№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата |
По плану | По факту |
Раздел 1. Письмо – 115 часов. |
1 | Пропись – первая учебная тетрадь. Знакомство с гигиеническими навыками при письме. | Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв. Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец. | 1 четверть. | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон. | | |
3 | Письмо овалов и полуовалов. | Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Находить овалы и полуовалы в изображении предметов. Обводить изображённые предметы по контуру, штриховать. Называть героев сказки, составлять предложения о каждом из героев с опорой на заданную схему. Называть предметы, изображённые на странице прописи (яблоко, помидор, огурец, репа), классифицировать их по группам. Составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи. Воспроизводить и применять правила работы в группе. | | |
4 | Рисование бордюров. Письмо овалов и кругов. | Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. Соотносить предметную картинку и схему слова. Дорисовывать овалы, круги и предметы, не выходя за строку и дополнительные линии. Обводить предметы по контуру, штриховать. Воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок. Инсценировать сказку «Колобок». | | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | Обводить предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Писать прямые длинные наклонные линии, ориентируясь на образец и дополнительную линию. Соблюдать наклон, указанное направление движения руки, выдерживать расстояние между элементами. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Узнавать сказку и отдельный эпизод из сказки по иллюстрации, воспроизводить его. Воспроизводить эпизод из знакомой сказки по иллюстрации, данной в прописи. | | |
6 | Письмо наклонных линий с закруглением внизу. | Находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам. Писать длинную наклонную линию с закруглением внизу (влево); короткую наклонную линию с закруглением внизу (вправо). Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. Составлять связные рассказы по иллюстрациям, данным в прописи. | | |
7 | Письмо элементов букв. | Находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор (соответствие количества слогов, места ударения в слове). Писать короткую наклонную линию с закруглением вверху (влево); длинную наклонную линию с закруглением внизу (вправо). Чередовать короткую и длинную наклонные линии с закруглением внизу (вправо), соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. | | |
8 | Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. | Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор (соответствие количества слогов, места ударения в слове). Выполнять слого-звуковой анализ слов, обозначающих предмет, изображённый в прописи. Писать овалы большие и маленькие, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. Писать короткие наклонные линии, объединяя их в группы по две-три, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. | | |
9 | Письмо коротких и длинных линий. | Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Выполнять слого-звуковой анализ слов по выбору учителя. Писать короткие и длинные линии, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервал между ними. Писать короткие и длинные наклонные линии с закруглением внизу вправо и влево. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Находить знакомые графические элементы букв в изображении предметов. | | |
10 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Выполнять слого-звуковой анализ слов по выбору учителя. Писать короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо. Писать короткую наклонную линию с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Писать наклонные линии с петлёй вверху и внизу (элементы строчной буквы д и строчной буквы в), чередовать их. | | |
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу, овалов и полуовалов. | Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Выполнять слого-звуковой анализ слов по выбору учителя. Писать наклонные линии с петлёй вверху и внизу (элементы строчной буквы д и строчной буквы в). Писать полуовалы, чередовать их, соблюдая наклон, высоту и интервал между ними. Писать овалы, не выходя за рабочую строку. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Рисовать бордюры по заданному алгоритму. | | |
12 | Письмо строчной буквы « а». | Писать строчную букву «а» в соответствии с образцом. | | |
13 | Письмо заглавной буквы «А». | Писать заглавную букву «А» в соответствии с образцом. | | |
14 | Письмо строчной буквы «о». | Писать строчную букву «о» в соответствии с образцом. | | |
15 | Письмо заглавной буквы «О». | Писать заглавную букву «А» в соответствии с образцом. | | |
16 | Письмо строчной буквы «и». | Писать строчную букву «и» в соответствии с образцом. | | |
17 | Письмо заглавной буквы «И». | Писать заглавную букву «И» в соответствии с образцом. | | |
18 | Письмо буквы «ы». | Писать букву «ы». | | |
19 | Письмо соединений с буквой «ы». | Писать соединения с буквой «ы». | | |
20 | Письмо строчной буквы «у». | Писать строчную букву «у» в соответствии с образцом. | | |
21 | Письмо заглавной буквы «У». | Писать заглавную букву «У» в соответствии с образцом. | | |
22 | Повторение изученных букв. | Правильно писать изученные буквы и их соединения. | | |
23 | Письмо строчной буквы «н». | Писать строчную букву «н» в соответствии с образцом. | | |
24 | Письмо заглавной буквы «Н». | Писать заглавную букву «Н» в соответствии с образцом. | | |
25 | Письмо строчной буквы «с». | Писать строчную букву «с» в соответствии с образцом. | | |
26 | Письмо заглавной буквы «С». | Писать заглавную букву «С» в соответствии с образцом. | | |
27 | Письмо строчной буквы «к». | Писать строчную букву «к» в соответствии с образцом. | | |
28 | Письмо заглавной буквы «К». | Писать заглавную букву «К» в соответствии с образцом. | | |
29 | Письмо строчной буквы «т». | Писать строчную букву «т» в соответствии с образцом. | | |
30 | Письмо заглавной буквы « Т». | Писать заглавную букву «Т» в соответствии с образцом. | | |
31 | Письмо изученных букв. | Закрепить написание изученных букв. | | |
32 | Письмо строчной буквы «л». | Писать строчную букву «л» в соответствии с образцом. | | |
33 | Письмо заглавной буквы « Л». | Писать заглавную букву «Л» в соответствии с образцом. | | |
34 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | Писать слова и предложения с изученными буквами. | | |
35 | Письмо строчной буквы «р». | Писать строчную букву «р» в соответствии с образцом. | | |
36 | Письмо заглавной буквы «Р». | Писать заглавную букву «Р» в соответствии с образцом. | | |
37 | Письмо строчной буквы «в». | Писать строчную букву «в» в соответствии с образцом. | | |
38 | Письмо заглавной буквы «В». | Писать заглавную букву «В» в соответствии с образцом. | | |
39 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | Писать слова и предложения с изученными буквами, без ошибок списывать с печатного и письменного текста. | | |
40 | Письмо строчной буквы «е». | Писать строчную букву «е» в соответствии с образцом. | 2 четверть. | |
41 | Письмо заглавной буквы «Е». | Писать заглавную букву «Е» в соответствии с образцом. | | |
42 | Письмо строчной буквы «п». | Писать строчную букву «п» в соответствии с образцом. | | |
43 | Письмо заглавной буквы «П». | Писать заглавную букву «П» в соответствии с образцом. | | |
44 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | Писать слова и предложения с изученными буквами, без ошибок списывать с печатного и письменного текста. | | |
45 | Письмо строчной буквы «м». | Писать строчную букву «м» в соответствии с образцом. | | |
46 | Письмо заглавной буквы «М». | Писать заглавную букву «М» в соответствии с образцом. | | |
47 | Письмо изученных букв. | Закрепить написание изученных букв. | | |
48 | Письмо строчной буквы «з». | Писать строчную букву «з» в соответствии с образцом. | | |
49 | Письмо заглавной буквы «З». | Писать заглавную букву «З» в соответствии с образцом. | | |
50 | Отработка письма изученных букв. | Закрепить написание изученных букв. | | |
51 | Письмо строчной буквы «б». | Писать строчную букву «б» в соответствии с образцом. | | |
52 | Письмо заглавной буквы «Б». | Писать заглавную букву «Б» в соответствии с образцом. | | |
53 | Письмо изученных букв. Списывание текстов. | Закрепить написание изученных букв. | | |
54 | Письмо строчной буквы «д». | Писать строчную букву «д» в соответствии с образцом. | | |
55 | Письмо заглавной буквы «Д». | Писать заглавную букву «Д» в соответствии с образцом. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения – знаками препинания. Составлять ответ на вопрос и записывать его. | | |
56 | Письмо слов с буквами « д и т». | Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Писать правильно имена собственные. | | |
57 | Письмо строчной буквы «я». | Писать строчную букву «я» в соответствии с образцом. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Составлять ответ на вопрос и записывать его. | | |
58 | Письмо заглавной буквы «Я». | Писать заглавную букву «Я» в соответствии с образцом. | | |
59 | Письмо слов с буквой «Я, я». | Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
60 | Письмо слов с буквой «Я, я». Списывание с печатного и письменного текста. | Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. . | | |
61 | Письмо строчной буквы «г». | Писать каллиграфически правильно изученные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. | | |
62 | Письмо заглавной буквы «Г». | Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву с образцом. Писать заглавную букву «Г» в соответствии с образцом. | | |
63 | Письмо изученных букв и слов с ними. | Писать слоги, слова с изученными буквами. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. . Обозначать правильно границы предложения. | | |
64 | Письмо строчной буквы «ч». | Писать строчную букву «ч» в соответствии с образцом. | | |
65 | Письмо буквосочетаний «ча-чу». | Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Составлять ответ на вопрос и записывать его. Писать буквосочетания «ча-чу». | | |
66 | Письмо заглавной буквы «Ч». | Писать каллиграфически правильно изученные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Писать под диктовку предложение после предварительного разбора. Писать заглавную букву «Ч» в соответствии с образцом. | | |
67 | Письмо строчной буквы «ь». | Обводить по контуру бордюрные узоры безотрывно, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом, заданным в прописи. Писать буквы в соответствии с образцом. | | |
68 | Мягкий знак как показатель мягкости. | Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. | | |
69 | Упражнение в написании «ь». | Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. | | |
70 | Письмо строчной буквы «ш». | Писать каллиграфически правильно изученные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Писать строчную букву «Ш» в соответствии с образцом. | | |
71 | Письмо заглавной буквы «Ш». | Называть правильно элементы букв «Ш,ш». Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом, заданным в прописи. Писать буквы «Ш,ш» в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. | | |
72 | Письмо буквосочетаний «ши». | Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Писать буквосочетания «ши». | | |
73 | Письмо строчной буквы «ж». | Писать строчную букву «ж» в соответствии с образцом. | | |
74 | Письмо заглавной буквы «Ж». | Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Писать заглавную букву «Ж» в соответствии с образцом. | | |
75 | Упражнение в написании изученных букв. | Писать изученные буквы. Обозначать правильно границы предложения. | | |
76 | Письмо буквосочетаний «жи-ши». | Называть правильно элементы букв. Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом, заданным в прописи. Писать буквы в соответствии с образцом, каллиграфически правильно писать изученные буквы. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Писать буквосочетания «жи-ши». Записывать правильно слова с сочетанием «жи-ши» | | |
77 | Письмо строчной буквы «ё». | | |
78 | Письмо заглавной буквы «Ё». | | |
79 | Письмо строчной и заглавной буквы «й, Й». | | |
80 | Письмо слов и предложений с «й». | 3 четверть. | |
81 | Письмо строчной буквы «х». | Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом прописи. Писать буквы «Х,х» в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Устанавливать связь слов в предложении, восстанавливать деформированный текст. Соблюдать паузу при интонировании предложения с тире. Списывать без ошибок предложение по образцу, данному в прописи. Обозначать правильно границы предложения. Списывать с печатного текста. | | |
82 | Письмо заглавной буквы «Х». | | |
83 | Письмо слов предложений с буквами «х, Х». Списывание с печатного текста. | | |
84 | Письмо строчной буквы «ю». | Писать строчную букву «ю». Называть правильно элементы буквы «Ю,ю». Обводить по контуру бордюрные узоры в широкой строке, самостоятельно продлевать их, не выходя за пределы строки. Писать букву «Ю» в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву. | | |
85 | Письмо заглавной буквы «Ю». | | |
86 | Письмо слов предложений с буквами «ю,Ю». | | |
87 | Письмо строчной буквы «ц». | Называть правильно элементы букв «Ц,ц» Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом прописи. Писать буквы «Ц.ц» в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. | | |
88 | Письмо заглавной буквы «Ц». | | |
89 | Письмо строчной буквы «э». | Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом. | | |
90 | Письмо заглавной буквы «Э». | Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
91 | Письмо строчной буквы «щ». | Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Записывать под диктовку предложения после предварительного разбора. Обозначать правильно границы предложения. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. Соотносить звучание и написание сочетаний ща, щу, объяснять их написание. Записывать правильно слова с сочетаниями ща, щу. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Комментировать запись предложения, используя орфографическое проговаривание. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
92 | Правописание буквосочетаний «ща, щу». | | |
93 | Письмо заглавной буквы «Щ». | | |
94 | Письмо строчной буквы «ф». | Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Составлять рассказ по заданному началу. Записывать составленный текст (2–3 предложения) самостоятельно. | | |
95 | Письмо заглавной буквы «Ф». | Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Обозначать правильно границы предложения. Дополнять предложение словом в соответствии со смыслом предложения. Устанавливать связь слов в предложении, на основе этого восстанавливать деформированное предложение. | | |
96 | Письмо строчных букв «ь, ъ». | Обозначать правильно границы предложения. Дополнять предложение словом в соответствии со смыслом предложения. Устанавливать связь слов в предложении, на основе этого восстанавливать деформированное предложение. | | |
97 | Упражнение в письме букв, соединений, слов в предложении. | Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
98 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений под диктовку. | Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
99 | Упражнение в фонематическом анализе слов. | Выполнять фонетический анализ слов. Записывать с комментированием предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова. | | |
100 | Упражнение в письме слов и предложений, содержащих географические названия. | Выполнять фонетический анализ слов. Записывать с комментированием предложения, содержащие слова – географические названия. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова. | | |
101 | Упражнение в письме имен собственных. | Анализировать написанные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Записывать с заглавной буквы имена собственные. | | |
102 | Упражнение в списывании букв, соединений, слов и предложений. | Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
103 | Упражнение в написании предложений. | Анализировать написанные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. | | |
104 | Упражнение в письме под диктовку предложений после предварительного разбора. | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Называть правильно элементы букв. Записывать под диктовку предложения после предварительного разбора. | | |
105 | Списывание с письменного текста. | Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
106 | Упражнение в письме под диктовку. | Списывать без ошибок с письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение. Выполнять запись под диктовку, соблюдая орфографический режим. | | |
107 | Упражнение в обозначении границ предложений. | Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
108 | Списывание с печатного текста. | Выполнять фонетический анализ слов. Записывать с комментированием предложения, содержащие слова – географические названия. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова. | | |
109 | Закрепление написания слов с сочетаниями «ча-ша». | Анализировать написанные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Записывать с заглавной буквы имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. | | |
110 | Закрепление написания слов с сочетаниями «чу-щу». | Списывать без ошибок с письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение. Выполнять запись под диктовку, соблюдая орфографический режим. | | |
111 | Закрепление написания слов с сочетаниями «жи-ши». | Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
112 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | | |
113 | Запись предложений с комментированием, оформление границ предложения. | | |
114 | Письмо под диктовку. | | |
115 | Диагностика знаний. Письмо изученных букв. | | |
Раздел 2. «Русский язык» (50 часов) |
Наша речь (2 часа) |
116 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. | Ориентироваться на странице учебника, понимать его условные обозначения; списывать, выполняя определённую последовательность действий. Списывать без ошибок с печатного шрифта. | | |
117 | Речь устная и письменная. Русский язык – родной язык русского народа. | Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя». | | |
Текст, предложение, диалог (3 часа) |
118 | Текст. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. | Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Отличать предложение от набора слов. | | |
119 | Предложение. Связь слов в предложении. | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. | | |
120 | Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. | Различать диалог. Выразительно читать текст по ролям. Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Наблюдать над постановкой тире (–) в диалогической речи. Правильно оформлять диалогическую речь на письме. | | |
Слова, слова, слова… (4 часа) |
121 | Слово. Роль слов в речи. Наблюдение над значением слова. | Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). | | |
122 | Слова-названия предметов и явлений, слова- названия признаков предметов, слова –названия действий предметов. | Приобретать опыт в различении по лексическому значению и вопросу слов – названий предметов, признаков предметов, действий предметов. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. | | |
123 | Вежливые слова. Составление текста по рисунку и опорным словам. | Использовать в речи «вежливые слова». Работать со словарями учебника: толковым и словарем близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. Записывать самостоятельно составленный текст. | | |
124 | Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. | Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов: пенал, здравствуйте, благодарю. Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | | |
Слово и слог. Ударение (6 часов) |
125 | Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. | Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Делить слова на слоги. Составлять схему слова. | | |
126 | Деление слов на слоги. Анализ слогов относительно количества в них гласных и согласных звуков. | Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. | | |
127 | Правило переноса слов с одной строки на другую. | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ). Переносить слова по слогам. Переносить слова с ь и й в середине. | | |
128 | Упражнение в переносе слов. | Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | | |
129 | Словообразующая роль ударения. Зависимость значения от ударения. | Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи. Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (за́мок и замо́к). Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Составлять простейшие слогоударные модели слов. | | |
130 | Значение ударного слога в слове. Определение места ударения в слове. | Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Составлять сказку по данному началу, заключительной части и рисункам. | 4 четверть | |
Звуки и буквы (34 часа) |
131 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. | | |
132 | Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. | Записывать слова в алфавитном порядке. Применять изученные правила, выбирать и вписывать буквы. Списывать и писать под диктовку, регулировать при этом свои действия. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). | | |
133 | Расположение слов в алфавитном порядке. | Записывать слова в алфавитном порядке. Применять изученные правила, выбирать и вписывать буквы. Списывать и писать под диктовку, регулировать при этом свои действия. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. | | |
134 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | Правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы, распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки. | | |
135 | Соотнесение количества звуков и букв в словах. Буквы «е, ё, ю, я» и их функции в словах. | Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. | | |
136 | Слова с буквой э. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». | | |
136 | Ударные и безударные гласные в слове. | Делить слова на слоги; познакомиться с правилом переноса слова по слогам. Определять ударный гласный в слове; выделять ударные и безударные гласные в слове. | | |
138 | Ударные и безударные гласные звуки. | Определять ударный гласный в слове; выделять ударный и безударные гласные в слове. Объяснять правописание слов, в которых были допущены ошибки, постановку знаков препинания в конце предложения. Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. | | |
139 | Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. | Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | | |
140 | Формирование умения подбирать проверочные слова. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | | |
141 | Формирование умения писать слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | Объяснять правописание слов, в которых были допущены ошибки, постановку знаков препинания в конце предложения. | | |
142 | Согласные звуки и буквы. Проверочный словарный диктант. | Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова. | | |
143 | Написание и перенос слов с удвоенными согласными. | Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). | | |
144 | Различие букв «и и й». Перенос слов с буквой « й». | Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]. Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка). Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на). Объяснять правописание слов, в которых были допущены ошибки, постановку знаков препинания в конце предложения. | | |
145 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений. Определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. | | |
146 | Парные и непарные согласные звуки по твёрдости и мягкости. | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | | |
147 | Формирование умения распознавать парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки. | Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’]. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость / мягкость согласного звука. Объяснять правописание слов, в которых были допущены ошибки, постановку знаков препинания в конце предложения. | | |
148 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | Объяснять правописание слов, в которых были допущены ошибки, постановку знаков препинания в конце предложения. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Письмо под диктовку и с комментированием. | | |
149 | Перенос слов с мягким знаком. | Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’]. | | |
150 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. | | |
151 | Звонкие и глухие согласные звуки. | Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. | | |
152 | Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | | |
153 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. | Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | | |
154 | Способы проверки парных согласных путём изменения формы слова. | Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | | |
155 | Правописание парных согласных звуков на конце слова. Проверочный диктант. | Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | | |
156 | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». | Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов. Объяснять отличие скороговорки от других малых литературных жанров. | | |
157 | .Правило правописания слов с сочетаниями «чк, чн, чт». | Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. | | |
158 | Закрепление навыков правописания слов с сочетаниями «чк,чн,чт». | Правильно произносить и писать слова с сочетаниями: жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк–чн. Находить в тексте имена собственные и правильно их писать. Самостоятельно объяснять и писать слова с пропущенными орфограммами. Рассказывать самостоятельно или с помощью одноклассников сказку «Лиса и журавль». | | |
159 | Буквосочетания «жи-ши,ча-ща,чу-щу». | Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. | | |
160 | Закрепление навыков правописания слов с сочетаниями «жи-ши, ча-ща,чу –щу». | Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. | | |
161 | Заглавная буква в словах. | Находить имена собственные в тексте. Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Уметь переносить слова с удвоенными согласными. Правильно оформлять предложение на письме (писать начало с заглавной буквы, ставить знаки препинания в конце). | | |
162 | Правописание заглавной буквы в именах собственных. Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма). | Находить изученные орфограммы в названиях прочитанных сказок. Объяснять отличие сказки от рассказа и стихотворения. Записывать слова с изученными орфограммами. Записывать названия сказок в алфавитном порядке. | | |
163 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | Писать текст под диктовку. | | |
164 | Работа над ошибками. | Выполнять работу над ошибками. | | |
Итоговое повторение (1 час) |
165 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Делить текст на предложения и правильно оформлять их на письме. Писать слова с предлогами. Писать прописную букву в начале предложения. Называть существенные признаки гласных и согласных звуков; наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ. Списывать предложение с печатного образца. | | |