№ занятия | Тема и краткое содержание материала, изучаемого на уроке ( перечень рабочих учебных элементов ) | Уровень освоения | Методическая характеристика урока | Материально – техническое оснащение урока (ТСО ,наглядные пособия и пр.) | Межпредметные связи | Домашнее задание | Календарные сроки проведения |
Введение (2 часа) |
1 | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. | 1 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебники : «Презентация «Праславянские языки». Таблица «Разделы лингвистики». | История, обществознание | Подготовить сообщение. Язык и культура. Язык как развивающееся явление | сентябрь |
2 | Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий | 1 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Русский язык в духовной культуре русского народа» | История, обществознание ,литература | Подготовить сообщение о речевой деятельности, выполнить упраж.в тетради. Выполнение упражнений. | сентябрь |
Тема № 1.Язык и речь. Функциональные стили речи – 18 часов |
3 | Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник, презентация « Виды речевой деятельности» | История, обществознание,литература | Стр.17-20,конспект,упражнения в тетради | сентябрь |
4 | Практическое занятие № 1.Текст.Структурно – смысловые признаки. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Учебник ,сборник упражнений | История ,обществознание, литература | Стр.21-26,упр.3 | сентябрь |
5 | .Язык и речь. Функционально –смысловые типы речи Виды речевой деятельности: монолог ,диалог полилог. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Функционально –смысловые типы речи» | Обществознание, литература | Стр.26 -29,упр.5, подготовить сообщение о стилевых разновидностях письменной и устной речи | сентябрь |
6 | Практическое занятие № 2. Стилистика.Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Учебник,раздаточный материал (тестовая работа). «Толковый словарь русского языка». С.И. Ожегова. «Большой словарь синонимов и антонимов». Шильновой Н.И. | Литература ,обществознание | Упр. 6 | сентябрь |
7 | Практическое занятие № 3.Жанры официально – делового стиля. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Учебник, Презентация «Жанры официаль – делового стиля», «Словарь иностранных слов» Нечаевой В.И. | Литература, право, обществознание, экономика | Стр. 38 -39,упр.10 написать свою автобиографию | сентябрь |
8 | Практическое занятие № 4 . Разговорный стиль речи. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тексты для анализа).Презентация «Речевые ошибки и их виды» | Литература | Стр.31 -33, задание в тетради Подготовить доклад о публицистическом стиле речи | сентябрь |
9 | Практическое занятие № 5.Определение вида речевых ошибок и их исправление | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тексты для анализа).Презентация «Речевые ошибки и их виды» | Литература | Стр.31 -33, задание в тетради Подготовить доклад о публицистическом стиле речи | сентябрь |
10 | Публицистический стиль речи. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник, Презентация «Публицистический стиль речи», подборка текстов журнальных статей для анализа публицистического стиля речи | Литература, право, обществознание, экономика | Стр.40 – 43, упр.13 | сентябрь |
11 | Практическое занятие № 6.Жанры публицистического стиля речи. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Учебник,раздаточный материал | Литература, право, обществознание | Подготовить сообщение о стиле художественной литературы | сентябрь |
12 | Стиль художественной литературы | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник,раздаточный материал | Литература, обществознание | С.43 – 48, упр.16 | сентябрь |
13 | Практические занятия № 7.Выразительные средства художественного стиля, работа с текстами художественной литературы | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Учебник,раздаточный материал | Литература | С.43 – 48, подобрать тексты из худ.литературы для стилистического анализа | сентябрь |
14 | Практические занятия № 8 .Стилистический анализ текста. Лингвостлистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Презентация «Стилистические ошибки». Раздаточный материал (тесты для анализа). | Литература | Упр.17, подобрать метафоры в текстах художественной литературы | октябрь |
15 | Практические занятия № 9 Освоение видов переработки текста. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тексты для анализа) | Литература | Упр.20 | октябрь |
16 | Культура речи. Тропы и стилистические фигуры. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Типы речи, типы текстов» | Литература | Стр.50-56, упр.18 | октябрь |
17 | Практическое занятие № 10.Лингвостилистический анализ текста | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Презентация «Типы речи, типы текстов» | Литература, обществознание | Стр.57-60, упр.22 | октябрь |
18 | Практическое занятие № 11.Составление высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую тему.
| | Урок совершенствования и закрепления знаний | Презентация «Функционально – смысловые типы речи.» | Литература | Подготовиться к практической работе, подготовить тексты | октябрь |
19 | Практическое занятие № 12.Выполнение упражнений и заданий для самопроверки. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Сборник упражнений | Литература | Подготовиться к контрольной работе | октябрь |
20 | Контрольная работа № 1. | 1 | Проверка и оценка знаний | Раздаточный материал (тестовая работа) | Литература | Работа с интернет – ресурсами по подготовке доклада о роли слова в лексической системе языка | октябрь |
Тема № 3.Лексикология и фразеология – 14 часов |
| | | | | | | |
31 | Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентации «Лексикология. Основные понятия лексики», «Путешествие в страну синонимов, антонимов, омонимов». | Литература | Выучить определения, стр.89 -90, упр.44 | ноябрь |
32 | Практическое занятие № 17. Многозначность слова. Омонимы. | 2 | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тестовая работа). «Толковый словарь русского языка». С.И. Ожегова. «Большой словарь синонимов и антонимов». Шильновой Н.И. | Литература | Подготовить презентацию «Русская лексика с точки зрения ее употребления»стр.96 - 98 | декабрь |
33 | Практическое занятие № 18. Изобразительно-выразительные средства русского языка | 2 | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тестовая работа). «Толковый словарь русского языка». С.И. Ожегова. «Большой словарь синонимов и антонимов». Шильновой Н.И. | Литература | Подготовить презентацию «Русская лексика с точки зрения ее употребления»стр.96 - 98 | декабрь |
34 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Исконно русская и заимствованная лексика». «Словарь иностранных слов» Нечаевой В.И. | Литература, история, обществознание | Составить словарик студенческих жаргонных слов | декабрь |
35 | Синонимы, антонимы, паронимы Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Синонимы, антонимы,паронимы русского языка». «Словарь синонимов русского языка» Александрова З.Е. | Литература, история | Составить синонимичный и антонимичный ряд | декабрь |
36 | Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Профессионализмы» | Литература, история | Составить словарик терминов | декабрь |
37 | Практическое занятие № 19. Работа с текстом с использованием фразеологических словарей. | 2 | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тексты для анализа). «Фразеологический словарь» Молоткова. | Литература, обществознание | Подобрать словарную статью Фразеологические словари русского языка и сфера их использования. | декабрь |
38 | Практическое занятие №20. Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок. Тест по теме «Лексика». | 2 | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тестовая работа | Литература | Рассмотреть материалы к тестам | декабрь |
39 | Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Особенности русского речевого этикета. | Литература | Составление текстов | декабрь |
40 | Практическое занятие № 21. Лексические и фразеологические словари. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами | 2 | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тексты для анализа). «Фразеологический словарь» Молоткова | Литература | Работа со словарной статьей | январь |
41 | Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Фольклорная лексика | Литература | Анализ изобразительно – выразительных средств языка | январь |
42 | Практическое занятие № 22. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе и на лингвистическую тему | 2 | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе и на лингвистическую тему | Литература, история | Анализ изобразительно – выразительных средств языка | январь |
43 | Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 | комбинированный | Анализ лексических ошибок | Литература, история | Подготовиться к контрольной работе | январь |
44 | Контрольная работа № 3. | 2 | Проверка и оценка знаний | Тест по теме «Лексика и фразеология» (2 варианта) | Литература | | январь |
Тема № 2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Графика . – 10 часов |
21 | Фонетические единицы. Звуки речи. Открытый и закрытый слог.Редукция. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Основные понятия фонетики». Таблица «Характеристика звуков и слогов». | Литература | Стр.63-66, конспект | октябрь |
22 | Фонема.Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка Презентация «Орфоэпические нормы». Презентация «Основные понятия орфоэпии». Орфоэпический словарь | Литература | Стр.67 -73, упр.32 | октябрь |
23 | Практическое занятие № 13. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных Сопоставление устной и письменной речи. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Презентация «Звукопись как изобразительное средство языка». Презентация «Ассонанс,аллитерация». | Литература | Стр.74 -78, упр.34 | октябрь |
24 | Практическое занятие № 14. Правописание О/Ё после шипящих и Ц Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Словарный диктант, выполнение упражнений | Литература | Стр.81,работа с таблицей, упр.40 | ноябрь |
25 | Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Интонационное богатство русской речи». | Литература | Стр.68 -69,упр.29 | ноябрь |
26 | Практическое занятие № 15. Правописание приставок на З - / С - Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Словарный диктант, выполнение упражнений | Литература, история | Стр.82,работа с таблицей , упр.39 | ноябрь |
27 | . | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Орфоэпические нормы». | Литература, история | Выполнение заданий в тетради | ноябрь |
28 | Практическое занятие № 16.Правописание И – Ы после приставок. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Словарный диктант, выполнение упражнений | Литература | Стр.80,упр.41 | ноябрь |
29 | Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Схема фонетического разбора слова. Раздаточный материал (слова для разбора).Презентация«Графический анализ слова» | Литература | Подготовиться к контрольной работе | ноябрь |
30 | Контрольная работа № 2. | 1 | Проверка и оценка знаний | Раздаточный материал (тестовая работа) | | | ноябрь |
Тема № 4 - Морфемика, словообразование, орфография - 13 часов |
45 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. | 1 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Основные понятия морфемики русского языка». | Литература, история | Стр. 120 – 125, конспект | январь |
46 | Способы словообразования в русском языке. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов | 1 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Виды основ .Способы словообразования в русском языке» | Литература,история | Параграф 23, 24Вопросы стр. 126 | январь |
47 | Практическое занятие № 23. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор слова. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Схема словообразовательного разбора слова. Схема морфемного разбора слова. | Литература | ,Вопросы в тетради | январь |
48 | Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Раздаточный материал. Карточки с заданиями. | Литература | Параграф 25, 26 | январь |
49 | Практическое занятие № 24 .Анализ одноструктурных слов с морфемами омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. | 2 | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник,раздаточный материал | Литература | Стр. 127 – 132, конспект , упр.72, 74 | январь |
50 | Употребление приставок в разных стилях речи.Употребление суффиксов в разных стилях речи. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник,Презентация «Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи» | Литература | Параграф 25, 26 | январь |
51 | Практическое занятие № 25.Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей . | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, Словообразовательный словарь русского языка | Литература | Параграф 25, 26 | февраль |
52 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Раздаточные таблицы,учебник, упражнения в сборнике | Литература | Параграф 28, упр.86 | февраль |
53 | Практическое занятие № 26.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, упражнения в сборнике | Литература | Параграф 25, 26 | февраль |
54 | Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Схема – таблица,учебник, упражнения в сборнике | Литература | Параграф 28, упр.87 | февраль |
55 | Практическое занятие № 27. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, упражнения в сборнике | Литература | Параграф 25 - 28 | февраль |
56 | Составление слов с помощью различных словообразовательных моделей. Повторение ранее изученного материала. . | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Раздаточный материал (тестовые работы). | Литература | Параграф 25 – 28 Подготовиться к контрольному тестированию | февраль |
57 | Контрольная работа № 4. | 1 | Проверка и оценка знаний | | | | март |
Тема № 5 - Морфология и орфография – 27 часов |
58(1) | Грамматические признаки слова, (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфограмматическая форма и синтаксическая функция. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | 1 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Грамматические признаки слова». Информационные схемы-таблицы. Тесты. | Литература, история | Параграф 29 | март |
59(2) | Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Презентация «Имя существительное, его грамматические признаки». Схема морфологического разбора имени существительного. | Литература, обществознание | Параграф 30, упр .87 | март |
60(3) | Практическое занятие № 28..Правописание имён существительных .Составить таблицу « Правописание -не – с существительными».Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Таблицы «Склонение имен существительных», «Падежи имен существительных». | | Параграф 30 упр. 88. 90 | март |
61(4) | Имя прилагательное. Грамматические признаки имен прилагательных. Употребление форм прилагательных в речи. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Таблицы «Склонение имен прилагательных», «Разряды имен прилагательных» | Литература | Параграф 31, упр.93 | март |
62(5) | Практическое занятие № 29. Правописание имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Презентация «Имя прилагательное, его грамматические признаки». Схема морфологического разбора имени прилагательного. | Литература | Параграф 31, упр.100, 101 | март |
63(6) | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник, презентация по теме « Имя числительное» | Литература, история | Подготовить сообщение об имени числительном | март |
64(7) | Практическое занятие № 30. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Таблицы «Склонение имен числительных», «Разряды числительных» | Литература, история | Параграф 32. Упр.102 | март |
65(8) | Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. местоимений. Морфологический разбор местоимения. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник, презентация по теме «Местоимение» | Литература, история | Параграф 33, упр.106 | март |
66 (9) | Практическое занятие № 31.Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложенийвтексте.Синонимияместоименныхформ | 2 | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, презентация по теме «Местоимение» | Литература, история | Параграф 33 | март |
67(10) | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник, презентация по теме «Глагол» | Литература, история | Параграф 34, упр. 109 | апрель |
68(11) | Практическое занятие № 32 .Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. | 2 | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, сборник упражнений | Литература, история | Стр. 190 – 199, конспект | апрель |
69(12) | Практическое занятие № 33.Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 2 | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, сборник упражнений | Литература, история | Параграф 34, упр. 114, 116 | апрель |
70(13) | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник, сборник упражнений | Литература, история | Упр.117, схемы и таблицы | апрель |
71(14) | Практическое занятие № 34 .Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Учебник, сборник упражнений | Литература, история | Стр.202 – 210, конспект | апрель |
72(15) | Практическое занятие № 35. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. | 2 | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, сборник упражнений | Литература, история | Подготовить презентацию по теме «Деепричастие» | апрель |
73(16) | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник, презентация по теме «Деепричастие» | Литература, история | Стр. 211, таблица 36 | апрель |
74(17) | Практическое занятие № 36 Правописание НЕ с деепричастиями. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, презентация по теме «Правописание - не – с деепричастиями» | Литература, история | Стр.214 – 215, упр.128 | апрель |
75(18) | Практическое занятие № 37. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, презентация по теме «Деепричастный оборот» | Литература, история | Стр.214 – 215, упр.128 | апрель |
76(19) | Практическое занятие № 38.Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Учебник, презентация «Синонимия деепричастий» | Литература, история | Стр.214 – 215 | апрель |
77(20) | Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Учебник, презентация «Синонимия деепричастий» | Литература, история | Параграф 36, упр.129 | май |
78(21) | Практическое занятие № 39 .Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Учебник, сборник упражнений | Литература, история | Стр.218 – 223, конспект | май |
79(22) | Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов | 2 | Комбинированный урок | Учебник, сборник упражнений | Литература, история | Упр.138 | май |
80(23) | Служебные части речи. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | Работа с учебником, выполнение упражнений | Литература, история | Параграф 38, упр.142 | май |
81(24) | Практическое занятие № 40.Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. | 2 | Урок совершенствования и закрепления знаний | Презентации «Предлог», Союз, виды союзов (сочинительные, подчинительные». | Литература, история | Стр.232 – 239, упр .145 | май |
82(25) | Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Презентация «Союз» | Литература | Стр.239 – 245, упр.148 Параграф 38 -39 | май |
83(26) | Практическое занятие № 41.Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | 2 | Урок совершенствования и закрепления знаний | Учебник, сборник упражнений | Литература | Стр.239 – 245 | май |
84(27) | Контрольная работа № 5.Диктант с грамматическим заданием. | 1 | Проверка и оценка знаний | Текст диктанта с грамматическим заданием | | | май |
Тема № 6 - Синтаксис и пунктуация – 30 часов |
85(28) | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Презентации «Предлог», Союз, виды союзов (сочинительные, подчинительные». | Литература | Выполнение упражнений по теме: «Основные единицы синтаксиса» | май |
86(29) | Практическое занятие № 43. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор | | Урок усовершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. | Литература, история | Выполнение упражнений по теме: Строение словосочетания.Виды связи слов в словосочетании. | май |
87(30) | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Презентация «Интонационное богатство русской речи.» | Литература, история | Выполнение упражнений по теме: Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. | май |
88(31) | Практическое занятие № 44. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. | Литература, история | Параграф 42, стр.267 – 271, упр.161 | июнь |
89(32) | Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). | 2 | Урок усвоения новых знаний | Презентация «Второстепенные члены предложения». | Литература | Стр.265 - 276, упр.168 | июнь |
90(33) | Практическое занятие № 45. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Презентация «Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия ». Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. | Литература | Стр.283 -290, упр.178 | июнь |
91(34) | Односоставное и неполное предложение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Презентация «Односоставное и неполное предложение». . | Литература | Стр. 291 – 296, упр.185 | июнь |
92(35) | Практическое занятие № 46. Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. | Литература | Стр. 291 – 296, упр.187 | июнь |
93(36) | Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого | 2 | Урок усвоения новых знаний | Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. | Литература | Стр. 291 – 296, упр.188 | июнь |
94(37) | Практическое занятие № 47. Односложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. | Литература | Параграф 47, упр.189 | июнь |
95(38) | Практическое занятие. № 48 .Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений .Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. | Литература | Параграф 48, упр. 192 | июнь |
96(39) | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательныхслов-омонимов | 2 | Урок усвоения новых знаний | Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. | Литература | Параграф 49, упр.194 | июнь |
97(40) | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Презентации «Синонимика сложноподчиненных предложений», «Знаки препинанияв сложносочиненном предложении» | Литература | Параграф 51 упр.202 | июнь |
98(41) | Практическое занятие. № 49 .Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Презентация «Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи» | Литература | Параграф 52, упр.203, 204 | июнь |
99(42) | Сложноподчиненное предложение Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 2 | комбинированный | Презентация «Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи» | Литература | Параграф 53, упр.208 | июнь |
100(43) | Практическое занятие. № 50 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Учебник,выполнение упражнений | Литература | Параграф 53, упр.209, таблица 55 | июнь |
101(44) | Бессоюзное сложное предложение | 2 | комбинированный | Презентация «БСП. Знаки препинания в БСП» | Литература | Параграф 55, упр.210 | июнь | июнь |
102(45) | Практическое занятие № 51. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. | Литература | Параграф 55, упр.213 | июнь |
103(46) | Практическое занятие № 52. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Презентация «Способы передачи чужой речи» | Литература | Таблица 58 | июнь |
104(47) | Практическое занятие № 53. Бессоюзное сложное предложение. Тире и двоеточие в БСП. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Презентация «Знаки препинания при цитатах и диалоге» | Литература | Параграф 55, упр.214 | июнь |
105(48) | Практическое занятие № 54 Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Текст диктанта с грамматическим заданием. | Литература | | июнь |
106(49) | Практическое занятие № 55. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложения. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Презентация «Что такое сложносочиненное предложение» | Литература | Изучить предложенные отрывки текстов, определить их стиль, найти сложноподчиненные предложения | июнь |
107(50) | Практическое занятие № 56.Изучить предложенные отрывки текстов, определить их стиль, найти сложноподчиненные предложения | | Урок совершенствования и закрепления знаний | Раздаточный материал (образцы текстов). | Литература, обществознание | Изучить предложенные отрывки текстов, определить их стиль, найти сложноподчиненные предложения | июнь |
108(51) | Использование сложноподчиненных предложений в разных стилях речи. | 2 | комбинированный | Презентация «Виды придаточных предложений». | Литература, обществознание | Изучить предложенные отрывки текстов, определить их стиль, найти сложноподчиненные предложения | июнь |
109(52) | Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | | Литература, обществознание | Параграф 57, упр.219 | июнь |
110(53) | Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. | 2 | Урок по передаче и усвоению новых знаний | | Литература, обществознание | Параграф 57, стр.362 - 364 | июнь |
111(54) | Практическое занятие № 57 .Синонимика простых и сложных предложений. | | Урок совершенствования и закрепления знаний | | Литература, обществознание | Параграф 58, упр.222 | июнь |
112(55) | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 2 | комбинированный | | Литература, обществознание | Составление схем предложений. Выполнение упражнений: 223, 224 | июнь |
113(56) | Подготовка к контрольной работе | 2 | комбинированный | | Литература, обществознание | Подготовиться к итоговой контрольной работе | июнь |
114(57) | Итоговая контрольная работа по теме «Синтаксис сложного и простого предложения». | 1 | Проверка и оценка знаний | | | | июнь |