СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету ИЗО 5-8 классы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарнотематическое планрование по предмету ИЗО 5-8 классы

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету ИЗО 5-8 классы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 23»

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей ИЗО

г. Димитровграда протокол № 1

от______2018 г. руководитель МО

__________Н.Ю. Петрова


Заместитель директора по УВР

____________Н.П. Старухина

«_____»_____________ 2018 г.

Директор МБОУ «СШ № 23»

_____________М.П. Хуртина

«_____»__________ 2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета Изобразительное искусство

Класс 8 А, Б

Уровень общего образования основная школа

Учитель Соловых Инна Николаевна

Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Количество часов по учебному плану-всего 35 часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе: программа основного общего образования «Изобразительное искусство» 5-8 классы» .

Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват, учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). -5-е изд.-М.: Просвещение, 2016. -148 с.-ISBN 978-5-09-044289-3.

Учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино на телевидении 8 класс: учеб., для общеобразоват. организаций /А.С. Питерских; под редакцией Б.М. Неменского.-5-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-175 с.: ил.- ISBN 978-5—09-037893-2.



Рабочую программу составила Соловых Инна Николаевна





I. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руково­дством Б. М. Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2016.

Рабочая программа ориентирована на использование Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино на телевидении 8 класс: учеб., для общеобразоват. организаций /А.С. Питерских; под редакцией Б.М. Неменского.-5-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-175 с.: ил.- ISBN 978-5—09-037893-2.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 8-м классе являются прямым продолжением учебного материала 7 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное-внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства:

  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 35.Количество часов в неделю - 1.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в еди­ную образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 классов — «Изобразительное искусство в жизни че­ловека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изобра­жения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы­ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной из­менчивостью в истории искусства.

Тема 7 классов- «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, сво­его отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающи­мися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценност­ные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

III.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального госуда­рственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися лично­стных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествен­ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя­ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо­го воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных цен­ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху­дожественное творчество разных народов, классические произведе­ния отечественного и зарубежного искусства, искусство современ­ности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразитель­ных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными матери­алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран­ственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

IV.СОДЕЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении- 35 ч

Художник и искусство театра-8 ч

1. Искусство зримых образов

2. Правда и магия театра

3. Безграничное пространство сцены

4. Сценография- искусство и производство

5. Тайны актерского перевоплощения

6-7 Привет от Карабаса Баса! Художник в театре кукол.

8 Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

Эстафета искусств-8 ч.

1. Фотография-взгляд, сохраненный навсегда

2. Грамота фотокомпозиции и съемки

3. Фотография-взгляд, сохраненный навсегда

4. Фотография-искусство светописи

5. Искусство фотопейзажа и интерьера

6. Человек на фотографии

7. Событие в кадре

8. Фотография и компьютере

Фильм-творец и зритель-12 ч.

1-2 Многоголосый язык

3-4 Художник-режиссёр-оператор

5-6 От большого экрана к твоему видео.

7-8 Воплощение замысла

9-10 Бесконечный мир кинематографа

11-12 Живые рисунки на твоем компьютере

Экран-искусство-зритель-7 ч.

1 Мир на экране: здесь и сейчас.

2 Телевидение и документальное кино.

3 Видеоэтюд в пейзаже и портрете

4 Телевидение, видео, интернет….Что дальше?

5 Современные формы экранного языка

6 В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства

7 Искусство-зритель-современность

V. Календарно-тематическое планировании.

 

Сроки реализации


 


№ урока

План

Фактически

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

 1



Художник и искусство театра

Искусство зримых образов

1

 2



 

Правда и магия театра

1

 3



 

Безграничное пространство сцены

1

 4



 

Сценография- искусство и производство

1

 5



 

Тайны актерского перевоплощения

1

 6-7



 

Привет от Карабаса Баса! Художник в театре кукол.

2

 8



 

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению

1

 9



Эстафета искусств

Фотография-взгляд, сохраненный навсегда

1

 10



 

Грамота фотокомпозиции и съемки

1

 11



 

Фотография-взгляд, сохраненный навсегда

1

 12



 

Фотография-искусство светописи

1

 13



 

Искусство фотопейзажа и интерьера

1

 14



 

Человек на фотографии

1

 15



 

Событие в кадре

1

 16



 

Фотография и компьютере

1

 17-18



Фильм-творец и зритель.

Многоголосый язык

2

 19-20



 

Художник-режиссёр-оператор

2

 21-22



 

От большого экрана к твоему видео.

2

 23-24



 

Воплощение замысла

2

 25-26



 

Бесконечный мир кинематографа

2

 27-28



 

Живые рисунки на твоем компьютере

2

 29



Экран-искусство-зритель

Мир на экране: здесь и сейчас.

1

 30



 

Телевидение и документальное кино.

1

 31



 

Видеоэтюд в пейзаже и портрете

1

 32



 

Телевидение, видео, интернет….Что дальше?

1

 33



 

Современные формы экранного языка

1

 34



 

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства

1

 35



 

Искусство-зритель-современность

1

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСПЕЧЕИЕ ОБАЗОВАТЕЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для реализации программного содержания используются:

Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват, учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). -5-е изд.-М.: Просвещение, 2016. -148 с.-ISBN 978-5-09-044289-3.

Учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино на телевидении 8 класс: учеб., для общеобразоват. организаций /А.С. Питерских; под редакцией Б.М. Неменского.-5-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-175 с.: ил.- ISBN 978-5—09-037893-2.


Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия:

  • - таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

  • Учебно-практическое оборудование:

  • - краски акварельные;

  • - краски гуашевые;

  • - бумага А4;

  • - фломастеры;

  • - кисти;

  • - емкости для воды;

  • - клей;

  • - ножницы.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Название ресурса

Ссылка

Краткая аннотация


1

Наш удивительный мир

Виртуальная выставка детских рисунков

http://kidz-art.narod.ru/


Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей - бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.

2

Дети в Интернете

Виртуальная галерея детского рисунка

http://www.newart.ru/


Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.

3

Звезды нового века

Галерея детского творчества


http://www.znv.ru/


В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.

4

Галерея детского рисунка


http://www.rndavia.ru/gallery/

Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).

5

Газета Искусство


http://art.1september.ru/index.php


Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.

6

Искусство в школе


http://art-in-school.narod.ru/


Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.

7

Искусство и образование


http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00


Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.

8

Изобразительное искусство в школе

http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00

Педагогика и психология, проблемы художественного образования, урои искусства в школе, мастер-классы.

Образовательные цифровые и интернет-ресурсы

Презентация:

  • Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

  • Цвет. Основы цветоведения.

  • Объемные изображения в скульптуре

  • Освещение. Свет и тень.

  • Изображение головы человека в пространстве

  • Натюрморт в графике

  • Жанры в изобразительном искусстве.

  • Городской пейзаж.

VII. Планируемые результаты изучения предмета.

Обучающиеся должны знать:

  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

  • процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории:

  • роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми:

  • роли художественной иллюстрации;

  • поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

  • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве: понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX -XX столетий.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

  • сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

  • получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.




17