№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата | Корректировка даты |
Повторение (10 часов) |
1 | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. | Урок повторения и систематизации | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога | | |
2 | Текст. План текста | Урок развития умений и навыков | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы | | |
3 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Урок развития умений и навыков | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного | | |
4 | Типы текстов. | Урок развития умений и навыков | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, 2пиисание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой | | |
5 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации | Комбинированный урок | Составлять из каждой группы слов предложение. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения | | |
6 | Диалог. Обращение | Комбинированный урок | Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме | | |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Комбинированный урок | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения | | |
8 | Входной контрольный диктант №1 | | | | |
9 | Распространённые и нераспространённые предложения. | Урок развития умений и навыков | Различать распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам | | |
10 | Словосочетание. Развитие речи. Восстановление деформированного текста | Комбинированный урок | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения | | |
Предложение (6 часов) |
11 | Однородные члены предложения (общее понятие) | Урок изучения нового материала | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами | | |
12 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | Урок изучения нового материала | Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение | | |
13 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | Урок обобщения и систематизации знаний | Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану | | |
14 | Простые и сложные предложения Наши проекты | Урок формирования умений и навыков | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы | | |
15 | Знаки препинания в сложном предложении | Урок формирования умений и навыков | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | | |
16 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» | Комбинированный урок | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | | |
Слово в языке и речи (19 часов) |
17 | Лексическое значение слова | Урок развития умений и навыков | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | | |
18 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | Урок развития умений и навыков | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове | | |
19 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | Урок развития умений и навыков | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | | |
20 | Фразеологизмы. | Урок развития умений и навыков | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму | | |
21 | Состав слова | Урок развития умений и навыков | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | | |
22 | Состав слова. | Урок развития умений и навыков | Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок | | |
23 | Правописание гласных и согласных в корне. | Урок развития умений и навыков | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове . Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | | |
24 | Правописание приставок и суффиксов | | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | | |
25 | Правописание слов с разделительным Ъ и Ь | Урок развития умений и навыков | Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление | | |
26 | Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста. | Комбинированный урок | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи | | |
27 | Анализ изложения. Части речи | Урок развития умений и навыков | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | | |
28 | Склонение имён существительных и имён прилагательных | Урок развития умений и навыков | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | | |
29 | Имя числительное. Глагол. | Урок развития умений и навыков | Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст | | |
30 | Наречие | Урок изучения нового материала | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте | | |
31 | Правописание наречий | Урок развития умений и навыков | Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных | | |
32 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | Урок формирования умений и навыков | Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | | |
33 | Контрольный диктант №3 по теме « Части речи» | Контроль знаний, умений и навыков | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | | |
Имя существительное (41 час) |
34 | Распознавание падежей имён существительных | Урок развития умений и навыков | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах | | |
35 | Признаки падежных форм имён существительных | Урок формирования умений и навыков | Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах | | |
36, 37 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей Несклоняемые имена существительные | Урок формирования умений и навыков Урок формирования умений и навыков | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных | | |
38 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | Урок изучения нового материала | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения | | |
39 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | Урок развития умений и навыков | Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя) | | |
40 | 2-е склонение имён существительных | Урок изучения нового материала | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям | | |
41 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | Урок развития умений и навыков | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения | | |
42 | 3-е склонение имён существительных | Урок изучения нового материала | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям | | |
43 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | Урок развития умений и навыков | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения | | |
44 | Развитие речи. Обучающее изложение | Комбинированный урок. | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (изложение) | | |
45 | Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склония. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | Урок формирования умений и навыков | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова | | |
46 | Именительный и винительный падежи | Урок формирования умений и навыков | Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах | | |
47 | Родительный падеж | Урок формирования умений и навыков | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. | | |
48 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | Урок развития умений и навыков | Проверять написание безударного окончания имени существительного в дательном падеже | | |
49 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | Урок формирования умений и навыков | Распознавать родительный и дательный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения | | |
50 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже | Урок развития умений и навыков | Определять творительный падеж имени существительного. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | | |
51 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже | Урок формирования умений и навыков | Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | | |
52 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | Урок развития умений и навыков | Называть признаки, по которым можно определить падежи имени существительного. Ставить имена существительные в форму любого падежа. Доказывать, что окончание написано правильно | | |
53 | Развитие речи. Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» | Урок развития умений и навыков | Составлять описательный текст по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» (под руководством учителя) | | |
54 | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе» | Контроль знаний, умений и навыков | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | | |
55 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | Урок развития умений и навыков | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | | |
56 | Склонение имён существительных во множественном числе | Урок формирования умений и навыков | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и | | |
57 | Именительный падеж множественного числа имён существительных | Урок изучения нового материала | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений | | |
58 | Родительный падеж множественного числа имён существительных | Урок изучения нового материала | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений | | |
59 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа | Урок изучения нового материала | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | | |
60 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | Комбинированный урок | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (изложение) | | |
61 | Анализ изложения. Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе | Урок изучения нового материала | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в единственном и множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | | |
62 | Контрольный диктант №5 за первое полугодие | Контроль знаний, умений и навыков | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | | |
63 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Наши проекты | Урок развития умений и навыков | | | |
Имя прилагательное (31 час) |
64 | Имя прилагательное как часть речи | Урок изучения нового материала | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов | | |
65 | Род и число имён прилагательных | Урок формирования умений и навыков | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» | | |
66 | Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | Комбинированный урок | Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке | | |
67 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | Урок изучения нового материала | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения | | |
68 | Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» | Урок развития умений и навыков | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины | | |
69 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | Урок изучения нового материала | Изменять имена прилагательные по падежам. Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения | | |
70 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах, проверять правильность написанного | | |
71 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного | | |
72 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного | | |
73 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | | |
74 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | Комбинированный урок | | | |
75 | Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе | Урок изучения нового материала | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице | | |
76 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | Урок изучения нового материала | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного | | |
77 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | | |
78 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах, проверять правильность написанного | | |
79 | Развитие речи. Изложение описательного текста | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | | |
80 | Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во множественном числе | Урок изучения нового материала | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам | | |
81 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» | Комбинированный урок | Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». | | |
82 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | Урок изучения нового материала | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | | |
83 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | Урок изучения нового материала | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | | |
84 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | Комбинированный урок | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | | |
85 | Обобщение знаний об имени прилагательном | Урок-конференция | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного | | |
86 | Развитие речи. Сочинение –отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Комбинированный урок | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | | |
87 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» | Контроль знаний, умений и навыков | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | | |
88 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Урок развития умений и навыков | | | |
Местоимение (9часов) |
89 | Роль местоимений в речи Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица | Урок развития умений и навыков | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений | | |
90 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога | Урок развития умений и навыков | Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений | | |
91 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | Урок развития умений и навыков | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. | | |
92 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Морфологический разбор местоимений | Комбинированный урок | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». | | |
93 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Комбинированный урок | Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста | | |
94 | Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение» . | Контрольно-обобщающий урок | Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | | |
95 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | Урок развития умений и навыков | | | |
Глагол (32 часа) |
96 | Роль глаголов в языке. | Комбинированный урок | Различать глаголы среди других слов в тексте | | |
97 | Изменение глаголов по временам | Урок формирования умений и навыков | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении Трансформировать текст, изменяя время глагола. Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе | | |
98 | Неопределённая форма глагола | Урок развития умений и навыков | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) | | |
99 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | Комбинированный урок | Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола | | |
100 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану | Комбинированный урок | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств | | |
101 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | | | | |
102 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | Урок изучения нового материала | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) | | |
103 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | Урок изучения нового материала | Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени | | |
104 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | Комбинированный урок | Высказывать своё мнение о картине И И. Левитана « Весна. Большая вода» | | |
105 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов в настоящем времени | Урок изучения нового материала | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | | |
106 | I и II спряжение глаголов в будущем времени | Урок изучения нового материала | Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | | |
107 | Наши проекты | Урок-практика | | | |
108 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Урок изучения нового материала | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | | |
109 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Урок формирования умений и навыков | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | | |
110 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | Урок формирования умений и навыков | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола | | |
111 | Возвратные глаголы | | | | |
112 | Правописание –тся и ться в возвратных глаголах. Словарный диктант № 5 | Урок развития умений и навыков | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | | |
113 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | Комбинированный урок | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | | |
114 | Правописание глаголов в прошедшем времени Контрольное списывание № 3 | Комбинированный урок | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов Оценивать результаты освоения тем, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
115 | Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста | Комбинированный урок | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) | | |
116 | Контрольный диктант №8 по теме «Глагол» | Контроль знаний, умений и навыков | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм | | |
117 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | Комбинированный урок | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное | | |
118 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола | Комбинированный урок | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола | | |
119 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола | Урок-игра | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола | | |
120 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Комбинированный урок | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное | | |
121 | Проверка знаний по теме «Глагол» | Урок повторения и систематизации | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | | |
122 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | Урок повторения и систематизации | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | | |
Повторение (18 часов) |
123 | Язык. Речь. Текст. | Урок обобщения и систематизации знаний | Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации | | |
124,125 | Предложение и словосочетание | Урок повторения и систематизации | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Применить свои знания для выполнения заданий | | |
126 | Лексическое значение слова | Урок обобщения и систематизации знаний | Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе | | |
127 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Комбинированный урок | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова | | |
128, 129 | Состав слова | Урок обобщения и систематизации знаний | Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания | | |
130 | Части речи | Урок обобщения и систематизации знаний | | | |
131 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Комбинированный урок | Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
132 | »Анализ изложения. Части речи | Урок закрепления полученных знаний | Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
133 | Итоговый контрольный диктант № 9 | Контроль знаний, умений и навыков | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм | | |
134 | Анализ контрольного диктанта | Комбинированный урок | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное | | |
135 | Звуки и буквы | Комбинированный урок | Применять свои знания для выполнения заданий | | |
136 | Игра «По галактике частей речи» | Урок-игра | Применять свои знания для выполнения заданий | | |