Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27 с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Балаково Саратовской области
Рассмотрено на заседании Руководитель ШМО __________ Т.В.Макухина Протокол № 1от21 .08. 2017 г. | Согласовано Зам.директора по УВР ________И.В.Валиева 21.08.2017г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 27 __________ О.Д.Брюханова Приказ № ___ от21 .08. 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Субоч Раисы Ивановны
( высшая квалификационная категория)
по русскому языку
в 7 классах А, В
2017 – 2018 учебный год
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себяновые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
III. Содержание учебного предмета
с учётом минимального количества часов для успешного
освоения программы
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
-
| Введение. Общие сведения о языке | 2 |
-
| Систематизация изученного в 5 – 6 классах | 6 |
-
| Входной мониторинг | 1 |
-
| Морфология.Причастие | 40 |
-
| Деепричастие | 21 |
-
| Промежуточный мониторинг | 1 |
-
| Служебные части речи | |
-
| Предлог | 9 |
-
| Союз | 13 |
-
| Частица | 13 |
-
| Междометие. Звукоподражательные слова | 6 |
-
| Промежуточная аттестация | 1 |
-
| Всего | 113 |
-
| Резерв.Повторение и систематизация изученного в 7 классе | 21 |
| ИТОГО | 136 часов |
| | |
Введение
Общие сведения о языке (2 ч).
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.
Систематизация изученногов 5 – 6 классах (6 ч)
Морфология
Причастие (40)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия:изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нни н. Правописание ннв причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями.
Деепричастие (21)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог (9)
Понятие о предлоге.
Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз (13)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами.
Частица (13)
Понятие о частицах. Значение частиц.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.
Междометие (6 ч)
Понятие о междометии.
Значение междометий в речи. Признаки междометий.
Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова.
Всего 113 ч
Резерв. Повторение в конце года (21 ч)
Итого 136 часов
IV. Тематическое планирование
По плану 136 часов: 4 часа в неделю, уроков развития речи - 31, контрольных работ - 9.
№ уро ка | Наименование разделов и тем | Кол- во ч. | Плано вые сроки прохож дения | Скорректиро ванные сроки прохожде ния |
-
| Русский язык - национальный язык русского народа. | 1 | 04.09 | |
-
| Практикум | 1 | 06 | |
-
| Систематизация изученногов 5 – 6 кл. Повторение. Морфология | 1 | 07 | |
-
| Правописание имен существительных и прилагательных | 1 | 08 | |
-
| Правописание глагола и наречия | 1 | 11 | |
-
| Знаки препинания в простом осложненном предложении | 1 | 13 | |
-
| Р/Р Текст. Стили речи | 2 | 14 | |
-
| Р/Р Сочинениепо картине | | 15 | |
-
| Входной мониторинг. | 1 | 18 | |
-
| Причастие.Вопрос о причастии в системе частей речи. Признаки прилагательного у причастия | 1 | 20 | |
-
| Признаки прилагательного у причастия.Морфологические и синтаксические признаки причастий | 1 | 21 | |
-
| Р/РИспользование причастий в описании | 1 | 22 | |
-
| Р/Р Описание общего вида местности. | 2 | 25 | |
-
| Р/Р Сочинение «Мой любимый уголок природы» | | 27 | |
-
| Признаки глагола у причастия | 1 | 27 | |
-
| Понятие "причастный оборот". Образование оборота Резерв | 3 | 28 | |
-
| Знаки препинания при причастном обороте | | 29 | |
-
| Использование причастного оборота в речи | | 02.10 | |
-
| Р/Р Описание действий | 2 | 04 | |
-
| Р/Р Сочинение | | 05 | |
-
| Правописание НЕ с причастиями | 2 | 06 | |
-
| Правописание НЕ с причастиями С/р | | 09 | |
-
| Р/Р Изложение | | 11 | |
-
| К/ р № 1 по теме "Причастие" | | 12 | |
-
| Анализ контрольной работы Действительные и страдательные причастия | | 13 | |
-
| Определениедействительных и страдательных причастий настоящего времени, их образование | 4 | 16 | |
-
| Словообразованиеи правописание действительных причастий настоящего времени | | 18 | |
-
| Использование причастий в речи. | | 19 | |
-
| Правописание причастий. Контрольное списывание | | 20 | |
-
| Образование страдательных причастий настоящего времени | | 23 | |
-
| Р/Р Повествование. | 2 | 25 | |
-
| Р/Р Рассказ на основе услышанного | | 26 | |
-
| Практикум. Правописаниедействительных и страдательных причастий настоящего времени | 2 | 27 | |
-
| Образование и правописание действительных причастий настоящего времени | | 08.11 | |
-
| Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 09 | |
-
| Правописание Е -Ёпосле шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 10 | |
-
| Правописание гласных перед Н и НН | 1 | 13 | |
-
| К/Р № 2. Контрольное списывание с грамматическим заданием | | 15 | |
-
| Р/Р Отзыв о книге. Тема, основная мысль текста, художественноесовершенство понравившейся сцены, картины. | 2 | 16 | |
-
| Р/Р Сочинение-отзыв | | 17 | |
-
| Краткие причастия | 2 | 20 | |
-
| Краткие причастия, их роль в предложении | | 22 | |
-
| НЕ с краткими и полными причастиями | 1 | 23 | |
-
| Правописание НН в причастиях | 2 | 24 | |
-
| Правописание НН в причастиях | | 27 | |
-
| Систематизация» обобщение изученного по теме «Причастия».Образование и правописание причастий. | 1 | 29 | |
-
| Разграничение причастий и омонимичных прилагательных, употребление в речи причастных форм и конструкций | 1 | 30 | |
-
| Контрольная работа №3 по теме "Причастие" | 2 | 01.12 | |
-
| Анализ контрольной работы. Морфологический разбор причастия | | 04 | |
-
| Р/РТекст научно-популярного стиля | 1 | 06 | |
-
| Р/Р Рассуждение в научно-популярном стиле | 1 | 07 | |
-
| Деепричастие.Понятие о деепричастии | 2 | 08 | |
-
| Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием. | 2 | 11 | |
-
| Резерв | | | |
-
| Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | 13 | |
-
| Резерв. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии | | | |
-
| Словообразование деепричастий. С/Р | | 14 | |
-
| Резерв | | | |
-
| Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование | 1 | 15 | |
-
| Употребление деепричастий в речи | 1 | 18 | |
-
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | 20 | |
-
| Промежуточный мониторинг. Контрольная работа № 4 по теме "Деепричастие" | 2 | 21 | |
-
| Анализ контрольной работы. Морфологический разбор деепричастий | | 22 | |
-
| Р/Р Характеристика литературного героя. | 2 | 25 | |
-
| Р/Р Сочинение-характеристика героя художественного произведения | | 27 | |
-
| Р/Р По следам ошибок | | 28 | |
-
| Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | 2 | 29 | |
-
| Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие. Практикум | | 15.01 | |
-
| Повторим орфографию | 2 | 17 | |
-
| Повторим орфографию | | 18 | |
-
| Повторим пунктуацию | 1 | 19 | |
-
| Р/Р Книжные стили речи. Публицистический стиль. | 2 | 22 | |
-
| Р/Р Публицистический стиль. Изложение. Слово "одиссея". | | 24 | |
-
| Анализ изложения. Служебные части речи. Предлог Понятие о служебных частях речи | 1 | 25 | |
-
| Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов | 1 | 26 | |
-
| Употребление предлогов Р.Р Изложение | 1 | 29 | |
-
| Производные и непроизводные предлоги | 1 | 31 | |
-
| Правописание производных предлогов .Тест | 1 | 01.02 | |
-
| Правописание предлогов. Использование предлогов в речи | 1 | 02 | |
-
| Правописание производных предлогов | 1 | 05 | |
-
| Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов | 1 | 07 | |
-
| Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог». С/р | | 08 | 26.02 |
-
| Союз. Понятие о союзе. Простые составные союзы. Сочинительные союзы и подчинительные союзы | 1 | 09 | 28 |
-
| Правописание союзов. Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз | 1 | 12 | 01.03 |
-
| Контрольная работа № 5 по теме "Служебные части речи". | 2 | 14 | 02 |
-
| Анализ к/р. Морфологический разбор союза. . Р.Р.Письменный ответ на вопрос | | 15 | 05 |
-
| Повторим орфографию | 1 | 16 | 07 |
-
| Повторим орфографию | 1 | 19 | 12 |
-
| Повторим пунктуацию | 2 | 21 | 14 |
-
| Повторим пунктуацию | | 22 | 15 |
-
| Р/Р Работа с текстом | 2 | 26 | 16 |
-
| Р/Р Исправляем текст. Восстанавливаем текст | | 28 | 19 |
-
| Р/Р Исправляем текст. Озаглавливание | 2 | 01.03 | 21 |
-
| Р/Р Дискуссия. Доказываем свою точку зрения | | 02 | 22 |
-
| Использование иноязычных слов в русском языке | | 05 | 23 |
-
| Частица. Понятие о частице. Значения частиц | 2 | 07 | 04.04 |
-
| Значения частиц | | 12 | 05 |
-
| С/р Правописание частиц | 2 | 14 | 06 |
-
| Формообразующие частицы | | 15 | 09 |
-
| Раздельное и дефисное написание частиц | 2 | 16 | 11 |
-
| Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ | | 19 | 12 |
-
| Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ | | 21 | 13 |
-
| Различение на письме частиц НЕ и НИ | | 22 | 16 |
-
| Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ | | 23 | 18 |
-
| Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ. | 1 | 04.04 | 19 |
-
| Практикум | 1 | 05 | 20 |
-
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы». Подготовка к промежуточной аттестации | 1 | 06 | 23 |
-
| Контрольная работа № 6 Промежуточная аттестация | 1 | 09 | 24 |
-
| Анализ к/р. Междометие. Звукоподражательные слова Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий | 1 | 11 | 25 |
-
| Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий | 1 | 12 | 26 |
-
| Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях | 1 | 13 | 27 |
-
| Знаки препинания при междометиях. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и в художественном произведении | 1 | 16 | 28 |
-
| Контрольная работа № 7 по развитию речи. Контрольное изложение | 1 | 18 | 03.05 |
-
| Контрольная работа № 8 по теме "Служебные части речи" | 1 | 19 | 04 |
-
| Анализ к/р и к/изложения | 1 | 20 | 07 |
-
| Повторение и систематизация изученного в 7 классе Р/Р Текст. Стили речи | 1 | 23 | 10 |
-
| Контрольная работа № 9 Р/Р Контрольное сочинение. | 1 | 25 | 14 |
-
| Р/Р Анализ работы . Культура речи. Орфоэпическая норма | 1 | 26 | 16 |
-
| Лексические нормы | 1 | 27 | 17 |
-
| Грамматические нормы | 1 | 30 | 18 |
-
| Нормы построения текста. | 1 | 03.05 | 21 |
-
| Р/Р Работа с текстом. Практикум | 2 | 04 | 23 |
-
| Р/Р Нормы речевого поведения (речевой этикет) | 1 | 7 | 24 |
-
| Р/Р Анализ ошибок | 1 | 10 | 25 |
- | Резерв времени | 1 | 11,14,16,17,18,21,23,24 | |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
для учителя:
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2005.
Никитина Е.И. Уроки развития речи.7 класс. - М.: Дрофа, 2004.
Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
4 Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа,2005.
Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
Селезнева Л.Б.Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная литература, 1997.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.: АРКТИ, 1999.
Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн. для учителя. - М.: Просвещение,1997.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. - М: Просвещение, 2001.
Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка.4-9 классы. - М.: УЦ «Перспектива», 1998.
для учащихся:
Бабайцева В.В., ЧесноковаЛ.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М.Дрофа,2006
Русский язык. Практика.7 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М. Дрофа,2006
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7класс. - М.Дрофа,2006
Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7 класс - М.: Дрофа, 2005.
Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь №1,2.- М.: Дрофа, 2005.
Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях:5-7 классы. - М.: Изд. «Первое сентября», 2002.
Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2002.
Львова С.И. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2006.
Литература
Введенская, Л. А., Пономарева, А. М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, студентов, преподавателей колледжей и училищ. - Изд. 3-е. - М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. - 352 с. - ISBN 5-241-00023-2.
Дидактический материал к учебнику русского языка. 6-9 кл.: пособие для учителя / В. П. Озерская, Г. А. Богданова, В. И. Капинос и др. -Изд. 2-е, перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с. -ISBN 5-09-001861-8.
Львова, С. Я. Русский язык. 6 кл.: пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2002. - 176 с: ил. (За страницами школьного учебника). - ISBN 5-7107-5208-8.
Русский язык в школе. Выпуски журналов за 1993-2002 гг. - ISBN 0131-6141.
Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. Выпуски журналов за 1992 г. - ISBN 0205-47IX.
Тихонова, В. В., Шаповалова, Т. Е.: Русский язык: тесты. - Изд. 4-е, стереотипн. - М: Дрофа, 2000. - 64 с. - ISBN 5-7107-3035-1.