ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету внеурочной деятельности
«Россия –мои горизонты»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (далее – Программа) составлена на основе:
‒ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации»,
‒ Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
‒ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
‒ Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413,
‒ Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370,
‒ Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371,
‒ Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, ‒ Методических рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее – проект).
Согласно требованиям ФГОС общего образования, реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования предусмотрена через урочную и внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является обязательной частью образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и формируется с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
На занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся целесообразно отводить один академический час (далее – час) в неделю (34 часа в учебный год).
Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению.
Программа должна, в том числе, обеспечивать информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями.
В целях реализации Программы должны создаваться условия, обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать, в том числе информационное сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
‒ содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
‒ формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального образовательно-профессионального маршрута в зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒ информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
‒ формирование у обучающихся навыков и умений, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуального образовательно-профессионального маршрута и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
‒ формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного и среднего общего образования и состоит из:
‒ планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности,
‒ содержания курса внеурочной деятельности,
‒ тематического планирования.
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся с 6 по 11 классы.
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 6-9 классов основного общего образования и 10-11 классов среднего общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа (ежегодно).
Программа состоит из занятий разных видов – профориентационных (тематических), отраслевых, практико-ориентированных и иных.
Программа для каждого класса может быть реализована в течение одного учебного года со школьниками 6-11 классов, если занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение учебного года в периоды: сентябрь – декабрь, январь – май.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Личностные результаты
1.Для ФГОС ООО:
В сфере гражданского воспитания:
‒ готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
‒ готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
‒ осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
‒ ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
‒ ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
В сфере эстетического воспитания:
‒ восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
‒ осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
‒ стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
‒ стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
‒ осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
‒ ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
‒ способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
‒ сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания:
‒ осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
‒ установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
‒ интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
‒ осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
‒ готовность адаптироваться в профессиональной среде;
‒ уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
‒ осознанный выбор и построение индивидуального образовательнопрофессионального маршрута и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
‒ повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
‒ осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;
‒ осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
‒ овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
‒ овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
2.Для ФГОС СОО:
В сфере гражданского воспитания:
‒ осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
‒ сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества.
В сфере патриотического воспитания:
‒ осознание духовных ценностей российского народа;
‒ ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
‒ сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
‒ способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности.
В сфере эстетического воспитания:
‒ способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
‒ готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
‒ эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.
В сфере трудового воспитания:
‒ готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
‒ готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
‒ интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
‒ готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
‒ сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
‒ умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
‒ планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
‒ совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
‒ осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
‒ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.
4.2.Метапредметные результаты
1. Для ФГОС ООО:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
‒ выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
‒ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
‒ с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
‒ предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
‒ делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
‒ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; ‒ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
‒ находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
‒ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
‒ воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения;
‒ выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
‒ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
‒ понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
‒ в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
‒ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
‒ публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
‒ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
‒ выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
‒ выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
‒ самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
‒ делать выбор и брать ответственность за решение;
‒ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
‒ давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
‒ учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
‒ объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
‒ вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
‒ уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
2.Для ФГОС СОО:
В сфере овладения универсальными познавательными действиями:
‒ владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
‒ самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
‒ выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
‒ анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
‒ использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
‒ разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.
В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
‒ владеть различными способами общения и взаимодействия;
‒ развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
‒ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
‒ выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
‒ осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
‒ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
‒ принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы.
В сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
‒ самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
‒ самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
‒ делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
‒ владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; ‒ давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
‒ оценивать приобретенный опыт.
№ п/п | Содержание работы. Раздел. Тема. | Кол.-во часов | Дата | Программное содержание |
9 класс, предмет внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» |
на 2025-2026 учебный год |
1. | Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения». | 1 | | Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей. Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ , возможности личного кабинета обучающегося. |
2. | Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее». | 1 | | Преимущества обучения как в образовательных организациях высшего образования (ООВО), так и в профессиональных образовательных организациях (ПОО). Возможные профессиональные направления для учащихся. Как стать специалистом того или иного направления. Как работает система получения профессионального образования. |
3. | Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя». | 1 | | Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ 7, 9, 11 кл. Диагностика «Мои ориентиры». Просмотр |
4. | Россия аграрная: растениеводство, садоводство. | 1 | | Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях. |
5. | Россия индустриальная: атомная промышленность. | 1 | | Содержание деятельности профессий атомной отрасли, необходимые профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов для отрасли: профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях. |
6. | Практико-ориентированное занятие. | 1 | | Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии, созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет профессиональной деятельности, направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности, а также компетенции. |
7. | Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание. | 1 | | Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях. |
8. | Россия здоровая: биотехнологии, экология. | 1 | | Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях. |
9. | Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана. |
10. | Практико-ориентированное занятие. | 1 | | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - пищевая промышленность и общественное питание; - биотехнологии и экология. |
11. | Россия комфортная: транспорт. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
12. | Россия здоровая: медицина и фармация. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация. |
13. | Россия деловая: предпринимательство. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как предпринимательство. |
14. | Россия комфортная: энергетика. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
15. | Практико-ориентированное занятие. | 1 | | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - транспорт и энергетика; - медицина и фармация; - предпринимательство |
16. | Проектное занятие. | 1 | | Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и поиску ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией. Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью. Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной деятельности. |
17. | Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее». | 1 | | Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и профильности общего обучения, дополнительное образование. Персонализация образования. Способы самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению. Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике профессиональных интересов и их возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои качества». |
18. | Россия индустриальная: добыча и переработка. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как добыча и переработка. |
19. | Россия индустриальная: легкая промышленность. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
20. | Россия умная: наука и образование. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
21. | Практико-ориентированное занятие. | 1 | | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - добыча и переработка, легкая промышленность; - наука и образование. |
22. | Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
23. | Россия безопасная: военно-промышленный комплекс. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях военно-промышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
24. | Практико-ориентированное занятие. | 1 | | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - тяжелая промышленность и машиностроение; - военно-промышленный комплекс. |
25. | Россия умная: программирование и телекоммуникации. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях программирования и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
26. | Россия комфортная: строительство и архитектура. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
27. | Практико-ориентированное занятие. | 1 | | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - программирование и телекоммуникации; - строительство и архитектура. |
28. | Россия социальная: сервис и туризм. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
29. | Россия креативная: искусство и дизайн. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
30. | Практико-ориентированное занятие. | 1 | | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - сервис и туризм; - искусство и дизайн. |
31. | Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика. | 1 | | Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
32. | Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона. | 1 | | Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская оборона» в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. |
33. | Практико-ориентированное занятие. | 1 | | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - животноводство, селекция и генетика; - вооруженные силы, гражданская оборона. |
34. | Рефлексивное занятие. | 1 | | Итоги изучения курса за год. Что было самым важные и впечатляющим. Какие действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в урочной и внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле, дополнительном образовании и т. д.). Самооценка собственных результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения. |