/geografiya/geographiya-v-

drevnosti

География в эпоху Средневековья

https://foxford.ru/wiki/geografiya/geografiya-v-

epokhu-srednevekoviya

Эпоха Великих географических открытий

https://foxford.ru/wiki/geografiya/epokha-velikih-

geograficheskih-otkritiy


географических






Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

опрос;


открытий






различать вклад российских путешественников и исследователей в

Практическая








географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;

работа;








характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в

Тестирование;








древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических









открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования и









открытия);









сравнивать способы получения географической информации на разных









этапах географического изучения Земли;









сравнивать географические карты (при выполнении практической работы









№ 3);









представлять текстовую информацию в графической форме (при









выполнении практической работы № 1);









находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и









использовать информацию необходимую для решения поставленной









задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских









путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;









находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие









ответы на вопросы (при выполнении практической работы № 2);









выбирать способы представления информации в картографической форме

(при выполнении практических работ № 1);


Итого по разделу

9



Раздел 2. Изображения земной поверхности

2.1.

Планы местности

4

0

2

04.11.2022


Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок»,

«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали»,

«масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 1);

определять направления по плану (при выполнении практической работы

№ 1);

ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности;

составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы № 2);

проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении практической работы № 2);

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели (привыпонении практической работы № 2);

Устный; опрос;

Практическая работа;


Урок «Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7865/start/316138/ Урок «Условные знаки. Масштаб» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7866/start/251605/ Урок «Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7867/start/251574/ Урок «Масштаб карты» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/df0fde4b-b85d-46b3- 83d4-6d9ed0bba3ba



Российская электронная школа Изображения земной поверхности https://resh.edu.ru/subject/lesson/620/

Масштаб https://resh.edu.ru/subject/lesson/621/ Условные знаки https://resh.edu.ru/subject/lesson/622/

Способы изображения неровностей земной поверхности https://resh.edu.ru/subject/lesson/623/ Стороны горизонта. Ориентирование https://resh.edu.ru/subject/lesson/624/

Онлайн школа Фоксворд

План местности. Съёмка местности https://foxford.ru/wiki/geografiya/plan-mestnosti- semka-mestnosti

2.2.

Географические карты

6

1

2

01.12.2022


Различать понятия «параллель» и «меридиан»;

определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении практических работ № 1, 2);

определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам;

объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и «географическая карта»; применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС);

Устный; опрос;

Контрольная работа; Практическая работа;


Урок «Географическая карта – особый источник информации» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7868/start/251294/ Урок «Градусная сетка» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7869/start/312834/ Урок «Географические координаты» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7870/start/272232/ Урок «Можно ли читать карту и как это сделать» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/8114ddd4- bde2-46a1-94a7-a37fe8377457



Онлайн школа Фоксворд Географические карты

ttps://foxford.ru/wiki/geografiya/geograficheskie- karti

Российская электронная школа Параллели и меридианы https://resh.edu.ru/subject/lesson/628/ Географические координаты https://resh.edu.ru/subject/lesson/442/

Итого по разделу

10



Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы

3.1.

Земля - планета Солнечной системы

5

0

1

19.01.2023


Приводить примеры планет земной группы;

сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями — освоения космоса; объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; использовать понятия «земная ось», «географические полюсы»,

«тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты;

объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах;

приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы;

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений (при выполнении практической работы № 1); выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных данных;

находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать научную гипотезу и научный факт;

Устный; опрос;

Практическая работа; Тестирование;


Урок «Земля – планета Солнечной системы» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7863/start/312771/ Урок «Форма, размеры и движение Земли» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/cf36784d- bd3d-42c2-b7dd-15df79b11073

Урок «Солнечный свет на Земле» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7864/start/312803/ Урок «Времена года» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/01f94c2c-9bd3-4f17- 9842-9a22837c862d



Российская электронная школа

Земля — планета Солнечной системы https://resh.edu.ru/subject/lesson/7863/main/312775/ Солнечный свет на планете Земля https://resh.edu.ru/subject/lesson/7864/main/312807/ Онлайн школа Фоксворд

Движения Земли https://foxford.ru/wiki/geografiya/dvizheniya-zemli

Итого по разделу

5



Раздел 4. Оболочки Земли



4.1.

Литосфера - каменная оболочка Земли

8

1

1

23.03.2023


Описывать внутренне строение Земли;

различать изученные минералы и горные породы, различать понятия

«ядро», «мантия», «земная кора»,«мине- рал» и «горная порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхождению;

распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан»,

«литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения; различать горы и равнины;

классифицировать горы и равнины по высоте;

описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы № 1);

приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования в своей местности;

приводить примеры полезных ископаемых своей местности; приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации;

применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления;

оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира) в виде презентации;

оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе;

в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи;

Устный; опрос;

Контрольная работа; Практическая работа;


Урок «Земная кора и литосфера» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7872/start/312865/ Урок «Строение земного шара» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/1b9952ae-10b7-4baf- a437-09af93588950

Урок «Горные породы, минералы, полезные ископаемые» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7871/start/312896/ Урок «Движения земной коры» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7873/start/312927/ Урок «Рельеф Земли. Горы и равнины» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7874/start/312958/ Урок «Изображение рельефа на карте» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/72283da4- a9ff-4634-8e29-f68adb0268f7

Урок «Литосфера и человек» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7875/start/251232/ Урок «Из чего состоит океан. Мировой океан» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/b634f3d8- 91fd-445a-b759-e4e4a9b17c8c

Урок «Чем горы не похожи на равнины, а суша – на океан» (Инфоурок) https://iu.ru/video- lessons/d54162ee-fb7f-4efb-a5c7-db67dcec5783



Российская электронная школа Строение Земли

https://resh.edu.ru/subject/lesson/44/ Горные породы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/446/ Земная кора и литосфера https://resh.edu.ru/subject/lesson/447/ Рельеф Земли

https://resh.edu.ru/subject/lesson/448/ Внутренние силы Земли

https://resh.edu.ru/subject/lesson/452/ Внешние силы Земли https://resh.edu.ru/subject/lesson/451/

Итого по разделу

8



Раздел 5. Заключение



5.1.

Практикум

«Сезонные изменения в природе своей местности»

3

1

1

11.05.2023


Различать причины и следствия географических явлений;

приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений;

выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы;

представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания);

устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха;

делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов природы;

подбирать доводы для обоснования своего мнения;

делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических знаний;

Устный; опрос; Контрольная работа;

Практическая работа;


Урок «Выявление причин изменения погоды» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/839e1180- 6e48-4886-b815-de7564115f97

Урок «Погода или почему метеорологи всегда виноваты» (Инфоурок) https://iu.ru/video- lessons/a8f96ba6-5b09-4007-a5bf-dd99309af4d9



Что такое фенология? https://rosuchebnik.ru/material/fenologiya/

Итого по разделу

3



Резервное время

0



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

10





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

География – наука о планете Земля.

1

0

0

01.09.2022

Устный опрос;

2.

Практическая работа

«Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работы, форма систематизации данных»

1

0

1

08.09.2022

Практическая работа;

3.

Представления о мире в древности.

1

0

0

15.09.2022

Устный опрос;

4.

Географические открытия Средневековья

1

0

0

22.09.2022

Устный опрос;

5.

Эпоха Великих географических открытий.

1

0

0

29.09.2022

Устный опрос;

6.

Географические открытия XVII-XIX вв. Практическая работа «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды».

1

0

1

06.10.2022

Практическая работа;

7.

Географические исследования в ХХв.

1

0

0

13.10.2022

Устный опрос;

8.

Географические открытия Новейшего времени.

1

0

0

20.10.2022

Устный опрос;

9.

Практическая работа

«Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам».

1

0

1

27.10.2022

Практическая работа;

10.

Виды изображения земной поверхности. Планы местности.

1

0

0

03.11.2022

Устный опрос;

11.

Условные знаки.Масштаб.

1

0

0

10.11.2022

Устный опрос;

12.

Способы определения расстояний на местности. Практическая работа

«Определение направлений и расстояний по плану местности».

1

0

1

17.11.2022

Практическая работа;

13.

Разнообразие планов и области их применения. Практическая работа

«Составление описания маршрута по плану местности»

1

0

1

24.11.2022

Практическая работа;

14.

Различия глобуса и географических карт.

1

0

0

01.12.2022

Устный опрос;

15.

Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы

1

0

0

08.12.2022

Устный опрос;

16.

Географические координаты. Практическая работа «Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам».

1

0

1

15.12.2022

Практическая работа;

17.

Определение расстояний по глобусу. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети.Практическая работа

«Определение направлений и расстояний по карте полушарий».

1

0

1

22.12.2022

Практическая работа;

18.

Разнообразие географических карт и их классификации.

Контрольная работа

1

1

0

29.12.2022

Контрольная работа;

19.

Земля в Солнечной системе.

1

0

0

19.01.2023

Устный опрос;



20.

Форма, размеры Земли, их географические следствия

1

0

0

26.01.2023

Устный опрос;

21.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы.

1

0

0

02.02.2023

Устный опрос;

22.

Пояса освещённости.

1

0

0

09.02.2023

Устный опрос;

23.

Практическая работа

«Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России».

1

0

1

16.02.2023

Практическая работа;

24.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.

1

0

0

02.03.2023

Устный опрос;

25.

Вещества земной коры: минералы и горные породы.

1

0

0

09.03.2023

Тестирование;

26.

Рельеф и его значение для человека.

1

0

0

16.03.2023

Устный опрос;

27.

Образование вулканов и причины землетрясений.

1

1

0

23.03.2023

Письменный контроль;

28.

Формы рельефа суши: горы и равнины.

1

0

0

06.04.2023

Устный опрос;

29.

Практическая работа

«Описание горной системы или равнины по физической карте»

1

0

1

13.04.2023

Практическая работа;

30.

Рельеф дна Мирового океана.

1

0

0

20.04.2023

Устный опрос;

31.

Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению.

1

0

0

27.04.2023

Устный опрос;

32.

Практическая работа

«Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой»

1

0

1

11.05.2023

Практическая работа;



33.

Контрольная работа

1

1

0

18.05.2023

Контрольная работа;

34.

Анализ результатов промежуточной аттестации. Итоговый урок. Повторение и обобщение знаний по курсу географии 5 класса

1

0

0

25.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

10




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и другие; под редакцией Климановой О.А. География: Землеведение, 5 класс/ ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Дневник географа-следопыта. Рабочая тетрадь по географии, 5 класс (Вентана-Граф, Летягин А. А.) География. Начальный курс. 5-6 классы. Методическое пособие, Летягин А.А.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ Онлайн-школа Фоксвордhttps://foxford.ru/wiki/geografiya

Видеоурокиhttps://videouroki.net/video/geografiya/5-class/geografiya-5-klass/ InternetУрок https://interneturok.ru/subject/geografy/class/5 Мультиурокhttps://multiurok.ru/all-files/geografiya/?uc=146&class=5 Яндекс.Учебникhttps://education.yandex.ru/main/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Настенные карты:

  1. Физическая карта полушарий

  2. Великие географические открытия

  3. Топографическая карта и условные знаки

  4. Физическая карта России

  5. Океаны

  6. Строение земной коры и полезные ископаемые мира 7. Важнейшие географические открытия и путешествия



Модели:

1. Глобус физический Земли М 1:60 млн. Д-210 мм; на подставке из пластика 2. Модель «Солнце- Земля-Луна» из пластика (Теллурий)

3. Модель «Вулкан»

Приборы, инструменты, приспособления:

1. Компас -азимут Натуральные объекты:

1. Коллекция «Минералы и горные породы» (Поделочные камни) 2. Коллекция «Минералы и горные породы» (20 видов)

3. Коллекция «Полезные ископаемые» (32 вида)




ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Технические средства обучения:

Ноутбук

Колонки

Мультимедийный проектор

Проекционный экран (интерактивная доска)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!