Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты: 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Содержание учебного предмета «Родной язык» 1 класс (7 часов) - Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Устное и письменное общение (чем различаются). Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Правила для собеседников.
Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Текст. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, письмо как разновидности текста. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. | 0,5 |
2 | Общение. Значение речи в жизни человека, общества. | 0,5 |
3 | Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Правила для собеседников | 1 |
4 | Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. | 1 |
5 | Текст. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста | 2 |
6 | Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, письмо как разновидности текста. | 1 |
7 | Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов | 1 |
Содержание учебного предмета «Родной язык» 2 класс (7 часов) -Общение. Что такое успешное общение. Азбука вежливости. Какие бывают предложения. Речевая деятельность. Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Что такое обращение. Слушание и говорение. О пользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Типы текстов. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание текста. Деление текста на части. Описание и повествование. Научный и художественный текст.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество Часов |
1 | Общение. Что такое успешное общение. Азбука вежливости | 0,5 |
2 | Какие бывают предложения. Речевая деятельность. | 0,5 |
3 | Устное изложение. Работа с картиной | 1 |
4 | Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Что такое обращение | 1 |
5 | Слушание и говорение. О пользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся | 1 |
6 | Типы текстов. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание текста | 1 |
7 | Деление текста на части | 1 |
8. | Описание и повествование. Научный и художественный текст | 1 |
Содержание учебного предмета «Родной язык» 3 класс (7 часов) -Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи. Речь. Работа с картиной. Главное переживание автора, выраженное в речи. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Азбука вежливости. Как правильно вести себя в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону? Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картиной, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям. Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текст-описание и текст-повествование. Научный текст.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество Часов |
1 | Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи. | 1 |
2 | Речь. Работа с картиной. Главное переживание автора, выраженное в речи. - | 1 |
3 | Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. | 1 |
4 | Азбука вежливости. Как правильно вести себя в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону? | 1 |
5 | Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картиной, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям | 1 |
6 | Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте | 1 |
7 | Текст-описание и текст-повествование. Научный текст. | 1 |
Содержание учебного предмета «Родной язык» 4 класс (7 часов)
-Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог. Речевая деятельность.
-Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. -Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Текст. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. Как устроена книга. Газетные информационные жанры. Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество Часов |
1 | Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог. Речевая деятельность. | 1 |
2 | -Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. | 1 |
3 | Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). | 1 |
4 | Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. | 1 |
5 | Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. | 1 |
6 | Как устроена книга. Газетные информационные жанры. Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. | 0,5 |
7 | Текст. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. | 0,5 |
8 | Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию. | 1 |