РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕКЛАМНОГО ДЕЛА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы рекламного дела» для 10 класса составлена на основе:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства от 05. 03. 2004 № 1089) (с изменениями и дополнениями);
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Целью курса является
создание условий для социализации учащихся в будущей жизни на основе осознанного определения своих интересов в сфере управленческой и хозяйственно-экономической деятельности.
Задачами курса является
изучение сущности рекламной деятельности, организации рекламного дела, включая определение целей, планирование, организацию, принятие решений, руководство, мотивацию и контроль.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализуя основные задачи российского образования, направленного на успешную социальную адаптацию личности в новых рыночных отношениях, предполагается усиление внимания к процессам, происходящим в экономике страны. Учебная дисциплина «Основы рекламного дела» изучает основные принципы создания рекламы, рассматривает процесс рекламной коммуникации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации рекламной деятельности.
Рекламное дело - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное продвижение экономического продукта, организации управления товарными потоками и услугами, совершенствование дела в соответствии задачам социально-экономического развития. Реклама – это коммуникативная составляющая экономического процесса организации. Она играет большую роль в психических процессах, проявляющуюся в формировании рекламных образов.
Рекламное дело представляет собой сложившееся научное направление и учебную дисциплину. Рекламное дело представляет собой осознанную целенаправленную деятельность производителя с помощью, которой он информирует, увещевает, напоминает, позиционирует, удерживает покупателей. Реклама должна быть направленна на успех и выживание.
Курс базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных предметов: «История», «Обществознание», «Технология».
МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Основы рекламного дела» отводится в 10 классе 17 часов за счет компонента образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, из расчета 1 учебный час в неделю в течение полугодия..
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Основы рекламного дела» ученик должен:
Знать/понимать:
основные теоретические положения рекламного дела;
основные принципы построения рекламного продукта организации/предприятия/фирмы во взаимодействии внутренней и внешней среды;
уметь:
описывать: рекламное дело как синтетическое понятие, функции рекламного дела, цели рекламы, стратегию коммуникации;
объяснять: мотивационную структуру поведения людей в жизни, сущность коммуникационных процессов;
сравнивать/различать: реклама и информация, вербальная и невербальная составляющая рекламного сообщения, контекстная и баннерная реклама;
применять: психографический анализ и алгоритм составления рекламного продукта, оптимальные методы постановки и достижения цели,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности.
Формы контроля и критерии оценки результатов освоения учебного предмета
Формы:
- письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
- разработка и презентация рекламного или PR-проекта.
Критерии:
Отметка «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Отметка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История возникновения и развития рекламной деятельности
Истоки рекламной коммуникации. Реклама в античном обществе. Реклама в западноевропейской средневековой культуре. Активизация религиозной рекламы. Новый этап рекламной деятельности в Западной Европе и Североамериканских колониях. Возникновение прессы и ее роль в распространении рекламы. Западноевропейская реклама XIX - начала ХХ вв. Североамериканская реклама в XIX – начале ХХ вв.
История рекламы в России (XIV-начало ХХ веков). Зрелищные формы рекламы в России. Реклама в российских газетах. Фотореклама в начале XX века в России.
Реклама в СССР. Пропагандистская функция советской рекламы. Особенности советской рекламы 30-х годов ХХ века. Советская политическая реклама.
Цели и функции рекламы. Ее роль в системе маркетинговых коммуникаций. Классификация рекламы. Структура рекламной деятельности.
Цели рекламы как формы массовой коммуникации.
Основные функции рекламы: информирование; увещевание; напоминание; позиционирование; удержание покупателей. Роль рекламы в формировании спроса и стимулировании сбыта товаров и услуг. Экономическая, информационная, социально-психологическая и культурная функции рекламы в современном обществе.
Классификация рекламы (в зависимости от типа рекламодателя, по охвату территории, по каналам распространения рекламы, в зависимости от отношения к прибыли, в зависимости от адресата и цели рекламирования).
Структура процесса рекламной коммуникации. Основные этапы рекламной коммуникации. Схема рекламной коммуникации. Участники рекламной коммуникации: характеристики и особенности. Рекламодатель. Рекламное агентство. Изготовитель рекламного продукта. Средства распространения рекламы. Потребитель в рекламе.
Социально-психологические основы рекламы. Реклама и ценности.
Роль психических процессов в формировании рекламных образов. Психология мотивации в рекламе. Психографический анализ. Психотехнология рекламных средств с обратной связью. Реклама как искусство продвижения ценностей. Понятие рекламного продукта. Психология света, цвета и формы в рекламе. Миф как социально-психологический феномен рекламы. Деонтологические документы в рекламной деятельности. Деструктивные эффекты рекламной деятельности. Манипулятивный характер рекламы: вопросы этики и права.
Создание рекламы. Контент и дизайн. Основные элементы рекламных средств.
Функциональные и структурные особенности рекламного сообщения. Композиция рекламного сообщения. Вербальная и невербальная составляющая рекламного сообщения. Знаки и символы в рекламе. Виды товарных знаков. Соотношение текста и иллюстрации в рекламном сообщении. Структура и принципы создания рекламного текста.
Понятие слогана и его функции. Рекламный заголовок.
Реклама в электронных средствах массовой информации. Особенности рекламных сообщений в Интернете. Понятие о мобильном маркетинге. Интерактивные технологии в рекламе.
Основы рекламного менеджмента. Коммуникационные цели. Медиапланирование. Тактика планирования и проведения рекламной кампании.
Рекламная служба в организации. Особенности рекламного менеджмента в СМИ. Роль, структура и функции рекламных агентств. Классификация коммуникационных целей. Понятие рекламной стратегии. Базовая информация для разработки рекламной стратегии. Факторы, влияющие на выбор творческой рекламной стратегии. Особенности планирования рекламной деятельности. Медиапланирование и его основные параметры. Методы формирования рекламного бюджета. Тактика проведения рекламной кампании.
Основные направления рекламной деятельности. Промышленная, коммерческая, социальная и политическая реклама.
Основные виды рекламы: промышленная, коммерческая, политическая, социальная. Понятие товара в рекламе (реальные и воображаемые характеристики товаров; ощутимые и неощутимые характеристики товаров). Товарная рекламе. Имиджевая реклама. Корпоративная (престижная) реклама. Деловая (или бизнес-реклама). Реклама для массового потребителя (потребительская реклама). Характерные черты коммерческой и некоммерческой рекламы. Социальная реклама. Политическая реклама и особенности ее правого регулирования.
Понятие торговой марки. Классификация торговых марок. Особенности рекламы торговой марки.
Особенности различных каналов распространения рекламы: пресса, телевидение, интернет, радио, мобильная связь, наружная реклама.
Общенациональные и региональные газеты. Типология современной отечественной периодики. Наценки и скидки при продаже газетных и журнальных площадей.
Телевидение как средство рекламы. Способы распространения телевизионного сигнала. Жанры телевизионной рекламы. Система рейтингов на телевидении. Телевизионные сети. Телевещание в Интернете.
Радио как средство распространения рекламы. Ограничения и недостатки радиорекламы. Продажа эфирного времени. Радиовещание в Интернете.
Виды рекламы в Интернете. Контекстная и баннерная реклама. Реклама в социальных сетях. Маркетинг прямого отклика.
Мобильный маркетинг. SMS-сообщения как рекламоноситель.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
В преподавании курса «Основы рекламного дела» используются лекции, включающие практические занятия, ролевые игры, направленные на получение системы знаний в области рекламы и PR и формирование навыков менеджера в соответствующей области деятельности.
В сфере рекламы работают специалисты из разных профессиональных областей: копирайтеры, политтехнологи, спичрайтеры, журналисты, художники, дизайнеры, визажисты. Поэтому в содержание дисциплины включены материалы, позволяющие ученикам познакомиться с особенностями их деятельности и возможностями, которыми они располагают при разработке рекламных продуктов и информационных кампаний различного типа.
Наряду с изучением теоретических основ рекламы и PR, в учебном процессе анализируются многочисленные примеры из опыта отечественных и зарубежных рекламных компаний.
Успешное освоение данного курса позволит иметь начальное представление: о разработке и реализации рекламной и информационной политики организации, как создавать и редактировать рекламные материалы, защищать имидж и репутацию фирмы, учреждения, как в обычном режиме деятельности, так и в кризисных ситуациях.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Карпова С.В. Рекламное дело: учебник. М.: Финансы и статистика, 2007. – 224с.
2. Хапенков В.Н. Организация рекламной деятельности: учеб. пос. – М.: Академия, 2007. – 240с.
3. Шевчук Д.А. Рекламное дело: конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192с.
4. Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы. – М.: ТОО «Интел Тех», 2006. – 80с.
5. Ромат Е.В. Реклама: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 224с.
6. Министерство образования и науки РФ. [электронный ресурс]. Адрес: http://mon.gov.ru
7. Каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. [электронный ресурс]. Адрес: http://school-collection.edu.ru
8. Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра. [электронный ресурс]. Адрес: http://fcior.edu.ru
9. ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». [электронный ресурс]. Адрес:
http://www.informika.ru
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов
Название сайта | Электронный адрес |
Издательство «Просвещение» | http://www.prosv.ru |
Издательство Дрофа | http:/www.drofa.ru |
Издательство «Легион» | http://www. legion. ru |
Методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы) | http://www.center.fio.ru/som |
Портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий. | http://www. fipi.ru |
Новые технологии в образовании | http://www.edu.secna.ru/main/ |
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое | http://teacyer.fio.ru |
Путеводитель «В мире науки» для школьников | http://www.uic.ssu.samara.ru/-nauka/ |
Уроки, конспекты | www.pedsovet.ru |
Образовательно-справочный портал по экономике. | www.economicus.ru |
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». | www.ecsocman.edu.ru |
Обзорная информация по мировой экономике | www.ereport.ru |
Информационное аналитическое агентство. | www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг |
Статистический портал Высшей школы экономики. | www.stat.hse.ru |
Официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых исследований России. | www.cefir.ru |
Фонд Бюро экономического анализа | www.beafnd.org |
Сайт журнала «Вопросы экономики» (ведущий в России теоретический и научно-практический журнал общеэкономического содержания). | www.vopreco.ru |
Газета «Коммерсант» | www.commersant.ru |
Журнал «Эксперт». | www.expert.ru |
Торгово-промышленная палата РФ. | www.tpprf.ru |
РТС и ММВБ— объединённая биржа | www.rts.micex.ru |
Министерство экономического развития РФ. | www.economy.gov.ru/minec/ma |
Министерство торговли и промышленности РФ | www.minpromtorg.gov.ru |
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технические средства обучения
- Персональный компьютер (рабочее место учителя) - Видеопроектор (DVD)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
- Экран для видеопроектора
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема (кол-во часов) | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
1.История возникновения и развития рекламной деятельности. (1ч) | Истоки рекламной коммуникации. Реклама в античном обществе. Реклама в западноевропейской средневековой культуре. Активизация религиозной рекламы. Новый этап рекламной деятельности в Западной Европе и Североамериканских колониях. Возникновение прессы и ее роль в распространении рекламы. Западноевропейская реклама XIX - начала ХХ вв. Североамериканская реклама в XIX – начале ХХ вв. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Работать со схемами, таблицами. |
2. Реклама в системе маркетинга. (1ч) | Цели и функции рекламы. Ее роль в системе маркетинговых коммуникаций. Классификация рекламы. Структура рекламной деятельности. Цели рекламы как формы массовой коммуникации. Основные функции рекламы: информирование; увещевание; напоминание; позиционирование; удержание покупателей. Роль рекламы в формировании спроса и стимулировании сбыта товаров и услуг. Экономическая, информационная, социально-психологическая и культурная функции рекламы в современном обществе. Классификация рекламы (в зависимости от типа рекламодателя, по охвату территории, по каналам распространения рекламы, в зависимости от отношения к прибыли, в зависимости от адресата и цели рекламирования). | Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Работать в группах. Участвовать в дискуссии. |
3. Структура рекламной деятельности. (1ч) | Структура процесса рекламной коммуникации. Основные этапы рекламной коммуникации. Схема рекламной коммуникации. Участники рекламной коммуникации: характеристики и особенности. Рекламодатель. Рекламное агентство. Изготовитель рекламного продукта. Средства распространения рекламы. Потребитель в рекламе. | Отвечать на проблемные вопросы. Работать с таблицей, со схемой. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
4. Социально-психологические основы рекламы. (1ч) | Роль психических процессов в формировании рекламных образов. Психология мотивации в рекламе. Психографический анализ. Психотехнология рекламных средств с обратной связью | Анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. Отвечать на проблемные вопросы. |
5. Реклама и ценности. (1ч) | Реклама как искусство продвижения ценностей. Понятие рекламного продукта. Психология света, цвета и формы в рекламе. Миф как социально-психологический феномен рекламы. Деонтологические документы в рекламной деятельности. Деструктивные эффекты рекламной деятельности. Манипулятивный характер рекламы: вопросы этики и права. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Работать со схемами, таблицами. |
6. Принципы создания рекламы. (1ч) | Создание рекламы. Контент и дизайн. Основные элементы рекламных средств. Функциональные и структурные особенности рекламного сообщения. Композиция рекламного сообщения. Вербальная и невербальная составляющая рекламного сообщения. Знаки и символы в рекламе. Виды товарных знаков. Соотношение текста и иллюстрации в рекламном сообщении. Структура и принципы создания рекламного текста. Понятие слогана и его функции. Рекламный заголовок. Реклама в электронных средствах массовой информации. Особенности рекламных сообщений в Интернете. Понятие о мобильном маркетинге. Интерактивные технологии в рекламе. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. Отвечать на проблемные вопросы. Работать со схемами, таблицами. |
7. Основы рекламного менеджмента. (1ч) | Основы рекламного менеджмента. Коммуникационные цели. Медиапланирование. Тактика планирования и проведения рекламной кампании. Рекламная служба в организации. Особенности рекламного менеджмента в СМИ. Роль, структура и функции рекламных агентств. Классификация коммуникационных целей. Понятие рекламной стратегии. Базовая информация для разработки рекламной стратегии. Факторы, влияющие на выбор творческой рекламной стратегии. Особенности планирования рекламной деятельности. Медиапланирование и его основные параметры. Методы формирования рекламного бюджета. Тактика проведения рекламной кампании. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Работать со схемами, таблицами. |
8.Основные направления рекламной деятельности. (1ч) | Основные направления рекламной деятельности. Промышленная, коммерческая, социальная и политическая реклама. Основные виды рекламы: промышленная, коммерческая, политическая, социальная. Понятие товара в рекламе (реальные и воображаемые характеристики товаров; ощутимые и неощутимые характеристики товаров). Товарная рекламе. Имиджевая реклама. Корпоративная (престижная) реклама. Деловая (или бизнес-реклама). Реклама для массового потребителя (потребительская реклама). Характерные черты коммерческой и некоммерческой рекламы. Социальная реклама. Политическая реклама и особенности ее правого регулирования. Понятие торговой марки. Классификация торговых марок. Особенности рекламы торговой марки. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. Отвечать на проблемные вопросы. Работать со схемами, таблицами. |
9. Каналы распространения рекламы. (1ч) | Особенности различных каналов распространения рекламы: пресса, телевидение, интернет, радио, мобильная связь, наружная реклама. Общенациональные и региональные газеты. Типология современной отечественной периодики. Наценки и скидки при продаже газетных и журнальных площадей. Телевидение как средство рекламы. Способы распространения телевизионного сигнала. Жанры телевизионной рекламы. Система рейтингов на телевидении. Телевизионные сети. Телевещание в Интернете. Радио как средство распространения рекламы. Ограничения и недостатки радиорекламы. Продажа эфирного времени. Радиовещание в Интернете. Виды рекламы в Интернете. Контекстная и баннерная реклама. Реклама в социальных сетях. Маркетинг прямого отклика. Мобильный маркетинг. SMS-сообщения как рекламоноситель. | Отвечать на проблемные вопросы. Работать с таблицей, со схемой. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
10.Связи с общественностью. (1ч) | Связи с общественностью в системе массовых коммуникаций. Информационная, управленческая, регулятивная и другие функции рекламы. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. Отвечать на проблемные вопросы. Работать со схемами, таблицами. |
11.Связи с общественностью в различных сферах деятельности. (1ч) | Содержание связей с общественностью в различных сферах деятельности. Специфика PR в бизнесе, коммерции, политике, общественных организациях | Отвечать на проблемные вопросы. Работать с таблицей, со схемой. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
12.Создание имиджевой рекламы. (1ч) | Основные методы и формы работы по созданию и продвижению имиджа. Выставки, ярмарки, презентации, спонсорство, благотворительность. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. Отвечать на проблемные вопросы. Работать со схемами, таблицами. |
13.Взаимодействие со средствами массовой информации. (1ч) | Взаимодействие со средствами массовой информации. Правовые и этические аспекты. Подготовка и проведение мероприятий для журналистов. | Отвечать на проблемные вопросы. Работать с таблицей, со схемой. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
14.Управление информацией в рекламном деле. (1ч) | Управление информацией и конструирование новости. PR-текст и его особенности. | Анализировать, обобщать и делать выводы. Участвовать в дискуссии. Отвечать на проблемные вопросы. Работать со схемами, таблицами |
15. PR-специалист как основное звено в рекламном деле. (1ч) | Задачи и функции отдела по связям с общественностью. Требования к PR-специалисту. Внутрикорпоративные коммуникации и их совершенствование | Устанавливать причинно-следственные связи. Выполнять практические задания, опираясь на теоретический материал, изученный на уроке. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы |
16.Кризисные коммуникации. (1ч) | Понятие «кризисные коммуникации» и управление проблемными ситуациями. | Отвечать на проблемные вопросы. Работать с таблицей, со схемой. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
17.Резерв. | | Работать со схемой, с таблицей, с документами. Сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. |
| Всего: 17 ч | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Основы рекламного дела»
для 10 класса 2019-2020 учебный год
Тема (кол-во часов) | Количество часов | Срок проведения (план) | Срок проведения (факт) |
1.История возникновения и развития рекламной деятельности. | 1 | | |
2. Реклама в системе маркетинга. | 1 | | |
3. Структура рекламной деятельности. | 1 | | |
4. Социально-психологические основы рекламы. | 1 | | |
5. Реклама и ценности. | 1 | | |
6. Принципы создания рекламы. | 1 | | |
7. Основы рекламного менеджмента. | 1 | | |
8.Основные направления рекламной деятельности. | 1 | | |
9. Каналы распространения рекламы. | 1 | | |
10.Связи с общественностью. | 1 | | |
11.Связи с общественностью в различных сферах деятельности. | 1 | | |
12.Создание имиджевой рекламы. | 1 | | |
13.Взаимодействие со средствами массовой информации. | 1 | | |
14.Управление информацией в рекламном деле. | 1 | | |
15. PR-специалист как основное звено в рекламном деле. | 1 | | |
16.Кризисные коммуникации. | 1 | | |
17.Резерв. | 1 | | |
| Всего: 17 ч | | |