СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

протокол № ____ от _____________ г.


Согласовано с заместителем директора по УВР

Парамзиной О.В.

__________________________________

Рабочая программа по русскому языку для 8 классов А, Е

на 2022/2023 учебный год



Котова Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы







Тамбов

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 8 класса составлена на основе следующей нормативно-правовой базы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 (в редакции от 29.12.2014 г. № 1644).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1578.

4. Учебный план МБОУ «Будницкая основная школа» на 2019-2020 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Будницкая основная школа».

5. «Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект» (М.: Просвещение, 2012г.) и в соответствии с «Рабочей программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012 г.).


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

По учебному плану МБОУ «Будницкая ОШ» на изучение русского языка в 8 классе отводится 105 часа, что составляет 3 часа в неделю.

Учебник: (ФГОС) Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2019 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разными способами передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся научатся основным языковым явлениям, речеведческим понятиям, пунктуационным правилам, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Учащиеся получат возможность научиться:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной раз­новидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпи­графа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора ис­ходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравни­тельную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для пуб­лицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языко­вые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их опре­делять;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, осно­ванные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, поль­зоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные пред­ложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, одно­родными и обособленными членами;

-правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при про­ведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуа­ции, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Из них на

Развитие речи

Контрольные работы

1.

Русский язык в современном мире

1



2.

Повторение изученного в 5-7 классах

8

1

1

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

7


1

4

Простое предложение

3

1


5.

Главные члены предложения

9


1

6.

Второстепенные члены предложения

12

2

1

7.

Односоставные предложения

11

2

1

8

Простое осложненное предложение

14

2

1

9.

Обособленные члены предложения

16

1

1

10.

Обращение

3


1

11.

Вводные и вставные конструкции

8

1

1

12.

Чужая речь

6

1

2

13.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

3



14

Резерв

4




Итого

102




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Функции русского языка в современном мире (1 ч.)

Русский язык в современном мире.

Учащиеся научатся:

владеть русским языком – языком великого русского народа и одним из богатых языков мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе.

Основные термины по разделу:

Основные разделы языка, основные языковые единицы.

Повторение изученного в VVII классах (6 ч. + 2 ч.)

Учащиеся научатся определять:

роль знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксическим условиям употребления знаков препинания.

видам предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментам действительности (простые и сложные); средствам связи простых предложений в сложных: союзным средствам и интонации (союзные) или интонация (бессоюзные);

видам сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства;

условиям выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксической роли наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)

условиям выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными

Учащиеся получат возможность научиться:

разграничивать знаки препинания по их функциям;

пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;

определять вид сложного предложения;

соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;

создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;

правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;

разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;

разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;

правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;

обозначать графически условия выбора орфограмм.

Основные термины по разделу:

Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (6ч.+1ч.)

Учащиеся научатся основным единицам синтаксиса ( текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса)

Учащиеся получат возможность научиться:

находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;

разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;

соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;

разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания


Словосочетание

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Учащиеся научатся:

Находить словосочетания, определять его функции; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные;

свободные словосочетания и фразеологические обороты;

согласование, управление, примыкание;

средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;

порядок устного и письменного разбора словосочетания

Учащиеся получат возможность научиться:

составлять разные виды словосочетаний;

определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;

разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;

определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;

использовать в речи синонимические по значению словосочетания;

разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;

определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;

составлять словосочетания с заданным видом связи;

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;

разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;

производить устный и письменный разбор словосочетания.

Основные термины по разделу:

Словосочетание, типы словосочетаний.

Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.


Простое предложение (2 ч. + 1 ч.)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Учащиеся научатся:

Определять виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;

грамматическую (предикативную) основу предложений, выражать его основное значение и отражать ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;

в русском языке,порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;

основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.

Учащиеся получат возможность научиться:

разграничивать односоставные и двусоставные предложения;

определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);

определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;

выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;

выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;

составлять графическую интонационную схему предложения.

Основные термины по разделу:

Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.


Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (8 ч. + 1 ч.)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Учащиеся научатся:

Определять способы выражения подлежащего;

способы выражения сказуемого;

правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;

основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;

способы выражения вспомогательного глагола;

основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;

способы выражения именной части;

тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;

правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Учащиеся получат возможность:

находить подлежащее и определять способы его выражения;

определять способы выражения сказуемого;

соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;

согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;

находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;

находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;

разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;

определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;

интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;

употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;

пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;

использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.

Основные термины по разделу:

Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.

Второстепенные члены предложения (9ч.+3ч.)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Учащиеся научатся:

Определять виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;

что такое дополнение, основные способы его выражения;

виды дополнений: прямые и косвенные;

способы выражения прямого дополнения;

что такое определение;

виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;

способы выражения согласованных и несогласованных определений;

несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства

что такое приложение;

способы выражения приложения;

правила постановки дефиса при приложении;

правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом

что такое обстоятельство, способы его выражения;

виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);

второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия

порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения

Учащиеся получат возможность научиться:

находить в предложении второстепенные члены;

распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;

разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;

использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;

распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;

разграничивать прямое дополнение и подлежащее;

находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;

разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;

распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;

различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;

использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;

обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;

находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;

использовать приложения в речи;

согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;

находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,

использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;

распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;

находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;

разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;

находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;

ставить вопросы к обстоятельствам условия;

использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;

находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;

производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.

Основные термины по разделу:

Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.

Простые односоставные предложения (8ч.+3ч.)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Учащиеся научатся:

Определять грамматическую основу односоставных предложений; способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);

способы выражения главного члена односоставного предложения;

виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)

что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)

что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)

что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль неопределенно-личных предложений

что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;

функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)

порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения

Учащиеся получат возможность научиться:

разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;

различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;

распространять нераспространенные односоставные предложения;

распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;

определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);

пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;

использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний

распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;

пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;

использовать определенно-личные предложения в речи;

распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;

разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;

находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;

использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;

пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;

различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;

находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;

определять способ выражения их главного члена;

правильно интонировать данные предложения;

производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, осложненное предложение.

Неполное предложение

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Учащиеся научатся:

Определять неполное предложение;

варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;

диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;

правило употребления тире в неполном предложении

Учащиеся получат возможность научиться:

распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;

распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;

использовать неполные предложения в диалоге;

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.

Простое осложненное предложение (1ч.)

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Учащиеся должны знать:

что такое осложненное предложение;

способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)

Учащиеся должны уметь:

определять способ осложнения предложения

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, осложненное предложение.

Однородные члены предложения (10ч.+3ч.)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Учащиеся научатся:

Определять однородные члены предложения;

способы выражения однородных членов (все члены предложения),

тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;

функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);

правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;

правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;

что такое однородные и неоднородные определения;

основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;

правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;

функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);

правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;

фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;

правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);

порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;

порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.

Учащиеся получат возможность научиться:

распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,

составлять графические схемы однородных членов;

использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;

находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);

использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;

правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;

использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;

правильно расставлять знаки препинания;

интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;

разграничивать однородные и неоднородные определения;

использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;

распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;

определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;

использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;

разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;

распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);

правильно расставлять знаки препинания при союзе и;

использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;

разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;

определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;

использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;

находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;

интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;

использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;

разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;

производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Основные термины по разделу:

Предложение, однородные члены предложения.

Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.

Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.

Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.

Обобщающие слова, однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения (16ч.)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Учащиеся научатся:

обособлению – выделению второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;

графическому обозначению обособленных членов предложения и интонации обособления;

видам обособленных определений (согласованные и несогласованные);

способам выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);

способам выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);

правилу обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);

правилу обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания);

правилу обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение);

способам выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);

правилу обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);

фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);

правилу выделения уточняющих членов предложения;

порядку устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами;

порядку устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами.

Учащиеся получат возможность научиться:

интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;

выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;

распространять обособленные члены;

правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;

интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;

находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;

находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;

распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;

объяснять использование тире для выделения приложения;

использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;

распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;

обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;

распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;

обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;

согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;

находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;

находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;

распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;

распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;

объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;

определять их роль в раскрытии авторского замысла;

использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;

производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Основные термины по разделу:

Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.

Обособленные члены предложения: обособленные приложения.

Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.

Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.

Обращение(3ч.)

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Учащиеся должны знать:

какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);

функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);

что такое обращение;

способы выражения обращения;

что такое распространенное обращение;

правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Учащиеся научатся:

подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);

интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;

обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;

использовать распространенные обращения в речи;

использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;

определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;

распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;

определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;

определять текстообразующую роль обращений.

Основные термины по разделу:

Обращения, знаки препинания при обращениях.


Вводные и вставные конструкции (8ч.)

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Учащиеся научатся:

Определять вводные слова;

группы вводных слов по значению;

правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);

что такое вводные предложения;

виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);

правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;

частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;

что такое вставные конструкции, их назначение;

правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;

что такое междометие, его назначение;

правила выделения междометий на письме;

порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.

Учащиеся получат возможность научиться:

интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;

разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;

использовать вводные слова разных значений в речи;

обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;

определять текстообразующую роль вводных слов;

распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;

использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;

распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;

использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;

разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;

употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;

обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;

распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;

употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;

обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;

обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;

распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;

разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;

производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.

Основные термины по разделу:

Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.

Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.

Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.

Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.

Авторская пунктуация.


Чужая речь (6ч.)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Учащиеся научатся:

определять чужую речь;

способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);

структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);

прямую речь;

косвенную речь;

структуру предложений с косвенной речью;

текстообразующую роль предложений с косвенной речью;

структуру предложений с прямой речью;

правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

текстообразующую роль предложений с прямой речью;

диалог; правила пунктуационного оформления диалога;

цитаты;

способы введения цитаты в авторский текст;

правила пунктуационного оформления цитат;

порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.

Учащиеся получат возможность научиться:

интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;

разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;

распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;

разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;

обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;

заменять прямую речь косвенной;

конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;

обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;

составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;

соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);

выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);

соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;

объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;

пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;

заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;

определять текстообразующую роль цитаты;

обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;

распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;

вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;

определять текстообразующую роль цитаты;

использовать цитаты в речи;

исправлять речевые недочеты при цитировании;

цитировать стихотворный текст;

использовать цитаты в заданной речевой ситуации;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.

Основные термины по разделу:

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.

Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.


Повторение и систематизация изученного в VIII классе (3ч.)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Учащиеся научатся:

взаимосвязи синтаксиса и морфологии;

первичным и вторичным синтаксическим функциям различных частей речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;

пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;

разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;

правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;

обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, культура речи

Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения

Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.


ЛИЧНОСТНЫЕ ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ,ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

Личностными результатами освоения являются:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

2. Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты:

1. Владение всеми видами речевой деятельности.

2. Понимание информации устного и письменного сообщения.

3. Владение разными видами чтения.

4. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне.

Предметные результаты:

1 .Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

2. Усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц.

3. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, стили языка и типы речи, текст, типы текста, основные единицы языка, их признаки, особенности употребления в речи.

4. Овладение основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и умение пользоваться ими в своей практике.

5. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения.

6. Осознание эстетической функции родного языка.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

УМК:

  1. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2017.

  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.

  3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2016

  5. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2016.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Из них на

Развитие речи

Контрольные работы

1.

Русский язык в современном мире

1



2.

Повторение изученного в 5-7 классах

8

1

1

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

7


1

4

Простое предложение

3

1


5.

Главные члены предложения

9


1

6.

Второстепенные члены предложения

12

2

1

7.

Односоставные предложения

11

2

1

8

Простое осложненное предложение

14

2

1

9.

Обособленные члены предложения

16

1

1

10.

Обращение

3


1

11.

Вводные и вставные конструкции

8

1

1

12.

Чужая речь

6

1

2

13.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

3



14

Резерв

4




Итого

105

11

11






Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

протокол № ____ от _____________ г.


Согласовано с заместителем директора по УВР

Парамзиной О.В.

__________________________________









Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8 классов А, Е

на 2022/2023 учебный год

Котова Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы







Тамбов

2022



Календарно-тематическое планирование по русскому языку– 8 класс 105 часов (3 часа в неделю)

уро

ка

Тема

Кол.уроков

Дата проведения


План 8А, 8Е

Факт

1

Русский язык в современном мире.


1

1-3.09

02.09

02.09

Повторение изученного в 5-7 класссах (8 ч.)


2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

5-10.09



3

4

Знаки препинания в сложных предложениях.

2

5-10.09

5-10.09



5

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

12-17.09



6

Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

12-17.09



7

Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи

1

12-17.09



8

Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 26).

1

19-24.09



9

+ Подготовка к проверочной работе. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 7 классе».

1

19-24.09



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи – 7 ч.


10

11

Анализ контрольного диктанта. Основные единицы синтаксиса

Текст как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса.

2

19-24.09

26-1.10



12

13

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

2

26-1.10

26-1.10



14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

3-8.10



15

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

3-8.10



16

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

1

3-8.10



Простое предложение – 3 ч.


17

Анализ работ. Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

1

10-15.10



18

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

10-15.10



19

Р/Р Описание памятника культуры .

1

10-15.10



Двусоставное предложение -9 ч.


20

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

17-22.10



21

Р/Р Сочинение по картине И.Шевандроновой «На террасе».

1

17-22.10



22

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

17-22.10



23

Составное глагольное сказуемое.

1

24-29.10



24

25

Составное именное сказуемое.

2

24-29.10

24-29.10



26

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

7-12.11



27

Повторение материала по теме «Главные члены предложения».

1

7-12.11



28

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения.

1

7-12.11



Второстепенные члены предложения – 12 ч.


29

Анализ работ. Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

1

14-19.11



30

31

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

2

14-19.11

14-19.11



32

Р/Р Сжатое изложение. Отрывок из романа А.Н.Толстого «Пётр I».

1

21-26.11



33

34

Приложение. Знаки препинания при нём.

2

21-26.11

21-26.11



35

36

Обстоятельство.

2

28-3.12

28-3.12



37

Синтаксическй разбор двусоставного предложения.

1

28-3.12



38

Р/Р «Характеристика человека».

1

5-10.12



39

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».

1

5-10.12



40

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

1

5-10.12



Односоставные предложения – 11 ч.


41

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.

1

12-17.12



42

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.

1

12-17.12



43

Определённо-личные предложения.

1

12-17.12



44

Неопределённо-личные предложения.

1

19-24.12



45

Р/Р Инструкция.

1

19-24.12



46

Безличные предложения.

1

19-24.12



47

Р/Р Рассуждение.

1

26-30.12



48

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

1

26-30.12



49

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

26-30.12



50

Повторение по теме «Односоставные предложения».

1

9-14.01



51

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставне предложения».

1

9-14.01



Простое осложнённое предложение -14 ч.


52

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об осложненном предложении.

1

9-14.01



53

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения.

1

16-21.01



54

Однородные и неоднородные определения.

1

16-21.01



55

Однородные и неоднородные определения.

1

16-21.01



56

Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 263).

1

23-28.01



57

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.


1

23-28.01



58

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.


1

23-28.01



59

Р.Р. Сочинение сравнительного характера по картине Ю.И. Пименова «Спор».

1

30-4.02



60

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

1

30-4.02



61

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

1

30-4.02



62

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

1

6-11.02



63

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

1

6-11.02



64

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».

1

6-11.02



65

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

1

13-18.02



Обособленные члены предложения -16 ч.


66

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

1

13-18.02



67

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

13-18.02



68

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

20-28.02



69

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений.

1

20-28.02



70

Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.

1

20-28.02



71

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

1

27-4.03



72

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1

27-4.03



73

Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1

27-4.03



74

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК.

1

6-11.03



75

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

6-11.03



76

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

6-11.03



77

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов.

1

13-18.03



78

Обособление дополнений с предлогами.

1

13-18.03



79

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

13-18.03



80

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».

1

27-1.04



81

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».

1

27-1.04



Обращение -3 ч.


82

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.

1

27-1.04



83

Употребление обращений.

1

3-8.04



84

Контрольное тестирование по теме «Обращение».

1

3-8.04



Вводные и вставные конструкции -8 ч.


85

Анализ работ. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

3-8.04



86

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

1

10-15.04



87

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

10-15.04



88

Р/Р Контрольное сжатое изложение.

1

10-15.04



89

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

17-22.04



90

Междометия в предложении.

1

17-22.04



91

Повторение материала по теме «Обращения, вводные слова и междометия».

1

17-22.04



92

Контрольный тест по теме «Вводные и вставные конструкции».

1

24-29.04



Чужая речь -6 ч.


93

Анализ работ. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

1

24-29.04



94

Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

24-29.04



95

Р/Р Рассказ.

1

1-6.05



96

Цитата и знаки препинания при ней.

1

1-6.05



97

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».

1

1-6.05



98

Итоговая контрольная работа.

1

8-13.05



99

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

8-13.05



Повторение изученного в 8 классе -3 ч.


100

Синтаксис и морфология.


1

8-13.05



101

Синтаксис и пунктуация.

1

15-20.05



102

Синтаксис и культура речи.

1

15-20.05



103-105

Резерв

3

15-20.05

22-26.05

22-26.05




14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!