Рабочая программа по курсу «Экономика Уральского региона» для 11 класса составлена на основе:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства от 05. 03. 2004 № 1089) (с изменениями и дополнениями);
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- овладение основами экономических знаний о хозяйственной деятельности людей, их потребностях и способах удовлетворения;
- формирование представления об экономике Урала, об особенностях хозяйства региона и перспективах его развития;
- раскрытие основных тенденций экономических процессов в регионе, его места и роли в общероссийском экономическом пространстве;
- развитие способности к самообразованию, критическому осмыслению экономических процессов, происходящих в экономике страны и региона, развитие умения применять экономические знания в конкретных ситуациях, самостоятельно и нестандартно мыслить.
Реализуя основные задачи российского образования, направленного на успешную социальную адаптацию личности в новых рыночных отношениях, предполагается усиление внимания к процессам, происходящим в экономике региона. Для обеспечения гарантий реализации и повышения качества образования вводится региональный компонент образования. Учебная дисциплина «Экономика Уральского региона» изучает экономическое развитие общества в пределах территории Урала.
Региональная экономика представляет собой сложившееся научное направление и учебную дисциплину. Она исследует и изучает закономерности, факторы и особенности, а также методы формирования экономики отдельных регионов и их систем, включая производительные силы, внутри- и межрегиональные экономические отношения для выработки рациональной научно обоснованной региональной политики и регулирования регионального хозяйства. Особенно важное значение такие исследования имеет для стран с федеративным государственным устройством, как Россия.
Курс базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных предметов: «Окружающий мир», «География», «История», «Обществознание».
На изучение курса «Экономика Уральского региона» отводится в 11 классе 35 часов за счет национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 35часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
В результате изучения дисциплины «Экономика Уральского региона» выпускник должен:
организационно-правовые формы предпринимательства. Уметь:
- письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Отметка «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Отметка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
Экономика как система хозяйственной жизни. Экономическая наука. Место экономики региона в национальной экономике.
Экономические блага. Факторы производства. Проблемы ограниченности и выбора. Собственность. Формы собственности в экономике региона.
Производство, основные сферы производства в регионе. Специализация региона. Экономические связи в рамках специализации и кооперирования в регионе.
Обмен. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона. Товар и его свойства. Деньги. Формы и функции денег. Торговля. Роль торговли в развитии экономики региона.
Рынок. Рыночная экономика. Конкуренция и монополия на региональном рынке. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие. Рыночная цена. Структура спроса и предложения на потребительских рынках Урала.
Рынок труда. Субъекты спроса и предложения на региональном рынке труда. Заработная плата. Виды заработной платы. Динамика средней заработной платы в различных отраслях региональной экономики. Безработица. Социально-экономические последствия безработицы в регионе.
Бюджет семьи. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.
Инфляция. Причины и виды инфляции.
Рынок капитала. Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала.
Банковская система. Роль банков в экономике Урала. Кредит и его роль, виды кредита, используемые в экономике региона.
Налоги. Виды налогов. Функции налогов в экономике региона. Бюджет региона. Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона.
Предпринимательство. Виды, формы и роль предпринимательства в регионе. Фирма. Издержки и прибыль. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе.
Тема (кол-во часов) | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
I.Введение в экономику региона (1 ч) | |
1.Введение в экономику региона . | Экономика как система хозяйственной жизни. Экономика как наука. Место экономики региона в национальной экономике. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Работать со схемами, таблицами. |
II. Экономические блага и факторы производства в экономике региона (2 ч) | |
2. Экономические блага и экономические ресурсы региона. | Экономические блага. Понятие экономических ресурсов. Факторы производства, проблемы ограниченности и выбора. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. Отвечать на проблемные вопросы. Решать познавательные и практические задачи. |
3. Собственность. Формы собственности в регионе. | Собственность. Субъекты и объекты собственности в регионе. Формы собственности в экономике региона: общая, частная, семейная. Права собственности. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Работать со схемами, таблицами. |
III. Производство в регионе (4 ч) | |
4. Сущность производства. Основные отрасли экономики региона. | Сущность производства. Основные сферы экономики. Материальное и нематериальное производство в регионе. Отрасли экономики региона. Производительность труда. Показатели производительности труда. Разделение и специализация труда. Роль разделения и специализации труда в развитии экономики. Специализация региона | Отвечать на проблемные вопросы. Работать с таблицей, со схемой. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
5. Разделение и специализация труда. Роль разделения и специализации труда в развитии экономики. Специализация региона. | Разделение и специализация труда. Роль разделения и специализации труда в развитии экономики. Специализация региона. | Отвечать на проблемные вопросы. Работать с таблицей, со схемой. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
6. Кооперация. Взаимосвязь разделения, специализации и кооперации труда. Кооперация труда работников, предприятий и отраслей региона. | Кооперация. Взаимосвязь разделения, специализации и кооперации труда. Кооперация труда работников, предприятий и отраслей региона. | Отвечать на проблемные вопросы. Работать с таблицей, со схемой. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
7. Экономические связи между предприятиями Урала и других регионов в рамках специализации и кооперирования производства, межрегиональные связи. | Экономические связи между предприятиями Урала и других регионов в рамках специализации и кооперирования производства, межрегиональные связи. | Устанавливать причинно-следственные связи. Выполнять практические задания, опираясь на теоретический материал, изученный на уроке. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. |
IV. Роль обмена и торговли в экономике региона (4 ч) | |
8. Стадии воспроизводственного процесса. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона. | Стадии воспроизводственного процесса. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона. Торговля. Виды торговли. Роль торговли в развитии экономики региона. | Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Работать в группах. Участвовать в дискуссии. |
9. Торговля. Виды торговли. | Торговля. Виды торговли. Оптовая, розничная торговля региона. Развитие интернет-торговли, торговли по образцам. | Работать со схемой, с таблицей. Решать познавательные и практические задачи. |
10. Роль торговли в развитии экономики региона. | Роль торговли в развитии экономики региона. | Отвечать на проблемные вопросы. Работать с таблицей, со схемой. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
11. Анализ оптового и розничного товарооборота в регионе | Анализ оптового и розничного товарооборота на основе статистических даннных. | Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Работать в группах. Участвовать в дискуссии. |
V. Региональный рынок (3 ч) | |
12. Рыночная экономика. Общая характеристика и функции рынка. Структура рынка региона. | Рыночная экономика. Общая характеристика и функции рынка. Структура рынка региона. | Работать со схемой, с таблицей. Решать познавательные и практические задачи. |
13. Типы рыночных структур. Конкуренция. Виды конкуренции в экономике Урала. | Типы рыночных структур. Конкуренция. Виды конкуренции в экономике Урала. | Устанавливать причинно-следственные связи. Выполнять практические задания, опираясь на теоретический материал, изученный на уроке. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. |
14. Монополия. Предприятия-монополисты Урала. Антимонопольная политика в регионе. | Монополия. Предприятия-монополисты Урала. Антимонопольная политика в регионе. | Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Работать в группах. Участвовать в дискуссии. |
VI. Потребительское поведение в регионе и факторы, его определяющие (2 ч) | |
15. Спрос, закон спроса. Структура спроса на потребительских рынках Урала. Факторы, влияющие на спрос. | Спрос, закон спроса. Структура спроса на потребительских рынках Урала. Факторы, влияющие на спрос. Предложение, факторы его определяющие. Закон предложения. Структура предложения на потребительских рынках Урала. Рыночное равновесие. Рыночная цена. Излишки, дефицит. Процесс ценообразования на потребительских рынках региона. | Устанавливать причинно-следственные связи. Выполнять практические задания, опираясь на теоретический материал, изученный на уроке. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. |
16. Предложение, факторы его определяющие. Закон предложения. Структура предложения на потребительских рынках Урала. | Предложение, факторы его определяющие. Закон предложения. Структура предложения на потребительских рынках Урала. Рыночное равновесие. Рыночная цена. Излишки, дефицит. Процесс ценообразования на потребительских рынках региона. | Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. |
VII. Региональный рынок труда (2 ч) | |
17. Региональный рынок труда. Заработная плата. Динамика заработной платы в экономике региона. | Понятие рынка труда. Субъекты спроса и предложения на рынке труда Урала. Характеристика спроса и предложения на региональном рынке труда. Заработная плата. Факторы, определяющие размер заработной платы. Виды заработной платы. Динамика заработной платы в различных отраслях экономики. | Работать в группах. Работать со схемами, таблицами. |
18. Безработица. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия безработицы в регионе. | Безработица. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия безработицы в регионе. Государственная политика занятости населения и ее особенности на Урале. | Работать с таблицей, схемами, памятками. Анализировать, обобщать и делать выводы. Отвечать на проблемные вопросы. |
VIII. Уровень жизни в регионе (2 ч) | |
19. Бюджет семьи, его доходы и расходы. Потребление и сбережения семьи. Основные направления потребительских расходов семьи. | Бюджет семьи, его доходы и расходы. Взаимосвязь благосостояния семьи и размеров семейного бюджета. Потребление и сбережения семьи. Основные направления потребительских расходов семьи. | Отвечать на проблемные вопросы. Решать познавательные и практические задачи. Анализировать, обобщать и делать выводы. Работать над презентацией. |
20. Уровень жизни и факторы, определяющие его. Социальная защита населения на Урале. | Уровень жизни и факторы, определяющие его. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Социальная защита населения на Урале. | Работать с таблицей, схемами, памятками. Анализировать, обобщать и делать выводы. Отвечать на проблемные вопросы. |
IX. Инфляция и ее последствия в регионе (2 ч) | |
21. Понятие инфляции. Причины и виды инфляции. | Понятие инфляции. Причины и виды инфляции. | Работать с таблицей, схемами, памятками. Анализировать, обобщать и делать выводы. Отвечать на проблемные вопросы. |
22. Экономические и социальные последствия инфляции в регионе. | Экономические и социальные последствия инфляции в регионе. | Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. |
X. Региональный рынок капитала (2 ч) | |
23. Сущность рынка капитала. Спрос и предложение на рынке капитала Урала. Процентная ставка. | Сущность рынка капитала. Спрос и предложение на рынке капитала Урала. Процентная ставка. | Работать со схемой, с таблицей, с документами. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
24. Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала. | Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала. | Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. |
XI. Банковская система региона (2 ч) | |
25. Банковская система. Виды банков и их функции. Роль банков в экономике Урала. | Банковская система. Виды банков и их функции. Роль банков в экономике Урала. | Работать с таблицей, схемами. Решать познавательные и практические задачи. Анализировать, обобщать и делать выводы. |
26. Кредит, его роль в экономике региона. Виды кредита, используемые в экономике региона. | Кредит, его роль в экономике региона. Принципы кредитования. Виды кредита, используемые в экономике региона. | Работать с таблицей, схемами. Решать познавательные и практические задачи. Анализировать, обобщать и делать выводы. |
XII. Налоги в экономике региона (2 ч) | |
27. Налоги, их виды. Ставки налогов. | Налоги, их виды. Ставки налогов. | Отвечать на проблемные вопросы. Решать познавательные и практические задачи. |
28. Принципы налогообложения. Функции налогов в экономике региона. | Принципы налогообложения. Функции налогов в экономике региона. | Решать познавательные и практические задачи. Работать со схемами, таблицами. Анализировать, обобщать и делать выводы. Работать в группах |
XIII. Бюджет региона (2 ч) | |
29. Понятие бюджета. Доходная и расходная части бюджета. | Понятие бюджета. Источники доходной части бюджета. Расходы регионального бюджета. Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Причины возникновения и источники покрытия дефицита регионального бюджета. | Решать познавательные и практические задачи. Работать со схемами, таблицами. Анализировать, обобщать и делать выводы. Работать в группах. |
30. Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона. | Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона. | Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Работать в группах. Участвовать в дискуссии. |
XIV. Развитие предпринимательства в регионе (2 ч) | |
31. Понятие, общая характеристика и функции предпринимательства. Виды предпринимательства в регионе | Понятие, общая характеристика и функции предпринимательства. Виды предпринимательства в регионе. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в экономике региона. | Осуществлять поиск социальной информации. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
32. Развитие малого и среднего бизнеса на Урале. | Развитие малого и среднего бизнеса на Урале. | Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Работать в группах. Участвовать в дискуссии. |
XV. Фирмы в региональной экономике (2 ч) | |
33. Сущность фирмы. Основные цели и задачи фирм в региональной экономике. | Сущность фирмы. Основные цели и задачи фирм в региональной экономике. | Работать с таблицей, схемами. Решать познавательные и практические задачи. Анализировать, обобщать и делать выводы.. |
34. Издержки и прибыль фирмы. | Издержки. Виды издержек фирм. Постоянные, переменные и общие издержки. Прибыль предприятия. Значение и распределение прибыли. | Участвовать в дискуссии. Работать со схемами, таблицами, дополнительными источниками информации. Решать познавательные и практические задачи. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
| Резервное время (1 ч) | |
| Всего: 35 ч | |
Тема (кол-во часов) | Количество часов | Срок проведения (план) | Срок проведения (факт) |
I.Введение в экономику региона (1 ч) | | |
1.Введение в экономику региона . | 1 | | |
II. Экономические блага и факторы производства в экономике региона (2 ч) | | | |
2. Экономические блага и экономические ресурсы региона. | 1 | | |
3. Собственность. Формы собственности в регионе. | 1 | | |
III. Производство в регионе (4 ч) | | | |
4. Сущность производства. Основные отрасли экономики региона. | 1 | | |
5. Разделение и специализация труда. Роль разделения и специализации труда в развитии экономики. Специализация региона. | 1 | | |
6. Кооперация. Взаимосвязь разделения, специализации и кооперации труда. Кооперация труда работников, предприятий и отраслей региона. | 1 | | |
7. Экономические связи между предприятиями Урала и других регионов в рамках специализации и кооперирования производства, межрегиональные связи. | 1 | | |
IV. Роль обмена и торговли в экономике региона (4 ч) | | | |
8. Стадии воспроизводственного процесса. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона. | 1 | | |
9. Торговля. Виды торговли. | 1 | | |
10. Роль торговли в развитии экономики региона. | 1 | | |
11. Анализ оптового и розничного товарооборота в регионе | 1 | | |
V. Региональный рынок (3 ч) | | | |
12. Рыночная экономика. Общая характеристика и функции рынка. Структура рынка региона. | 1 | | |
13. Типы рыночных структур. Конкуренция. Виды конкуренции в экономике Урала. | 1 | | |
14. Монополия. Предприятия-монополисты Урала. Антимонопольная политика в регионе. | 1 | | |
VI. Потребительское поведение в регионе и факторы, его определяющие (2 ч) | | |
15. Спрос, закон спроса. Структура спроса на потребительских рынках Урала. Факторы, влияющие на спрос. | 1 | | |
16. Предложение, факторы его определяющие. Закон предложения. Структура предложения на потребительских рынках Урала. | 1 | | |
VII. Региональный рынок труда (2 ч) | | |
17. Региональный рынок труда. Заработная плата. Динамика заработной платы в экономике региона. | 1 | | |
18. Безработица. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия безработицы в регионе. | 1 | | |
VIII. Уровень жизни в регионе (2 ч) | | |
19. Бюджет семьи, его доходы и расходы. Потребление и сбережения семьи. Основные направления потребительских расходов семьи. | 1 | | |
20. Уровень жизни и факторы, определяющие его. Социальная защита населения на Урале. | 1 | | |
IX. Инфляция и ее последствия в регионе (2 ч) | | |
21. Понятие инфляции. Причины и виды инфляции. | 1 | | |
22. Экономические и социальные последствия инфляции в регионе. | 1 | | |
X. Региональный рынок капитала (2 ч) | | |
23. Сущность рынка капитала. Спрос и предложение на рынке капитала Урала. Процентная ставка. | 1 | | |
24. Инвестиции. Тенденции в развитии регионального рынка капитала. | 1 | | |
XI. Банковская система региона (2 ч) | | |
25. Банковская система. Виды банков и их функции. Роль банков в экономике Урала. | 1 | | |
26. Кредит, его роль в экономике региона. Виды кредита, используемые в экономике региона. | 1 | | |
XII. Налоги в экономике региона (2 ч) | | |
27. Налоги, их виды. Ставки налогов. | 1 | | |
28. Принципы налогообложения. Функции налогов в экономике региона. | 1 | | |
XIII. Бюджет региона (2 ч) | | |
29. Понятие бюджета. Доходная и расходная части бюджета. | 1 | | |
30. Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона. | 1 | | |
XIV. Развитие предпринимательства в регионе (2 ч) | | |
31. Понятие, общая характеристика и функции предпринимательства. Виды предпринимательства в регионе | 1 | | |
32. Развитие малого и среднего бизнеса на Урале. | 1 | | |
XV. Фирмы в региональной экономике (2 ч) | | |
33. Сущность фирмы. Основные цели и задачи фирм в региональной экономике. | 1 | | |
34. Издержки и прибыль фирмы. | 1 | | |
35.Резерв | Резервное время (1 ч) | | |
| Всего: 35 ч | | |
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц