Рабочая программа по родной (русской ) литературе
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с учебным планом и ООП ООО МОАУ СОШ № 15 на изучение предмета « Родная (русская) литература» в 5 классе выделено 18 часов.
Реализация Рабочей программы предмета «Родная (русская) литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей; - устанавливать причинно-
следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Предметные результаты:
Ученик научится:
понимать:
- устную речь и разговорный язык; письменную речь и литературный язык;
- выразительные средства языка: эпитет, сравнение, аллегория;
- формы словесного выражения: описание, рассуждение, повествование;
- стихотворную и прозаическую речь;
- ритм, рифма, строфа;
- виды устной народной словесности;
- главное свойство лирических произведений;
- основной тон высказывания героя.
Ученик получит возможность научиться:
- уметь выразительно читать тексты, различные по теме и эмоциональной окраске;
- различать разговорную и книжную окраску выражений;
- построить диалог;
- находить в тексте многозначные слова, фразеологизмы, омонимы, синонимы, антонимы;
- находить и употреблять в речи эпитеты, сравнения;
- создавать собственные высказывания различного характера;
- сочинение собственных загадок, поговорок, скороговорок, а также создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Содержание учебного предмета
Раздел № 1
«Что такое словесность» (2ч.+1р/р)
Формы словесности. Литературный язык. Язык художественной словесности.
Раздел № 2
Прямое и переносное значение слов (2 ч.+1р/р)
Сравнение. Эпитет. Аллегория.
Раздел № 3. «Стихи и проза» (2ч.+1р/р.)
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. Интонация. Рифма. Строфа.
Раздел № 4. «Устная народная словесность» (2ч.+2р/р)
Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок.. Пословицы и поговорки. Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки, считалки, потешки, дразнилки.
Раздел № 5. «Литературное эпическое произведение» (2ч)
Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка. Басня. Особенности языка басен. Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. Сюжет и эпизод произведения.
Раздел № 6. «Литературное лирическое произведение» (1ч+1к.р)
Что такое лирическое произведение. Особенности лирического произведения.
Раздел № 7. «Литературное драматическое произведение» (1ч.)
Особенности драматического произведения. Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.
Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Что такое словесность? | 2ч.+1р.р |
2 | Прямое и переносное значение слов | 2 ч.+1 р/р |
3 | Стихи и проза | 2ч.+1р/р |
4 | Устная народная словесность | 2ч.+2р.р |
5 | Литературное эпическое произведение | 2ч. |
6 | Литературное лирическое произведение | 1ч.+1к.р |
7 | Литературное драматическое произведение | 1ч. |
Итого: 18часов |