МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.
Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».
Основная цель обучения предмету «Математические представления»:
Формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи уроков по предмету «Математические представления»:
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
формирование представлений о форме, величине предметов;
формирование количественных, пространственных и временных представлений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для второго класса (I')-IV классов, учебный предмет «Математические представления» рассчитан на 1 ч. в неделю, 34 ч. в год (34 учебные недели).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
9 часов | 7 часов | 10 часов | 8 часов | 34 часа |
Основные виды учебной деятельности:
обведение трафарета, шаблона по контуру;
штрихование по указанному направлению и в контуре;
ведение линии от указанной точки до другой;
конструирование из геометрических фигур;
сравнение и различие предметов;
Учебно-методический комплекс:
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);пазлы (из2-х, 3х, 4-хчастей(до10); мозаики;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
карточки с изображением цифр;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
Экранно-звуковые пособия
Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Книгопечатная продукция в электронном виде:
федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Математические представления
34часа в год, 1час в неделю
I четверть (9 часов)
№ | Тема | часы | сроки |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Формирование временных представлений Знание порядка следования частей суток. «День-вечер-ночь» Узнавание (различение) частей суток. Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером» «Покажи ,что ты делал ночью» Различение времён года. Формирование количественных представлений Знакомство с понятием «один» и «много» Знакомство с цифрой 1. Один-много. Выполнение различных действий: один — много хлопков. Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 7.09 14.09 21.09 28.09 5.10 12.10 19.10 26.10 9.11 | |
II четверть (7 часов)
№ | Тема | часы | сроки |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Формирование представлений о величине Различение предметов по величине: большой - маленький. Постройка башни. Большие и маленькие игрушки. Длинный- короткий. Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный - короткий, используя приемы наложения и приложения. Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента. Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 16.11 23.11 30.11 7.12 14.12 21.12 28.12 | |
III четверть (10 часов)
№ | Тема | часы | сроки |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Формирование представлений о форме Узнавание (различение) геометрических фигур: круг, квадрат . Маленькие и большие квадраты. Предметы похожие на круг, квадрат. Раскрашивание круга, квадрата. Обведение квадрата по контуру. Штриховка квадрата. Формирование пространственных представлений Составление ряда из предметов (изображений): снизу вверх. Составление ряда из предметов (изображений): сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний. Определение, местоположения предметов в ряду. Д.И. «Разложи игрушки по полкам». | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 11.01 18.01 25.01 1.02 8.02 15.01 22.02 1.03 15.03 29.03 | |
IV четверть (8 часов)
№ | Тема | часы | сроки |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Представления о величине Различение однородных предметов по величине (большой – маленький). Сравнение двух предметов по величине способом наложения. Временные представления Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Различение времён года. Количественные представления Нахождение одинаковых предметов. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчёта) | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 5.04 12.04 19.04 26.04 17.05 19.05 24.05 27.05 | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты | Предметные результаты |
проявление положительного отношения к заданиям, связанным с ориентировкой на внешнее свойство предметов (круг, квадрат; большой - маленький); положительное взаимодействие со знакомыми людьми в ситуации действий с разными множествами предметов. | выполнение конкретного действия по инструкции взрослого; умение проявлять дифференцированные реакции на действия с предметами разного свойства (холодный - теплый, колючий - гладкий и т.д.). умение проявлять сенсомоторные реакции на ощущения, вызываемые опосредованными взрослым практическими действиями с отдельными предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.): брать, удерживать в руке, высыпать, переставлять, и т.д.; |
Баллы | Уровень сформированности навыка |
0 | Навык или умение отсутствует |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого |
3 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого |
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно |
5 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно |
1Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016