Месяц неделя | Тема Литература | Цели и задачи | Материалы и оборудование | Примечания | Работа вне занятий |
Сентябрь |
3 неделя р.р. | Азбука безопасности. |
| «Дорожная безопасность» | 1.Развивать артикуляцию звука [а] 2.Развивать речевой выдох 3.Развивать слуховое внимание 4.Упражнять в чётком и правильном произношении звука [а] 5.Развивать и активизировать словарный запас существительными (улица, светофор, пешеходный переход (зебра),тротуар, пешеход) 6.Развивать грамматический строй речи: упражнять в согласовании существительных с прилагательными, 7.Развивать связную речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя; 8.Воспитывать желание помогать окружающим и друг другу формировать знания о правилах перехода улицы, о сигналах светофора. | Игрушка зайчик с перевязанной лапкой, картинки «Дорожная безопасность». | | Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Цель:вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность |
4 неделя х.л. | Детский сад. Игрушки. |
| Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». | познакомить детей со стихотворениями А. Барто; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции; учить слушать, воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия. звуковая культура речи: Развивать умение детей в четкой артикуляции звука [у] (изолированного, в звукосочетаниях)..Воспитывать любовь к родному языку | стихи А. Барто из цикла «Игрушки», иллюстрации к стихам | | Дыхательная гимнастика Формировать и отрабатывать плавный выдох, побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию) |
Октябрь |
1 неделя р.р. | Осень. |
| «Любуемся красотой осени». | 1.Развивать артикуляцию звука [и] 2.Развивать речевой выдох 3.Развивать слуховое внимание 4.Упражнять в чётком и правильном произношении звука [и] 5.Развивать и активизировать словарный запас прилагательными (грустный, печальный, маленький, веселый, радостный, большой, умный) 6.Развивать грамматический строй речи: упражнять в согласовании существительных с прилагательными 7.Развивать связную речь: описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям; Закрепить представления детей об осени, ее признаках. 8.Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру. | игрушка мишка, картинки на тему «Осень». | | Пальчиковая моторика Дождик, дождик, Кап да кап, кап… Мокрые дорожки. Все ровно пойду гулять, Не промокнут ножки. (Дети повернули ладошку кверху и Указательным пальцем имитируют Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..») |
2 неделя х.л. | Фрукты. |
| Чтение стихотворений о фруктах. Игра «Расскажи о фруктах». | Расширять словарный запас; тренировать память на запоминание коротких стишков; связная речь: учить описывать предметы; словарь и грамматика: упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; звуковая культура речи: закреплять правильное произноше- ние звуков [у], [и], учить произносить их долго, на одном выдохе. | Кукла Аленка и зайчик ,картинки по теме(яблоко, апельсин, бананы) | | Игра Разноцветный сундучок. Цель:Учить детей называть фрукты. Ход: Воспитатель показывает детям сундучок и говорит: Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети достают картинку, называют, что на ней изображено. |
3 неделя р.р | Овощи. |
. | «Что растет в огороде» | 1.Развивать артикуляцию звука [о] 2.Развивать речевой выдох 3.Развивать слуховое внимание 4.Упражнять в чётком и правильном произношении звука: закрепить произношение звука [о] 5.Развивать и активизировать словарный запас: закреплять в активном словаре названия овощей 6.Развивать грамматический строй речи: правильно произносить существительные в родительном падеже 7.Развивать связную речь: приучать детей участвовать в общей беседе, учить детей вместе со взрослыми пересказывать сказку «Пых». 8. Воспитывать умение слушать, не перебивая своего сверстника. | Художественная литература , муляжи овощей. | | игра «Чудесный мешочек» «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор и др.) |
4 неделя х.л. | Лес. Грибы. Ягоды. |
| Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»Дидактическая игра «собери грибы(ягоды) в корзину | познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»; помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести ее к бабушке с дедушкой); Звуковая культура речи: звук [э]. Отрабатывать четкое произношение звука [э] | текст русской народной сказки «Маша и медведь», иллюстрации к сказке. Муляжи или картинки грибов (ягод) | | Артикуляционная гимнастика «Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. |
5 неделя р.р. | Птицы. |
| Тема: «Цыпленок». | 1.Развивать артикуляцию звука [к] 2.Развивать речевой выдох 3.Развивать слуховое внимание 4.Упражнять в чётком и правильном произношении звука: закреплять произношение звуков [к], [к'], учить отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. 5.Развивать и активизировать словарный запас: закреплять в активном словаре названия птиц. 6.Развивать грамматический строй речи: правильно произносить существительные в родительном падеже 7.Развивать связную речь: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя. Воспроизводить содержание сказки по вопросам (Чуковский К. «Цыпленок»). Составлять рассказ по картине; 8. Воспитывать умение слушать, не перебивая своего сверстника. | картина «Дети кормят курицу и цыплят», иллюстрации к расказу К. Чуковского «Цыпленок». | | Дыхательная гимнастика «Сдуваем листик (пёрышко)» Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот. |
Ноябрь |
1 неделя х.л. | Дикие животные. |
| Чтение сказки «Снегурушка и лиса» . | Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обраб. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. Упражнять в произношении слов со звуком [э] (игра «Эхо») | Иллюстрации к сказке | | Артикуляционная гимнастика «Домик открывается» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. |
2 неделя р.р. | Домашние животные. |
| Рассматривание картинки «Коза с козлятами». Игра «Кто как кричит» | 1.Развивать артикуляцию звука [м] 2.Развивать речевой выдох 3.Развивать слуховое внимание 4.Упражнять в чётком и правильном произношении звука: закреплять произношение звуков [м], [м'], учить отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. учить регулировать высоту голоса. 5.Развивать и активизировать словарный запас: различать слова с противоположным значением (большой -маленький); употреблять существительные, обозначающие детенышей животных 6.Развивать грамматический строй речи: учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; 7.Развивать связную речь: учить рассматривать картинку, отвечать на вопросы воспитателя; упражнять в умении вести диалог, учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ; 8. Воспитывать умение слушать, не перебивая своего сверстника. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. | картинка «Коза с козлятами», игрушечный теремок с игрушками (корова, теленок, коза, козленок, кошка, котенок), фланелеграф, кукла Катя. | | Артикуляционная гимнастика Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. |
3 неделя х.л. | Обобщение по теме «Осень». |
| Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик» Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…». Дидактическое упражнение «Что из чего получается». | Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно ,голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. | Тематические картинки Картина «Поздняя осень». | | Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. |
4 неделя р.р. | Поход в магазин. |
| «Магазин игрушек» . | 1.Развивать артикуляцию звуков, пальчиковую ,общую моторику 2.Развивать речевой выдох 3.Развивать слуховое внимание 4.Упражнять в чётком и правильном произношении звуков [м], [п], [б] в словах, выразительно произносить слова с этими звуками 5.Развивать и активизировать словарь детей словами-названиями игрушек, употреблять вежливые слова (пожалуйста, спасибо), 6.Развивать грамматический строй речи 7.Развивать связную речь: закрепить умение детей внимательно слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы предложением из двух-трех слов 8. Воспитывать навыки культурного общения друг с другом. | сюжетные картинки, оформленный уголок «Магазин игрушек», большая коробка, игрушки: Колобок, кукла, машинка, пирамидка, зайчик, мишка, пластилин, доски для лепки, стеки. | | Дыхательная гимнастика «Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - |